ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1505/17 от 24.05.2017 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-1505/17 Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2017 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю., при секретаре Савельевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что в ювелирном интернет-магазине <данные изъяты>, принадлежащем ИП ФИО2 - ФИО1 было забронировано украшение, 14.12.2016 года ИП ФИО2 выставил счет на стопроцентную предоплату заказа в общей сумме 3 788 руб., включающую в себя стоимость украшения в размере 3 430 руб., доставки в размере 220 руб. и страхования отправления в размере 138 руб. 15.12.2016г. через терминал ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 оплатила заказ в размере 3 788 руб., после чего оплаченный заказ был направлен ИП ФИО2 из <адрес> почтовым отправлением 1 класса ФИО1 20.12.2016г. из ОПС 25 Великий Новгород по месту жительства ФИО1 поступило извещение , в котором было указано, что на имя ФИО1 поступила бандероль 1 класса с ОЦ и НП из <адрес>, масса 42 г, объявленная ценность 3 430 руб., также на извещении имелась запись от руки красной пастой о наличии наложенного платежа в сумме 3 430 руб., и запись от руки синей пастой «с наложенным платежом срочно получите, пожалуйста». Однако, в связи с тем что бандероль была предварительно оплачена, ФИО1 по телефону сообщила об этом оператору почтового отделения. В результате длительных переговоров оператор почтовой связи категорически отказалась выдавать бандероль, ссылаясь на наложенный платеж. Оператор почтовой связи также попросила ФИО1 связаться с продавцом-отправителем для подтверждения факта оплаты данного почтового отправления. 20.12.2016г. после категоричного отказа сотрудников почты выдать ФИО1 бандероль по заполненному извещению, истец вручила оператору почтовой связи ОПС 25 Великий Новгород претензию, в которой указала на незаконность действий оператора почтовой связи, выразившееся в нарушении её прав. 23.12.2016г. оператор ОПС 25 Великий Новгород выдала ФИО1 бандероль, при этом не принесла последней извинений. Незаконными действиями ответчика были нарушены права ФИО1 как потребителя и ей был причинен моральный вред, компенсацию которого она оценивает в 15 000 руб.

Определением суда от 30 марта 2017 года (протокольная форма определения) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена ФИО3

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в предыдущих судебных заседаниях исковые требования поддерживала, указав, что поскольку заказ был ею предварительно оплачен, таким образом, она являлась заказчиком почтовой услуги, в силу чего между ней и ответчиком сложились отношения, подпадающие под закон о Защите прав потребителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в предыдущих судебных заседаниях исковые требования не признавала по основаниям изложенным в отзыве.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Третье лицо ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие лиц участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи» по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В силу ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В соответствии со ст. 37 Закона «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведённых денежных средств, которые предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Согласно ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» утверждены «Правила оказания услуг почтовой связи».

В силу п.п. 10,11 Правил оказания услуг почтовой связи, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).

Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться:

- с наложенным платежом (пересылаемые между объектами федеральной почтовой связи, при подаче которых отправитель поручает организации федеральной почтовой связи получить установленную им денежную сумму с адресата и выслать ее по адресу, указанному отправителем);

- с описью вложения.

Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.

К внутренним почтовым отправлениям относятся следующие виды и категории почтовых отправлений:

а) почтовые отправления в виде письменных сообщений на специальном бланке, пересылаемые в открытом виде (простые, заказные) (далее - почтовые карточки);

б) почтовые отправления с письменным сообщением, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, с объявленной ценностью) (далее - письма);

в) почтовые отправления с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями (простые, заказные, с объявленной ценностью) (далее - бандероли);

г) почтовые отправления, подаваемые в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых (простые, заказные) (далее - секограммы);

д) почтовые отправления с товарным вложением (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее - посылки);

е) почтовые отправления с товарами и другими материальными ценностями, направляемые к месту назначения (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее - прямые почтовые контейнеры).

Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п «Об утверждении Порядка» утвержден «Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений».

В п. 6 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» прописаны особенности приема РПО с наложенным платежом:

с наложенным платежом пересылаются РПО только с объявленной ценностью.

Сумма наложенного платежа не должна превышать сумму объявленной ценности почтового отправления.

Прием почтового отправления с наложенным платежом осуществляется с оформлением бланка наложенного платежа ф. 113эн, который заполняется отправителем в полях, обведенных жирной чертой (приложение N 9).

При приеме почтового отправления бланк перевода наложенного платежа ф. 113эн не штемпелюется. Он прикрепляется к неадресной стороне письма (бандероли) с объявленной ценностью таким образом, чтобы исключалась возможность утери его в пути. При отправке посылок с объявленной ценностью, пересылаемых с наложенным платежом, бланк перевода наложенного платежа ф. 113эн, вместе с бланком сопроводительного адреса к посылке ф. 116, вкладывается в самоклеющийся прозрачный пакет.

