ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1505/19 от 05.06.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1505/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2019 года <...>

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре судебного заседания Потаповой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Костромской области, ЦФО УМВД России по Костромской области о признании незаконным, отмене решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к назначению пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, надлежащим ответчиком считает УМВД России по Костромской области, просит с учет уточнений признать незаконным и отменить решение ЦФО УМВД России по Костромской области за от <дата> об отказе в назначении пенсии по линии МВД Российской Федерации. Обязать УМВД России по Костромской области назначить ему пенсию с учетом выслуги лет, дающей право на пожизненное пенсионное обеспечение.

Свои требования мотивирует следующим.

<дата> он обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Костромской области на основании ст.1 и ст.13 п.а Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Для подтверждения оснований для назначения пенсии он предоставил справку от <дата> за номером , выданную УМВД Российской Федерации по Сахалинской области о наличии выслуги лет соответствующих условиям определяющим право на пенсию за выслугу лет. Дополнительно, денежный аттестат от <дата>, выписку из архивной служебной карточки и расчет выслуги лет на имя ФИО1 <дата> истец получил письменное уведомление за от <дата>, в котором «Ответчик» указал, что правовых оснований для назначения пенсии по линии МВД России не имеется в связи с тем, что со службы из органов внутренних дел Российской Федерации он не увольнялся, и пенсия ему по линии МВД не назначалась, а была назначена пенсия на территории Украины за общую выслугу 29 лет службы в органах внутренних дел МВД РСФСР, РФ, Украины по линии налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины, которая являлась последним местом службы перед увольнением на пенсию. Истец не согласен с данным отказом, полагает его не обоснованным и подлежащим отмене. Основная служба истца проходила в органах внутренних дел Сахалинской области, с <дата> по <дата>, с <дата>. по <дата> в органах внутренних дел Николаевской области, Украина, с <дата> по <дата> в органах внутренних дел Сахалинской области. С <дата> по<дата> служба в органах внутренних дел Украины в Николаевской области в основном на оперативных должностях. С 2015 года истец проживает на территории Российской Федерации, является гражданином РФ. Полагает, что факт службы в налоговой милиции Украины и увольнение с данной службы с получением пенсии по линии налоговой милиции Украины не должен влиять на его права как на сотрудника внутренних дел, отработавшего на территории Российской Федерации более 20 лет.

В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал, пояснил, что ответчиком не правильно толкуется норма Закона, подлежащего применению. Пояснил, что необходимо руководствоваться Соглашением от 24.12.1993 «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников содружества независимых государств, а так же законодательством Украины. Пенсионное обеспечение сотрудников налоговой милиции Украины приравнено к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и регулируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». Анализ национального законодательства государств-участников Соглашения от 24.12.1993 года показывает, что государствами созданы необходимые правовые условия для назначении выплаты специальных пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных органов. Выполнение этого обязательства предполагает определение органа, который должен производить начисление размера пенсии и ее выплату. На территории Российской Федерации были образованы федеральные органы налоговой полиции, выполняющие те же функции что и органы налоговой милиции на Украине. Пенсионное обеспечение этих органов производится в соответствии с Законом 4468-1 и возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Толкование норм международно-правовых актов, регулирующих отношение по пенсионному обеспечению граждан, осуществлялось Экономическим Судом СНГ исходя из требование ст.26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Экономический Суд пришел к выводу, что положения Соглашения от 13 марта 1992 года подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, если в законодательстве государства-участника содержаться правила, противоречащие указанным соглашениям В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств-участников СНГ с положениями вышеуказанных Соглашений применяются положения указанных Соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции и обязательству соблюдать общепризнанные принципы международного права. Невыполнение условий Соглашения является нарушением прав граждан на пенсионное обеспечение Судебная практика признает достаточным основанием для назначения пенсии заключение общего Соглашения, без принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих основания и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в реформированных органах. Истец считает, что он, как пенсионер налоговой милиции Украины, пенсия которому была назначена в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», имеющий специальное звание, соответствующее специальному званию сотрудника органов внутренних дел, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный и проживающий в Российской Федерации, имеет право на получение пенсии в соответствии с российским законодательством по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, и просит требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик УМВД России по Костромской области в лице представителей по доверенности ФИО2 и ФИО3 требования истца не признал, представители пояснили, что истцу неоднократно были даны разъяснения по данному вопросу, в том числе, и УМВД Республики Крым. Согласно предоставленных документов гражданин ФИО1 проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел Российской Федерации и Украины с <дата> до <дата>, последним местом службы с <дата> по <дата> перед выходом на пенсию гражданина ФИО1 была служба в Налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины. Право истца на пенсию по выслуге лет, как и саму выслугу лет ответчик не оспаривает. Однако, данное право истец в соответствии с установленным порядком не реализовал. Приказом начальника Государственной налоговой администрации Украины в Николаевской области от <дата> ФИО1 уволен по собственному желанию со службы из Налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины, с назначением пенсии за выслугу 29 лет по линии Налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины. Учитывая, что договора (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников налоговой милиции государств-участников СНГ не заключалось, ФИО1 со службы в органах внутренних дел Российской Федерации или Украины не увольнялся, пенсия за выслугу лет по линии МВД РФ либо МВД Украины нему не назначалась, соответственно статус пенсионера МВД им приобретен не был, правовых оснований для назначении пенсии по линии МВД на территории Российской Федерации не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что <дата> ФИО1 обратился в отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Костромской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ за выслугу лет, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации №4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Согласно представленного письменного заявления, истец при обращении к ответчику просил службу в налоговой милиции Украины не учитывать.

