№ 2-1503/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.04.2021 сроком до 31.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Томска и Томского района» об изменении даты подачи заявления о предоставлении государственной услуги, понесенных по делу судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Томска и Томского района» (далее – ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района) о признании датой подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы 01.07.2020, об обязании внести изменения в регистрационные данные.
В обоснование исковых требований указано, что истец зарегистрирована в качестве безработного в ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района по электронному заявлению о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы 30.06.2020, что не соответствует действительности, так как она подавала электронное заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы на портале Госуслуг 01.07.2020. В истории обращения на портале Госуслуг видно, что заявление № 843894327 было отправлено в ведомство и получено ведомством 01.07.2020. На электронный адрес 01.07.2020 пришло сообщение от портала «Работа в России» о поступлении ее заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, поданного на портале Госуслуги. Однако согласно Приказу от 07.07.2020 ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района дата регистрации в качестве безработного установлена 30.06.2020, вследствие чего ею утрачено право на получение дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста в соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Обратившись к ответчику, она получила отказ в изменении даты подачи заявления. Признание даты подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы 01.07.2020 в соответствии с поданным ею 01.07.2020 через портал Госуслуг электронным заявлением № 843894327 позволит воспользоваться мерами социальной защиты от безработицы в полном объеме.
ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района представило отзыв на исковое заявление, согласно которому 30.06.2020 ФИО1 зарегистрирована в качестве безработного в ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района по электронному заявлению о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, поступившему на портал «Работа в России» (30.06.2020 в 20:50 по московскому времени). Согласно пункту 4 Временных правил период, по которому рассчитывался средний месячный заработок на момент подачи заявления (30 июня) исчислялся по 4 кварталу 2019 года. Поскольку по сведениям пенсионного органа сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование истца в 4 квартале 2019 года равна нулю, то в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице ФИО1 было назначено в минимальном размере на период с 30.06.2020 по 29.09.2020. Приказом от 10.08.2020 был изменен период выплаты пособия, новый период установлен с 30.09.2020 по 29.12.2020 в размере минимальной величины пособия, а сумма, выплаченная истцом с 30.06.2020 по 07.07.2020, установлена как сумма долга гражданина, которая истцом была погашена. Приказом от 25.11.2020 истцу был установлен период выплаты пособия с 29.09.2020 по 29.09.2021 в связи с поступлением сведений об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста на основании пункта 1 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Портал «Работа в России» осуществляет свою работу согласно московскому времени, и несмотря на то, что время регистрации заявления истца было по томскому времени в 00:50 01.07.2020, данные с портала «Работа в России» загружены с той даты, с которой она установлена, то есть с 20:50 30.06.2020 по московскому времени. Ответчик не является администратором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» и не имеет возможности модерирования технических данных портала «Работа в России», в том числе и связанных с изменением времени часового пояса на портале, а также возможности изменить время подачи заявления истца с московского времени на томское время. Регистрация заявления ФИО1 30.06.2020 является законной.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная служба по труду и занятости, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что в связи с пандемией были введены временные правила по начислению пособия по безработице, согласно которым данные из пенсионного фонда запрашиваются в электронном виде, и в зависимости от даты подачи заявления установлен разный период запроса информации. Если заявление подано 30.06.2020, то сведения учитываются за период - четвертый квартал 2019 года, если с 01.07.2020, то за период - первый квартал 2020 года. Так как заработная плата была достаточно большой, и часть страховых выплат на нее были перечислены в 2020 году, то по запросу информации за четвертый квартал 2019 года данные сведения отражены не будут, что влияет на размер пособия.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно указал, что не отрицает умысел истца подать заявление 01.07.2020. Поскольку портал «Работа в России» работает по московскому времени, то заявление, поступившее через указанный портал, загружается в системе также по московскому времени. Имеется пробел в законодательстве.
Исследовав материалы дела, доводы искового заявления и отзыва на него, заслушав истца и представителя ответчика, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2019 ФИО1 присвоена категория «лица предпенсионного возраста».
Приказом АО ... № 1425-ЛС от 22.06.2020 прекращено действие трудового договора от 19.02.2004 № 585, ФИО1 уволена 29.06.2020 в связи с сокращением штата работников организации на основании пункта 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
01.07.2020 00:48 на портале Госуслуги зарегистрировано заявление ФИО1 № 843894327 о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, 01.07.2020 00:48 заявление отправлено в ведомство, 01.07.2020 00:49 заявление получено ведомством (Центр занятости населения субъектов Российской Федерации).
Приказом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 07.07.2020 б/н ФИО1 признана безработной (личное дело получателя государственных услуг от 30.06.2020 № 1820040/2050) с 30.06.2020, назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 34, 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 30.06.2020, установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 30.06.2020 по 29.09.2020, установлены размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 5850 руб. с 30.06.2020 по 31.08.2020, в размере 1950 с 01.09.2020 по 29.09.2020.
