ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1502/2012 от 17.01.2013 Усинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                          Дело № 2- 30/2013

РЕШЕНИЕ

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми         

в составе председательствующего судьи Волковой С.Г.,

при секретаре Загидуллиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2013г. в г.Усинске Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного Прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об устранении нарушений действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Печорский Природоохранный межрайонный прокуратур обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с требованиями о возложении обязанности провести работы по ликвидации аварийного разлива нефти, произошедшего в результате разгерметизации нефтесборочного коллектора от точки врезки ... до ДНС-13 Комплексного цеха добычи нефти и газа № Усинского нефтяного месторождения в соответствии с требованиями законо_дательства, обеспечивающие прекращение сброса нефти в руч. Безымянный-2, ...; до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект (программу) восстановления водного объ_екта - руч. Безымянный-2, который направить в уполномоченный орган для получения положительного заключения государственной экологической экс_пертизы; до ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения мероприятий по реабилитации аква_тории руч. Безымянный-2 довести количественный показатель содержания нефти соответствующий показателю предельно допустимых концентраций (0,05 мг/дм3), обеспечивающий возможность целевого использования водного объекта без введения ограничений.

В обоснование своих требований указывает, что Печорской Природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», в части выполнения требова_ний законодательства к организации мероприятий по предотвращению и лик_видации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федера_ции, в результате которой установлено, что загрязнение нефтесодержащей жидкостью водного объекта явилось следствием разгермети_зации нефтесборочного коллектора от точки врезки ... до ДНС-13 Комплексно_го цеха добычи нефти и газа № Усинского нефтяного месторождения, про_изошедшего ДД.ММ.ГГГГ. Решением Усинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № удовлетворены исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о взыскании ущерба, причиненного Обществом водному объекту - ручей Безымянный-2 в размере ... рублей. В рамках проверки, организованной Печорской природоохранной меж_районной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведено натурное обследование право_го притока ручья Безымянный-2 (от точки попадания нефтесодержащей жид_кости в руч. Безымянный-2 до места впадения притока в ручей Безымянный-2), зафиксированы многочисленные следы вытеснения неф_ти на поверхность осматриваемой территории, на отдельных участках имеются понижения рельефа, заполненные нефтесодержащей жидкостью Работы по сбору НСЖ с территории, прилегающей к водотоку на момент проверки не ведутся, приемных емкостей для сбора НСЖ (фас-танки, бочки и др.) в районе участка нефтезагрязненной территории не обнаружено. Наблюдается переме_щение нефтесодержащей жидкости в сторону правого притока ручья Безы_мянный-2. При визуальном осмотре береговой линии и водотока правого при_тока руч. Безымянный-2 зафиксировано место попадания нефти в водный объект, которое находится на расстоянии ... метров от места пересечения с водным объектом нефтепровода. Результаты исследования проб