38RS0035-01-2022-001006-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи О.В. Варгас,
при секретаре Д.Э. Дулмажаповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1504/2022 по иску ФИО2 к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании действий по блокировке банковских карт и доступа к личному кабинету незаконными, обязании разблокировать банковские карты и восстановить доступ к личному кабинету,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что ФИО2 является клиентом ПАО Сбербанк и имеет дебетовые банковские карты № и №.
Между ФИО2, плательщиком налога на профессиональный доход, и Иркутским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» был заключен договор возмездного оказания услуг № от Дата, в рамках п. 3.2 которого на ее счет были перечислены денежные средства в размере 2 400 000 руб.
После совершения данной операции и поступления денежных средств на ее счет, Иркутское отделение ПАО Сбербанка № заблокировало дебетовые карты ФИО2 и доступ к личному кабинету по услуге «Сбербанк Онлайн» и направило в ее адрес запрос № от Дата о предоставлении документов по перечню, о котором она узнала только Дата в Иркутском отделении №. Перечень документов сотрудники банка не подписали и печать не поставили.
В ответ на запрос № от Дата о предоставлении документов по перечню в Иркутское отделение ПАО Сбербанка № для разблокировки карт истца и доступа к услуге «Сбербанк Онлайн» за запрашиваемый период с Дата по Дата, ФИО2 пояснила, что она работает в Иркутском региональном отделении Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в должности главного бухгалтера, что подтверждается трудовым договором от Дата, трудовой книжкой, справкой 2НДФЛ за 2021 за запрашиваемый период.
Происхождение денежных средств, внесенных наличными, за запрашиваемый период состоит из долга знакомых истца, заработной платы ее мужа и заработной платы ФИО2, а также, кредитных карт.
Кроме того, был заключен договор об оказании возмездных услуг в период избирательной кампании Дата, договор прилагается. НДФЛ не удерживается согласно законодательству.
В свободное время от основной работы, а именно в субботу, воскресенье ФИО2 работает самозанятым и зарегистрировала через приложение Сбербанка свое дело.
ДатаФИО2 заключила договор возмездного оказания услуг с Иркутским РО ООО ВСМС (ИНН <***>). Истец оказывает услуги путем доведения информации до граждан о проектах Народные инициативы в Адрес. В данное время услуги ещё не оказаны. Акты не подписаны. Согласно условиям Договора на возмездное оказание услуг истец как исполнитель в срок до Дата должна предоставить Заказчику отчет, в котором подробно опишет результат оказания услуг, а именно сколько опрошенных, сколько из них осведомлены о реализации проектов народных инициатив на территории их проживания, каково их мнение о своевременности, качестве, объеме проведенных мероприятий. Отчет о результатах опроса граждан передается Исполнителем Заказчику вместе с Актом сдачи-приемки оказанных услуг не позднее Дата.
В данное время идет подготовка для проведения мероприятий по выполнению Услуг согласно Договору. Документы будут предоставлены «Заказчику» согласно срокам, указанным в Договоре.
Согласно договору истец проводит личный опрос жителей Адрес до Дата. Услуги оказываются в форме устного опроса путем поквартирного (подомового) обхода. В связи с вышесказанным проведение устного опроса граждан не требует привлечения дополнительных исполнителей.
ФИО2 является плательщиком налога на профессиональный доход (Федеральный закон от Дата №422-ФЗ).
В рамках выполнения Договора с Иркутским РО ООО ВСМС с ее стороны как «Исполнителя» будут проведены работы по информированию граждан Адрес форме устного опроса путем поквартирного (подомового) обхода. Для организации работы необходимы определенные затраты, в связи с чем, согласно Договору в стоимость услуг включены все затраты и издержки (в том числе проезд к месту оказания услуг, проживание, питание, сотовая связь, обход квартир (домов), а также иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением условий настоящего Договора. Стоимость Услуг оплачивается Заказчиком частями в следующем порядке: в размере более 50 % от стоимости услуг оплачивается Заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты подписания настоящего Договора; оплата оставшейся части стоимости услуг оплачивается Заказчиком в течение 30 рабочих дней с даты подписания настоящего Договора; оплата услуг Заказчиком производится путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя. Экономический смысл операции получения денежных средств по Договору с Иркутским РО ООО ВСМС - оплата услуг, оказываемых согласно Договору. Экономический смысл дальнейших операций по расчетному счету: организация и оказание услуг, оплата налога на профессиональный доход. Экономический смысл операций по выводу части средств: мероприятия по выполнению услуг, организация работ и части средств для личного и семейного потребления. Операции ФИО2 не несут риска потери деловой репутации для ПАО Сбербанка, осуществлялись исключительно в законных целях, и никаким образом не связаны с финансированием терроризма и прочей противозаконной деятельностью.
