Ленинский районный суд г. Перми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1501/12 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Кобелевой И.В.,
с участием истца Филипповой Л.Е.,
представителя истца Ларионовой М.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края – Шарлаимова А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филипповой Л.Е., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, к Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края, Агентству по управлению имуществом Пермского края о признании незаконным приказа Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края,
у с т а н о в и л:
Филиппова Л.Е. обратилась в суд с иском о признании незаконным приказа Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подведомственных Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края» (л.д. 3 – 5).
В обоснование заявленных требований Филиппова Л.Е. указала, что ее дочь – ФИО проходила обучение в (далее по тексту – Школа ОВЗ). Данное образовательное учреждение было реорганизовано в форме присоединения к . Соответствующий приказ заявитель считает незаконным. О незаконности приказа свидетельствует его принятие в отсутствие Агентства по управлению имуществом Пермского края. Приказ о реорганизации образовательных учреждений издан с целью уклонения от принятия мер по получению Школой ОВЗ лицензии на осуществление образовательной деятельности. Основанием для издания данного приказа стало решение Комиссии по предварительной экспертной оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей. При этом, членам комиссии была представлена неверная информация о ситуации в Школе ОВЗ, в том числе связанная с реализацией программ обучения в тех общеобразовательных учреждениях, в которые были переведены учащиеся Школы ОВЗ. В связи с реорганизацией дочь истца – ФИО должна будет обучаться в помещении по . Здание по указанному адресу расположено далеко от дома истца, поэтому истец не может обеспечить продолжение обучения своего ребенка. Ответчиками не установлена возможность получения лицензии вновь образованным учреждением. Филиппова Л.Е. не могла принять участие в собрании учащихся, так как до нее не довели необходимую информацию.
В судебном заседании Филиппова Л.Е. заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель истца поддержала доводы, указанные в иске, считает заявленные требования законными и обоснованными, указала, что нарушение прав несовершеннолетней ФИО истец видит в значительном отдалении здания школы от места ее жительства, сложную адаптацию ребенка к новым условиям обучения с учетом другого преподавательского состава. Основной причиной реорганизации является невозможность получения Школой ОВЗ лицензии на осуществление общеобразовательной деятельности в здании по , что влечет обучение ребенка истца в обычной общеобразовательной школе.
Представитель Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № издан органом государственной власти в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с установленной процедурой. При этом права истца не нарушены. Аналогичные доводы приведены в письменных возражениях (л.д. 42-45).
Агентство по управлению имуществом Пермского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, считает требования истца не подлежащими удовлетворению, указывая в письменном отзыве аналогичную позицию ответчика (л.д. 26, 88-89).
Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ДД.ММ.ГГГГ Агентством по управлению государственными учреждениями Пермского края издан приказ № «О реорганизации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подведомственных Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края (далее по тексту – Приказ) – л.д. 11-12.
Пунктом № Приказа реорганизовано в форме присоединения к (далее по тексту – Школа для детей с нарушением слуха), с последующим переименованием в .
Пунктом 2 Приказа утвержден график проведения реорганизации (л.д. 13-14).
Приказ издан на основании решения Комиссии по предварительной экспертной оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объектов инфраструктуры для детей, закрепленного протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с Положением об Агентстве по управлению государственными учреждениями Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15-19).
Комиссия решила, что реорганизация не нарушит прав обучающихся и отрицательно не повлияет на ведение образовательного процесса.
Анализ доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о соответствии оспариваемого заявителем приказа требованиям действующего законодательства.
На основании ч. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами .
Согласно ч. 2.1. ст. 11 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления .
В силу п.п. 3, 7 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:
установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом;
создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений).
В соответствии с п. 3 Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации государственных образовательных учреждений Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о реорганизации или ликвидации государственного образовательного учреждения Пермского края принимается исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, координацию и регулирование его деятельности .
Полномочия учредителя Школы ОВЗ, Школы для детей с нарушением слуха осуществляет Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края.
Согласно п. 3.1. Положения об Агентстве по управлению государственными учреждениями Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края принимает решение о реорганизации государственных учреждений .
Приведенные положения постановлений Правительства Пермского края, регламентирующие полномочия Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края, свидетельствуют о том, что при издании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо действовало в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края вправе принимать решение о реорганизации государственных учреждений, в отношении которых осуществляет полномочия учредителя.
Вопрос о реорганизации Школы ОВЗ и Школы для детей с нарушением слуха входит в компетенцию Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края, что истцом не оспаривается.
Порядок реорганизации государственных образовательных учреждений Пермского края определен Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Положение).
Согласно п. 5 Положения при принятии решения о реорганизации или ликвидации Учреждения учитываются следующие обстоятельства:
а) невыполнение Учреждением целей и задач, предусмотренных (определенных) его уставом;
б) невыполнение Учреждением лицензионных условий деятельности;
в) невыполнение Учреждением показателей установленного государственного задания на протяжении двух лет;
г) нерациональное, в том числе нецелевое, использование Учреждением материальной базы и иного имущества .
Согласно п. 6, 7 Положения в случае если инициатором проведения реорганизации или ликвидации Учреждения является отраслевой орган, им проводится всесторонний анализ целесообразности и возможности проведения реорганизации или ликвидации Учреждения и оформляется информационно-аналитическая справка о деятельности Учреждения (характеристика материально-технической базы Учреждения, финансово-экономические показатели Учреждения за 2 года, показатели выполнения государственного задания, характеристика соблюдения лицензионных условий деятельности, анализ качества образования в Учреждениях, обоснование эффективности изменений, возможные негативные последствия проведения реорганизации или ликвидации и пути решения возможных проблем).