Приказом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 10.08.2020 б/н внесены изменения в приказ «Назначить пособие» № 189П369/2050 от 07.07.2020, назначив пособие с 30.09.2020 по 29.12.2020.
Приказом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 25.11.2020 б/н внесены изменения в приказ «Назначить пособие» № 189Д369/2050 от 07.07.2020, назначив пособие с 30.09.2020 по 29.09.2021.
Не согласившись с датой регистрации в качестве безработного и размером пособия по безработице, ФИО1 обратилась в ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района и Департамент труда и занятости населения Томской области.
Письмом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 05.11.2020 сообщено, что истец зарегистрирован в качестве безработного по электронному заявлению о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, поступившему на портал «Работа в России» 30.06.2020. В сведениях, поступивших от Пенсионного фонда Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 4 квартале 2019 года равны нулю. В соответствии с пунктом 16 Временных правил назначено пособие по безработице в размере минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента.
В письме Департамента труда и занятости населения Томской области от 26.11.2020 также указано о регистрации истца в качестве безработного с 30.06.2020, об отсутствии сведений о заработке (доходе), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за октябрь – декабрь 2019 года, что повлияло на размер пособия по безработице, определенного по минимальной величине.
Ссылаясь на неверную дату регистрации заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, что повлекло нарушение прав на получение дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения в Российской Федерации).
В силу статьи 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом о занятости населения в Российской Федерации, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона о занятости населения в Российской Федерации пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Согласно требованиям статьи 34.2 Закона о занятости населения в Российской Федерации период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные правила).
Согласно пункту 1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (пункт 2 Временных правил).
В соответствии с пунктом 4 Временных правил Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Таким образом, дата подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе влияет на определение среднего заработка за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы) гражданина, обратившегося с заявлением о регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, с целью расчета размера пособия по безработице.
Судом установлено, что ФИО1 присвоена категория «лица предпенсионного возраста» 01.01.2019.
Согласно истории обращений ФИО1 на портале Госуслуг заявление № 843894327 о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы зарегистрировано на портале 01.07.2020 00:48, отправлено в ведомство 01.07.2020 00:48, получено ведомством 01.07.2020 00:49, осуществлена перерегистрация 14.10.2020 16:31, назначено пособие 14.10.2020 16:33.
01.07.2020 0:50 с портала «Работа в России» на электронную почту истца пришло письмо с сообщением о поступлении ее заявления и необходимости заполнения и прикрепления к заявлению резюме для получения услуги содействия в поиске подходящей работы.
После выполнения указанных действий 07.07.2020 10:29 с портала «Работа в России» на электронную почту истца пришло письмо с сообщением об успешной модерации ее резюме «инженер-программист» и размещения его в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Из указанного следует, что ФИО1 подала заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через портал Госулуг 01.07.2020.
Позиция ответчика о том, что поскольку портал «Работа в России» осуществляет свою работу согласно московскому времени, то несмотря на время регистрации заявления истца по томскому времени в 00:50 01.07.2020, оно считается поступившем по московскому времени 20:50 30.06.2020, судом признается несостоятельной, поскольку сводится к особенностям работы информационной программы, носит технический характер и нарушает права истца на социальную защиту от безработицы, что является недопустимым в социальном государстве.
С учетом изложенного, суд полагает возможным признать датой подачи ФИО1 заявления о предоставлении государственной услуги по содействию и поиску подходящей работы 01.07.2020 и в целях восстановления нарушенного права истца возложить на ответчика обязанность внести изменения в регистрационные данные в части подачи 01.07.2020 ФИО1 заявления о предоставлении государственной услуги по содействию и поиску подходящей работы.
При изложенных обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Истец просит взыскать с ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., судебные расходы на нотариальные услуги в размере 10500 руб.
Согласно материалам дела при подаче иска ФИО1 оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. по чеку-ордеру от 16.12.2020, понесены расходы на услуги нотариуса по нотариальному составлению протоколов осмотра доказательства в размере 10500 руб.
Учитывая, что судебные расходы в заявленном размере подтверждены и понесены истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района в пользу истца подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., услуг нотариуса по нотариальному составлению протоколов осмотра доказательств в размере 10500 руб.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать датой подачи ФИО1 заявления о предоставлении государственной услуги по содействию и поиску подходящей работы – 01 июля 2020 года.
Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Томска и Томского района» внести изменения в регистрационные данные в части подачи 01 июля 2020 года ФИО1 заявления о предоставлении государственной услуги по содействию и поиску подходящей работы.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Томска и Томского района» в пользу ФИО1 понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, услуг нотариуса по нотариальному составлению протоколов осмотра доказательств в размере 10500 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: