ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1504/2021 от 19.01.2022 Северского городского суда (Томская область)

Дело №2-60/2022

УИД: 70RS0009-01-2021-001616-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2022 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Карабатовой Е.В.,

при секретаре Кириленко М.А.,

помощник судьи Родионова Е.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «АБФ Система» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «АБФ Система» о признании незаконными действий по начислению коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АБФ Система» (далее – ООО «АБФ Система»), в котором с учетом уменьшения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просит признать незаконными действия ответчика по начислению коммунальных платежей по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года по счёту на оплату № 1816 от 19.05.2020, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., штраф в размере 25 000 руб.

В обоснование исковых требований указала, что истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по [адрес]. Ответчик осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на основании соглашения от 09.08.2018, заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и ООО «АБФ Система». 20.03.2021 истец получила счет на оплату №1816 от 19.05.2020, согласно которому истцу начислена оплата за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года в размере 226 712, 35 рублей. С указанным размером задолженности не согласна, поскольку он не соответствует объему оказанных услуг. 29.05.2021 истец обратилась в ООО «АБФ Система» произвести перерасчет задолженности, однако ответчик действий по перерасчету не произвел. Считает, что ответчиком нарушены пункты «д, к, р» пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Действия ООО «АБФ Система» по начислению платы за неоказанные коммунальные услуги являются незаконными. Считает, что само незаконное начисление указанных коммунальных платежей, также как и отказ в удовлетворении требований истца об устранении допущенных нарушений её прав и произведении перерасчета необоснованно начисленных платежей являются грубейшим нарушением норм права, регулирующих данную сферу правоотношений. Кроме того, ООО «АБФ Система» обязано было своевременно, еще до начала предоставления услуги, довести до сведения потребителей информацию об оказываемой коммунальной услуге, в том числе о значении тарифа, объеме количестве, потребляемых ресурсах за расчетный период, сведения о периоде, причинах и основаниях произведенного перерасчета, которые должны быть отражены в платежных документах. В связи с тем, что ответчиком не предоставлена полная, достоверная и своевременная информация об оказываемых услугах, на основании п. 2 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать уменьшения цены оказанной услуги. В результате противоправных действий ООО «АБФ Система» в течение длительного времени истцу наносятся нравственные страдания. По вине ООО «АБФ Система» создалась длительная психотравмирующая ситуация. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей. Поскольку требования истца о перерасчете стоимости незаконно начисленных коммунальных услуг, предъявленные к ООО «АБФ Система» не были удовлетворены в добровольном порядке, перерасчет оплаты коммунальных услуг не произведен, то в силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежат взысканию штраф в размере 25 000 руб.

Определением судьи Северского городского суда Томской области от 19.11.2021 в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО4

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не известила, доказательств уважительности таких причин и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности от 22.04.2021, сроком на три года (л.д. 22 том 1), в судебном заседании исковые требования с учетом их уменьшения поддержала, просила удовлетворить. Поддержала основания, указанные ею в отзыве и письменных пояснениях по делу. Дополнительно пояснила, что действия ответчика должны быть признаны незаконными по счету на оплату № 1816 от 19.05.2020 на сумму 226 712,35 руб. в связи с тем, что истцу произведет расчет за период с января 2019 года, а она собственником нежилого помещения является с 06.02.2019; при расчете данной коммунальной услуги учитывалась вся площадь нежилого помещения, в то время, как истец является собственником 1/2 доли в праве, а также не учтено, что часть площади находится в аренде у ИП ФИО14, которая самостоятельно несла расходы по оплате за ТКО. Кроме того, ответчиком не подтвержден факт надлежащего предоставления истцу коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с чем действия ответчика по начислению истцу задолженности за период с января 2019 года по апрель 2020 года в размере 226 712,35 руб. являются незаконными. Нового счета на оплату указанной услуги ответчиком истцу не представлено.

