ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1500/2021 от 05.07.2021 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД: 89RS0005-01-2021-002060-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2021 года город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Русиной Л.Г.,

при секретаре Дмитриенко Г.Е.,

с участием представителя истца - адвоката Иванова В.В. (нотариальная доверенность 89 АА 1196643 от 11.05.2021), представителя ответчика - ФИО1 (доверенность № 33 от 04.03.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1500/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа о перерасчете пенсии,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Ноябрьск ЯНАО (далее – Управление ПФР, пенсионный орган) о перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с 02 октября 2018 ему была назначена досрочная страховая пенсия в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако, период работы истца в должности ... с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. пенсионным органом не был засчитан как период работы в районах Крайнего Севера. Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с требованием обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии по старости зачетом периода работы в ... с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. как периода работы в районах Крайнего Севера.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, воспользовался правом вести дело через представителя.

Представитель истца – адвокат Иванов В.В., участвующий на основании нотариальной доверенности ... от 11.05.2021 (л.д. 32), поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Ноябрьск ЯНАО ФИО1, участвующая на основании по доверенности № ... от 04.03.2021, иск не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 28-29, 31).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях", ФЗ № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2 в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости – 05 сентября 2018 года).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление ПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 (в связи с работой в районах Крайнего Севера) Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ № 400-ФЗ).

Решением Управления ПФР № ... от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 с даты «ДД.ММ.ГГГГ» назначена страховая пенсия по пункту 6 части 1 статьи 32 названного Федерального закона № 400-ФЗ.

С ДД.ММ.ГГГГ года истцу произведен перерасчет страховой пенсии с учетом предоставления дополнительных справок о заработной плате и периода работы с 23.10.1991 по 14.10.1996, в связи с чем, размер выплачиваемой пенсии составил ... рубля (л.д. 16-18).

Между тем, при проведении перерасчета указанный период работы истца в прокуратуре г. Ноябрьска был включен пенсионным органом в страховой стаж как иная деятельность наравне с другими периодами работы, но при этом, не был включен как льготный стаж работы в районах Крайнего Севера, что и послужило для истца основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно ч.1 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. истец проходил службу в должности ..., расположенного в районе Крайнего Севера (л.д. 21-22).

Истец просит приравнять период службы в прокуратуре города Ноябрьск к работе в районах Крайнего Севера. Однако оснований включать период прохождения службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера у суда не имеется.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений; далее также - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Правовое положение (специальный правовой статус) прокурорских работников определяет Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", пункт 2 статьи 44 которого распространяет на них действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривающего - исходя из специфики правоохранительной службы и особого правового статуса лиц, проходящих ее, - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как назначаемая независимо от возраста пенсия за выслугу лет, установление и исчисление размера которой обусловлено наличием определенной выслуги на правоохранительной службе.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статей 11 настоящего Федерального закона.

Из разъяснений, содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 25.03.2013) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем, указанные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 № 946-О, решение законодателя не включать периоды военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свободы лиц, проходивших военную службу и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих их конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определение от 17.10.2006 № 380-О, от 29.09.2011 № 1040-О-О, от 28.014.2016 № 48-О).

В спорный период (с 23.10.1991 г. по 14.10.1996 г.) действовал Закон РФ от 20.11.1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который также не предусматривал включение периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Так, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 данного закона.

Таким образом, по ранее действующему пенсионному законодательству служба в армии в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась. Последующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан также не предусматривало такой возможности.

Исходя из выше указанных норм следует, что период прохождения военной службы включается в страховой и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что период службы ФИО2 ... с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. не может быть исчислен, как работа в районах Крайнего Севера с учётом изложенной позиции Конституционного Суда РФ, которая является обязательной к применению. Спорный период не подлежит зачету в специальный стаж истцу при назначении досрочной страховой пенсии по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа о перерасчете пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ноябрьский городской суд.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Русина Л.Г.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 июля 2021 года.

...