ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1502/2016 от 16.12.2016 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

№ 2-1502/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павловой Е.А., при секретаре Раднаеве Б.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Байкальского транспортного прокурора к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании бездействия в не исполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации незаконным, об обязании согласования с сотником аэродрома размещения объекта индивидуального строительства,

УСТАНОВИЛ:

Байкальский транспортный прокурор обратился в суд с иском о признании бездействия в не исполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации незаконным, об обязании согласования с сотником аэродрома размещения объекта индивидуального строительства,

В обосновании своих требований истец указал, что истцом была проведена проверка, по обращению генерального директора ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» о законности выдачи разрешений на строительство жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами: <данные изъяты> расположенных по <адрес> и <адрес> вблизи аэропорта <данные изъяты>

В ходе прокурорской проверки, установлено, что в соответствии с разрешениями на строительство от "дата", от "дата", от "дата" выданными руководителем администрации МО «<адрес>» на земельных участках с кадастровыми номерами: осуществляется строительство индивидуальных жилых домов.

Земельные участки с кадастровыми номерами: принадлежит на праве собственности ФИО3(свидетельство о государственной регистрации права от "дата"- на праве собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права от "дата" на праве аренды ФИО2(договор переуступки права аренды земельного участка от "дата").

Байкальской транспортной прокуратурой с привлечением государственного инспектора <данные изъяты> Ространснадзора ФИО4 проведено обследование приаэродромной территории, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположен в <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> метрах на удалении от сектора взлета МК-<данные изъяты> Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект не введен в эксплуатацию. Земельный участок с кадастровым номером расположен в <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> метрах на удалении от сектора взлета <данные изъяты> т.е. в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект не введен в эксплуатацию. Земельный участок с кадастровым номером расположен в <данные изъяты> от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> на удалении от сектора взлета <данные изъяты>° т.е. в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект введен в эксплуатацию согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от "дата".

"дата" г. руководителем Росавиации России утверждены Методические рекомендации по порядку согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов.

Таким образом, органом, уполномоченным на согласование проектирования и строительства объектов в пределах приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск Республики Бурятия является Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее Восточно- Сибирское МТУ Росавиации).

Согласно ответа руководителя Восточно-Сибирского межрегионального управления воздушного транспорта Бурахович от "дата" владельцы земельных участков с кадастровыми номерами: заявлениями на согласование строительства индивидуальных жилых домов вблизи приаэродромной территории аэропорта <данные изъяты> в Восточно-Сибирским межрегиональным управлением воздушного транспорта ( далее ВС МТУ Росавиации) не обращались, разрешения на строительство им не выдавались.

В соответствии со ст.ст. 46, 47 ВК РФ, п. 58 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата", при проектировании, строительстве объектов, в том числе индивидуального жилищного строительства в пределах приаэродромной территории окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома, получение согласования собственника аэродрома на строительство данных объектов является обязательным условием.

Невыполнение ответчиками требований федерального законодательства и обязанностей по согласованию размещения объектов индивидуального жилищного строительства в пределах приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия, нарушает порядок использования воздушного пространства и создает непосредственную угрозу безопасности полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушных судов.

Более того, отсутствие в ВС МТУ Росавиации сведений о возводимых на приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск объектов индивидуального жилищного строительства, не позволяет оценить его влияние на возможное создание помех локационного оборудования.

В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушения конституционных прав граждан на жизнь и здоровье, закрепленных в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

Исковое заявление подается прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ответчиками ФИО1, ФИО3, ФИО2 требований федерального законодательства и не обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства в границах приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск без согласования с собственником аэродрома, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, т.к. в результате авиационного происшествия или катастрофы, которые могут произойти вследствие несоблюдения ответчиками ФИО1, ФИО3, ФИО2 установленных требований безопасности полетов и авиационной безопасности, может пострадать любой гражданин, пользующийся услугами воздушных пассажирских перевозок, а также любой из будущих посетителей указанных объектов незавершенного строительства, в случае падения на него воздушного судна.

