ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1500/2021 от 16.08.2021 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-1500/2021 (43RS0002-01-2021-002229-71)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<...>

16 августа 2021 года

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Минервиной А.В.,

при секретаре Колесниковой Л.М.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО « ДНС Ритейл» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО « ДНС Ритейл» о защите прав потребителя.

В обоснование иска указал, что 18 февраля 2021г. в гарантийный ремонт истцом сдан ноутбук НР 15bs-703 ur, в сервисный центр по адресу: <...>. Причина неисправности: западает левая кнопка тачпада и отключение происходит длительное время (несколько минут). На ноутбуке было установлено программное обеспечение Windows 8. Ноутбук был отправлен в ремонт к ответчику, по возвращении из ремонта выяснилось, что ноутбук в нерабочем состоянии, была произведена замена передней панели с элементами управления, другие работы не производились, программное обеспечение отсутствовало- было указание о перестановке системы. Замена передней панели не могла повлиять на программное обеспечение, т.к. оно находилось на твердотелом диске. Производитель работ был обязан восстановить систему в рабочее состояние. Истец отказался забрать ноутбук из ремонта, была написана претензия 12 марта 2021г., с требованием возвратить ноутбук с программным обеспечением, но в удовлетворении претензии было отказано. Программное обеспечение является собственностью истца, ноутбук был приобретен без программного обеспечения, которое было установлено знакомым истца. Считает, что ответчик должен восстановить программное обеспечение за свой счет. Просит суд обязать ответчика ООО «ДНС Ритейл» возвратить ноутбук в рабочем состоянии.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнил, просит суд обязать ответчика устранить недостатки, появившиеся после ремонта - переустановить операционную систему Windows 8, установленную на компьютере. Суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «ДНС Ритейл» по доверенности ФИО2 иск не признала, суду пояснила, что 27 февраля 2020г. истец приобрел у ответчика товар ноутбук НР 15bs-703 ur. 18.02.2021г. истец обратился к ответчику с требованием произвести гарантийный ремонт товара по причине обнаружения в товаре недостатков: западает левая кнопка тачпада, долго отключается. Товар был принят ответчиком в ремонт, произведен гарантийный ремонт, произведена замена топкейса, установлено, что система перезагружается, требуется переустановка операционной системы. 12 марта 2021г. истец обратился к ответчику для получения товара, однако товар забрать отказался по причине отсутствия в товаре установленной им самостоятельно операционной системы. В этот же день истец передал ответчику досудебную претензию, в которой заявил требование о передаче ему товара с установленной операционной системой Windows 8. В ответ на претензию ответчик сообщил истцу о том, что программное обеспечение с устройством не поставлялось, гарантия на него не распространяются. Также до сведения истца было доведено о возможности забрать исправный товар. Операционная система Windows 8 является лицензионным продуктом, который состоит из установочных дисков и ключа, который позволяет собственнику установить данное программное обеспечение на свое устройство путем ввода данного ключа. У истца, в случае приобретения лицензионного продукта, должен быть ключ продукта, который позволит установить операционную систему заново на ноутбук. Отсутствие ключа продукта свидетельствует о том, что установленная истцом операционная система не являлась лицензионной. Истцу было предложено предоставить ответчику ключ продукта, чтобы ответчик своими силами смог установить истцу операционную систему, однако истец заявил, что ключа у него нет. Ноутбук находится в исправном состоянии, за качество операционной системы ответчик не отвечает, поскольку операционная система является самостоятельным товаром, который приобретен не у ответчика. Результаты проведенной судебной экспертизы подтверждают, что в товаре отсутствуют технические недостатки. Просит суд в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 27.02.2020г. ФИО1 приобрел в ООО « ДНС Ритейл» ноутбук НР 15bs-703 ur, стоимостью 21 499 руб.

18.02.2021г. истец обратился к ответчику с требованием провести гарантийный ремонт ноутубка, заявленные неисправность: западает левая кнопка тачпада, долго отключается ( несколько минут).

04.03.2021г. ремонт ноутбука был завершен, произведены работы: замена топкейса, систем а перезагружается, требуется переустановка ОС. (л.д. 35)

Как установлено судом ремонт ноутубка произведен в установленный законом срок, неисправность устранена, однако истец отказался забрать товар в виду утраты на ноутбуке программного обеспечения.

12 марта 2021г. истец обратился к ответчику с требованием возвратить ноутбук с установленной программой.

В ответ на претензию истцу было отказано, с обоснованием, что программное обеспечение с устройством не поставлялось, гарантия на него не распространяется.

