ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1501/19 от 09.07.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1501/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 09 июля 2019 года

Советский районный суд города Волгограда

В составе судьи Лазаренко В.Ф.

При секретаре Сатваловой Ю.В.,

С участием

представителя ответчика

ГКУ ЦСЗН по Советскому району г. Волгограда

по доверенности от 05.03.2019г. Ф.И.О.8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, действующих в своих интересах и в интересах иные данные детей Ф.И.О.1, Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Советскому району Волгограда» об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Волгограда,

У С Т А Н О В И Л:

Заявители Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5, действующие в своих интересах и в интересах иные данные детей Ф.И.О.1, Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 обратились в суд с иском к ГКУ ЦСЗН по Советскому району г. Волгограда, в котором просят установить факт постоянного проживания Ф.И.О.4, дата года рождения, Ф.И.О.4, дата года рождения, Ф.И.О.1, дата года рождения, Ф.И.О.2, дата года рождения и Ф.И.О.3, дата года рождения, на территории адрес.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что Ф.И.О.4 является матерью иные данные детей – Ф.И.О.1, дата года рождения, Ф.И.О.2, дата года рождения и Ф.И.О.3, дата года рождения. Таким образом, её семья, как семья, имеющая троих иные данные детей, является многодетной. Поскольку регистрация семьи в качестве многодетной и выдача удостоверения многодетной семьи в ГКУ ЦСЗН по адрес возможна только для граждан, проживающих постоянно на территории адрес, она не имеет возможности предоставить документ, подтверждающий постоянное проживание на территории адрес, поскольку она и члены её семьи имеют временную регистрацию по месту пребывания по адресу: адресА. Факт установления постоянного проживания её семьи на территории адрес имеет юридическое значение и не может быть установлен внесудебном порядке. Ф.И.О.4 не работает. Её супруг Ф.И.О.5, в настоящее время проходит службу по контракту в войсковой части 222200 МО РФ, расположенной в адрес. В соответствии с договором найма служебного жилого помещения №ЮРУЖО-15/876-2016 от 30.03.2016г. в связи с прохождением службы Ф.И.О.5 предоставлено жилое помещение по адресу: адрес, в которую в качестве членов семьи вселены жена и иные данные дети. Дети посещают МОУ «СШ №адрес Волгограда», ДОУ «ДС №адрес Волгограда», наблюдаются в ГУЗ «Детская клиническая поликлиника номер» адрес». Все указанные обстоятельства подтверждают, что их семья постоянно проживает на территории адрес, дети устроены в образовательные учреждения, супруг проходит воинскую службу, жизненные приоритеты и интересы тесно связаны с проживанием в адрес, при этом, реализовать права, предусмотренные для многодетных семей адрес они не имеют возможности, в частности получать льготы за посещение детского сада, оформить социальный проездной билет и другое. Установление факта постоянного проживания её и членов её семьи на территории адрес позволит ей реализовать право на регистрацию семьи в качестве многодетной и получить меры социальной поддержки многодетных семей.

Заявители Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчика ГКУ ЦСЗН по адрес Волгограда по доверенности Ф.И.О.8 в судебном заседании при разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридической значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

Как видно из материалов дела Ф.И.О.2 и Ф.И.О.4 состоят в зарегистрированном браке и имеют троих детей: Ф.И.О.1, дата года рождения, Ф.И.О.2, дата года рождения и Ф.И.О.3, дата года рождения

Ф.И.О.5 проходит военную службу по контракту в войсковой части 222200 МО РФ, расположенной в п. М. Горького адрес.

03.03.2016г. МО РФ капитану Ф.И.О.5 предоставлено в найм служебное жилое помещение на основании договора №ЮРУЖО-15/876-2016, по адресу: адрес, на время прохождения службы до 15.12.2020г. без права регистрации по месту жительства.

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: Ф.И.О.4 – жена, Ф.И.О.1 – сын, Ф.И.О.2 – сын.