Просят признать бездействие собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО1 выражающееся в неисполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно в строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>, при отсутствии согласования строительства и размещения объектов на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия с собственником аэродрома, незаконным. Обязать собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО1 согласовать с собственником аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия - Восточно-Сибирским МТУ Росавиации строительство и размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия в соответствии с требованиями ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать бездействие собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО3, выражающееся в неисполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно в строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, при отсутствии согласования строительства и размещения объектов на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия с собственником аэродрома, незаконным. Обязать собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО3 согласовать с собственником аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия - Восточно-Сибирским МТУ Росавиации строительство и размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия, в соответствии с требованиями ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать бездействие арендатора земельного участка с кадастровым номером ФИО2 выражающееся в неисполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно в строительстве и размещении индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, при отсутствии согласования строительства и размещения объектов на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия с собственником аэродрома, незаконным. Обязать арендатора земельного участка с кадастровым номером ФИО2 согласовать с собственником аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия - Восточно-Сибирским МТУ Росавиации размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия в соответствии с требованиями ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца помощник прокурора Литвинцева К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме просит иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что в "дата" году он обращался в администрацию аэропорт <адрес> к ФИО5 при строительстве дома за его разрешением, он расписался на схеме земельного участка. После чего "дата" в администрации МО «<данные изъяты>» получил разрешение на строительство индивидуального дома по <адрес>. О том, что надо получить еще разрешение от собственника аэропорта не знал, ему никто не говорил.

Представитель ответчика ФИО3 по доверенности-Грачев А.Л. исковые требования в судебном заседании не признал суду пояснил, что земельный участок для строительства по <адрес> был предоставлен ФИО6 как учителю. Вопросов по согласованию сособственником аэродрома никогда не возникало. С "дата" года идет строительство. Разрешение на строительство получил в "дата" году.

Ответчик ФИО2, его представитель, заявленный по ч.6 ст. 53 ГПК РФ ФИО7 с исковыми требованиями не согласны. Суду пояснили, что разрешение выдано на строительство дома по <адрес> в соответствии с нормами градостроительного кодекса Российской Федерации, где ничего не сказано, что они должны получать разрешение на строительное в <данные изъяты> Росавиации. Список необходимых документов предусмотрен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, который не предусматривает иное. Генеральный план поселка давно утвержден и вокруг аэропорта застроен <адрес>, почему только сейчас стали возникать данные вопросы по согласованию с ВС МТУ Росавиацией. Статьями 46,47 Воздушного кодекса РФ не предусмотрено данное согласование для индивидуального строительства. Только разрешение администрации района может служить разрешение на строительство. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации «<адрес>» по доверенности ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, просят рассмотреть в их отсутствие, предоставила отзыв на иск, в соответствии с которым не согласны С указанным исковым заявлением не согласны по следующим основаниям:

1. Методические рекомендации по порядку согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия системы посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов утверждены руководителем Росавиации России 10.08.2016г.

Разрешения на строительство ответчикам выданы ранее "дата" году, соответственно обязанности согласования строительства и размещения объектов индивидуального жилищного строительства у них не возникло. В связи с этим исковые требования истца в части признания бездействия ответчиков, выражающееся в неисполнении Воздушного кодекса РФ, а именно строительстве индивидуальных жилых домов при отсутствии согласования, незаконными, считаю необоснованными.

2. Ссылка истца на ст. 46 Воздушного кодекса РФ также не обоснована. Согласно содержанию пункта 58 ФАП , на которые ссылается истец, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, которая является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В Генеральном плане МО ГП «<адрес>», утвержденном в "дата" году приаэродромная территория отсутствует. При утверждении Генерального плана МО ГП «<адрес>» Восточно-Сибирское МТУ Росавиации с вопросом о согласовании приаэродромной территории аэропорта не обращались.

