РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2013г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Танхаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1503/2013 по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения, возложении обязанности принять решение по заявлению,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения, возложении обязанности принять решение по заявлению, указав, что в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ 03.11.2011г. ею подано в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области заявление от ДД.ММ.ГГГГ. (входящий №) о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 6 лет, примерной площадью 400 кв.м., и предварительном согласовании места размещения <данные изъяты> (15*25м) площадью 750 кв.м. в <адрес> Заявление о выборе было направлено в Администрацию г. Иркутска для обеспечения выбора земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г. Иркутска был подготовлен отказ в выборе земельного участка, который был ею оспорен в судебном порядке. Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. признан незаконным, на Администрацию г. Иркутска возложена обязанность выбрать земельный участок по ее заявлению о выборе от ДД.ММ.ГГГГ., поданному ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Заявитель указывает, что в целях исполнения решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г. Иркутска подготовлены ситуационный план № проект схемы расположения, проект акта о выборе земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты> и выданы ей для получения согласований инспектирующих инстанций. ДД.ММ.ГГГГ. ею поданы заявления в Комитет по градостроительной политике Администрации <адрес> о выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение торгово-административного здания в <адрес>, а также на отвод ливневых вод с площадки строительства <данные изъяты> на что ей выданы технические условия от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно. ДД.ММ.ГГГГ. ею подано в Службу по охране объектов культурного наследия <адрес> заявление о согласовании предоставления земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты>, на что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Служба согласовала предоставление ей земельного участка для строительства объекта. ДД.ММ.ГГГГ. ею получено положительное заключение Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности Администрации <адрес> о возможности предоставления земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты>. После получения всех необходимых согласований и подписания инспектирующих инстанций акта о выборе земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ., акт о выборе был направлен в Администрацию г. Иркутска для совершения последующих действий по выбору.
Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. № была утверждена схема расположения земельного участка площадью 382 кв. м. в <адрес> для строительства <данные изъяты>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г. Иркутска сообщила ей об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и о направлении акта о выборе и схемы расположения земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты> в Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Со ссылкой на п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 70 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области 18.12.2009г. № 364/143-пп, заявитель указывает, что в течении 10 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ. ни одного из решений, предусмотренных действующим законодательством Правительством Иркутской области не принято. Полагает, что бездействие Правительства незаконно и нарушает ее право на своевременное предоставление земельного участка для целей строительства.
Просит суд признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии в установленный срок одного из решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 70 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. № 364/143-пп, в отношении земельного участка площадью 382 кв.м. в <адрес> для строительства <данные изъяты> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., поданному ДД.ММ.ГГГГ. в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области, возложить обязанность на Правительство Иркутской области в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять одно из решений предусмотренных п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 70 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. № 364/143-пп, в отношении земельного участка площадью 382 кв.м. в <адрес> для строительства <данные изъяты> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., поданному ДД.ММ.ГГГГ. в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области,
Заявитель ФИО1, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области – ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования считает незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что бездействия со стороны Правительства Иркутской области нет, т.к. заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. вх. № о выборе земельного участка по <адрес> и предварительном согласовании места размещения <данные изъяты> рассмотрено, вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым отказано в размещении <данные изъяты> на земельном участке по <адрес>. Данное решение ФИО1 получено.
В судебном заседании Правительство Иркутской области, извещенное о дате, месте и времени судебного заседания, отсутствует, о причинах неявки суду неизвестно, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав участника процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, определяются главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обстоятельства, на которых основаны требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение материально правовой обязанности.
Заявитель должен не только конкретизировать предмет судебной проверки действия (бездействие) или решения, которые заявитель просит признать незаконными, но и доказать, какие конкретно права и свободы нарушаются оспариваемым действием (бездействием) или актами; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, на что также указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих».
В соответствии с положениями п. 4 ст. 258 ГПК РФ признание незаконными действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав, свобод заявителя оспариваемыми действиями (бездействиями).
