Дело №2-1503/2021
УИД 51RS0001-01-2020-005327-23
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе
председательствующего судьи Лабутиной Н.А.
при секретаре Дроздовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Мурманская ТЭЦ» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения за потребленную тепловую энергию,
у с т а н о в и л:
АО «Мурманская ТЭЦ» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения за потребленную тепловую энергию.
В обоснование требований указано, что ФИО1 по данным ФГИС ЕГРН с 2006 года является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г<адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
АО «Мурманская ТЭЦ» являясь единственным поставщиком тепловой энергии в зоне нахождения объекта теплоснабжения, принадлежащего ответчику, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял поставку тепловой энергии на указанный объект.
За поставленную тепловую энергию на отопление данного нежилого помещения, принадлежащего ответчику, за указанный период начислено 118 630 рублей 21 копейка.
Договор теплоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком не заключался, однако его отсутствие не является основанием для освобождения ответчика от оплаты потребленной тепловой энергии.
Претензия с требованием об оплате потребленной тепловой энергии оставлена без удовлетворения.
Просит суд взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 118 630 рублей 21 копейка, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 572 рубля 60 копеек.
Представитель истца АО «Мурманская ТЭЦ» в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ФИО1 документально не подтвержден факт перехода на альтернативный источник отопления. Отсутствие в отдельных жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, приборов (радиаторов) отопления (в соответствии с проектной документацией на многоквартирный дом либо в результате отклонения отключения отдельных помещений от централизованной системы отопления без соблюдения, в том числе с переходом на их отопление с использованием автономных источников отопления без соблюдения установленного порядка переустройства инженерной системы теплоснабжения МКД, действующего в период указанного переустройства), не является правовым основанием для освобождения потребителей, занимающих такие помещения, от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги отопления, предоставленные как на обогрев непосредственно самих жилых (нежилых) помещений, так и помещений общего пользования.
Представленным ответчиком проектом предусмотрено устройство в помещении электрического теплового пола, но не предусмотрено внесения изменения в инженерную систему отопления многоквартирного дома (демонтаж приборов отопления, перенос существующих в помещении элементов общедомовой системы отопления либо нанесения на них теплоизоляционного материала). Приложением к рабочему проекту является записка главного инженера ТЭКОС о демонтаже приборов отопления в помещении без согласования с представителем ТЭКОС. Указанный документ является подтверждением демонтажа приборов отопления в отсутствие проекта на переустройство системы отопления. Актом приемки переустройства законченного реконструкцией и изменением функционального назначения объекта работы по демонтажу приборов отопления и переустройству общедомовой системы отопления не приняты.
Ответчиком не представлены решение межведомственной комиссии и акт, подтверждающие приемку работ по демонтажу системы отопления помещения и надлежащей изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления.
В рамках рассмотрения дела сторонами проведен совместный осмотр спорного нежилого помещения, о чем составлен акт от 14.08.2020, согласно которому помещение находится в периметре многоквартирного дома на первом этаже. Стены помещения имеют обшивку, смотровые лючки отсутствуют, в связи, с чем установить наличие или отсутствие элементов системы отопления или следов демонтажа элементов системы отопления за обшивкой невозможно. Согласно представленному приложению к рабочему проекту, которым предусмотрена реконструкция жилого помещения, в помещении демонтированы приборы отопления, без согласования с представителем ТЭКОС. В виду того, что ответчик не представил доказательств о согласовании демонтажа приборов отопления в помещении, приборы отопления в спорном помещении демонтированы самовольно. Сам по себе демонтаж радиаторов отопления в отсутствие доказательств узаконенного перевода помещения на иной способ отопления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в период переустройства, не создает для собственника помещения правовых последствий в виде освобождения его от оплаты поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии. Представленный ответчиком договор теплоснабжения от 01.08.2003 № 2233 утратил силу и указание в договоре на отсутствие отопления в помещении согласно акта обследования не подтверждено замерами температуры воздуха. Акт не представлен. Заключение данного договора на принятых его сторонами условиях не является основанием для АО «Мурманская ТЭЦ» принять те же условия.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направил в суд представителя.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в обоснование возражений указала, что истцом не доказана поставка тепловой энергии в помещение ответчика и ее фактическое потребление. Односторонние расчеты и справка о задолженности таким доказательством не являются. Бездоговорное потребление тепловой энергии в спорном помещении не выявлено, документально не подтверждено, что свидетельствует об отсутствии факта неосновательного обогащения ответчика за счет истца и для удовлетворения требований. Тепловая энергия ответчиком не потреблялась, теплопринимающее оборудование в нежилом помещении отсутствует. Согласно акту Администрации города Мурманска жилое помещение было введено в эксплуатацию.
Произведенным в установленном порядке переустройством предусмотрено отопление помещений за счет равномерного нагрева всей площади электронагревательным кабелем. Проект выполнен в соответствии с действующими на тот момент нормативными документами. Все предусмотренные процедуры были соблюдены и согласованы соответствующими органами в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством. Было предусмотрено лишь составление рабочего проекта и его согласование с межведомственной комиссией, что и было сделано ответчиком. Отдельное обязательное согласование и составление отдельного акта на демонтаж нагревательных приборов не предусматривалось.
Нежилое помещение было принято в эксплуатацию Администрацией г. Мурманска. Услуги по отоплению по данному адресу не оказывались и фактически тепловая энергия ответчиком не потреблялась. АО «Мурманская ТЭЦ» на момент проведения реконструкции помещения в 2002-2003 не являлось поставщиком тепловой энергии, а входило в состав ОАО «Колэнерго», с которым 01.08.2003 ответчик заключил договор на пользование тепловой энергии в горячей воде. В договоре указано «отопления нет, согласно акту обследования». Таким образом, с предыдущим поставщиком тепловой энергии спорные правоотношения урегулированы, договор свидетельствует об отсутствии фактической поставки коммунального ресурса в помещение ответчика. Изменение субъекта правоотношений с ОАО «Колэнерго» на АО «Мурманская ТЭЦ» не влияет на факт отсутствия потребления тепловой энергии на отопление и не влечет возникновения обязанности по оплате тепловой энергии ответчиком, которая фактически не поставлялась в спорное помещение с 2002-2003 годов. Просит в иске отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица Администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил, письменного мнения не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг также регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее- Правила № 354).
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил № 354, отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
В силу пункта 6 Правил № 354 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), поставка тепловой энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (абзац 5 пункта 6 Правил № 354).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, копией свидетельства о государственной регистрации права серии 51-АБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Теплоснабжение здания, в котором располагается принадлежащее ответчику нежилое помещение, осуществляется ПАО «Мурманская ТЭЦ».
Как указано истцом, ФИО1 осуществляет потребление тепловой энергии без заключенного в установленном порядке договора теплоснабжения.
Согласно представленному истцом расчету стоимость потребленной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ энергии потребленной на нужды отопления нежилого помещения составила 118 630 рублей 21 копейка.
Направленная ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес ответчика претензия с предложением произвести оплату задолженности по указанным в претензии реквизитам оставлена без удовлетворения.
В силу статей 56-57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований или возражений.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на переустройство нежилого помещения с центрального отопления на электроотопление и отсутствие доказательств бездоговорного потребления тепловой энергии.
Из материалов дела, следует, что при проведение работ по изменению функционального назначения помещения – квартиры № в жилом доме <адрес> на первом этаже с использованием под стоматологический кабинет в соответствии с проектной документацией произведена перепланировка помещения.
В рабочем проекте «Расширение стоматологического кабинета на <адрес> указано, что нежилое помещение имеет электроотопление.
Согласно санитарно-технической части проекта отопление помещений осуществляется за счет равномерного нагрева всей площади пола электронагревательным кабелем. Комфортные ощущения при меньшей температуре в помещении позволят снизить затраты на отопление помещений в сравнении с затратами при радиаторном обогреве.
