ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1505/2021 от 29.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-1505/2021

УИД: 21RS0023-01-2021-000790-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием истца ФИО1, представителей ответчика: ФИО2, ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о признании недействительным решения комиссии о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя казенного учреждения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом ----- от дата, на замещение вакантной должности директора казенного учреждения Чувашской Республики «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, указав в нем, что он подал заявку на участие в названном конкурсе, однако к участию в конкурсе не был допущен по мотивам несоответствия его кандидатуры квалификационным требованиям, в частности, в связи с отсутствием у него 5-летнего стажа работы на руководящих должностях, о чем ему стало известно дата. По утверждениям истца, конкурсной комиссией был допущен ряд грубых нарушений установленной процедуры; конкурс проведен субъективно; оценка профессионального уровня кандидатов и их соответствие установленным квалификационным требованиям не проводилась, что свидетельствует о нарушении принципа состязательности.

В судебном заседании истец поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что ранее он принимал участие в другом конкурсе на замещение аналогичной должности в ------ и претензий к его стажу у комиссии не было, документы были приняты на рассмотрение, но конкурс он не выиграл.

Представители ответчиков иск не признали по изложенным в письменном отзыве основаниям, указав также, что истец неоднократно обращался в различные надзорные органы, в том числе и в Прокуратуру Чувашской Республики по вопросу правомерности недопуска его к участию в конкурсе, по результатам проверок никаких нарушений требований действующего законодательства не установлено.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, требующей соблюдения предварительной процедуры выборов.

Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации регламентированы главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации.

Заключению трудового договора в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации, могут предшествовать такие процедуры, как проведение конкурса, избрание или назначение на должность (ч. 2 ст. 275 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 18.03.2011 N 88 (ред. от 25.11.2020) «Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Чувашской Республики» утвержден Порядок назначения руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и государственных учреждений Чувашской Республики (приложение N 2).

Согласно п. 2 названного порядка назначение руководителей предприятий и учреждений, указанных в приложении к настоящему Порядку, осуществляется решением Кабинета Министров Чувашской Республики на основании представления отраслевого министерства (учредителя) по результатам проведенного им конкурса на вакантную должность, либо из кадрового резерва, либо из резерва управленческих кадров Чувашской Республики, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

В соответствии с Порядком назначения руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и государственных учреждений Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2011 г. N 88 "Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Чувашской Республики" приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики № 02-03/244 от 25.12.2017 утвержден Порядок работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя организации, находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, и конкурса на включение в кадровый резерв на замещение должности руководителя организации, находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя организации, находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, и конкурса на включение в кадровый резерв на замещение должности руководителя организации, находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Согласно п. 2 названного Порядка конкурс на вакантную должность объявляется по решению министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при наличии вакантной должности руководителя организации в случае, если министром не принято решение о назначении руководителя организации из кадрового резерва на замещение должности руководителя организации, или из резерва управленческих кадров Чувашской Республики.

Из положений п. 3 – 7 Порядка следует, что для проведения конкурсов на вакантную должность и на включение в кадровый резерв (далее также - конкурс, конкурсы) в Министерстве образуется Конкурсная комиссия, которая действует на постоянной основе и состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Конкурсной комиссии.

В состав Конкурсной комиссии входят заместители министра, а также уполномоченные министром государственные гражданские служащие Чувашской Республики (в том числе из подразделения Министерства по вопросам кадровой работы), а также по согласованию представители Администрации Главы Чувашской Республики, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Общее число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Конкурсной комиссии.

Состав Конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Конкурсной комиссией решения.

Состав Конкурсной комиссии утверждается приказом Министерства.

Председатель Конкурсной комиссии:

1) осуществляет общее руководство деятельностью Конкурсной комиссии;

2) объявляет заседание Конкурсной комиссии правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;

3) открывает, ведет и закрывает заседания Конкурсной комиссии, объявляет состав Конкурсной комиссии, список кандидатов, перерывы;

4) осуществляет иные действия в соответствии с действующим законодательством.