Представитель ответчика ООО «АБФ Система» ФИО3, действующая на основании доверенностей от 11.01.2021, 10.01.2022, сроком до 10.01.2023, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и дополнения к данному отзыву. Также пояснила, что поскольку магазин работает, от деятельности есть мусор, в связи с чем услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу оказывается, машина по сбору мусора ездит по всему городу. Действительно в счете на оплату № 1816 от 19.05.2020 ошибочно истцу произведен расчёт за январь 2019 года, а также расчёт произведен на всё нежилое помещение, учтена площадь нежилого помещения, занимаемая арендатором ИП ФИО15, несшей с июля 2019 года расходы по данной услуге, поскольку у них не было документов, подтверждающих наличие собственников и других арендаторов в нежилом помещении, и по настоящее время им таких документов никто не представил, как и не представил своего контррасчета. Ошибки, допущенные в расчёте они согласны устранить, но в настоящее время у них другого счета нет. В представленном в судебном заседании расчете задолженности по оплате услуг ТКО произведен расчет за период с февраля 2019 года, без учета площади, занимаемой арендатором ИП ФИО16 с июля 2019 года.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не известила, доказательств уважительности таких причин и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и третьего лица.

Заслушав объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО2, представителя ответчика ФИО3, показания свидетеля ФИО10, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установлена статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156).

Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Подпунктом «в» пункта 8(1) Правил № 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора (Пункт 8(2) Правил № 1156).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Пункт 8(4) Правил № 1156).

В соответствии с пунктом 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Согласно пункту 8(15) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу положений пункта 8(15) Правил № 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.

Согласно положениям, содержащимся в пункте 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, то считается заключенным на условиях типового договора, а отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 8(18) Правил N 1156.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").

Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункты 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).

Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).

Пунктом 1 Правил N 505 установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что по итогам конкурсного отбора на основании Соглашения от 09.08.2019, заключенного с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ООО «АБФ Система» осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории восьмой зоны, которая включает в себя: городской округ ЗАТО «Северск»: д. Кижирово, п. Орловка, г. Северск, п. Самусь, д. Семиозерки, д. Чернильщиково, на 10-летний период, начиная с 01.01.2019.

ООО «АБФ Система» опубликовало соответствующие сведения в СМИ «Красное знамя» (№ 3(27751) от 16.01.2019), а также 17.01.2019 на своем официальном сайте abfsystema.ru.

08.02.2019 между ООО «АБФ Система» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ТрансЭко» (далее – ООО «ТрансЭко») (Исполнитель) заключен договор № 05-ТР/2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно условиям которого, исполнитель обязуется осуществить транспортирование (вывоз) твердых коммунальных отходов (далее- отходы) в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего договора, а Региональный оператор обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Исполнитель оказывает услуги по транспортированию твердых отходов, в том числе крупногабаритных отходов, с мест накопления отходов до объектов захоронения отходов или пунктов временного накопления отходов, указанных в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (утв. Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 33 от 20.02.2017). Маршрут транспортирования отходов должен соответствовать схеме потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами (пункты 1.1-1.2).

Так, из маршрутных заданий мусоровоза ** на январь –декабрь 2019 года, 2020 года следует, что транспортирование отходов осуществлялось, в том числе по адресам: <...>: магазин ФОРТ – понедельник, среда, пятница, парикмахерская Лавэль – среда, и пр. Коммунистический, д. 49Б: магазин Спорт Бет – вторник, суббота после 10:00 час.

Дополнительным соглашением от 28.12.2019 к договору № 05-ТР/2019 от 08.02.2019 срок действия договора определен с 01.01.2019 по 31.01.2025.

Согласно представленным ответчиком в дело путевых листов грузового автомобиля за период с января 2019 года по декабрь 2020 года об исполнении своих обязанностей по вывозу отходов по указанному выше маршруту, в том числе от нежилого помещения по пр. Коммунистическому, 49, 49б.

Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-139978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Положением о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 № 145, и решениями Правления Департамента тарифного регулирования Томской области от 27.12.2018 № 40/3, от 24.06.2019 № 8/2, от 13.12.2019 N 28/2 приказами Департамента тарифного регулирования Томской области утверждены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности – организации ООО «АБФ Система» на периоды с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020 для прочих потребителей за куб.м. в следующих размерах:

- на период с 01.01 - 30.06.2019 в размере 285,52 руб., с 01.07 - 31.12.2019 – 261,64 руб. (приказ от 27.12.2018 № 7-753/9(755), от 24.06.2019 № 7-95);

- на период с 01.01 – 30.06.2020 в размере 262,64 руб., с 01.07 - 31.12.2020 – 268,95 руб.

Кроме того, приказами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20.07.2018 № 129 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Томской области» и от 14.03.2019 № 41 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов от физических и юридических лиц на территории Томской области» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Северска:

- в период с 01.01.2019 по 25.03.2019 по объекту – продовольственный магазин на 1 кв.метр общей площади в месяц -0,1373 куб.м., в год – 1,647 куб.м;

- в период с 26.03.2019 по 29.02.2020 по объекту – продовольственный магазин на 1 кв.метр общей площади в год – 1,794 куб.м.

