ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1503/2022 от 24.08.2022 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1503/2022

УИД 18МS0044-01-2022-001334-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.08.2022 года г. Глазов УР

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Самсонова И.И.,

при секретаре Вихаревой Е.Г.,

с участием представителя истца Стребковой О.С., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 № 307/3-ДОВ,

ответчика Чередько В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» к Чередько В.В. о взыскании задолженности,

установил:

Истец АО «РИР» обратилось в суд с исковым заявлением к Чередько В.В. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, образовавшиеся за период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ; в размере 65 725,93 руб., из которых основной долг - 58 717,95 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ - 7 007,98 руб., а также государственную пошлину в размере 2 171,75 руб. Требования мотивированы тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: Удмуртская ; находится в собственности Чередько В.В. Истец, являясь гарантирующим поставщиком на территории г. Глазова, период с ДД.ММ.ГГГГ предоставляет коммунальные услуги, а именно: горячее водоснабжение и отопление в многоквартирное дома на территории г. Глазова. В нарушение требований действующего законодательства в течение длительного времени ответчик не выполняет обязательства по оплате потребляемых коммунальных услуг. Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Глазова Удмуртской республики от 30.12.2021 отменен судебный приказ от 20.12.2021 № 2-2570/2021 в отношении Чередько В.В.

Определением Глазовского районного суда Удмуртской Республика от 02.08.2022 принято заявление в пор. ст. 39 ГПК РФ об изменении предмета иска, согласно которому с учетом произведенной частичной оплаты ответчиком, истец АО «РИР» просит взыскать с ответчика Чередько В.В. задолженность за коммунальные услуги в размере 63 266,93 руб., из них 56 258,95 руб. основной долг, и пени в размере 7 007,98 руб., а также государственную пошлину в размере 2 171,75 руб.

В судебном заседании представитель истца Стребкова О.С. исковые требования поддержала, в своих объяснениях поддержала представленный ранее отзыв на возражение ответчика, из которого следует, что Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД. Правилами № 354 установлен запрет для потребителей самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего МКД, обусловлен тем, что система отопления МКД представляет собой единую сеть, отключение от которой отдельных помещений может привести к нарушению работоспособности системы теплоснабжения в целом. Переоборудование помещений путем демонтажа (отключения) радиатора отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения теплоснабжения. В судебном заседании ответчиком не подтвержден демонтаж системы отопления в отдельном помещении, отказ от потребления коммунальных услуг по отоплению из централизованной системы отопления, в то время как самовольное производство таких действий без необходимых разрешений запрещено. Предоставление коммунальной услуги по отоплению не зависит от наличия или отсутствия радиаторов отопления в МКД. Истец считает, что ответчик пользовался тепловой энергией за счет теплоотдачи из других квартир и прохождения внутри квартиры стояков отопления, внутриквартирной разводки, по которым во всяком случае циркулировался теплоресурс и поддерживался тепловой контур в доме в целом. Фактически собственник квартиры, в которой отсутствуют батареи, отапливается за сет других жильцов, в том числе и за счет тепла от проходящих через квартиру стояков отопления. Ответчик стояки не герметизировал, о демонтаже радиаторов отопления в установленном порядке своевременно не сообщал, доказательств поддержания температуры ниже установленной законом не предоставлял, производил в квартире ремонт, представленный им расчет не основан на нормах закона, ответчик не оспаривает отсутствие внесения платы за коммунальную услугу и наличие потребления ресурса в целом, приборы учета тепловой энергии в квартире отсутствуют, в связи с чем применение иного подхода для расчет долга, помимо нормативного, оснований для перерасчета задолженности не имеется. Освобождение Чередько В.В. от задолженности повлечет нарушение прав иных жильцов дома. Невнесением платы за коммунальную услугу ответчик нарушает права истца.