Решение о реорганизации или ликвидации Учреждения принимается с учетом мнения участников образовательного процесса, выраженного на общих собраниях коллективов, рекомендаций наблюдательного совета (в случае реорганизации или ликвидации автономного Учреждения).
При проведении мероприятий реорганизации, ликвидации Учреждений, в результате которых принимается решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, отраслевым органом проводится предварительная экспертная оценка последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социального обслуживания (далее - экспертная оценка).
Для осуществления экспертной оценки отраслевым органом привлекаются независимые эксперты.
Экспертная оценка оформляется в виде заключения и подписывается руководителем отраслевого органа (п. 9 Положения).
Предписанная процедура принятия решения о реорганизации заинтересованным лицом соблюдена, в частности, учтено невыполнение Школой ОВЗ целей и задач, предусмотренных уставом, невыполнение лицензионных условий деятельности.
Агентством по управлению государственными учреждениями Пермского края проведен всесторонний анализ целесообразности и возможности проведения реорганизации образовательного учреждения, изучена информационно-аналитическая справка о деятельности Школы с ОВЗ и Школы для детей с нарушением слуха. Решение о реорганизации принято с учетом мнения участников образовательного процесса, выраженного на общих собраниях коллективов. Проведена предварительная экспертная оценка последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социального обслуживания (далее - экспертная оценка). Для осуществления экспертной оценки привлечены независимые эксперты, которыми составлено заключение.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и свидетельствуют о соблюдении заинтересованным лицом процедуры принятия приказа о реорганизации образовательных учреждений. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено.
То обстоятельство, что Филиппова Л.Е. не принимала участие в общем собрании, на котором обсуждался вопрос о возможности проведения реорганизации образовательных учреждений, не является основанием для признания Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о реорганизации образовательных учреждений незаконным. В соответствии с п.7 Положения решение о реорганизации образовательных учреждений принимается с учетом мнения участников образовательного процесса, однако соответствующее мнение не является определяющим.
Довод истца о принятии Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие Агентства по управлению имуществом Пермского края, не является основанием для признания Приказа незаконным.
Согласно Закону Пермского края от 14.12.2007 г. № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края», Положению об Агентстве по управлению имуществом Пермского края, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Уставу Школы ОВЗ, Агентство по управлению имуществом Пермского края осуществляет функции и полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления. Агентство по управлению имуществом Пермского края не принимает участия в принятии решения о реорганизации образовательных учреждений.
Оценивая доводы истца, суд считает не имеющими правового значения для разрешения спора мотивы издания заинтересованным лицом Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края действовало в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных ему полномочий.
Поскольку Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ издан Агентством по управлению государственными учреждениями Пермского края в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, с соблюдением установленной процедуры его принятия, оснований для признания оспариваемого Филипповой Л.Е. Приказа незаконным, суд не усматривает.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает, что права Филипповой Л.Е., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушены.
Продолжение обучения несовершеннолетней ФИО в Школе ОВЗ нарушает ее права в связи с отсутствием у данного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с наличием неустранимых предписаний Роспотребнадзора по Пермскому краю. Реорганизация образовательных учреждений направлена на соблюдение прав и интересов детей, обеспечение их права на образование. Школа для детей с нарушением слуха, к которой Приказом присоединена Школа ОВЗ, имеет лицензию на обучение детей по программам 7 вида (задержка психического развития) и 8 вида (умственная отсталость). Имеется возможность организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно или на дому, возможен подвоз детей из центральной части города в учреждение. Вопрос о получении создаваемым в результате реорганизации образовательным учреждением лицензии на осуществление образовательной деятельности подлежит разрешению в установленном порядке, согласно п. 3.1 графика проведения реорганизации (л.д. 14).
На период реорганизации ФИО обеспечена местом в образовательном учреждении, реализующем образовательные программы соответствующего уровня, что подтверждается приказами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, и истцом не оспаривается. После окончания реорганизации Школы ОВЗ место за обучающейся несовершеннолетней ФИО в образовательном учреждении сохраняется. Соответственно право на образование несовершеннолетней ФИО Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушено.
Отдаленность образовательного учреждения от места жительства истца, изменение состава преподавательского состава не является основанием для признания незаконным Приказа о реорганизации. Действующее законодательство, в том числе ч. 3 ст. 12 Закона Пермского края № 587-ПК от 12.03.2010 г. «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края», устанавливающая дополнительные гарантии для воспитанников и обучающихся образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья в дополнение к федеральным на территории Пермского края, не предусмотрена обязанность органов государственной власти обеспечить несовершеннолетнего местом в образовательном учреждении, расположенном вблизи от места его жительства с учетом прежнего состава преподавателей.
В случае несогласия с продолжением обучения несовершеннолетней ФИО в созданном , истец вправе выбрать для своей несовершеннолетней дочери иное образовательное учреждение в соответствии с ч. 1 ст. 52 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., согласно которой родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением .
Таким образом, действующим законодательством истцу предоставлено право выбора образовательного учреждения для обучения своего несовершеннолетнего ребенка.
Поскольку права истца не нарушены, действующему законодательству приказ Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подведомственных Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края» соответствует, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Филипповой Л.Е., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