Ссылка истца на ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ также не обоснована, так как объекты индивидуального жилищного строительства в районе аэродрома не размещены.

В связи с этим отсутствуют основания для обязания ответчиков согласовать строительство и размещение объекта индивидуального жилищного строительства с собственником аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия - Восточно- Сибирским МТУ Росавиации.

3.При выдаче ответчикам разрешения на строительство специалисты администрации МО «<адрес>» руководствовались Градостроительным кодексом РФ, в котором определен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. В данном перечне согласование строительства и размещение объекта индивидуального жилищного строительства с собственником аэродрома отсутствует.

В связи с вышеизложенным, в удовлетворении исковых требований Байкальского транспортного прокурора просим отказать.

Представитель третьего лица ВС МТУ Росавиации в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, предоставили отзыв на иск, согласно которого с требованиями прокурора согласны. Ответчики в ВС МТУ Росавиацию с заявление о согласовании на строительство домов не обращались. В соответствии со ст. 46 ВК РФ размещение зданий и сооружение, которые могут угрожать безопасности полетов или создавать помехи, должно быть согласовано с оператором аэродрома либо уполномоченным органом исполнительной власти. В свою очередь постановлением Правительства РФ от "дата" «Об утверждении Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ» разъяснен порядок такого согласования. Согласно п. 58 Правил Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования с собственником аэродрома. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от "дата" Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей полномочия собственника. Просят иск удовлетворит.

Представитель третьего лица главного оператора аэродрома Нижнеангарск является ОАО «Аэропорты Бурятии» по доверенности ФИО5 суду пояснил, что иск поданный Байкальским прокурором подлежит удовлетворению в полном объеме. Строительство ответчиками индивидуальных домов в <адрес>, производиться без согласования с Росавиацией. Указанное согласование предусмотрено воздушным законодательством Российской федерации и необходимо для безопасн6ости полетов. Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров от воздействия электромагнитных излучений устроены санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки. В пределах данных зон новое жилое строительство не допускается, так как препятствует нормальной эксплуатации аэродрома, угрожает жизни и здоровью граждан. Так же дополнил, что при выделении земельного участка несколько лет назад к нему подходил ФИО1, но он согласовал только границы земельного участка, но не строительство дома. И неоднократно он говорил застройщикам, когда они начали строительство, что это не законно строить рядом с границей аэродрома, так как это несет угрозу не только аэродрому, пассажирам, но и самими гражданам проживающих рядом.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ( Росимущество) в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о судебном слушании. Суд, с учетом мнения сторон определи рассмотреть дело в присутствии ее представителя по доверенности ФИО10 А так же рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает необходимым удовлетворить иск по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истцом была проведена проверка, по обращению генерального директора ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» о законности выдачи разрешений на строительство жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами: , расположенных по <адрес> и <адрес> вблизи аэропорта Нижнеангарск.

В ходе прокурорской проверки, установлено, что в соответствии с разрешениями на строительство от "дата", от "дата", от "дата" выданными руководителем администрации МО «<адрес>» на земельных участках с кадастровыми номерами: осуществляется строительство индивидуальных жилых домов.

Земельные участки с кадастровыми номерами: принадлежит на праве собственности ФИО3(свидетельство о государственной регистрации права от "дата" на праве собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права от "дата" на праве аренды ФИО2(договор переуступки права аренды земельного участка от "дата").

Байкальской транспортной прокуратурой с привлечением государственного инспектора <данные изъяты> СФО Ространснадзора ФИО4 проведено обследование приаэродромной территории, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположен в <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> метрах на удалении от сектора взлета МК-<данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект не введен в эксплуатацию. Земельный участок с кадастровым номером , расположен в <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> метрах на удалении от сектора взлета <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект не введен в эксплуатацию. Земельный участок с кадастровым номером расположен в <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> метрах на удалении от сектора взлета <данные изъяты> т.е. в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект введен в эксплуатацию согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от "дата".