воды, ото_бранной в 10 метрах ниже по течению от места попадания НСЖ в водный объект, точка отбора №, указывают на превышение в 38 раз предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам - 1,9 мг/дм3. Пока_затели фоновой пробы воды, отобранной в правом притоке ручья Безымянный-2 в 100 метрах вверх по течению от точки отбора №, указывают на отсутствие превышения предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам - 0,013 мг/дм3 (ПДК - 0,05 мг/дм3). Первый рубеж локализации отсутствует. Береговая линия правого притока ручья Безымянный-2 от места попадания нефтесодержащей жидкости в водный объект до места впа_дения притока в руч. Безымянный-2 имеет по_всеместные следы замазученности. На момент осмотра смыв замазученности не осуществляется. Оборудование по сбору нефти с поверхности водотока, а также приемочных емкостей для его временного размещения на данном участке местности не установлено. Происходит частичное пробрасывание нефти через оборудо_ванную дамбу, что подтверждается данными химического анализа проб воды. Результаты иссле_дования проб воды, точка отбора №, указывают на превышение в 214 раз предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам - 10,7 мг/дм3, в точке отбора №, указывают на превышение в 168 раз предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам - 8,4 мг/дм3, в точке отбора № ука_зывают на прохождение загрязняющих веществ за пределы сооруже_ния. Обследование устья руч.Безымянный-2 (в месте впадения в ...) показало, что на момент ос_мотра дамба, состоящая из мешков, наполненных песком и размещенная в устье ручья, размыта. Результаты исследования проб воды, отобранной за мешковой дамбой в точке отбора №, указы_вает на попадание нефтепродуктов в реку Колва.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с момента аварийного разлива нефти, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в результате разгерметизации нефтесборочного коллектора от точки врезки ... до ДНС-13 Комплексного цеха добычи нефти и газа № Усинского нефтяного месторождения не предприняло надлежащих и своевременных мер по организации и проведению ликвидационных работ, обеспечивающих прекращение сброса нефти и нефтепродуктов, сбора разлившейся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, а также непринятия мер к разработке проекта (программы) восстановления водного объекта - руч. Безымянный и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В дальнейшем истец уточнил требования (л.д.181 т. 1) в части срока для проведения работ по ликвидации аварийного разлива нефти, произошедшего в результате разгерметизации нефтесборочного коллектора от точки врезки ... до ДНС-13 Комплексного цеха добычи нефти и газа № Усинского нефтяного месторождения в соответствии с требованиями законо_дательства, обеспечивающие прекращение сброса нефти в руч. Безымянный-2, ... (п. 1 иска) просит установить срок - до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, наряду с ранее заявленными требованиями просит взыскать судебные расходы в виде издержек, понесенных филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по РК ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» в связи с рассмотрением настоящего дела в размере ... ... руб. ... коп., поскольку в обоснование заявленных требований прокурором сделаны ссылки на результаты комплексного химического анализа проб воды, выполненных специалистами ЦЛАТИ по РК, отбор проб осуществлялся специалистами ЦЛАТИ по РК в рамках выездной проверки, организованной Печорской природоохранной прокуратурой (л.д. 153 т. 1).