К вышеизложенным пояснениям истец приложила полный комплект подтверждающих документов (скрин экрана при получении материалов от ПРО ООО ВСМС, документы, подтверждающие регистрацию в качестве самозанятого, пакет документов к Договору, перечень проектов Народных инициатив).
Пояснения и документы были рассмотрены, о чем банк проинформировал истца. Однако, несмотря на представленные пояснения и документы ссылаясь на «сомнительный характер операций» Банк в лице Иркутского отделения № не разблокировал карты истца, и не восстановил доступ к системе «Сбербанк Онлайн».
Такие действия филиала ПАО Сбербанк - Иркутского отделения № нельзя признать законными.
Банком не представлено документальных подтверждений того, что истец или какой-либо ее контрагент включены в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской, террористической деятельности. Банком также не представлено документального подтверждения того, что банковские операции преследовали цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем, пошли на финансирование террористической деятельности или преследовали иную противоправную цель.
Решение о квалификации операции в качестве подозрительной может быть принято лишь при наличии достаточных оснований, с учетом всестороннего анализа всей имеющейся у банка информации, представленных документов, с учетом пояснений клиента.
Некие «общие» подозрения относительно клиента не могут быть признаны надлежащим основанием для отказа банком в совершении конкретной операции.
Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций кредитные организации используют признаки, изложенные в Положении Центрального банка от Дата№-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», положениями которого установлены, в том числе, механизм оценки риска клиента; факторы, влияющие на оценку риска клиента в категориях «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца», «страновой риск», «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций», а также факторы по отдельности или по совокупности, влияющие на принятие кредитной организацией решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п.п.4.3-4.6).
Доказательств выявления Банком какого-либо из указанных в Положении ЦБ № факторов, послуживших основанием для принятия им решения о блокировке доступа к системе «Сбербанк Онлайн», Банком представлено не было.
Во исполнение запроса Банка вся истребованная информация и документы истцом были представлены. Таким образом, ФИО2 выполнила требования законодательства о предоставлении информации для идентификации и устранения подозрений в легализации денежных средств.
Пункт 11 ст. 7 Закона №115-ФЗ закрепляет, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридической лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
Таким образом, из данного пункта следует, что Банк вправе отказать только в случае отсутствия (не предоставления клиентом) документов, необходимых для фиксирования (идентификации) информации или наличия подозрения, что операция совершается в целях легализации доходов или финансирования терроризма. Но «подозрения» - это оценочная категория и сотрудники Банка обязаны руководствоваться нормами Закона, а также положениями и рекомендациями Центрального банка РФ.
Также из нормы, закрепленной в п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении отдельной операции, которая вызывает сомнения. Однако, Банк не сообщил ФИО2, какая именно операция и в связи с чем вызывает сомнения.
Банк отказывает в проведении отдельных операций, вследствие чего затрудняет нормальную хозяйственную деятельность истца, как самозанятой.
Необходимо также обратить внимание на то, что Законом № 115-ФЗ не закреплены правомочия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, блокировать доступ к системе «Сбербанк Онлайн» счета клиента. Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация наделена правом запрашивать информацию, с целью ее документированного фиксирования, в соответствии с положениями указанного закона, при наличии достаточных на то оснований.
Банком не обосновано применены меры в виде ограничения распоряжения расчетным счетом с использованием системы «Сбербанк Онлайн».
Принимая во внимание, что истец предоставила пояснения и все обосновывающие документы, очевидно отсутствие оснований для блокировки доступа через систему «Сбербанк Онлайн» к распоряжению собственными денежными средствами, находящимися на счете в банке.
Истец обращает внимание суда на то, что согласно требованиям п. 10 ст. 7 ФЗ №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абз. 1 настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
Следовательно, в случае неполучения постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок Банк восстанавливает обслуживание счетов.
Таким образом, ПАО Сбербанк в лице филиала - Иркутского отделения № без достаточных оснований, установленных законом и договором, в нарушение требований норм ст. 309, 846, 845 ГК РФ, ст. 7 ФЗ №115-ФЗ без подтверждения сомнительности операций осуществил блокировку принадлежащих истцу банковских карт № и № и блокировку системы «Сбербанк Онлайн» обслуживания счетов (карт) ФИО2, воспрепятствовал осуществлению нормальной деятельности истца как лица, являющегося плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятой).