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образований.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации(далее ВК РФ), использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.В соответствии со статьей 15 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (часть 1).

Согласно статьи 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, а размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации (части 1 и 2).

В соответствии с пунктом 2 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 58 вышеназванных Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных совместным Приказом Минобороны, Минтранса, Роскосмоса от "дата" N 136/42/51, «контрольная точка аэродрома» - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат.

Таким образом, в силу ст.ст. 46, 47 ВК РФ, п. 58 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 138, при проектировании, строительстве объектов, в том числе индивидуального жилищного строительства в пределах приаэродромной территории окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома, получение согласования собственника аэродрома на строительство данных объектов является обязательным условием.

Таким образом, исходя из положений перечисленных норм закона при строительстве строений в приаэродромной территории в пределах 30 кв. от контрольной точки аэродрома, требуется согласование такого строительства.

По настоящему делу установлено, что ответчики ФИО3, ФИО1, ФИО2 осуществляют строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках: земельный участок с кадастровыми номерам: принадлежит на праве собственности ФИО3(свидетельство о государственной регистрации права от "дата") в <адрес> на праве собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права от "дата" в <адрес>: на праве аренды ФИО2(договор переуступки права аренды земельного участка от "дата") в <адрес>.

Ответчики осуществляют строительство жилых домов по адресу: <адрес> на удалении:

земельный участок с кадастровым номером , расположен в <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <адрес> метрах на удалении от сектора взлета <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект не введен в эксплуатацию.

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> т.е. в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, объект не введен в эксплуатацию.

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> метрах от контрольной точки аэропорта (КТА), <адрес>, и в <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия, на данном земельном участке находится объект незавершенного строительства.

Данный факт подтверждается актом обследования приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск от "дата", Актом проверки Байкальской прокуратуры Республики Бурятия от "дата", справкой государственного инспектора Восточно-Сибирского <данные изъяты> Ространснадзора от "дата", ответом Росавиации "дата", видно из Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Нижнеангарск, утвержденной "дата"

Согласно карт аэродрома Нижнеангарск строительство жилых домов осуществляется в приаэродромной территории, то есть в пределах окружности радиусом км от контрольной точки аэродрома Нижнеангасрк, данная территория согласно пункта 58 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от "дата", является зоной с особыми условиями использования территории.

Ответчики, осуществляя строительство жилых домов в границах приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, использует воздушное пространство Российской Федерации, поэтому обязано соблюдать Воздушное законодательство Российской Федерации, требующее согласования строительства с собственником аэродрома. Такого согласования ответчиками суду не предоставлено.

Как следует из предоставленных документов, взлётно-посадочная полоса аэропорта <данные изъяты> кв.м., расположенные в <адрес>, принадлежит Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. , Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждения и казенным предприятиям подведомственным Росавиации.

Письмом Росавиации от "дата" N АН1.04-2214 «О согласовании руководителями межрегиональных территориальных управлений Росавиации проектирования, строительства объектов в пределах приаэродромных территорий» руководителям межрегиональных территориальных управлений Росавиации поручено согласование проектирования, строительства объектов в пределах приаэродромных территорий Российской на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов (вертодромов, посадочных площадок), расположенных на подконтрольной территориальному органу Росавиации территории.

Главным оператором аэродрома Нижнеангарск является ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии».

Таким образом, органом, уполномоченным на согласование проектирования и строительства объектов в пределах приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск Республики Бурятия является Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ( Восточно- Сибирское МТУ Росавиации).

Согласно ответа руководителя Восточно-Сибирского межрегионального управления воздушного транспорта Бурахович от "дата" владельцы земельных участков с кадастровыми номерами: с заявлениями на согласование строительства индивидуальных жилых домов вблизи приаэродромной территории аэропорта <данные изъяты> в Восточно-Сибирским межрегиональным управлением воздушного транспорта (ВС МТУ Росавиации) не обращались, разрешения на строительство им не выдавались.