В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Антонов П.В. на требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, приведенным в обоснование иска и указанным выше, также пояснил, что под сбросом подразумевается попадание нефтепродуктов в водный объект с поверхности, поскольку ответчик не проводит мероприятия по ликвидации аварии, проведенных мероприятий по ликвидации аварии недостаточно, что подтверждается проведенной проверкой. Полагает, что программа восстановления водного объ_екта должна быть отдельно на руч. Безымянный-2, а не типовая, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Ручей Безымянный-2 относится к водным объектам рыбохозяйственного значения, что подтверждается представленными документами. Также просит взыскать расходы ЦЛАТИ по РК, понесенные в связи с выездом по отбору проб воды для комплексного химического анализа, поскольку отбор проб проводился по поручению Печорской природоохранной прокуратуры, в рамках проводимой ею проверки, при этом, согласно положению о ЦЛАТИ, данное учреждение может оказывать услуги и на коммерческой основе и соответственно получать плату за услуги, в частности на проведение экспертиз, расходы которые понесло учреждение на отбор проб в рамках прокурорской проверки должны быть возмещены как судебные расходы в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании 18.12.2012г. представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, согласно которого факт разгерметизации участка нефтепровода ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого произошло попадание нефтесодержащей жидкости (НСЖ) в руч. Безымянный-2 имел место, Общество приняло необходимые предусмотренные законодательством меры по ликвидации последствий разлива нефти. ДД.ММ.ГГГГ Республиканской Комиссией проведено визуальное обследование нефтезагрязненных участков, по результатам которого составлен Протокол заседания, в котором зафиксировано загрязнение ручья Безымянный-2 в результате разгерметизации нефтепровода на участке ДНС-А-УП-13, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, а также загрязнение от нефтеловушки до мест порывов ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования в части проведения работ по ликвидации аварийного разлива нефти считают необоснованными, поскольку проведя ДД.ММ.ГГГГ визуальный осмотр, Республиканская комиссия сброса нефти в ручей Безымянный-2 не обнаружила, о чем зафиксировано в Протоколе, работы по очистке водной поверхности и береговой зоны на день рассмотрения иска проведены, срок для технической рекультивации установлен. Согласно п. 1.10 резолютивной части Протокола Обществу необходимо провести техническую и биологическую рекультивацию земель, водных объектов ручьев Безымянный 1-3 и сдать Республиканской Комиссии в ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Общество уже обязано Республиканской комиссией к проведению работ по восстановлению и реабилитации ручья Безымянный -2 в соответствии с проектом восстановления водного объекта, в установленный срок, то и в данной части требования Прокурора следует признать беспредметными. Требования о возмещении судебных расходов не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что выполнение химических анализов проб воды, выполненных ЦЛАТИ входит в их круг обязанностей, выполнялись не по поручению суда и не в связи с рассмотрением данного гражданского дела, а в рамках контроля, осуществляемого Росприроднадзором за охраной водных объектов. Также представитель ответчика пояснила, что работы по ликвидации разлива нефти проводятся в течение четырех часов, работы были выполнены своевременно и приняты Росприроднадзором. Решением Усинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Печорского природоохранного прокурора о взыскании с общества ущерба в результате аварии произошедшей ДД.ММ.ГГГГ где установлен факт проведения мероприятий по ликвидации последствий и локализации нефтеразлива.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал пояснения представителя ответчика ФИО1, также пояснил, что имеется решение Усинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ где установлено, что Обществом выполнен надлежащим образом весь комплекс мероприятий по восстановлению окружающей среды и водного объекта, мероприятия, которые выполнены, признаны достаточными и надлежащим образом выполненными. Полагает, что программа не должна составляться на конкретные водные объекты и достаточно той программы восстановления, которая имеется, поскольку окружающая среда является комплексной системой, то логично восстанавливать объекты окружающей среды в рамках единой программы, в указанном прокурором постановлении № также не говориться, что должна быть отдельная программа по конкретному объекту. Расходы ЦЛАТИ на отбор проб не являются судебными расходами, поскольку исследования проводились в рамках государственного контроля, в данном случае, это их служебная обязанность. Требование о доведении количественного показателя содержания нефти соответствующего показателю предельно допустимых концентраций (0,05 мг/дм3), обеспечивающий возможность целевого использования водного объекта без введения ограничений, с учетом представленных документов, оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования также не признал, пояснил, что имеющаяся программа предусматривает проведение работ до ДД.ММ.ГГГГ., в ней все учитывается, программа прошла соответствующее согласование, перечень участков регулярно дополняется, каждый из участков характеризуется и применительно к нему выбирается соответствующая схема восстановления.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК - ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснила, что республиканская Комиссия 02-ДД.ММ.ГГГГ проводила осмотр порыва, который не относится к предмету иска, требования предъявлены по порыву, произошедшему ДД.ММ.ГГГГ - в другом месте, в правом притоке ручья Безымянный-2. Республиканская комиссия может только рекомендовать, не может обязать Общество провести работы, в связи с чем подан данный иск, с требованиями о возложении обязанности провести конкретные работы в определенный срок. В ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеются типовые проекты, законодательство изменилось, в связи с чем необходимо разрабатывать программу по конкретному объекту.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК - ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования, а также пояснения представителя третьего лица ФИО4 поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица Отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - Гринпис, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Усинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, Республики Коми, муниципального образования городской округ «Усинск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» о взыскании ущерба, причиненного водному объекту- ручью Безымянный - 2, с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» взысканы денежные средства в размере ... (л.д. 28-29 т. 1).

