ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1501/18 от 25.12.2018 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2018 года г. Тула

Привокзальный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего судьи Потаповой Н.В.,

при секретаре Поляковой А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области и третьего лица Федеральной службы судебных приставов России по доверенностям ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1501/2018 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тульской области об обязании произвести перерасчет среднего заработка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тульской области об обязании произвести перерасчет среднего заработка.

В обоснование исковых требований она указала, что приказом № от 03.04.2017 Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области (далее – УФССП по Тульской области) назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области, на основании данного приказа с ней 03.04.2017 заключен служебный контракт. В соответствии со служебным контрактом № 73 от 03.04.2017 ей установлен должностной оклад в размере 5 044 рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностном окладу за особые условия гражданской службы в Российской Федерации в размере 120% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы « советник государственной гражданской службы РФ 3 класса» в размере 1 599 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в Российской Федерации в размере 20 % от оклада. Приказом -к от дата УФССП по Тульской области ей, истцу, установлена ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя УФССП по Тульской области в размере 70% должностного оклада.

В связи с проведением организационных штатных мероприятий отдел правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области преобразован в отдел правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области, и заключено дополнительное соглашение к Контракту.

Приказом -к от дата УФССП по Тульской области она, ФИО1, с дата назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области в связи с чем заключено дополнительное соглашение к Контракту. Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594 размеры окладов федеральных государственных гражданских служащих, повышены с 01.01.2018 в 1.04 раза. Таким образом, должностной оклад ФИО1 стал составлять 5 246 рублей, оклад за классный чин 1 663 рубля.

В соответствии с приказом -ко от дата ей, истцу, был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период с дата по дата в соответствии с графиком отпусков на 2017 - 2018. В связи с чем ей была начислена сумма за отпуск в размере <...>, без учета выплат в виде материального стимулирования, которые выплачивались истцу с дата по настоящее время, что подтверждается приказом от дата, служебными письмами от дата и

Руководитель Управления 12.10.2018 г. в связи с противоречиями в действующих нормативных документах, обратился за разъяснением порядка исчисления среднего заработка федеральных государственных служащих, а именно, должно ли входить в базу для расчета отпускных материальное стимулирование, предусмотренное пп. « о» и « р» п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основанных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Ответом исх. от дата ФССП России разъяснило, что материальное стимулирование не входит в фонд оплаты труда.

Между тем, согласно приложению расчета среднего заработка для исчисления отпуска госслужащего, с учетом материального поощрения сумма за отпуск составила бы 17168 руб.

На основании изложенного истец просил обязать УФССП по Тульской области произвести перерасчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 11.10.2018 по 23.10.2018 за период работы с 2017 по 2018 год с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, по основаниям изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УФССП по Тульской области и третьего лица Федеральной службы судебных приставов России по доверенностям ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, при этом представила письменные возражения на иск.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, в том числе возражения на иск, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 приказом -к от дата Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области (далее – УФССП по Тульской области) назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области, на основании данного приказа с ней дата заключен служебный контракт. В соответствии со служебным контрактом от дата ей установлен должностной оклад в размере 5 044 рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностном окладу за особые условия гражданской службы в Российской Федерации в размере 120% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы « советник государственной гражданской службы РФ 3 класса» в размере 1 599 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в Российской Федерации в размере 20 % от оклада. Приказом от дата УФССП по Тульской области ей, истцу, установлена ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя УФССП по Тульской области в размере 70% должностного оклада.

В связи с проведением организационных штатных мероприятий отдел правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области преобразован в отдел правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области, и заключено дополнительное соглашение к Контракту.

Приказом от дата УФССП по Тульской области она, ФИО1, с дата назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Тульской области в связи с чем заключено дополнительное соглашение к Контракту. Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594 размеры окладов федеральных государственных гражданских служащих, повышены с 01.01.2018 в 1.04 раза. Таким образом, должностной оклад истца ФИО1 стал составлять 5 246 рублей, оклад за классный чин 1 663 рубля.

В соответствии с приказом от дата ей, истцу, был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период с дата по дата в соответствии с графиком отпусков на дата В связи с чем ей была начислена сумма за отпуск в размере 14 064, 31 рублей, без учета выплат в виде материального стимулирования, которые выплачивались истцу с дата по настоящее время, что подтверждается приказом от дата, служебными письмами от дата и

Руководитель Управления дата в связи с противоречиями в действующих нормативных документах, обратился за разъяснением порядка исчисления среднего заработка федеральных государственных служащих, а именно, должно ли входить в базу для расчета отпускных материальное стимулирование, предусмотренное пп. « о» и « р» п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 « Об основанных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Ответом исх. от дата ФССП России разъяснило, что материальное стимулирование не входит в фонд оплаты труда.

Между тем, согласно приложению расчета среднего заработка для исчисления отпуска госслужащего ФИО1, с учетом материального поощрения сумма за отпуск составила бы 17168 руб.

Таким образом, в период работы с октября 2017 года по октябрь 2018 года истцу производились выплаты материального стимулирования в виде единовременных поощрений, однако указанные выплаты ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания истца на период нахождения ее в ежегодном оплачиваемом отпуске учтены не были.

Федеральный закон от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27. 07. 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям частей 1,2,3,10 статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6. 09. 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27. 07. 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27. 07. 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27. 07. 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25. 07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25. 07. 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7. 05. 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1. 07. 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Как усматривается из материалов дела в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7. 05. 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации как в 2014 г., так и в последующем в 2017 и 2018 г.г. Правительством Российской Федерации 23.02.2017 и 06.03.2018 г.г. принимались постановления соответственно № 228-7 и № 229-6, которыми в 2017 и 2018 г.г. предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведённых нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 в соответствии с приказами УФССП России по Тульской области в период работы с октября 2017 года по сентябрь 2018 года материальное стимулирование должно учитываться при расчёте её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году.

Учитывая доводы ответчика, изложенные в письменном возращении на исковое заявление, о том, что материальное стимулирование истца за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчёте среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период ее нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Отсутствие прямого указания в законе на отнесение материального стимулирования к составу денежного довольствия не препятствует учету данных выплат для исчисления среднего заработка, так в силу ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ выплаты в счет материального стимулирования относятся к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного довольствия федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15. 07. 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06. 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, то ответчику следовало учесть, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения, при расчете ФИО1 среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году, что им сделано не было.

Суд находит верными приведенные в обоснование заявленных требований доводы истца, поскольку они основаны на верном толковании приведенного выше законодательства.

Проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения в связи с заявленными требованиями о перерасчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений (ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07. 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2007 г. № 562 ( п.п.6,8), Указ Президента Российской Федерации от 25. 07. 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указ Президента Российской Федерации от 7. 05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»), суд пришел к выводу о том, что к иным дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г.№ 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, и за счет средств на иные предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами выплаты. Следовательно, материальное стимулирование ФИО1 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав ее денежного содержания и должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения ее в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году (с 11.10.2018 по 23.10.2018), поскольку отсутствие прямого указания в законе на отнесение материального стимулирования в составу денежного довольствия не препятствует учету данных выплат для исчисления среднего заработка.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Тульской области произвести перерасчет среднего заработка ФИО1 для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 11.10.2018 по 23.10.2018 с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме –

29.12.2018.

Председательствующий