В судебном заседании ответчик Чередько В.В. исковые требования не признал, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за услугу «отопление». Ответчик суду представил письменные возражения, согласно которым указал следующее. МКД, в котором находится спорная квартира, использует централизованную систему отопления, но не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Ответчик неоднократно уведомлял истца, что в квартире ответчика с марта 2020 года производится ремонт, по заявке ответчика радиаторы отопления были демонтированы во всех помещениях сотрудником ЖЭК № 2 ввиду их аварийного состояния, проводились полные работы по замене всех стояков, отводов, труб за счет денежных средств ответчика, так как это его имущество. Поскольку ремонт в квартире не завершен, радиаторы отопления не подключены к центральной системе отопления дома, ответчик не получает в полном объеме услугу по поставке тепловой энергии истцом, потому как стояки, по которым идет транзит тепловой энергии в другие квартиры, не могут функционировать также, как радиаторы отопления, и дать тот объем тепла, который рассчитывает истец по нормативу потребления. Ответчик считает, что демонтаж элементов отопительной системы не относится к переоборудованию или перепланировке, поскольку законодательством не предусмотрено получение какого-либо согласия для демонтажа и замены элементов инженерных систем, за исключением согласия управляющей организации для отключения и присоединения к сети в период отопления, также не требуется для демонтажа и замены радиаторов отопления и разработка какого-либо проекта. По мнению ответчика, стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих, что приборы отопления, расположенные в квартире ответчика, предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются неотъемлемыми элементами, без которых данная система не может функционировать; также не представлено информации об обращениях собственников квартир МКД о том, что из-за демонтажа радиаторов отопления в квартире ответчика и в других квартирах стало холодно и что демонтаж батарей не позволяет теплосетям обеспечивать качественную поставку тепла в другие помещения. Ответчик не оспаривает как таковую подачу тепла через стояки отопления идущие транзитом через его квартиру, при этом не может пояснить, каков был конкретный температурный режим в квартире, поскольку там не проживает, замеры не проводились, жалобы, обращения в управляющую организацию, иные организации не подавались, периодически как правило в летнее время там производился ремонт. Платежные документы о начислении платы за тепловой ресурс выставлялись с использованием нормативного подхода ежемесячно, в том чисел поле обращения за перерасчетом. При отсутствии теплопринимающих устройств в квартире ответчик технически не имеет возможности потреблять такое количество тепловой энергии, за которое истец требует взыскать исходя из своих расчетов.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что Чередько В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: оборудованной системой централизованного отопления, что подтверждено следующими доказательствами.

В соответствии с выпиской из ЕГРН по состоянию на 14.04.2022 собственником квартиры по адресу: , является Чередько В.В. (л.д. 9)

В соответствии с поквартирной карточкой в квартире по адресу: Удмуртская республика г. зарегистрирован Чередько В.В. (л.д. 10)

В соответствии с техническим паспортом многоквартирного дома по адресу: оборудован системой центрального отопления от ТЭЦ на твердом топливе и системой центрального горячего водоснабжения-.

Согласно выписке из ЕГРН квартира по адресу: , имеет площадь 93,5 кв.м. (л.д. 59-62)

Истец является гарантирующим поставщиком на территории г.Глазова с ДД.ММ.ГГГГ предоставляет коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение и отопление в многоквартирные дома на территории города Глазова. Ответчиком данные обстоятельства в порядке ч.2 ст.68 ГПК РФ не оспариваются.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Глазова Удмуртской Республики от 30.12.2021 по гражданскому делу № 2-2570/2021 по заявлению АО «РИР» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Чередько В.В. судебный приказ от 20.12.2021 отменен.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за отопление и водоснабжение.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органом государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее в тексте Правила №307), а с сентября 2012 года - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее в тексте - Правила №354).

В части расчета платы за отопление применяется постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 года №857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»" (вместе с «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению»)

Из приведенной нормативной базы следует, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителю в жилом доме, который не оборудован прибором учета тепловой энергии, производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, с учетом установленного тарифа на тепловую энергию, общую площадь жилого помещения.

В настоящем иске истец свои расчеты платы за тепловую энергию основывает на размере отапливаемой площади жилого помещения.

Однако ответчик оспаривает начисление ему платы за коммунальную услугу «отопление» в виду отсутствия в его квартире радиаторов отопления.

В подтверждении своих доводов ответчиком представлена переписка с ресурсоснабжающей организацией.

Так в обращении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик просит истца произвести перерасчет за услуги отопления и горячего водоснабжения по причине того, что в квартире производится ремонт, демонтированы старые батареи, заменены все трубы, стояки и счетчики в квартире, новые батареи установлены, но не подключены. Указывает, что в квартире ремонт не закончен, в квартире никто не проживает, т.е. с марта 2020 года услугами по отоплению никто не пользуется (л.д. 44).

В ответ на данной обращение АО «РИР» исх. № 307-12/19600-12 от 18.12.2020 указывает на отсутствие возможности произвести перерасчет в связи с отсутствием оснований, Чередько В.В. разъяснено право на заключение соглашения о погашении задолженности по согласованному с ним графику (л.д. 45).

Факт получения отказа Чередько В.В. в перерасчете за коммунальную услугу последним не оспаривается.

Демонтаж внутриквартирных радиаторов отопления и прохождение по квартире ответчика Чередько В.В. стояков отопления подтверждены отчетом об оценке ООО «Учебно-методический центр «Компас» от 03.03.2020 (л.д. 63-71), справкой ЖЭК № 2 МУП «ЖКУ» (л.д. 58), ответчиком в порядке ч.2 ст.68 ГПК РФ не оспариваются.

В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, подлежат применению, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ, правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 541 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В отношении определения объема коммунальных ресурсов, представленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет над законодательством о теплоснабжении.