Ответчик ООО «АБФ Система» направил истцу ФИО1 счёт на оплату № 1816 от 19.05.2020 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года (включительно) в сумме 226 712,35 руб.

Из указанного счета следует, что ФИО1 плата за услугу по обращению с ТКО по адресу: <...> рассчитана за период с января 2019 года по апрель 2020 года в соответствии с установленными тарифами, нормативами накопления твердых коммунальных отходов согласно назначению - продовольственный магазин, исходя из общей площади нежилого помещения в размере 354,8 кв.м, что составило 226 712,35 руб.

Не согласившись с указанным счётом № 1816 от 19.05.2020 истец ФИО1 направила ответчику ООО «АБФ Система» требование о предоставлении информации и о перечислении незаконно начисленных денежных сумм за коммунальные услуги от 29.03.2021, из которого следует, что истец просила: 1) разъяснить порядок начисления выставленных сумм (с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы); 2) разъяснить, каким нормами законодательства руководствовался ответчик при начислении указанных денежных сумм; 3) просила произвести проверку правильности начисления, предъявляемого к уплате размера платы за коммунальные услуги в указанный период времени и выдать документ, заверенный подписью руководителя и печатью организации и подтверждающий правильность расчетов, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, установленных уполномоченным органом государственной власти Томской области; 4) требовала произвести перерасчет незаконно начисленных платежей. Каких-либо приложений требование не содержит. Данное требование получено ответчиком 29.03.2021 согласно входящему штампу.

05.04.2021 ответчиком истцу направлен ответ на указанное требование, с приложенными к нему расчетом задолженности, копией соглашения от 09.08.2018, типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО, заявка потребителя, счет на оплату № 1816 от 19.05.2020, копиями указанных выше Приказов Департамента.

До настоящего времени истцу ФИО1 новый счет на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами не поступал.

Суд, проверив оспариваемый счет, полагает, что расчет задолженности ФИО1 за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по счету № 1816 от 19.05.2020 за период с января 2019 года по апрель 2020 года (включительно) в сумме 226 712,35 руб. ответчиком произведен неверно.

Из пояснений представителя ответчика ФИО3 следует, что поскольку истцом ФИО1 не представлена ответчику заявка на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил, то ответчиком самостоятельно на официальном сайте ЕГРН были проверены сведения о собственнике нежилого помещения, расположенного по [адрес] и арендаторах данного помещения.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.02.2019, сособственниками нежилого помещения, состоящего из 2 этажей, общей площадью 354,8 кв.м, расположенного по [адрес], кадастровый номер: **, являются: с 06.02.2019 истец ФИО1 – 1/2 доля в праве, и с 06.02.2019 третье лицо ФИО4 – 1/2 доля в праве (л.д. 20-21 том 1).

Кроме того, из указанной выписки следует, что данное нежилое помещение находится в аренде ООО «Синкина», ИНН **, в настоящее время за указанным ИНН зарегистрировано ООО «Венера».

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ – основным видом деятельности ООО «Синкина» является «оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия», а ООО «Венера» - «торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах», и при исчислении норматива накопления твердых коммунальных отходов относятся к объектам «продовольственный магазин».

С 01.02.2019 по 25.01.2021 ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

До настоящего времени истцом ФИО1 не заключен с ответчиком договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом доказательств обратного не представлено, и материалы дела таких доказательств не содержат.

Однако, отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в письменной форме не препятствует региональному оператору оказывать услуги последнему в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пункта 8(15) Правил № 1156, а также не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора. В связи с чем суд признает обоснованным начисление платы за фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что истец ФИО1 является собственником (1/2 доля в праве) нежилого помещения, расположенного по [адрес] с 06.02.2019, то истец обязана нести оплату за предоставленную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с 06.02.2019, в связи с чем ответчик не имел оснований для начисления ФИО1 указанной услуги до 06.02.2019. Указанное также нашло свое отражение в определении Арбитражного суда Томской области от 01.06.2021 (Дело № А67-4080/2021).

Кроме того, из оспариваемого счета достоверно следует, что оплата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами произведена истцу на всю площадь нежилого помещения - 354,8 кв.м, а не исходя из принадлежащей ФИО1 1/2 доли в праве, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика ФИО3, что также свидетельствует о безосновательном начислении ФИО1 данной услуги на всю площадь нежилого помещения.