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Указанным решением Усинского городского суда РК, вступившим в законную силу установлены следующие обстоятельства.

Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в рамках работы Межведомственной комиссии Республики Коми по проверке готовности объектов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к пропуску весеннего паводка ДД.ММ.ГГГГ года (созданной на основании распоряжения председателя комиссии правительства Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ) проведена проверка готовности объектов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к пропуску весеннего паводка ДД.ММ.ГГГГ г. В ходе проведения обследования обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (далее по тексту - НСЖ) руч. Безымянный-2. По результатам проведенной проверки установлено, что попадание НСЖ в водный объект - руч. Безымянный-2, явилось следствием аварии произошедшей ДД.ММ.ГГГГ на участке нефтепровода от точки врезки ... до ДНС-13 на территории КЦДНГ-2 Усинского нефтяного месторождения, эксплуатируемого ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Также установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»документально подтвердило возмещение вреда водному объекту в размере ...., что является затратами на ликвидацию последствий аварийного разлива.

Указанные установленные судом обстоятельства сторонами не оспариваются.

В материалах дела имеется Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Межведомственной Комиссией по проверке выполнения мероприятий к безопасному пропуску весеннего паводка ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что в районе ДНС-13 пересечения нефтепровода (...) с правым притоком руч. Безымянный-2 обнаружен разлив нефтепродуктов, происходит загрязнение берегов и водной поверхности притока. Проведены работы по установке хомута на нефтепроводе. На момент обследования разлив не локализован, работы по локализации и сбору нефтепродуктов не проводятся. Нефтепродукты далее по притоку поступают в руч. Безымянный-2. (л.д. 30-37 т.1).

Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ проведенного Печорским природоохранным межрайонным Прокурором, установлено, что в районе ДНС-13 комплексного цеха добычи нефти и газа Усинского месторождения с левой стороны от въезда на производственную площадку установлен участок местности загрязненный темным веществом вязкой консистенции с выраженным запахом нефтепродуктов. Работы по зачистке территории на момент осмотра не ведутся, средства локализации распространения загрязняющего вещества не установлены. В ходе осмотра были отобраны пробы. Также осматривался район попадания загрязняющего вещества в правый приток ручья Безымянный-2, отраженный в акте межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, как район нефтесборочного коллектора от врезки № до ДНС-13. Береговая линия водного объекта имеет очаговые загрязнения темным веществом вязкой консистенции с выраженным запахом нефтепродуктов, проступающих через насыпной слой песка с использованием которого спланирована территория. Выдавливание загрязняющего вещества наблюдается по всей площади планировки, являющейся береговой линией правого притока ручья Безымянный-2. В ходе визуального осмотра участка загрязнения установлено, что участок загрязнения не локализован, берег правового притока ручья Безымянного-2 имеет сплошные загрязнения темным веществом вязкой консистенции с запахом нефтепродуктов, работы по смыву и сбору загрязняющего вещества на момент проверки не ведутся. Произведен отбор проб воды. (л.д. 38- 45 т.1).

Как следует из Протокола заседания комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и поверхностных вод водных объектов после проведения восстановительных работ в Усинском районе от ДД.ММ.ГГГГ при визуальном осмотре ручья Безымянный-2 от устья до нефтеловушки водная поверхность и береговая и береговая линия чистые. От нефтеловушки до мест порывов в ДД.ММ.ГГГГ. наблюдаются загрязнения водной поверхности ручья и береговой линии НСЖ. К указанному протоколу составлена схема участков некатегорийных отказов нефтепроводов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ... ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», согласно которой аварийные разливы нефтепродуктов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ имели различную локализацию (л.д. 116 т.1).

Согласно ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В соответствии со ст. 4 Водного Кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения.

Статьей 1 Водного Кодекса установлено, что водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы (п.3); водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п.4); сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п.19).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного Кодекса водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.

Частью второй ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" РФ предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно ч. 3 ст. 56 Водного Кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 240 от 15.04.2002г. устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В соответствии с данными Правилами в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Постановлением Правительства № 613 от 21.08.2000г. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с Основными требованиями планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ № 240 от 15.04.2002г. при поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

В соответствии с п. 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидаций разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 240 от 15.04.2002г. мероприятия по ликвидации разливов нефти считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором: исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно - гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий); обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

В ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеется разработанный План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах ТПП «ЛУКЙОЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Росэнерго, Управлением федеральной поддержки территории МЧС России. (л.д. 72-103, том 1).