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливают права и обязанности потребителей коммунальных услуг, к которым относятся услуги по теплоснабжению, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 поставка тепловой энергии, в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (абзацы 9, 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" дополнительно разъяснил, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

На основании изложенных норм права в силу прямого указания закона собственник помещения, расположенного в МКД, обязан нести расходы на коммунальные услуги, в том числе на отопление, путем перечисления платы непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона N 190-ФЗ потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (пункт 4 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).

В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.

Отапливаемым следует считать помещения, в которых для поддержания проектной значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.

Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Согласно пункту 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.

Следовательно, действия по отключению жилого помещения от системы центрального отопления многоквартирного дома посредством демонтажа отопительных приборов и замены их на автономную газовую систему охватывается понятием переустройства.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, также содержат прямой запрет потребителю на самовольный демонтаж или отключение обогревающих элементов, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пункт 35).

В соответствии с пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами.

Между тем, в соответствии со ст. 25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, является переустройством.

В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства собственник жилого помещения в орган, осуществляющий согласование, представляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирном доме разъяснено, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.

Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Минэнерго от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.2). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. (1.3.21).

Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.

Таким образом, в целях реализации своего права на отказ от получения услуги отопления, ответчик должен был соблюсти установленный законодательством порядок.

Между тем, по вопросу получения разрешения на переустройство внутриквартирной системы отопления в орган местного самоуправления ответчик, будучи собственником жилого помещения, как до момента возникновения спора, так и во время судебного разбирательства не обращался, доказательств, подтверждающих обращение ответчика о переустройстве в спорный период времени, суду не представлено. Сам по себе демонтаж радиаторов отопления также не свидетельствует о полном отказе от получения теплового ресурса, поскольку многоквартирный дом представляет собой единую централизованную систему отопления, отключение от которой фактически и технически невозможно. Помимо этого через спорную квартиру ответчика Чередько В.В. (которая не является торцевой и окружена с обеих сторон, а также снизу отапливаемыми помещениями), транзитом проходит 4 стояка отопления, 2 из которых соединены разводкой отопления (ответвление), что не оспаривалось им самим.

В материалах дела не имеется доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что демонтаж приборов отопления, на момент предъявления иска, был произведен с соблюдением требований законодательства, имело место переустройство или переоборудование жилого помещения, тогда как, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства обоснованности своих требований или возражений.

Согласно Ведомственным строительным нормам, правилам оценки физического износа жилых зданий, утвержденным приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Сам термин "система" предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость ее элементов, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.

Согласно пунктам 3.17, 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 "Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов", система отопления помещений представляет собой часть внутридомовой системы отопления, включающей отопительные приборы, стояки и подводки к этим приборам, а также устройства учета и автоматического регулирования теплоотдачи отопительных приборов, расположенные в объеме помещения.

Установлено, что магистральные трубопроводы теплоснабжения, проходящие через квартиру ответчика, сохранены (в квартире имеются стояки отопления). Демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.

Кроме того, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения. Таких действий ответчиком не было осуществлено.

В условиях пользования коммунальными ресурсами от единой инженерной инфраструктуры многоквартирного жилого дома и отсутствия технической возможности демонтажа трубопровода, проходящего через помещение истца без ущерба энергоснабжения иных потребителей, отсутствие в помещении радиаторов не исключает отопление помещений путем естественной теплоотдачи от элементов центральной системы теплоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ расчеты с гражданами за коммунальные услуги осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

В настоящее время в отношении коммунальных услуг отопления такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Указанными Правилами какой-либо особый порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключивших свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе, перешедших на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.

Плата за коммунальные услуг отопления в многоквартирном доме начисляется всем потребителем в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета, все или часть помещений, в которых не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, Правилами N 354 не предусмотрено. Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.

В целом, как уже отмечалось, перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами.

Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализован посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

Ссылка Чередько В.В. на произведенный демонтаж радиаторов отопления в жилом помещении в качестве основания для освобождения от внесения платы за отопление обоснованно не может быть признана состоятельной, поскольку подпунктом "в" пункта 35 Правил предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом. Представленная ответчиком справка МУП «ЖКУ» (л.д. 58), в которой констатирован такой демонтаж радиаторов по заявлению самого собственника, не является доказательством проведения переустройства и реконструкции жилого помещения в установленном законом порядке, предусмотренном положениями главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Более того, в жилом помещении расположены стояки отопления, разводящий трубопровод, теплоотдача от которых сохраняет в нем положительные температуры в зимнее время.

Помимо выше изложенного, согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо непосредственно отопительных приборов (радиаторы отопления) относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года N 823-ст).