Более того, в судебном заседании достоверно установлено, что в нежилом помещении по [адрес] ведется хозяйственная деятельность ИП ФИО17 (магазин косметики, парфюмерии и бытовой химии), ООО «Синкина», преобразованное в ООО «Венера» (продуктовой магазин «Форт»), ИП ФИО5 (цветочный магазин), ИП ФИО9 (парикмахерская «Лавэль»).

Так, 29.07.2019 между ООО «АБФ Система» и ИП ФИО18 заключен договор № 420-РО/2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 включительно по объекту – парикмахерская «Лавэль» по адресу: <...>, этаж 2, объемом принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц – 0,5 куб.м – 1 раз в неделю (среда).

Во исполнение указанного договора ООО «АБФ Система» направляло ИП ФИО9 счета на оплату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором за июль - декабрь 2019 года, за январь-февраль 2020 года: и факт исполнения ИП ФИО9 своих обязательств по несению оплаты за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период подтверждается: актами №2648 от 31.07.2019, №3122 от 31.08.2019, №3609 от 30.09.2019, №4029 от 31.10.2019, №4549 от 30.11.2019, №5077 от 25.12.2019, №200 от 31.01.2020, №514 от 29.02.2020, акт №1167 от 31.03.2020, №1444 от 30.04.2020, счетами на оплату: №2616 от 31.07.2019 на сумму 131,31 руб., №3536 от 30.09.2019 на сумму 131,32 руб., №3936 от 31.10.2019 на сумму 131,32 руб., №4946 от 25.12.2019 на сумму 131,32 руб., №207 от 31.01.2020 на сумму 131,32 руб. (л.д. 233-242 том 1), чеком от 16.01.2020 на сумму 1600 рублей.

26.03.2021 между ООО «АБФ Система» и ООО «Венера» заключен договор №529-РО/2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно по объекту – магазин «ФОРТ» по адресу: <...>, объемом принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц – 6,5 куб.м – 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница).

Факт оплаты ООО «Венера» за вывоз мусора за период с января по апрель 2021 года подтверждается платежным поручением № 15 от 06.04.2021 на сумму 6 463,88 руб.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ***ФИО10 суду показала, что в период с февраля 2019 года по апрель 2020 года она арендовала по пр. Коммунистическому, 49 помещения на 1 и 2 этажах. Договор аренды был зарегистрирован в Росреестре. В указанный период она несла расходы по оплате за вывоз отходов, с ООО «АБФ Система» ею был заключен договор на вывоз отходов.

19.05.2021 между ООО «АБФ Система» и ИП ФИО8 заключен договор №541-РО/2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно по объекту – магазин «ФОРТ» по [адрес], объемом принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц – 2,25 куб.м. (л.д. 2-6 том 2).

Во исполнение указанного договора ООО «АБФ Система» направляло ИП ФИО8 акты на оказанные ответчиком услуги и счета на оплату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором за январь - декабрь 2020 года (л.д. 7-13 том 2), а также претензия от 21.10.2021 № 291 о необходимости погашения задолженности (л.д. 14-15 том 2).

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ).

Потребителем по пункту 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор об оказании услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 1156 (п. 8(2) Правил N 1156).

Поскольку образование ТКО является закономерной деятельностью любого хозяйствующего субъекта, в т.ч. ИП ФИО1, то начало использования истцом нежилого помещения с 06.02.2019 и соответственно с указанной даты формируется ТКО собственником которых является истец.

По смыслу действующего законодательства в рассматриваемом случае ответчик действуя добросовестно и разумно после получения нежилого помещения в собственность в 3-дневный срок обязан был уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним в установленном законом порядке договор об оказании услуг по обращению с ТКО с указанием всех необходимых данных об используемом помещении для определения подлежащего применению норматива.

При этом вид применяемого норматива по категориям объектов, площадь нежилого помещения напрямую зависит от сведений и документов об используемом потребителем помещении, которые направляются в адрес регионального оператора в рамках исполнения обязанности по заключению договора об оказании услуг по обращению с ТКО в кратчайшие сроки (3-х дневный срок) после перехода прав на объект на котором образуются ТКО (п. 8(6) и п. 8(7) Правил N 1156).

