ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1503/2014 от 07.10.2014 Богородицкого районного суда (Тульская область)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 7 октября 2014 года п.Куркино Тульской области

 Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

 председательствующего Пушкарь Н.А.,

 при секретаре Зелениной В.В.,

 с участием помощника прокурора Куркинского района Тульской области Папрыгина Е.С.,

 представителя ответчика в лице главы администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1503/2014 по исковому заявлению прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области об обязании ответчика принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,

 установил:

 прокурор Куркинского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области об обязании ответчика принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Куркинского района Тульской области проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства в муниципальном образовании Самарское Куркинского района Тульской области.

 В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона администрацией МО Самарское Куркинского района не утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета.

 Отсутствие указанного порядка противоречит принципам бюджетной системы РФ, поскольку нарушает порядок исполнения расходных обязательств муниципального образования, т.к. вышеназванные финансовые затраты являются расходными обязательствами муниципального образования.

 Отсутствие порядка определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета не позволяет органам местного самоуправления надлежащим образом исполнять возложенные на них действующим законодательством полномочия в области бюджетного законодательства, в том числе, создает ситуацию неопределенности в части получения соответствующими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств в виде субсидий или инвестиций, что является недопустимым.

 Ненадлежащее исполнение требований вышеуказанного законодательства не обеспечивает исполнение расходных обязательств муниципального образования, что может повлечь нарушение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в указанной сфере.

 Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии надлежащего осуществления полномочий в указанной сфере.

 По указанным основаниям прокурором Куркинского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области внесено представление.

 Представление рассмотрено, признано обоснованным, удовлетворено, но конкретных действенных мер со стороны администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области по устранению выявленных нарушений не предпринимается.

 Истец полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области своих полномочий по решению вопросов местного значения и несоблюдении обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.

 Просит суд признать бездействие администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиции из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, незаконным. Обязать ответчика – администрацию муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области до ДД.ММ.ГГГГ принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

 В судебном заседании помощник прокурора Куркинского района Папрыгин Е.С. исковые требования уточнил и просил суд признать бездействие администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, незаконным. Обязать ответчика – администрацию муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области до ДД.ММ.ГГГГ принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Также пояснил, что проводилась плановая ежеквартальная проверка бюджетного законодательства ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области была запрошена информация об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета. Администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области был дан ответ на запрос из которого усматривается, что данный порядок принят не был, в связи с чем было внесено представление. В настоящее время никаких мер также принято не было, в связи с чем обратились в суд.

 Представитель ответчика - глава администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области – ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ ей известны и понятны.

 В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку в соответствии со ст.39 ГПК РФ это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, по следующим основаниям.

 Выслушав помощника прокурора Куркинского района Тульской области, представителя ответчика в лице главы администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, к числу которых относятся и заявленные прокурором Куркинского района Тульской области по настоящему делу требования о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию комплекса мер по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта.

 Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что  администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области не утвержден порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета.

 ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Куркинского района Тульской области по выявленным фактам нарушения бюджетного законодательства было внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства в адрес МО Самарское Куркинского района Тульской области.

 Согласно ответу на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ № главы администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, оно признано обоснованным, нормативно – правовые акты устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета будет принят в 2015 году. Заместителю главы администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области ФИО5 за нарушение бюджетного законодательства применено дисциплинарное взыскание.

 Как пояснил представитель ответчика - глава администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области ФИО1 до настоящего времени указанные в представлении прокурора нарушения не устранены.

 В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 Как установлено ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

 В силу п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

 Статьей 28 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости), достоверности бюджета.

 Согласно ст.15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

 Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

 В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

 В силу положений ст.6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

 Как установлено ч.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

 установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

 составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

 установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

 определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

 осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

 установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

 в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

 иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

 Статьей 65 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

 В соответствии с ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг

 Согласно п.3 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

 Как установлено ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

 Кроме того, в силу положений ч.1 ст.80 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

 С учетом изложенного, исковое заявление прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области о признании бездействия незаконным и принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подлежит удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области об обязании принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, удовлетворить.

 Признать бездействие администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующий порядок определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, незаконным.

 Обязать ответчика – администрацию муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок определения объема и условий предоставления субсидий и инвестиций из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий: