ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1506/2022УИД от 14.10.2022 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1506/2022 УИД: 23RS0013-01-2022-002101-97

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Гулькевичи 14 октября 2022 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бочко И.А.,

при секретаре Чеботаревой В.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2, по заявлению,

представителя ответчика председателя совета ТЗПК «Центральный рынок» ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4 - адвоката Ендовицкой Е.П. по доверенности №<адрес>0 от 28 июня 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Совету ТЗПК «Центральный рынок» о признании недействительными протоколов заседаний совета ТЗПК «Центральный рынок» и постановлений к ним,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику и с учетом уточнения исковых требований просил признать недействительными:

- Протокол заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 01 июня 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок»;

- Постановление к Протоколу заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 01 июня 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок»;

- Протокол заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 05 ноября 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок»;

- Постановление к Протоколу заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 05 ноября 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок».

Требования обоснованы тем, что истец является членом ТЗПК «Центральный рынок». Согласно ст. 12 Закона РФ № 30085-1 от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» пайщики потребительского общества обязаны соблюдать Устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания, других органов управления и органов контроля общества. Согласно Уставу ТЗПК «Центральный рынок» является добровольным объединением граждан и юридических лиц и является некоммерческой организацией. В своей деятельности Кооператив руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями органов управления союза, членом которого он является, и Уставом. Согласно разделу 7 Устава (редакция 2016 и 2021 года) к исключительной компетенции общего собрания пайщиков относится избрание из числа пайщиков Кооператива председателя и членов Совета Кооператива, ревизионной комиссии, определение численного состава указанных органов. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение Совета Кооператива. В соответствии с п.3, 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, не могут быть переданы им для разрешения другим органам некоммерческой организации. Согласно Разделу 8 Устава в период между общими собраниями пайщиков управление в Кооперативе осуществляет Совет Кооператива, который является органом управления Кооператива и избирается сроком на пять лет. Совет в течение 30 дней со дня освобождения от исполнения полномочий председателя или члена Совета Кооператива проводит общее собрание по вопросу избрания нового председателя или члена Совета кооператива. В соответствии с разделом 10 Устава ревизионная комиссия кооператива контролирует соблюдение Устава Кооператива, его хозяйственную, финансовую деятельность. 15 декабря 2021 года в ревизионную комиссию Кооператива от председателя Совета Кооператива ФИО3 поступило поручение о проведении проверки соблюдения Устава при приеме в пайщики ряда лиц. Во исполнение указанного поручения ревизионной комиссией проведена проверка, в результате которой установлены факты существенных нарушений Устава и Федерального законодательства в действиях бывшего председателя Совета Кооператива ФИО4, выразившиеся в следующем. 