Согласно заключению судебной экспертизы № СЭЗ -21/117 от 06.08.2021г. ООО « ЭКФ ЭКСКОН», в представленном на экспертизу устройстве - ноутбук НР 15bs-703 uг, серийный номер СND001ОY48, дефектов аппаратной (механической части) не выявлено. Имеется критическая ошибка системы Windows, из-за чего она находится в режиме авто- восставовления. При анализе системных файлов (журналов) работы компьютера в том объёме, в котором было возможно это выполнить с помощью виртуальной системы с внешнего носителя, ошибок установленной на ноутбуке системы из-за действий пользователя не выявлено, поэтому наиболее вероятная проблема — ошибка в самой системе, т.е. дефект является производственным. Также выявлено, что в ноутбуке имеется профиль пользователя «Юджин», от которого ни одна из сторон судебного процесса не смогла предоставить пароль, который впоследствии был сброшен экспертом при помощи специализированного программного обеспечения, но создание профилей с ошибками системы связи не имеет.Для устранения дефекта системы необходима её переустановка. В процессе
исследования выявлено, что система активирована серийным кодом, который при этом не зашит в ВIOS компьютера, а был введён при её установке, либо «зашит» в установщик, следовательно, у владельца компьютера должен иметься установщик системы и возможно выполнить её переустановку. По длительности сама установка системы занимает до 20 минут, полная настройка компьютера с учётом установки сопутствующих исполнительных программ занимает до 3 часов в зависимости от характеристик компьютера, наличия программ и скорости подключения к интернету. Стоимость работ при использовании услуг сервисных центров с учётом полной
настройки компьютера составляет 3000 (три тысячи) рублей при наличии установщика системы. Стоимость новой лицензионной системы Windows 8.1 Рго составляет до 2900 (двух тысяч девятисот) рублей.Дефект — критическая ошибка системы - обладает признаками существенности, так как не позволяет эксплуатировать устройство в целях, для которых оно обычно используется.Эксперт, выражая особое мнение, считает необходимым отметить, что критическая ошибка для системы Windows не является уникальным событием, требующим внимания суда и в целом судебной системы, и стабильной, по его мнению, можно считать версию системы начиная с 10, т.е. более современной, чем та, которая установлена на компьютере истца. Экспертом при эксплуатации на его личном ноутбуке системы Windows 10 критическая ошибка была замечена один раз за 5 лет работы, при этом ошибка была исправлена самой системой и не потребовала переустановки или «отката» к более ранним стабильным версиям. При эксплуатации системы Версии 7, ошибки возникали раз в полгода, а версии Windows ХР — «стабильно» раз в три месяца.При анализе с помощью специализированного программного обеспечения выявлено, что система Windows 8.1 Рго активирована с помощью ввода кода, т.е. внешние признаки лицензионного программного обеспечения имеются, а иного установить для ноутбука НР 15bs-703 uг, серийный номер СND001OY48, на момент производства экспертизы невозможно из-за наличия критической ошибки системы и невозможности подключения компьютера к серверу Мiсгоsoft для проверки. Программное обеспечение установлено, находится в нерабочем состоянии. Имеется критическая ошибка системы Windows, из-за чего она находится в режиме авто-восстановления. Причина неработоспособности -производственный брак программного обеспечения.

Оснований не доверять указанному заключению судебной экспертизы у суда оснований не имеется, данное заключение мотивировано и согласуется с другими материалами дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, следовательно, принимаются судом. При вынесении судебного решения суд кладет в основу выводы указанной экспертизы.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Исходя из п. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Согласно ст. 18 данного Федерального закона, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

В соответствии с абз.2 п. 2 ст. 18 ФЗ "О защите прав потребителей" в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Как установлено судом, истец приобрел ноутбук без операционной системы, приобретенный истцом товар- ноутбук НР 1 51bs-703 uг, серийный номер СND001ОY48, является технически исправным, что подтверждается экспертным заключением.

Истец, в течение гарантийного срока, самостоятельно установил операционную систему Windows 8, при отсутствии лицензии на установку данной операционной системы, что не отрицалось истцом.

Документов, подтверждающих приобретение лицензионной программы Windows 8 и установление ее на ноутбук в установленном законом порядке, суду истцом не представлено. Установленное на ноутбук самостоятельно истцом программное обеспечение, имеет производственный брак.

Операционная система истцом у ответчика не приобреталась.

Смена и обновление программного обеспечения не относится к ремонту либо устранению дефектов товара и не свидетельствует о несоответствии качества товара условиям договора.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в ноутбуке отсутствуют существенные нарушения к его качеству.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ноутбук является технически исправным, программное обеспечение у ответчика не приобреталось, следовательно, у ответчика отсутствует обязанность по восстановлению программного обеспечения, установленного истцом самостоятельно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО « ДНС Ритейл» о защите прав потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2021г.

Судья Минервина А.В.