Истец просит суд признать действия ПАО Сбербанка в лице филиала – Иркутского отделения № по блокировке банковских карт ФИО2 и доступа к личному кабинету в рамках услуги «Сбербанк Онлайн» незаконными; обязать ПАО Сбербанк в лице филиала – Иркутского отделения № восстановить беспрепятственное пользование банковским счетом с использованием банковской карты № и № и личного кабинета в рамках услуги «Сбербанк Онлайн».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк ФИО7 в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Дата между ПАО Сбербанк и истцом заключен договор банковского обслуживания, устанавливающий взаимные права и обязанности сторон, закрепленные в Условиях банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк.
В рамках названных договоров на имя истца были выпущены карты ФИО3 № и Visa Classic Личная № и открыты соответствующие счета № и № для учета операций по данным картам.
Истец был ознакомлен с тарифами банка и условиями использования банковских карт, Памяткой держателя и взял на себя обязательства их выполнять.
Также в рамках договора банковского обслуживания была подключена услуга «Сбербанк Онлайн».
Согласно п. 1.5 ДБО в рамках комплексного банковского обслуживания Банк предоставляет Клиенту возможность получать в Подразделениях Банка и/или через Удаленные каналы обслуживания и/или вне Подразделений Банка с использованием Мобильного рабочего места банковские продукты и пользоваться услугами Банка/ третьих лиц, в том числе партнеров Банка и дочерних обществ Банка, при условии прохождения Клиентом успешной Идентификации и Аутентификации (если иное не определено ДБО).
Клиент обязуется выполнять условия ДБО (п. 1.15).
Согласно п. 3.1.2 ДБО Особенности открытия Счетов Карт, выпуска и обслуживания Карт и отражения операций по Счетам Карт в зависимости от вида Карты определены «Условиями выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк», размещенными па Официальном сайте Банка, либо «Индивидуальными условиями выпуска и обслуживания кредитной карты ПАО Сбербанк» и «Общими условиями выпуска и обслуживания кредитной карты ПАО Сбербанк», размещенными на Официальном сайте Банка и в Подразделениях Банка. Особенности открытия Платежных счетов и отражения операций по Платежным счетам определены «Условиями открытия и обслуживания «Платежного счета» ПАО Сбербанк», размещенными на Официальном сайте Банка.
Согласно п. 4.1 ДБО Клиент обязуется распоряжаться денежными средствами, драгоценными металлами, находящимися на его Счетах в Банке, в соответствии с законодательством Российской Федерации, банковскими правилами и ДБО, а также Договором банковского вклада, договором банковского счета. Договором банковского счета в драгоценных металлах, заключенными в рамках ДБО.
Пунктом 4.4 ДБО предусмотрено, что Клиент уведомлен о том, что в отношении некоторых банковских операций, осуществляемых Клиентом по своим Счетам/вкладам в Банке, могут применяться ограничения, установленные законодательными и нормативными актами Российской Федерации, внутренними правилами и процедурами Банка и/или других банков, финансовых учреждений и/или платежных систем, через которые такие операции осуществляются.
В силу п. 3.17.2 ДБО Банк имеет право в одностороннем порядке прекратить предоставление услуги «Сбербанк Онлайн» в случае нарушения Клиентом своих обязательств в рамках настоящего Порядка.
Приостановить или ограничить предоставление услуг «Сбербанк Онлайн»: при выявлении фактов и/или признаков нарушения информационной безопасности; в случае трехкратного некорректного ввода Клиентом Постоянного пароля; выявления Банком в деятельности Клиента признаков сомнительных операций и сделок; при непредставлении Клиентом дополнительной информации (документов) Банку, в том числе поясняющей экономический смысл проводимых по Счету операций (сделок).
Регулирование отношений между клиентом и Банком при осуществлении выдачи и совершении операций по банковским картам осуществляется в соответствии с Условиями выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк, в силу п. 2.1 которых данные Условия распространяются на физических лиц, заключивших с Банком ранее Договор банковского обслуживания. Условия распространяются на Счета Карт и Карты.
Согласно п. 4.1 Условий выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк Карта является собственностью Банка и выдается Держателю во временное пользование.
Блокировка - процедура установления Банком технического ограничения на совершение операций по Счету Карты с использованием Карты/ Реквизитов карты/ NFC-карты/ SberPay, предусматривающая отказ Банка в предоставлении Авторизации.
В силу п. 4.32, 4.33 Условий выпуска и обслуживания дебетовой карты IIAO Сбербанк, Банк имеет право при нарушении Держателем Договора или при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для Банка или Держателя либо нарушение действующего законодательства Российской Федерации: осуществить Блокировку Карты, а также принимать меры для ее изъятия; приостановить или прекратить проведение расходных Операций по Карте/Счету Карты (с сохранением возможности проведения Операций пополнения Счета Карты).
