ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1504/2022 от 19.05.2022 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-1504/2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2022 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующей судьи Пакулы М.Р.

с участием секретаря Бекировой А.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица СПК «Садовод», Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения недействительным, признании права собственности и возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л

ФИО1 обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица СПК «Садовод», Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения недействительным, признании права собственности и возложении обязанности совершить определенные действия. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым было рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было возвращено по тем основаниям, что вид разрешенного использования земельного участка «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных и садовых домов) не соответствует классификатору видов разрешенного использования и необходимо его изменить на «ведение садоводства», также было указано на отсутствие протокола общего собрания СПК «Садовод» о распределении спорного земельного участка и не предоставление плана межевания территорий СПК «Садовод» его председателем в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым для учета в работе. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ при повторном рассмотрении заявления ФИО1 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в предоставлении земельного участка было отказано, что ФИО1 считает незаконным. ДД.ММ.ГГГГ было проведено Общее собрание членов СПК «Садовод», на котором ФИО1 был выделен земельный участок . Также была представлена справка от председателя СПК «Садовод» о том, что ФИО1 является членом СПК «Садовод» и проживает по адресу: . Кроме того, спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера - и установлением границ. На момент проведения кадастрового учета земельному участку был присвоен вид разрешенного использования - «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», что является единственным актуальным видом для такой категории земли в соответствии с классификатором на дату постановки на кадастровый учет. В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № садовые дома могут возводиться только на земельных участках с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая

застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», в том числе на землях сельскохозяйственного назначения. Уведомлением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков от 12 ноября 2015 года разъясняется, что в новой редакции классификатора вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» разделена на ИЖС, в том числе и на ведение садоводства, как самостоятельные виды разрешенного использования. Вид разрешенного использования спорного земельного участка соответствует целям его использования, а присвоенный ранее вид разрешенного использования необходимо привести в соответствие с измененным классификатором. При этом ответчик, зная о необходимости изменить вид разрешенного использования, не выполнил требования законодательства, а в своем отказе применил подпункт 14 части 2 статьи 36.19 Земельного кодекса Российской Федерации незаконно и необоснованно. Сам бланк заявления на сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не содержит других вариантов вида разрешенного использования, кроме, как «ведение садоводства». При этом в первоначальном обращении истец указывал присвоенный участку вид разрешенного использования, а ответчик сам указал на необходимость его изменить на «ведение садоводства», что истец в последующем и сделал. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта межевания территории СПК «Садовод» площадью га, расположенный за границами населенных пунктов Молодежненского сельского поселения Симферопольского района» утверждена документация по планировке территории в составе проекта межевания территории СПК «Садовод» площадью га, расположенный за границами населенных пунктов Молодежненского сельского поселения Симферопольского района. При этом утверждение о не направления председателем СПК «Садовод» в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым данного проекта не является согласно статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. На основании изложенного, истец ФИО1 просит признать недействительным ненормативный акт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним (ФИО1) право собственности на земельный участок площадью кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: ; привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка путем изменения «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» на вид разрешенного использования «ведение садоводства».

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, причин неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствии либо об отложении слушания дела не подавал.

Представитель третьего лица - СПК «Садовод» в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался путем направления судебной повестки по имеющемуся в материалах дела адресу места нахождения. Однако судебная повестка возвратилась в суд за истечением срока хранения.

Представители третьих лиц - Администрации Симферопольского района Республики Крым, Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, причин неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии либо об отложении слушания дела не подавали.

Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии с положениями статьи 233

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке заочного производства в отсутствии не явившихся участников процесса на основании представленных доказательств.

Выслушав доводы истца, проверив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующих оснований.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Доказательствами по делу в силу части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с частью 1 статьи 56, частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью кв. м, расположенный по адресу: , с присвоением кадастрового , категории земли - земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов).

Согласно выписке из протокола Общего собрания членов СПК «Садовод» от ДД.ММ.ГГГГФИО1, владелец участка , был принят в члены СПК «Садовод», что подтверждается также членской книжкой.

Как следует из справки СПК «Садовод» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является членом СПК «Садовод» и постоянно проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , .

В справке СПК «Садовод» от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что ФИО1 является членом СПК «Садовод» и за ним закреплен участок , расположенный по адресу: , основание - протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о представлении ему как члену СПК «Садовод» в собственность земельного участка площадью кв. м, кадастровый , предназначенного для размещения дачных домов и садовых домов, и расположенного по адресу:

район, Молодежненский поселковый совет, СПК «Садовод». К заявлению были приложены копия паспорта, копия членской книжки, выписка из протокола общего собрания о распределении земельных участков, справка от председателя о закреплении земельного участка, кадастровый паспорт на земельный участок.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым указало ФИО1 на то, что его заявление не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит возврату. Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 90:12:020601:48 не образован в соответствии с утвержденным проектом межевания территории СПК «Садовод» - участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок, начатого до 21 марта 2014 года со статусом «временный», вид разрешенного использования земельного участка – «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» не соответствует видам разрешенного использования, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и необходимо изменить вид разрешенного использования на «ведение садоводства». Кроме того, на земельный участок с кадастровым номером 90:12:020601:48 не осуществлена государственная регистрация права государственной собственности Республики Крым. Также было указано на то, что в заявлении ФИО1 не указаны в полном объеме реквизиты документа, удостоверяющего личность, а именно не указан код подразделения органа, выдавшего паспорт, не приложена выписка из протокола общего собрания членов СПК «Садовод» о распределении земельных участков между членами СПК «Садовод», согласно утвержденному проекту межевания территории СПК «Садовод».

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым указало ФИО1 В.А. на то, что ему отказано в предоставлении государственной услуги - в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью кв. м для ведения садоводства, расположенного на территории , по тем основаниям, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) не соответствует цели использования участка, указанной в заявление - «для ведения садоводства», к заявлению не приложены выписка из протокола общего собрания членов СПК «Садовод» о распределении испрашиваемого земельного участка и справка от председателя СПК «Садовод» о закреплении за ФИО1 данного земельного участка. Кроме того, проект межевания территории СПК «Садовод», утвержденный согласно требованиям действующего законодательства, как и распределение земельных участков между членами СПК «Садовод» в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для учета в работе председателем СПК «Садовод» не направлялся.

Как следует из письма СПК «Садовод» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок , расположенный по адресу: , числится за ФИО1 на основании выписки из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Проект межевания территории был предоставлен в Администрацию Симферопольского района Республики Крым, которой ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № 1011-п «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта межевания территории СПК «Садовод»», после чего проект межевания территории был направлен в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для учета в работе.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, к основным задачам которого относится защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством, а также осуществление в пределах своей компетенции

контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет функции по управлению в пределах своей компетенции землями государственной собственности Республики Крым (пункт 2.5, 2.7 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 157).

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ по приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу статьи 39.5 Земельного участка Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Согласно статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения); 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе

самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования; 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка; 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов; 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; 14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; 26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в

аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Согласно пункту 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при

рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок входил в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.

В определении от 05 апреля 2016 года № 78-КГ16-3 Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что бездействие некоммерческого объединения по оформлению прав на общий земельный участок, само по себе, не может служить препятствием для члена этого объединения в реализации права на получение земельного участка в собственность. Отсутствие утвержденного проекта границ территории садоводческого некоммерческого объединения не может повлечь отказ в реализации права члена данного некоммерческого объединения на предоставление земельного участка.

Частью 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» регламентировано, что до 01 марта 2022 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду, в том числе, членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (часть 7

статьи 1, пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 12 части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Виды разрешенного использования земельных участков определялись ранее в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540. В настоящее время приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым вид разрешенного использования «ведение садоводства» допускает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (для индивидуального жилищного строительства), хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в предоставлении ФИО1 земельного участка , расположенного на , кадастровый , изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, поскольку противоречит положениям статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы истца. При этом ссылку Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенную в письме от ДД.ММ.ГГГГ, на то, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» не соответствует цели использования участка, указанной в заявление ФИО1, - «ведение садоводства», суд находит несостоятельной, поскольку необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка на «ведение садоводства» была указана непосредственно в письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, земельный участок площадью 618 +/-17 кв. м, расположенный по адресу:

, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с указанием вида разрешенного использования, предусмотренного классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, а именно «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца ФИО1 и препятствий к их осуществлению суд считает необходимым возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанность повторно рассмотреть повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении ему земельного участка , расположенного на территории , кадастровый , с учетом оснований, по которым письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26 января 2022 года № 2075/01-11/1 было признано незаконным.

Заявленные исковые требования ФИО1 о признании за ним право собственности на земельный участок площадью кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: , а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» на «ведение садоводства» суд находит безосновательными и не подлежащими удовлетворению, так как нормами действующего законодательства установлен определенный порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка и передачи его в собственность.

Руководствуясь статьями 55-56, 59-60, 67, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица СПК «Садовод», Республики Крым, Администрация Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения недействительным, признании права собственности и возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в предоставлении ФИО1 земельного участка , расположенного на территории Молодежненского поселкового совета , кадастровый , изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка , расположенного на , кадастровый .

В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заочное решение может быть пересмотрено Симферопольским районным судом Республики Крым по заявлению ответчика, поданному в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М.Р. Пакула

Мотивированное решение составлено и подписано 26 мая 2022 года.