Приемной комиссией, назначенной распоряжением управления Октябрьского округа г. Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ, подписан акт приемки в эксплуатацию законченного реконструкций и изменением функционального назначения объекта «Стоматологический кабинет, расположенный по адресу: <адрес>, утвержденный распоряжением управления Октябрьского административного округа г. Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ
Объект принят в эксплуатацию распоряжением Управления Октябрьского административного округа города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра указанного нежилого помещения, установлено, что многоквартирный дом подключен к централизованному теплоснабжению, расположенное в нем нежилое помещение №, № площадью <данные изъяты> м3 находятся в периметре многоквартирного дома на первом этаже, является внутренним, в котором элементов системы отопления не выявлено, отопительные приборы в помещениях отсутствуют; внешние стены имеют обшивку, смотровые лючки отсутствуют, в связи, с чем установить наличие или отсутствие элементов системы отопления или следов демонтажа элементов системы отопления (радиаторов отопления) за обшивкой не возможно.
Переход на отопление нежилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством нежилого помещения.
На момент работ по переустройству в принадлежащем ответчику нежилом помещении действовал Жилищный Кодекс РСФСР, частью 1 статьи 84 которого предусматривалось, что переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу с 1 марта 2005 г., установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие Приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. N 823-ст).
Отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Таким образом, переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, во всяком случае, требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) предусматривалось, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (часть 6).
Статьей 28 Жилищного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.
Порядок оформления разрешений на переустройство либо перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в указанный период регламентировался постановлением администрации города Мурманска от 29 мая 1997 г. № 1398 «Об утверждении Порядка оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в городе Мурманске».
Согласно пунктам 1.1., 1.2., 1.3 указанного постановления рассмотрение вопросов, связанных с переоборудованием и планировкой жилых и нежилых помещений в жилых домах возлагается на межведомственную комиссию, Решение межведомственной комиссии утверждается администрацией города. Переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах разрешается производить только после рассмотрения вопроса на межведомственной комиссии и получения документально оформленного разрешения. Решение межведомственной комиссии утверждается администрацией города.
На основании пунктов 3.10, 3.11., 3.12, 3.13 Постановления № 1398 распоряжение, разрешающее произвести переоборудование помещений жилого дома, выдается заявителю и направляется в государственное унитарное предприятие технической инвентаризации для внесения соответствующих изменений в технический паспорт МКД перепланировки.
По окончании строительно-монтажных работ, связанных с переоборудованием или перепланировкой помещений в жилых домах г. Мурманска, заявитель должен предъявить управлению жилищно-коммунального хозяйства помещения для приемки в эксплуатацию.
В силу положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
На основании пункта 1.6 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
На основании пункта 1.7. указанных Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
По смыслу приведенных правовых норм в их взаимосвязи проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть надлежащим образом, согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Таким образом, для подтверждения соблюдения установленного порядка переустройства помещений в части переустройства инженерных сетей централизованной системы отопления, ФИО1 надлежит представить разрешение межведомственной комиссии на переустройство инженерных сетей централизованной системы отопления в соответствии с проектной документацией, утвержденное администрацией города, акт приемки помещений в эксплуатацию, технический паспорт, содержащий сведения о произведенных изменениях.
Материалами дела установлено, что изначально данный объект недвижимости являлся жилыми квартирами, включенными в систему отопления многоквартирного дома.
Как следует из постановления администрации г. Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении функционального назначения нежилого помещения», при согласовании ФИО1 акта на изменение функционального назначения нежилого помещения под стоматологический кабинет администрацией ответчику указано на то, что работы по объекту необходимо вести после согласования проектной документации и получения разрешения на производство работ в соответствии с постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.2).
Согласно пункту 2.3 приведенного постановления по окончании работ ФИО1 обязан предъявить данный объект для приемки в эксплуатацию приемочной комиссии; представить в управление градостроительства и архитектуры администрации города, в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города контрольно-исполнительную съемку и акт приемки объекта в эксплуатацию приемочной комиссией; внести изменения в технический паспорт и копии паспортов жилого дома <адрес> в государственном унитарном предприятии технической инвентаризации за счет собственных средств.