В материалах дела имеется отчет о выполнении плана организационно-технических мероприятий по ликвидации разлива нефтесодержащей жидкости на территории производственной деятельности КЦДНГ-2 в районе прохождения нефтесборочного коллектора от т. вр. ... до УПШ-13 «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Согласно которого мероприятия по ликвидации разлива НСЖ проведены 03-ДД.ММ.ГГГГ Определен срок с ДД.ММ.ГГГГ до полной чистки мероприятий на рубеже-1 по зачистке загрязненной территории от места разгерметизации до временной дамбы, погрузка загрязненного снега, льда, грунта, почвы в самосвалы; вывоз собранного грунта и НСЖ на щламонакопитель; откачка НСЖ с отстойной зоны ловушки, использование ППУ для подогрева жидкости, имеется отметка о выполнении. Также определен срок для выполнения мероприятий - по мере оттаивания снега и обнаружения нефти, при обнаружении на рубеже 2 по промывке русла и береговой линии водотока, откачке и вывоза уловленной НСЖ на шламонакопитель в районе ДНС-13, имеется отметка выполнено. Установлен период выполнения дежурства на рубеже № постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, имеется отметка выполнено. Установлены дополнительные мероприятия на июнь по разворачиванию и установке двухуровневой системы защиты северных рек в районе первого автомобильного моста через ..., имеется отметка выполнено, также дополнительные мероприятия на июнь-сентябрь по обслуживанию двухуровневой системы защиты рек, имеется отметка «выполняется» (л.д. 123-125, том 1).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по ликвидации аварийного разлива нефти, произошедшего в результате разгерметизации нефтесборочного коллектора от точки врезки ... до ДНС-13 Комплексного цеха добычи нефти и газа № Усинского нефтяного месторождения в соответствии с требованиями законо_дательства, обеспечивающие прекращение сброса нефти в руч. Безымянный-2, ... подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что указанный участок до настоящего времени загрязнен нефтепродуктами, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего происходит сброс нефти с поверхности в руч. Безымянный-2.

Доводы представителей ответчика о том, что решением Усинского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Обществом выполнен надлежащим образом весь комплекс мероприятий по восстановлению окружающей среды и водного объекта, мероприятия, которые выполнены, признаны достаточными и надлежащим образом выполненными необоснованны, поскольку предметом рассмотрения данного гражданского дела вопросы касающиеся непосредственно проведения работ по восстановлению водного объекта их достаточности и окончания не являлись, рассматривался только вопрос о возмещении материального ущерба, что не освобождает от проведения работ по восстановлению объекта в полном объеме.

Также суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения мероприятий по реабилитации аква_тории руч. Безымянный-2 довести количественный показатель содержания нефти соответствующий показателю предельно допустимых концентраций (0,05 мг/дм3), обеспечивающий возможность целевого использования водного объекта без введения ограничений.

Работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов в силу указанных выше положений п. 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидаций разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором: исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

Согласно п. 7.3 ГОСТа Р 51858-2002, пункт 7.3. предельно допустимая концентрация нефти в воде объектов культурно - бытового пользования и хозяйственно - питьевого назначения для нефти классов 3, 4 - не более 0,1 мг/куб. дм, для нефти классов 1, 2 - не более 0,3 мг/куб. дм; водных объектов рыбохозяйственного назначения - не более 0,05 мг/куб. дм по СанПиН 2.1.5.980.

По сведениям Филиала ФГБУ Северного УГМС «Коми ЦГСМ» № от ДД.ММ.ГГГГ ручей Безымянный-2 является поверхностным водным объектом, в соответствии с п. 4 ст. 1, п.2 ч.2 ст. 5 Водного Кодекса РФ, имеет характерные формы и признаки водного режима и находится в собственности Российской Федерации (л.д. 183, т. 1).

Согласно сведений ФГБУ «Комирыбвод» ручьи Безымянный 1,2,3 являются водными объектами второй категории рыбохозяйственного значения (л.д. 182 т. 1).

Относительно требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект (программу) восстановления водного объ_екта - руч. Безымянный-2, который направить в уполномоченный орган для получения положительного заключения государственной экологической экс_пертизы, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидаций разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Также в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеется Типовой рабочий проект рекультивации загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель на территории деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», который предусматривает и восстановление водных объектов и и прошедший государственную экологическую экспертизу в установленном законом порядке (л.д. 133-142). Составляющей частью данного типового проекта является Программа рекультивации загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель на территории деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в Усинском районе РК на ДД.ММ.ГГГГ согласованная Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, руководителем Управления службы по надзору в сфере природопользования по РК (л.д. 213-220, том 1).

Из содержания п. 8 вышеуказанных Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидаций разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ не следует, что проекты (программы) рекультивации земель и восстановления водных объектов должны составляться исключительно на каждый конкретный объект в отдельности. Законодательно не запрещено использование типовых программ, с учетом характеристик конкретных объектов, поскольку целью программы является создание определенного алгоритма действий при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидаций разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект (программу) восстановления водного объ_екта - руч. Безымянный-2, который направить в уполномоченный орган для получения положительного заключения государственной экологической экс_пертизы, по мнению суда, удовлетворению не подлежит.