13 марта 2015 года Постановлением Совета Кооператива утверждена повестка дня и дата общего отчетно-выборного собрания пайщиков, которое назначено и состоялось 25 марта 2015 года. На указанном собрании избраны члены Совета и председатель ФИО4, сроком полномочий на пять лет, то есть до 25 марта 2020 года (согласно Разделу 8 Устава, и Закону РФ от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»). После истечения полномочий, а именно после 25 марта 2020 года, Совет Кооператива и Председатель Совета ФИО4, в нарушение требований Устава, Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» и Закона РФ № 3085-1 от 19.06.1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их Союзах) в Российской Федерации», свои полномочия не сложили, общее отчетно-выборное собрание не назначили и не провели, а незаконно продолжили свою деятельность. В частности, ФИО4 продолжил исполнять функции Председателя Совета Кооператива, фактически незаконно присвоив себе полномочия должностного лица. 01 июня 2020 года состоялось заседание Совета Кооператива, на котором принято решение отложить проведение общего отчетно-выборного собрания до 30 ноября 2020 года и продлить полномочия председателя Кооператива ФИО5 на тот же срок. 05 ноября 2020 года Совет Кооператива вынес Постановление, которым отложил срок проведения отчетно-выборного собрания до 30 ноября 2020 года, то есть на год, и одновременно продлил истекший 25 марта 2020 года срок полномочий Председателя Кооператива ФИО6 до 30 ноября 2020 года, также на год. Таким образом, истекшие 25 марта 2020 года полномочия Совета Кооператива, Председателя Совета и Председателя Кооператива были незаконно продлены указанными постановлениями и решениями Совета. В качестве обоснования принятых решений председатель Кооператива ФИО4 ссылался на ограничения, введенные Постановлением № 185 от 31 марта 2020 года Главы администрации (губернатора) Краснодарского края, однако данное постановление вводилось с 31 марта 2020 года, а срок полномочий председателя и Совета истек 25 марта 2020 года. Совет Кооператива и Председатель допустили грубое нарушение ст. 10 ГК РФ. Председатель ФИО4 действовал за пределами ограниченного Уставом и Федеральными законами срока полномочий. В период с 24 марта 2020 года по 07 июля 2021 года ФИО7 допустил неоднократные нарушения Устава и Федерального законодательства, чем нарушил права пайщиков и непосредственно истца: лишили истца и других пайщиков на протяжении 15 месяцев права избирать и быть избранными в органы управления и контроля Кооператива, участии в общем собрании, поскольку от его созыва ФИО4 и Совет Кооператива уклонились. В это же период ФИО4 заключал сделки по отчуждению имущества, которые не имел права заключать. Так, 30 августа 2021 года ФИО4 заключил со взаимозависимым юридическим лицом — Гулькевичским райпотребсоюзом сделку купли-продажи автомобиля, принадлежащего Кооперативу, чем причинил ущерб в сумме 100000 рублей. Как пояснила председатель Кооператива ФИО6 указанная сделка была безденежной, то есть является способом хищения имущества. Федеральным законом № 166-ФЗ от 08.06.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» введен в действие пункт 4.1 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». Совет Кооператива и Председатель Совета имели возможность созвать, провести общее отчетно-выборное собрание Кооператива и принять решение по любым вопросам, в том числе избрания руководящих органов, начиная с 08.06.2020, так как указанный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован 08.06.2020). Однако ФИО4 уклонился от данной обязанности и никаких мер, направленных на проведение общего собрания Кооператива, не предпринимал.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свои уточненные исковые требования, пояснила суду, что в 2020 году она была членом ревизионной комиссии. Она обращалась к ФИО6 с заявлениями, просила разъяснить, проводилось ли собрание пайщиков, когда будет проведено. Она хотела знать, полномочия прекратились, почему их продляют. На ее письма не реагировали. Инициативную группу не созывал для проведения внеочередного собрания, в суд в 2020, 2021 году она не обращалась с исками об обжаловании действий.