В период временного отсутствия председателя Конкурсной комиссии (временная нетрудоспособность, командировка, нахождение в отпуске и т.д.) руководство деятельностью Конкурсной комиссии осуществляет заместитель председателя Конкурсной комиссии.

Ответственным за организацию проведения заседания Конкурсной комиссии является секретарь Конкурсной комиссии.

Секретарь Конкурсной комиссии осуществляет подготовку заседаний Конкурсной комиссии, включая информирование членов Конкурсной комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям, в том числе извещает лиц, принимающих участие в работе Конкурсной комиссии, о времени и месте проведения заседаний не менее чем за 3 рабочих дня до их начала, ведет и оформляет протокол заседания Конкурсной комиссии.

В период временного отсутствия секретаря Конкурсной комиссии его обязанности возлагаются председателем Конкурсной комиссии на одного из ее членов.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Конкурсной комиссии осуществляет подразделение Министерства по вопросам кадровой работы.

Оценка профессионального уровня кандидатов, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности руководителя организации осуществляется Конкурсной комиссией на основании представленных кандидатами документов об образовании и о квалификации, осуществлении трудовой деятельности, предложений по программе деятельности организации, а также на основе выбранных конкурсных процедур (п.9).

Согласно п. 2 Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя организации, находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и конкурса на включение в кадровый резерв на замещение должности руководителя организации конкурсы на вакантную должность и на включение в кадровый резерв (далее также - конкурс, конкурсы) заключаются в оценке профессиональных и личностных качеств каждого гражданина, изъявившего желание участвовать в конкурсах (далее - кандидат) и допущенного к участию в них, исходя из квалификационных требований для замещения соответствующей должности руководителя организации.

На официальном сайте Министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 календарных дней со дня принятия решения о проведении конкурсов размещается информационное сообщение о проведении конкурсов. Ответственным за организацию размещения информационного сообщения является секретарь конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя организации, и конкурса на включение в кадровый резерв на замещение должности руководителя организации (п.3).

Информационное сообщение должно включать:

1) наименование проводимого конкурса: конкурс на вакантную должность или конкурс на включение в кадровый резерв;2) наименование должности руководителя организации;

3) требования, предъявляемые к кандидату;

4) перечень документов, представляемых кандидатами;

5) место и время приема документов, подлежащих представлению кандидатами для участия в конкурсах;

6) срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

7) предполагаемая дата проведения конкурсов, место и порядок их проведения;

8) иные информационные материалы (п.4).

Пунктом 5 Методики предусмотрено, что для участия в конкурсах кандидаты представляют в Министерство в установленный срок следующие документы:

1) личное заявление;

2) заполненную и подписанную анкету по форме согласно приложению к настоящей Методике с приложением фотографии;

3) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки, заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы, или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность кандидата;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию кандидата копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы;

4) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

5) предложения по программе деятельности организации (на листе формата А4);

6) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2013 г. N 49 "О представлении лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения Чувашской Республики (при поступлении на работу), а также руководителем государственного учреждения Чувашской Республики сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";

7) иные документы, предусмотренные в информационном сообщении.

Копии документов, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставляются с предъявлением оригиналов.

Документы, указанные в настоящем пункте, представляются в подразделение Министерства по вопросам кадровой работы в течение 21 календарного дня со дня объявления об их приеме.

Согласно п. 7 Методики, подразделением Министерства по вопросам кадровой работы в ходе приема документов от кандидатов обеспечивается проверка полноты представленных документов и соответствия их оформления предъявляемым требованиям.

В случае выявления в ходе приема документов от кандидатов неполноты представленных документов и (или) несоответствия их оформления требованиям, установленным настоящей Методикой, данные документы не принимаются.

Документы, представленные кандидатами после истечения срока, указанного в информационном сообщении, не принимаются (п.7).

Как следует из содержания п. 8 Методики, кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае, если:

а) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении;

б) в ходе приема документов от кандидатов выявлена неполнота представленных документов и (или) несоответствие их оформления требованиям, установленным настоящей Методикой;

в) документы представлены кандидатами после истечения срока, указанного в информационном сообщении.