Данная позиция отражена также в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которой суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 ).
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2).Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно пунктам "в" и "к" ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В силу положений ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. № 364-143-пп (далее - Положение), земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.
Законом Иркутской области от 21.12.2006г. № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» регулируются отдельные вопросы использования и охраны земель в Иркутской области.
Распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям Правительства Иркутской области (п. 10 ст. 4 Закона).
Судом установлено, что ФИО1 обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ к Губернатору Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 6 лет примерной площадью 400 кв.м. и предварительном согласовании места размещения <данные изъяты> (15*25м.) площадью 750 кв.м., в <адрес>, с предполагаемым расположением земельного участка смежно с домом № по <адрес> и земельным участком с кадастровым номером № по <адрес>, с приложением копии паспорта и плана расположения земельного участка на карте Дубль-Гис и в № которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. за вх. №
Заявление о выборе земельного участка было направлено в Администрацию г. Иркутска для обеспечения выбора земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ за № Администрацией г. Иркутска был подготовлен отказ в выборе земельного участка, который был оспорен ФИО1 в судебном порядке.
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Администрации г. Иркутска об отказе в выборе земельного участка, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, результаты выбора земельного участка оформить актом, отказ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № признан незаконным, на Администрацию г. Иркутска возложена обязанность выбрать земельный участок по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., поданному ДД.ММ.ГГГГ. в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области, результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка с приложение схемы расположения земельного участка.
В целях исполнения решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Иркутска подготовлены ситуационный план №, проект схемы расположения, проект акта о выборе земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты>
Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. № была утверждена схема расположения земельного участка площадью 382 кв. м. в <адрес> для строительства <данные изъяты> и оформлен акт о выборе земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г. Иркутска сообщила ФИО1 об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. и о направлении акта о выборе земельного участка и схемы расположения земельного участка в <адрес> для строительства <данные изъяты> в Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Судом установлено, что Постановление Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. № об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 382 кв. м. в <адрес> для строительства <данные изъяты> и акт о выборе земельного участка направлено Администрацией г. Иркутска в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. №.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Правительство Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, в течение тридцати календарных дней со дня получения акта о выборе земельного участка или принимает решение об отказе в размещении объекта (п. 70 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. № 364-143-пп).
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ право на иск имеет лицо, права, свободы и законные интересы которого нарушены или оспорены.
С настоящим заявлением в суд ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ т.е. до истечения предусмотренного п. 70 Положения срока для принятия уполномоченным органом решения по ее заявлению.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 в суд с заявлением о признании бездействия незаконным, Министерством имущественных отношений Иркутской области бездействия допущено не было.
Также, суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Иркутской области ФИО1 дан ответ по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., поданному ДД.ММ.ГГГГ. в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области за № об отказе в связи с рекомендацией земельной комиссии при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ № получено ФИО1, что подтверждается самим заявителем в представленном в материалы дела ходатайстве вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая наличие решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка, который заявитель вправе обжаловать в случае несогласия с ним, суд приходит к выводу, что со стороны Правительства Иркутской области отсутствует бездействие, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1
Кроме того, заявитель воспользовалась своим правом на оспаривание решения от ДД.ММ.ГГГГ. №, в производстве Кировского районного суда имеется гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в размещении <данные изъяты>, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения <данные изъяты>.
При указанных обстоятельствах требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии в установленный срок одного из решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 70 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. № 364/143-пп, в отношении земельного участка площадью 382 кв.м. в <адрес> для строительства <данные изъяты> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ поданному ДД.ММ.ГГГГ. в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области, возложении обязанности на Правительство Иркутской области в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять одно из решений предусмотренных п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 70 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. № 364/143-пп, в отношении земельного участка площадью 382 кв.м. в <адрес> для строительства <данные изъяты> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ поданному ДД.ММ.ГГГГ. в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А. ФИО3
Мотивированный текст решения изготовлен 07.06.2013г. Судья.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>