Между тем, в техническом паспорте спорного нежилого помещения инвентарный 1568 указано, что отопление спорного помещения площадью 120,8 осуществляется от центральной системы отопления от «Колэнерго», сведений об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного дома в связи с переводом ответчиком принадлежащего ему нежилого помещения на электрообогрев, технический паспорт не содержит.
Кроме того, в приложении к согласованию проекта «Расширение стоматологического кабинета на <адрес>» сделана запись главного инженера проекта ФИО4 о том, что представитель ТЭКОСа не рассматривал вопрос согласования, поскольку в помещении приборы отопления демонтированы, а выполнено электроотопление полов.
Между тем, учитывая, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, технические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) и при отсутствии радиаторов отопления в отдельном помещении обеспечивают теплоотдачу (обогрев) жилого/нежилого помещения, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, доказательств того, что демонтаж системы отопления нежилого помещения ФИО1 произведен с соблюдением требований законодательства, в том числе в соответствии с постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и по согласованию с компетентными органами, в материалы дела не представлено.
Представленные ответчиком документы на установку индивидуального оборудования (электрообогрева), рабочая документация, факт получения необходимых разрешений и согласований в целом не подтверждают и не свидетельствуют о соблюдении ответчиком порядка переустройства жилого помещения, а также не свидетельствуют о том, что произведенные работы, осуществлялись в соответствии с существующими стандартами, нормами и правилами.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют только о разрешении на установку системы электрообогрева, тогда как документов, подтверждающих демонтаж внутренней системы отопления спорного помещения, в том числе проектная документация на перепланировку нежилого помещения, связанную с отсоединением от общедомовой системы центрального отопления, в материалы дела не имеется.
При этом сам по себе факт полученного в установленном порядке разрешения на установку электронагревательных приборов не свидетельствует о возможности применения иного порядка расчета платы за данную коммунальную услугу.
Иные представленные в материалах дела документы также не содержат сведений, подтверждающих факт демонтажа отопительных приборов с соблюдением требований законодательства, как и отсутствие отопления в нежилом помещении в спорный заявленный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснено в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г., отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Таких обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для освобождения ФИО1 от оплаты бездоговорного потребления тепловой энергии по правилам о неосновательном обогащении.
Кроме того, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (действующего в настоящее время) предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирном доме с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирного дома, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В подпункте «в» пункта 35 Правил № 354 также установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 г. № 1514-О-О, от 21 марта 2013 г. № 457-О, от 17 июля 2014 г. № 1681-О и др.).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 7 мая 2015 г. № АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого дома, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Учитывая то, что согласно приложению № 2 к Правилам № 354 содержащиеся в указанном нормативном акте формулы расчета платы за коммунальную услугу по отоплению применимы равным образом к жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома, следовательно, запрет на переход отопления помещений такого дома на иной (индивидуальный) способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом, как на жилые, так и на нежилые помещения.
Поскольку приведенное действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, то Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность раздельного определения норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд полагает заявленные исковые требования АО «Мурманская ТЭЦ» подлежат удовлетворению.
Определяя размер задолженности, суд исходит из представленного истцом АО «Мурманская ТЭЦ» расчета, который ответчиком не оспорен, судом проверен и признан соответствующим требованиям нормативно-правовых актов в сфере теплоснабжения, в том числе статьи 10 Закона о теплоснабжении.
Поскольку ФИО1 является пользователем услуг по теплоснабжению, за счет истца сберег денежные средства, которые являются для него неосновательным обогащением, соответственно последний обязан в силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации возместить АО «Мурманская ТЭЦ» понесенные расходы в размере 118 630 рублей 21 копейка за поставленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ истец при подаче иска в суд уплатил государственную пошлину в размере 3 572 рубля 60 копеек, исчисленную по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, которая как судебные расходы подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 94,98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АО «Мурманская ТЭЦ» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения за потребленную тепловую энергию – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу АО «Мурманская ТЭЦ» неосновательное обогащение за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118 630 рублей 21 копейка, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 572 рубля 60 копеек, а всего 122 202 рубля 81 копейка.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Председательствующий Н.А. Лабутина