О причинах отказа в участии в конкурсе кандидат информируется в письменной форме в 5-дневный срок с момента их обнаружения.

Решение о дате, месте и времени проведения конкурса принимается министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - министр) после окончания срока приема документов от кандидатов, с учетом решения о продлении срока приема документов на участие в конкурсе, принимаемого в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики. Решение о дате, месте и времени проведения конкурса оформляется приказом Министерства. Информация о дате, месте и времени проведения конкурсов направляется кандидатам, представившим полный пакет документов, указанных в пункте 5 настоящей Методики, и соответствующим условиям конкурсов, не позднее чем за 5 дней до его начала (п.9).

Вопреки утверждениям истца, в данном споре доказательств, свидетельствующих о нарушениях при проведении оспариваемого им конкурса, суду не представлено.

Так, приказом Министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики ----- от дата был объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора казенного учреждения Чувашской Республики «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Информационное сообщение об объявлении конкурса вместе с квалификационными требованиями к кандидатам, а также перечень необходимых для приобщения к заявлению документов для участия в конкурсе было размещено на официальном сайте указанного Министерства в сети Интернет дата.

Приказом Министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики ----- от дата утвержден состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя организации, находящейся в ведении Министерства. В утвержденный состав приказом Министра ----- от дата внесены изменения, в состав конкурсной комиссии включен заместитель председателя конкурсной комиссии - ФИО12

К кандидату на должность были установлены следующие требования: высшее образование; опыт работы в сфере деятельности предприятия; опыт работы в сфере деятельности организации, стаж работы на руководящей должности не менее 5 лет. Прием документов кандидатов осуществлялся в период с дата по дата. В указанный период, как следует из материалов дела, заявления на участие в конкурсе были приняты от трех претендентов: ФИО17., ФИО13 и ФИО14

Из представленной суду конкурсной документации также видно, что с аналогичным заявлением обращался и истец, представив в конкурсную комиссию следующие документы: заявление на участие в конкурсе от дата; анкету; копию трудовой книжки; диплом о высшем образовании; ксерокопию паспорта; справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

По результатам рассмотрения представленных им документов, конкурсная комиссия на заседании дата признала его кандидатуру не соответствующей квалификационным требованиям по причине отсутствия необходимого стажа работы на руководящей должности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций. Диспозитивность в гражданском судопроизводстве обусловлена материально-правовой природой субъективных прав, подлежащих судебной защите. Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления от 14 февраля 2002 года N 4-П и от 28 ноября 1996 года N 19-П; Определение от 13 июня 2002 года N 166-О).

Таким образом, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Из представленных истцом на рассмотрение конкурсной комиссии документов действительно усматривается, что его кандидатура по стажу руководящей работы не отвечала квалификационным требованиям, что подтверждено копией трудовой книжки истца. Поэтому он не мог рассматриваться в качестве претендента на указанную конкурсную должность и его права оспариваемым решением не нарушены.

Доводы истца относительно правомерности назначения на вакантную должность победившего кандидата не подлежат оценке, поскольку в предмет доказывания по данному спору не входят. Помимо этого, несогласие истца с итогами конкурса не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку оценка кандидатов и выбор победителя относится к компетенции комиссии, подменять функции которой суду права не предоставлено.

Не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и его довод, что ранее конкурсной комиссией иного государственного учреждения он был допущен для участия в конкурсе при равном объеме документов.

Несостоятельна и ссылка истца на предвзятость в принятии решения, поскольку в обоснование этих доводов никаких объективных доказательств не представлено, а указанный довод мотивирован лишь отсутствием у истца желаемого от участия в данном конкурсе результата.

Учитывая отсутствие нарушений в порядке принятия оспариваемого решения, оснований полагать, что указанным решением были нарушены права истца, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом ----- от дата, на замещение вакантной должности директора казенного учреждения Чувашской Республики «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года.