При приеме отправления EMS бланк перевода наложенного платежа ф. 113-эн вкладывается в самоклеящийся пакет, наклеенный на оборотную сторону упаковки отправления EMS таким образом, чтобы исключалась возможность утери его в пути. Дополнительно на лицевую сторону оболочки отправления EMS наклеивается стикер с надписью красного цвета: «Внимание! Наложенный платеж!» либо такая надпись делается от руки.

Допускается самостоятельное изготовление бланка перевода наложенного платежа ф. 113эн отправителем РПО, при условии соблюдения печати бланка с помощью средств вычислительной техники и черном цвете шрифта.

Согласно п. 24.2 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» РПО с объявленной ценностью, пересылаемые с наложенным платежом, выдаются получателю после оплаты им полной суммы наложенного платежа и внесения платы за его пересылку почтовым переводом. До оплаты получатель имеет право на получение информации об адресных данных отправителя.

Работник отделения почтовой связи должен выдать адресату бланк наложенного платежа ф. 113эн, поступивший вместе с РПО, а затем осуществить прием перевода наложенного платежа с выдачей квитанции, оформленной на ПКТ или квитанции, оформленной по форме N 5 (на немеханизированных рабочих местах). После расчета с получателем РПО вручается установленным порядком.

В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что в ювелирном интернет-магазине <данные изъяты>, принадлежащем ИП ФИО2 - ФИО1 было забронировано украшение, 14.12.2016 года ИП ФИО2 выставил счет № на стопроцентную предоплату заказа в общей сумме 3 788 руб., включающую в себя стоимость украшения в размере 3 430 руб., доставки в размере 220 руб. и страхования отправления в размере 138 руб.

15.12.2016г. через терминал ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 оплатила заказ в размере 3 788 руб., после чего оплаченный заказ был направлен ИП ФИО2 из <адрес> почтовым отправлением 1 класса ФИО1.

Как установлено, бандероль 1 класса , адресованная ФИО1 по адресу: <адрес> поступила в ОПС Великий Новгород 173025 20.12.2016г. из АСЦ Санкт-Петербурга с припиской по накладной ф.16с отметкой о наличии наложенного платежа в сумме 3430,00 руб.

20.12.2016 года в адрес ФИО1 было доставлено извещение ф.22. Бланк наложенного платежа ф.ПЗэн к почтовому отправлению отсутствовал, однако на оболочке бандероли была прописана от руки сумма объявленной ценности. Кроме того сопроводительные документы, по которым бандероль поступила из АСЦ Санкт-Петербурга, имели отметку о наложенном платеже.

В соответствии с Порядком, при обращении ФИО1 20.12.2016 г. за получением бандероли, работником отделения почтовой связи было предложено произвести оплату суммы наложенного платежа.

ФИО1 от оплаты наложенного платежа отказалась, ввиду того, что бандероль была предварительно оплачена.

В связи с изложенным, 20.12.2016 г. ОСП Новгородский почтамт был сделан запрос по внутренним каналам связи в место приема почтового отправления с просьбой подтвердить порядок приема бандероли, а именно о наличии либо отсутствии наложенного платежа.

Кроме того, 20.12.2016 года ФИО1 вручила оператору почтовой связи письменную претензию.

Также в судебном заседании установлено, что после подтверждения из ОСП Екатеринбургский почтамт факта отсутствия наложенного платежа за бандероль 1 класса , 23.12.2016 г. отправление было вручено адресату - ФИО1

В данном случае, учитывая вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что органом почтовой связи был соблюден порядок выдачи ФИО1 РПО с объявленной ценностью, пересылаемое с наложенным платежом, установленный пунктом 6, 24,2 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п «Об утверждении Порядка».

То обстоятельство, что бандероль не была вручена ФИО1 непосредственно 20.12.2016 года, не свидетельствует о незаконности действий ответчика в указанной части, поскольку 20.12.2016 г. ОСП Новгородский почтамт был сделан запрос в место приема почтового отправления с просьбой подтвердить порядок приема бандероли, а именно о наличии либо отсутствии наложенного платежа, после подтверждения из ОСП Екатеринбургский почтамт факта отсутствия наложенного платежа за бандероль 1 класса , 23.12.2016 г. отправление было вручено адресату - ФИО1

Однако данное нарушение, само по себе, не может повлечь возложения на ФГУП «Почта России» такого вида гражданско-правовой ответственности, как компенсация ФИО1 морального вреда.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом.

Статьей 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если гражданину причинен вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Поскольку ФИО1 в рассматриваемом случае являлась получателем почтовой корреспонденции, а не ее отправителем, при условии соответствующей оплаты оказанных ей услуг, спорные правоотношения не могут быть регламентированы Законом РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», так как ФИО1 не вступила в договорные отношения с ФГУП «Почта России», поскольку стоимость товара и его отправление она оплатила ИП ФИО2

Следовательно, при таких обстоятельствах, ФГУП «Почта России» несет ответственность лишь перед отправителем бандероли, если он не отказался от своих требований в пользу адресата, между тем, таких обстоятельств в судебном заседании не установлено.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 отсутствуют, а потому в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения – 09 июня 2017 года.

Председательствующий Ж.Ю. Никонова