Также суд считает не подлежащим удовлетворению требование о взыскании судебных расходов в виде издержек, понесенных филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по РК ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» в связи с рассмотрением настоящего дела в размере ... руб. ... коп., связанных с отбором и проведением химического анализа проб воды, выполненных специалистами ЦЛАТИ по РК, в рамках выездной проверки, организованной Печорской природоохранной прокуратурой.

Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, другие признанные судом необходимыми расходы (ст.94 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Частью 3 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

Требование о взыскании указанных издержек обосновано тем, что при рассмотрении гражданского дела были использованы результаты комплексного химического анализа образцов проб воды, отбор которых осуществлялся специалистами ЦЛАТИ по РК.

В материалы дела представлено письмо руководителя ЦЛАТИ по РК из которого следует, что согласно письму Управления Росприроднадзора по РК № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники филиала выезжали в г. Усинск и производили отбор проб, протоколы количественного химического анализа направлены в Управление Росприроднадзора по РК, затраты на проведение проверки составили ... руб. ... коп. Указанные затраты просит отнести на судебные издержки и перечислить сумму на расчетный счет ЦЛАТИ по РК (л.д. 155). Также представлено письмо Управления Росприроднадзора по РК № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого в связи с предстоящей проверкой Печорской природоохранной прокуратурой в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Управление просит провести отбор проб ручьев ... по нефтепродуктам (л.д. 160).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Филиал Центра лабораторного анализа и технических измерений по РК в соответствии с п. 1.3 Положения (л.д.11-21, т. 2) является обособленным подразделением ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» и осуществляет его функции на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Учреждение осуществляет в отношении филиала доведение средств на основе бюджетной сметы за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием услуг и на иные цели.

Целью деятельности филиала является оказание услуг (выполнение работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Росприроднадзора, а также иных органов исполнительной власти (п. 1.3 Положения).

Для достижения целей и выполнения задач, Филиал за счет средств федерального бюджета осуществляет в установленном порядке перечисленные в п. 3.2 Положения виды деятельности, в том числе - лабораторное обеспечение федерального государственного экологического контроля.

Пунктом 3.3. положения предусмотрено право Филиала осуществлять в соответствии с законодательством РФ перечисленные в нем виды приносящей доход деятельности, не являющиеся основными, по договорам на возмездной основе с физическими или юридическими лицами.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела судом проведение указанных исследований не поручалось, необходимость проведения таких исследований, размер вознаграждения экспертам и порядок оплаты со сторонами не обсуждался, какого-либо договора с физическим или юридическим лицом (п. 3 Положения) не имеется.

В судебном заседании установлено, что отбор проб был выполнен специалистами ЦЛАТИ по РК по поручению Управления Росприроднадзора по РК, то есть органа, для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий которого создано данное учреждение, соответственно данные работы были выполнены в соответствии с основными целями деятельности, для которых был создан филиал.

Отбор проб и проведение исследований было связано не с рассмотрением настоящего гражданского дела в суде, а с исполнением возложенных на государственные органы полномочий по контролю и надзору в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды.

Следовательно, по смыслу положений с ч.3 ст. 94, ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ указанные расходы не являются судебными расходами, по вышеизложенным основаниям и не подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                       Р Е Ш И Л :

Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного Прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об устранении нарушений действующего законодательства - удовлетворить в части.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по ликвидации аварийного разлива нефти, произошедшего в результате разгерметизации нефтесборочного коллектора от точки в врезки ... до ДНС-13 Комплексного цеха добычи нефти и газа № Усинского нефтяного месторождения в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивающие прекращение сброса нефти в руч. Безымянный-2 Усинского района.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения мероприятий по реабилитации акватории ручья Безымянный-2 довести количественный показатель содержания нефти соответствующий показателю предельно допустимых концентраций, обеспечивающий возможность целевого использования водного объекта без введения ограничений.

В удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного Прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект (программу) восстановления водного объекта - руч. Безымянный-2, который направить в уполномоченный орган для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, взыскании издержек, понесенных филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу связанных с отбором проб и поведением комплексного химического анализа образцов - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» государственную пошлину в доход МО ГО «Усинск» в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2013г.

Председательствующий -   

                                                                  С.Г. Волкова