Невыполнение ответчиками требований федерального законодательства и обязанностей по согласованию размещения объектов индивидуального жилищного строительства в пределах приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия, нарушает порядок использования воздушного пространства и создает непосредственную угрозу безопасности полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушных судов.

Более того, отсутствие в ВС МТУ Росавиации сведений о возводимых на приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск объектов индивидуального жилищного строительства, не позволяет оценить его влияние на возможное создание помех локационного оборудования.

В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушения конституционных прав граждан на жизнь и здоровье, закрепленных в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

Доводы представителя третьего лица администрации МО «<адрес>» об отсутствии на схеме территориального планирования <адрес> границ расположения приаэродромной территории, не свидетельствует о нахождении земельного участка, на котором осуществляется строительство, вне пределов приаэродромной территории и не освобождает ответчиков, как застройщиков, от обязанности соблюдения особых условий использования данной территории.

Ссылка на то, что Методические рекомендации по согласованию строительства были разработаны только в "дата" году, так же не состоятельны, так как само требование о согласовании индивидуального строительства, предусмотрено п. 58 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 138 «Об утверждении федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации»

Доводы ответчика ФИО11, его представителя, представителя третьего лица администрации МО «<адрес>», что истцом безосновательно приняты во внимание положения Воздушного кодекса РФ ст.ст. 46, 47, которые не предусматривают согласование индивидуального строительства, что ст. 51 ГК РФ не предусмотрено согласование с собственником аэропорта, не может быть признаны, поскольку этот довод направлен на иное толкование закона. Обязанность согласования строительства на территориях прилегающих к аэродромам для физических лиц вытекает из положений ст. 46 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которыми проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Ссылка ответчиков на наличие разрешения на строительство, полученного в установленном законом порядке, не может влиять на выводы суда, поскольку установлено, что строительство вышеназванных объектов может препятствовать нормальной эксплуатации аэродрома, создавать помехи при взлете и посадке воздушных судов, создавать ситуацию возможной угрозы безопасности полетов, а значит, жизни и здоровью людей.

Иных доказательств, опровергающих доводы истца, стороной ответчика суду предоставлено не было.

Таким образом, исходя их вышеназванных норм законодательства, предоставленных доказательств, суд признает бездействие ответчиков, являющихся собственниками земельных участков, в не исполнении требований воздушного законодательства РФ в неполучении согласования при строительстве жилых домов незаконным, и обязании их получения такого согласования с ВС МТУ Росавиацией.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. Учитывая, что ответчик ФИО2 является инвалидом первый группы, то от уплаты государственной пошлины он освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 234, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Байкальского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО1 выражающееся в неисполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно в строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, при отсутствии согласования строительства и размещения объектов на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия с собственником аэродрома, незаконным.

Обязать собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО1 согласовать с собственником аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия - Восточно-Сибирским МТУ Росавиации строительство и размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах 30 км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия в соответствии с требованиями ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать бездействие собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО3, выражающееся в неисполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно в строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, при отсутствии согласования строительства и размещения объектов на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия с собственником аэродрома, незаконным.

Обязать собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО3 согласовать с собственником аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия - Восточно-Сибирским МТУ Росавиации строительство и размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах <данные изъяты> от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск Республики Бурятия, в соответствии с требованиями ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать бездействие арендатора земельного участка с кадастровым номером ФИО2 выражающееся в неисполнении требований Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно в строительстве и размещении индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, при отсутствии согласования строительства и размещения объектов на приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия с собственником аэродрома, незаконным.

Обязать арендатора земельного участка с кадастровым номером ФИО2 согласовать с собственником аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия - Восточно-Сибирским МТУ Росавиации размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома <данные изъяты> Республики Бурятия в соответствии с требованиями ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО3, ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 21.12.2016 года.

Судья: Е.А. Павлова