С учетом изложенного тот факт, что в квартире ответчика были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось и имеются основания для не внесения платы за данную услугу.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об эксплуатации жилого помещения с оборудованной системой центрального отопления.

В соответствие со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Следовательно, на собственника возложена обязанность по своевременной и полной оплате за предоставленные коммунальные услуги.

С учетом отсутствия доказательств переустройства жилого помещения, оборудования дома единой централизованной системы отопления, отключение от которой фактически невозможно, отсутствия доказательств надлежащего и полного отказа Чередько В.В. от получения тепловой энергии, факта расположения квартиры ответчика с обеих сторон и снизу иными отапливаемыми истцом квартирами, неоспариваемого факта прохождения через квартиру истца 4 стояков отопления, их частичного соединения между собой, отсутствия герметизации указанных стояков и ответвления со стороны ответчика, отсутствия доказательств несоблюдения температурного режима в квартире ответчика, отсутствия фактов обращения в ресурсоснабжающую и иные организации с жалобами на ненадлежащее качество оказываемых услуг суд не находит оснований для отказа истцу в заявленных требованиях.

В связи с чем, суд не усматривает предусмотренных действующим законодательством оснований для освобождения ответчика от платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире, расположенной по адресу:

Таким образом, исковые требования АО «РиР» к Чередько В.В. о взыскании задолженности за коммунальные услуги подлежат удовлетворению, поскольку ответчик как собственник жилого помещения несет обязанность по оплате коммунальных услуг начисленных на него в период владения и пользования данным жилым помещением в соответствии с положениями ЖК РФ.

Истцом представлен расчет задолженности за коммунальные услуги за период времени с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер основного долга составляет 56 258,95 руб., пени 7 007,98 руб.

Суд соглашается с расчетом задолженности, представленным истцом, расчет, в том числе размеры тарифов за оказанные коммунальные услуги, ответчиком не оспорен, является арифметически правильным, счетных и иных ошибок не содержит. Доказательств отсутствия или иного размера задолженности суду не представлено.

Несвоевременная оплата коммунальных услуг за период ДД.ММ.ГГГГ привела к образованию задолженности, что послужило основанием для начисления пени. Размер пени, определенный истцом в сумме 7 007,98 руб. за обозначенный период, суд находит правильным.

Также истец на основании п.14 ст.155 ЖК РФ просил суд взыскать с ответчика пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Применительно к названной выше норме права, условием применения судом ст. 333 ГК РФ является явная несоразмерность подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства.

В случае признания размера неустойки не соответствующей последствиям нарушения обязательства, суду предоставлено право по заявлению должника уменьшить размер неустойки.

В п. 69 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (ГК РФ).

Пунктом 71 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что при взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.

Как разъяснено в п. 73 вышеуказанного Постановления, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.

В соответствии с абз. 3 п.72 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 года № 7 уменьшение неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ.

Согласно ч.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Учитывая размер основного долга, характер нарушенного ответчиком обязательства и период просрочки исполнения обязательств, принимая во внимание соотношение сумм пени и основного долга, суд приходит к выводу, что оснований для снижения размера пени в порядке ст.333 ГК РФ суд не усматривает, поскольку ответчиком длительное время не вносилась плата за коммунальную услугу, обратный подход способен нарушить необходимый баланс прав и законных интересов сторон по делу.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска в Глазовский районный суд истец уплатил госпошлину в размере 2 171,75 руб., что подтверждается платежным поручением № .

Таким образом, принимая во внимание удовлетворение иска на сумму 63 266,93 руб. с учетом изменения предмета иска в ходе рассмотрения дела, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 098,01руб., а государственная пошлина в размере 74,75 руб. подлежит возврату АО «РИР» в порядке ст.103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» к Чередько В.В. о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с Чередько В.В. года рождения, уроженца г.Глазова Удмуртской АССР, паспорт гражданина Российской Федерации серии , в пользу Акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения», ОГРН 1117746439480, ИНН 7706757331, задолженность за коммунальные услуги, образовавшуюся за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Удмуртская Республика, г.Глазов, ул.Кирова, д.41/20, кв.24 в размере 63 266 (шестьдесят три тысячи двести шестьдесят шесть) руб. 93 коп., из которых 56 258,95 руб. основной долг и 7 007,98 руб. – пени.

Взыскать с Чередько В.В. года рождения, уроженца г.Глазова Удмуртской АССР, паспорт гражданина Российской Федерации серии , в пользу Акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения», ОГРН 1117746439480, ИНН 7706757331 расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 098 (две тысячи девяносто восемь) руб. 01 коп.

Возвратить Акционерному обществу «Русатом Инфраструктурные решения», ОГРН 1117746439480, ИНН 7706757331, государственную пошлину в размере 73 семьдесят три) руб. 74 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение суда составлено 31.08.2022.

Судья: И.И. Самсонов