Банк имеет право осуществить Блокировку Карты, если у Банка возникают подозрения, что Операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В силу п. 4.1 ДБО клиент обязуется распоряжаться денежными средствами, драгоценными металлами, находящимися на его счетах в банке, в соответствии с законодательством Российской Федерации, банковскими правилами и договором банковского обслуживания, а также договором банковского вклада и договором ОМС, заключенными в рамках договора банковского обслуживания.
В п. 2.18 Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через Удаленные каналы обслуживания (Приложение 1 к Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк) предусмотрено право Банка: прекратить доступ к SMS-банку (Мобильному банку) в случае нарушения Клиентом своих обязательств по-настоящему ДБО: приостановить или прекратить доступ к SMS-банку (Мобильному банку) в случае выявления Банком в деятельности Клиента признаков сомнительных операций и сделок, а также при непредставлении Клиентом дополнительной информации (документов) Банку, в том числе поясняющей экономический смысл проводимых по Счету операций (сделок).
Пунктом 3.17.2 Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через Удаленные каналы обслуживания (Приложение 1 к Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк) предусмотрено право Банка приостановить или ограничить предоставление услуг «Сбербанк Онлайн»: при выявлении фактов и/или признаков нарушения информационной безопасности; в случае трехкратного некорректного ввода Клиентом Постоянного пароля; выявления Банком в деятельности Клиента признаков сомнительных операций и сделок; при непредставлении Клиентом дополнительной информации (документов) Банку, в том числе поясняющей экономический смысл проводимых по Счету операций (сделок).
Согласно главе III пункт 2 Информационного письма N 59 от Дата Федеральной службы по Финансовому мониторингу "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями" к обналичиванию денежных средств в частности относятся, в том числе: операции клиента, приводящие к возникновению крупных сумм наличных денежных средств; осуществление большого количества операций с наличными средствами.
Из материалов дела следует, что Дата ПАО Сбербанк было принято решение об ограничении дистанционного обслуживания и блокировки банковских карт на основании п. 5.10.1 Правил внутреннего контроля банка в целях недопущения вовлечения банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и в соответствии с Условиями договора банковского счета, части 7 "Методики применения комплекса блокировки услуг с использованием дистанционного банковского обслуживания" Сборника методик в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от Дата N 4525.
При этом уполномоченный орган был уведомлен о проводимых операциях.
В результате анализа проведенного ответчиком, в период с 01.06.2021г. по 15.09.2021г. по счетам Истца: №***620, 40817***235, 40817***303, 40817***159, 40817***150 проводились операции, которые соответствовали признакам, указывающим на необычный характер.
В анализируемом периоде на счета клиента №***620, 40817***235, 40817***303, 40817***159, 40817***150 производились зачисления денежных средств: от Иркутского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с назначениями платежей «Оплата за оказания услуг по договору от 20.07.2021» на общую сумму 447 641,48 руб.; от Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ИНН <***>) как «предварительная оплата по договору 17/21-2 от Дата на общую сумму 2 400 000 руб.; взносы наличных денежных средств на общую сумму 1 141 000 руб.
Зачисленные средства переводились между своими счетами, затем снимались в наличной форме. Общая сумма снятия наличных составила 1 249 000 руб.
Зачисления от Иркутского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» расходуются на погашение кредита, совершение крупных покупок.
Зачисления от Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» в размере 2 400 000 руб. дробились на более мелкие суммы, переводились между своими счетами и в конечном итоге были сняты в наличной форме.
Взносы наличных 1 141 000 руб. израсходованы на покупку на сумму 251 372 руб.; выдача наличных 183 000 руб.; переводы по Сбербанк онлайн 662 636 руб.; погашение кредита 125 000 руб.
Обстоятельства совершения данных операций подтверждаются выписками по счетам №***620, 40817***235, 40817***303, 40817***159, 40817***150.
На основании анализа совершаемых по счетам операций, Банком было установлено, что признаки совершаемых клиентом по счетам операций имели сомнительный характер.
Дата через смс-сообщения Банк просил истца в срок не позднее Дата предоставить документы об источнике поступления денежных средств по операциям/экономическом смысле по счетам №***620, 40817***235, 40817***303, 40817***159, 40817***150 за период с Дата по Дата с контрагентами Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», Иркутское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления», а также предоставить документы, подтверждающие источник поступления/происхождения денежных средств.
Истцом по запросу были предоставлены Банку следующие документы: договор № возмездного оказания услуг от Дата, заключенный между Иркутское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» и ФИО2, согласно которому истец оказывает услуги по информированию граждан Адрес о мероприятиях перечня проектов народных инициатив (п. 1.1 Договора).