Ф.И.О.1, дата года рождения, Ф.И.О.2, дата года рождения и Ф.И.О.3, дата года рождения, наблюдаются в ГУЗ ДКП номер.

Ф.И.О.5, Ф.И.О.4, Ф.И.О.1, Ф.И.О.2 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: адресА.

Ф.И.О.2, дата года рождения посещает МОУ Детский сад №адрес Волгограда с 12.10.2018г. по настоящее время.

Ф.И.О.1 является учеником МОУ «СШ №адрес Волгограда».

В соответствии с ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Социальный кодекс адрес от 31.12.2015г. номер-ОД был принят, в том числе, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Утверждение порядка регистрации многодетных семей и осуществление регистрации многодетных семей относится к полномочиям органа исполнительной власти адрес, уполномоченного в сфере социальной защиты населения адрес.

В соответствии со статьей адрес от дата N 246-ОД "Социальный кодекс адрес", приказом комитета социальной защиты населения адрес от 27.04.2016г. номер был утвержден Порядок регистрации многодетных семей.

Указанный Порядок регламентирует регистрацию многодетных семей и выдачу (продление срока действия) удостоверения (справки) многодетной семьи.

Согласно п.1.3 Порядка регистрации многодетных семей - регистрации с целью выдачи удостоверения (справки) многодетной семьи подлежат семьи, имеющие троих и более иные данные детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, в которых один или оба родителя:

- являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории адрес;

- имеют статус беженца или вынужденного переселенца и проживают на территории адрес.

Регистрация многодетной семьи и выдача удостоверения (справки) многодетной семьи осуществляется государственным казенным учреждением центром социальной защиты населения, подведомственным комитету социальной защиты населения адрес (далее именуется - центр социальной защиты населения), по месту жительства (пребывания) родителя (одного из родителей) с детьми (пункт 2.1 Порядка).

Заявление подается в центр социальной защиты населения либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг: по месту жительства заявителя, по месту пребывания, при условии постоянного проживания заявителя на территории адрес; по месту пребывания беженца или вынужденного переселенца на территории адрес (пункт 2.3).

Центр социальной защиты населения рассматривает представленные заявителем и полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы, определяет основания для регистрации многодетной семьи и выдачи удостоверения (справки) многодетной семьи и принимает решение о регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи (далее - Решение о регистрации) или решение об отказе в регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи (далее - Решение об отказе в регистрации) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации центром социальной защиты населения заявления и документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка (пункт 2.8).

Основанием для принятия центром социальной защиты населения решения об отказе в регистрации является: несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 1.3 настоящего Порядка; непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Порядка, или наличие в представленных документах недостоверных сведений (пункт 2.10 Порядка).

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из данных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии со статьей адрес от дата N 246-ОД "Социальный кодекс адрес" получателями мер социальной поддержки и социальной помощи в адрес являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории адрес.

Место жительства получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета адрес с предоставлением документов, подтверждающих место жительства, а не регистрацию по месту жительства.

Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Заявители представили достаточно доказательств того, что они с детьми постоянно проживает в адрес.

Установление факта постоянного проживания на территории адрес необходимо заявителям для получения пособий и выплат.

Учитывая, что права детей, находящегося под защитой государства, не может ставиться в зависимость от отсутствия или наличия регистрации по месту проживания (пребывания) его родителя, суд считает, что заявленные требования нашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд учитывает, что заявители не имеют возможности установить данный факт в ином порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 –199, 264, 265 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, действующих в своих интересах и в интересах иные данные детей Ф.И.О.1, Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по адрес Волгограда» об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Волгограда - удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Ф.И.О.4, дата года рождения, Ф.И.О.5., дата года рождения, Ф.И.О.1, дата года рождения, Ф.И.О.2, дата года рождения и Ф.И.О.3, дата года рождения, на территории адрес.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд адрес.

Судья В.Ф. Лазаренко

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья В.Ф. Лазаренко