Ответом от <дата>. ФИО1 было отказано в назначении пенсии по линии МВД, в связи с отсутствием правовых оснований для ее назначения.

Аналогичный ответ ФИО1 был дан в <дата> от МВД по Республике Крым.

Не согласившись с отказом от <дата>. ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с приказом УМВД России по Костромской области от 28 июня 2013 г. N 486 «Об утверждении Положения о Центре финансового обеспечения УМВД России по Костромской области» ЦФО УМВД России по Костромской области является структурным подразделением УМВД России по Костромской области, в связи с этим не может являться самостоятельным ответчиков в суде.

<дата>

Согласно справке УРЛС УМВД России по Сахалинской области от <дата>. ФИО1 с <дата>. по <дата>. и с <дата>. по <дата>. проходил службу в органах внутренних дел Сахалинской области. Приказом начальника УВД Сахалинской области от <дата>. откомандирован для дальнейшего прохождения службы в МВД Украины в Николаевской области. Выслуга лет в органах внутренних дел УВД Сахалинской области составила: в календарном исчислении- 13 лет 10 месяцев 19 дней, в льготном исчислении- 20 лет 10 месяцев 01 день.

Согласно расчета выслуги лет на пенсию, составленном (на украинском языке) при увольнении со службы из Налоговой милиции ГНА Украины в Николаевской области, ФИО1 с <дата>. по <дата>. проходили службу в Вооруженных силах по призыву, с <дата>. по <дата>.- службу в органах внутренних дел Сахалинской области, с <дата>. по <дата>. - службу в органах внутренних дел Николаевской области, с <дата>. по <дата>.- службу в органах внутренних дел Сахалинской области, с <дата>. по <дата>. - службу в органах внутренних дел Украины в Николаевской области, с <дата>. по <дата>. - службу в Налоговой милиции ГНА Украины в Николаевской области.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1). В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с позицией Европейского Суда право на судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 ст. 6 Конвенции, должно толковаться в свете Преамбулы к Конвенции, в соответствующей части которой принцип господства права признается частью общего наследия Договаривающихся Государств. Одним из основополагающих аспектов господства права является принцип правовой определенности.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и других государств - участников Содружества Независимых Государств, установлены Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, утвержден приказом МВД России от 09.01.2018 г. №7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России».

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим военную и иную службу, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".

Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года), которое подписано и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 г., для Украины - 10 апреля 1996 г.

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

Таким образом, следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.

Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.

Пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена. (Определение ВС РФ от 08.06.2015г. №11-КГ15-4).

Приказом начальника Государственной налоговой администрации Украины в Николаевской области от <дата> ФИО1 уволен по собственному желанию со службы из Налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины, с назначением пенсии за выслугу 29 лет по линии Налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Учитывая, что договора (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников налоговой милиции государств-участников СНГ не заключалось, ФИО1 со службы в органах внутренних дел Российской Федерации или Украины не увольнялся, пенсия за выслугу лет по линии МВД РФ либо МВД Украины нему не назначалась, соответственно статус пенсионера МВД им приобретен не был, правовых оснований для назначении пенсии по линии МВД на территории Российской Федерации не имеется.

Данная правовая позиция (отсутствие права на пенсионное обеспечение по линии МВД бывших сотрудников иных ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел) подтверждена судебной практикой, в том числе определениями Верховного суда Российской Федерации от 15.02.2016г. №14-КГ15-13, Конституционного суда Российской Федерации от 27.03.2018г. №771-0, апелляционным определением Ивановского областного суда от 21 января 2019 г. по делу N 33-105/2019.

Доводы истца основаны на ошибочном толковании норм указанных выше законодательных актов и Соглашения о сотрудничестве.

Ссылка истца на Постановление Кабинета Министров Украины от 11.12.1996 №1486 не может свидетельствовать о том, что при переводе в налоговую полицию Украины ФИО1 был сохранен статус сотрудника органов внутренних дел Украины, а так же то, что налоговая полиция входила на тот период в структуру МВД Украины. Данное Постановление свидетельствует лишь о том, что налоговая полиция Украины была создана как отдельное структурное подразделение, Постановлением разрешалось МВД откомандировать работников внутренних дел в налоговую полицию для прохождения дальнейшей службы, а так же до урегулирования в установленном порядке вопроса прохождения службы в налоговой полиции распространяло на работников налоговой полиции (не наделяя их статусом сотрудников внутренних дел) действие Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.07.1991 №114. После урегулирования в установленном порядке вопроса прохождения службы в налоговой полиции, указанное Постановление на основании Постановления КМ №1716 (1716-98-п) от 30.10.1998 утратило силу.

Кроме того, как следует из пояснений истца и представителей ответчика, в настоящее время ФИО1 назначена пенсия по старости.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Категории лиц, которым предоставляется право на одновременное получение двух, перечислены в ч.3 указанной статьи.

Истец ФИО1 ни к одной из данных категорий не относится.

При установленных судом обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного положения, требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УМВД России по Костромской области, ЦФО УМВД России по Костромской области о признании незаконным, отмене решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к назначению пенсии за выслугу лет отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления полного текста решения суда.

Судья -

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2019 года.