Согласно п. 1.2 Договора № возмездного оказания услуг от Дата услуги оказываются в форме устного опроса не менее 30% граждан, проживающих на территориях округов. Срок по 31.12.2021г. (п. 1.4 Договора).
Согласно п. 3.1 Договора № возмездного оказания услуг от Дата стоимость услуг по договору 2 400 000 руб. Полная оплата договора осуществляется в течение 30 рабочих дней с даты подписания договора (п. 3.2.1 Договора).
Кроме того, истцом предоставлен договор возмездного оказания услуг № от Дата на оказание бухгалтерских услуг, заключенный с Иркутским региональным отделением Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Взносы наличных произведены на сумму 1 141 000 руб.
В своих пояснениях ФИО2 сообщает, что источником происхождения денежных средств служат возвраты долгов знакомых, заработная плата клиента и ее супруга, а также ссудные средства кредитных карт.
Данные действия истца были расценены банком, как имеющие признаки схемы по легализации (отмыванию) денежных средств, указанной в Письме Банка России N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами" от Дата, и описывающем как получение физическими лицами со своих счетов, открытых в ФИО1 кредитных организациях, крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте и поступающих на счета физических лиц в безналичной форме.
Как следует из Письма Банка России N 161-Т от Дата "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций" к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от Дата N 12-Т, от Дата N 17-Т, а также следующие виды операций: систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами (или) индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.
Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Истцом по запросу ответчика не была предоставлена вся необходимая информация по проводимым операциям, а именно: источник происхождения наличных подтвержден лишь частично, была предоставлена справка 2-НДФЛ клиента за 2021год на сумму 734 000 руб. При этом, не подтвержден доход супруга, заемные взаимоотношения с физическими лицами и кредитными организациями. Также истцом предоставлена справка из налогового органа об исчисленных суммах налога, однако, по данным выписок по счетам в ПАО Сбербанк уплата налога с доходов не производилась, платежные поручения/выписки или иные документы, подтверждающие фактическое перечисление налога в бюджет отсутствуют. Так, по итогам анализа представленных ФИО2 сведений и документов у Банка отсутствовало подтверждение осуществления истцом реальной экономической деятельности (в том числе в связи с непредставлением полного комплекта документов по запросу Банка).
Соответственно, ФИО2 не были представлены документы, которые позволили бы Банку установить мотивы совершенных операций, и устранили бы неясность в их экономическом смысле и в вопросе о законности целей при совершении этих операций.
Согласно статьи 1 Федерального закона от Дата N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при этом, ошибочное указание судом на выдачу судебного приказа за пределами срока исковой давности, не влекут за собой отмену состоявшихся судебных актов, поскольку не влияют на правовую природу спора.
Таким образом, учитывая, что сомнения в законности операций, совершаемых истцом по счетам, не были устранены в ходе внутренней проверки банка, то действия ответчика по приостановлению для истца доступа к услуге дистанционного совершения банковских операций, совершенные в порядке принятия внутренних организационные мер, предусмотренных п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ от Дата, являются правомерными и обусловлены исполнением функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и были произведены в публичных интересах, то отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании действий по блокировке банковских карт и доступа к личному кабинету в рамках услуги «Сбербанк Онлайн» незаконными.
Поскольку в удовлетворении требования о признании действия ПАО Сбербанка в лице филиала – Иркутского отделения № по блокировке банковских карт ФИО2 и доступа к личному кабинету в рамках услуги «Сбербанк Онлайн» незаконными отказано, то и оснований для обязания ПАО Сбербанк в лице филиала – Иркутского отделения № восстановить беспрепятственное пользование банковским счетом с использованием банковской карты № и № и личного кабинета в рамках услуги «Сбербанк Онлайн» не имеется.
Более того, суд дает оценку тому обстоятельству, что блокировка банковской карты /ограничение по счету/ блокировка дистанционного банковского обслуживания не означает невозможность проведения операций по счету и не является ограничением права истца на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете в смысле, придаваемом такому ограничению положениями ст. 858 ГК РФ, поскольку для проведения операций по счету необходимо обратиться в обслуживающее подразделение банка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании действий по блокировке банковских карт и доступа к личному кабинету в рамках услуги «Сбербанк Онлайн» незаконными, обязании восстановить беспрепятственное пользование банковским счетом с использованием банковской карты № и №, произвести разблокировку банковской карты банковской карты № и № и личного кабинета в рамках услуги «Сбербанк Онлайн» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое лица, участвующие в деле, и представители могут получить Дата.
Судья: О.В. Варгас