В отсутствие таких сведений и заключенного с ним договора региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, как фактически потребитель использует данное помещение, какие виды деятельности осуществляет и в каких объемах формируются ТКО.

При этом риск несообщения региональному оператору необходимых сведений об объекте на котором образуются ТКО, лежит на потребителе (пункты 3, 4 статьи 1, пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

Поскольку истцом ФИО1 ответчику не было представлено соответствующих сведений о собственниках нежилого помещения, а также о наличии арендаторов помещения, то несвоевременная передача такой информации является риском потребителя.

Вместе с тем, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено в материалы дела надлежащих доказательств того, что она и арендаторы не пользуются услугами ООО «АБФ Система» по обращению с ТКО, а также самостоятельно обеспечивают сбор и утилизацию бытовых отходов, путем заключения договоров с другой специализированной организацией, также не представлено доказательств заключения с ответчиком договора на иных условиях, отличных от типовых.

Анализируя изложенные обстоятельства и доказательства, в их совокупности, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что начисление ООО «АБФ Система» истцу ФИО1 с 06 февраля 2019 года платы за фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в отсутствие договора за оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора, является обоснованным. В связи с этим оснований для признания действий ответчика по начислению ФИО1 коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 06 февраля 2019 года по апрель 2020 года незаконными не имеется.

Однако начисление платы за указанную услугу за январь 2019 года по 05 февраля 2020 года производилось ответчиком незаконно, поскольку собственником нежилого помещения истец ФИО1 стала с 06 февраля 2019 года. Указанный факт был признан представителем ответчика ФИО3 в судебном заседании, пояснившей, что оснований для начисления истцу данной услуги за январь 2019 года не имелось.

Кроме того, начисление платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади нежилого помещения – 354,8 кв.м также является необоснованным, поскольку ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве на нежилое помещение.

Более того, в расчет задолженности не может быть включена площадь нежилого помещения, используемая арендатором ИП ФИО9, производившей в период с 01.07.2019 по апрель 2020 года оплату за услуги по обращению с ТКО по договору от 29.07.2019 № 420-РО/2019, заключенному с ООО «АБФ Система». Также не может быть включена площадь нежилого помещения, используемая арендаторами ИП ФИО8, ООО «Венера», поскольку с ними ответчиком также заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и нормативы, и вид применяемого норматива по категории объекта у ИП ФИО9 (парикмахерская) и ИП ФИО8 (магазин косметики, парфюмерии и бытовой химии) отличается от вида деятельности ФИО1 (продовольственный магазин).

При изложенных обстоятельствах, действия ООО «АБФ Система» по начислению ФИО1 коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по 05 февраля 2020 года являются незаконными. Кроме того, расчёт по счету на оплату № 1816 от 19.05.2020 за период с января 2019 года по апрель 2020 года является арифметически неверным, в связи с чем начисление ООО «АБФ Система» ФИО1 коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года является незаконным. Таким образом, ответчик должен произвести новый перерасчет предъявленных истцу к уплате коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 06 февраля 2019 года по апрель 2020 года, с учетом вышеизложенного.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2013 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен истцу моральный вред, тяжесть наступивших последствий, исходя из принципа разумности и справедливости, и считает возможным удовлетворить данное требование частично и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., что соразмерно характеру и степени перенесенных истцом страданий, а также степени вины причинителя вреда.

В силу п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также правовой позиции, изложенной в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2013 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Исходя из размера удовлетворенных требований истца в размере 1 000 руб. (компенсации морального вреда) штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя составляет 500 руб. (1 000 руб. / 2).

Предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотрено законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой установленной законом неустойки.

С учетом требований разумности, учитывая баланс интересов сторон, суд полагает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить сумму штрафа в два раза, то есть с 500 руб. до 250 руб.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1, в пользу истца с ответчика ООО «АБФ Система» подлежат взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 250 руб.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец на основании п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, за каждое требование неимущественного характера в размере по 300 руб., а всего 600 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «АБФ Система» о признании незаконными действий по начислению коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года, компенсации морального вреда, штрафа удовлетворить частично.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «АБФ Система» по начислению ФИО1 коммунальных платежей за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по 05 февраля 2020 года.

Признать незаконным начисление обществом с ограниченной ответственностью «АБФ Система» ФИО1 коммунальных платежей за период с января 2019 года по апрель 2020 года в размере 226 712,35 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АБФ Система» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 250 руб.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АБФ Системы» в доход бюджета ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Е.В. Карабатова