Представитель истца ФИО2 требования уточненного иска поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что ссылаются на то, что не могли проводить собрание в связи с введением ограничительных мер. Но в течение 6 дней, когда полномочия истекли и до введения этих мер они должны были и обязаны провести общее собрание. По истечении срока они должны были сложить полномочия, Богославский не мог руководить. Истец согласно Уставу обращалась как пайщик за защитой своих прав в органы управления Кооператива. Она не созывала инициативную группу, так как это не предусмотрено Уставом, а также потому что не знала, проведено собрание или нет.

Представитель ответчика ФИО3 иск признала, пояснила, что по периоду, когда ФИО1 обращалась в Совет и председателю, она узнала после того, как поручила ей провести ревизию при ее руководстве. Тогда она предоставила заявления, что она много раз обращалась к председателю кооператива Ситнер, объяснила, что ее не принимали, не слышали. Отсюда и возник этот иск. Считает, что нарушены права истца как члена кооператива, как человека, который хотел избираться в органы кооператива, а ей в этом препятствовали. В ее периоде все документы она предоставляла. Считает, что это правильно, так как пайщик имеет право знакомиться с документами организации. Высшим органом является собрание, оно решает все вопросы, то есть избрание по собственности, которое прежний состав не проводили. Она является председателем с 07 июля 2021 года. Полномочия предыдущего председателя истекли 25 марта 2020 года. Избраны они были в 2015 году. Она была председателем Совета ПК «Дом торговли», который является пайщиком ТЗПК «Центральный рынок», постоянно проводились планерки, обсуждался вопрос, что нужно проводить отчетно-выборное собрание по рынку. Вопрос затягивался, потому что начались волнения со стороны пайщиков. Ею был задан вопрос Ситнер, почему не проводится собрание, полномочия истекают, документы даже банковские не могут подписывать. Ситнер ответила, что вопрос с банком будет решен. Сейчас понимает, что вопрос был решен незаконно. Совет не имеет право продлять полномочия Совета, Председателя. Богославский ей никак не объяснял, как решается этот вопрос. Будучи с истекшим сроком полномочий председатель Совета, председатель кооператива нанесли значительный ущерб Кооперативу. Без согласия пайщиков передали все имущество Кооператива Гулькевичскому райпотребсоюзу. Переводили роллетные ряды из основных средств, передали автомобиль в Гулькевичский райпотребсоюз, работали с расчетным счетом. Они обратились с заявлением в Следственный отдел о хищении денежных средств руководителем ТЗПК «Центральный рынок». Ущерб для ТЗПК «Центральный рынок» причинен. Проверку она поручила 21 декабря 2021 года ФИО1, в январе-феврале был представлен отчет.

Представитель третьего лица Ендовицкая Е.П. считает иск не подлежащим удовлетворению. ФИО4 являлся председателем Совета ТЗПК «Центральный рынок» с 23 марта 2015 года на основании решения общего собрания. Согласно Уставу Кооператив является некоммерческой организацией. Управление осуществляет общее собрание и правление. В полномочия Совета входит проведение общих собраний, определение полномочий правления, контроль за его деятельностью. В период между общими собраниями пайщиков Кооператива управление в Кооперативе осуществляет коллегиальный орган управления — Совет Кооператива, который полномочен принять решение по любому вопросу деятельности Кооператива. К исключительной компетенции Совета Кооператива относится проведение общих собраний, определение полномочий Председателя Кооператива, утверждения положения о председателе Кооператива, отчета о его деятельности. Обращаясь в суд с данным иском, истец должен доказать, что оспариваемые им решения приняты в нарушение требований закона и данные решения нарушают ее права. Оспаривамые истцом постановления приняты в полном соответствии с законом и Уставом Кооператива. Возражая против довода о том, что Совет ТЗПК «Центральный рынок» обязан был согласно п. 4.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» провести отчетно-выборное собрание путем заочного голосования, указывает, что согласно п 3 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» он не распространяет свое действие на потребительские кооперативы. Решения об отложении проведения отчетно-выборных собраний приняты в соответствии с Постановлениями губернатора о введении ограничительных мер обоснованно, поскольку ни Законом, ни Уставом проведение общих собраний потребительского кооператива путем заочных голосований не предусмотрено. Права истца оспариваемые решения не нарушают. Статья 19 Закона о потребительской кооперации не содержит никаких положений об обязанности Совета сложить полномочия и прекратить исполнение возложенных на них обязанностей в связи с истечением срока, на который избран Совет. Прекращение полномочий Совета директоров в связи с истечением сроков избрания прекращается только в акционерных обществах, законодательство о которых не подлежит применению по аналогии к потребительским кооперативам. Истец не воспользовалась предоставленным ей Уставом и Законом правом на созыв собрания пайщиков по инициативе пайщиков. Истец в 2020, 2021 и в течение пяти месяцев 2022 года не считала свои права нарушенными, требующими судебной защиты. Обращение с данным иском в суд свидетельствует о намерении истца опорочить действия Совета и Председателя Совета по управлению кооперативом в период с 26 марта 2020 года по 07 июля 2021 года. Полагает, что истец ФИО1 и ответчик ТЗПК «Центральный рынок» создали данный правовой спор, в их действиях усматриваются признаки злоупотребления правом, исходя из позиции ответчика, что является достаточным основанием к отказу в иске.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении.

Согласно ч. 1 ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

В статье 181.5 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В соответствии с п. 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, Совета директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 106 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно пункту 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определяются Законом Российской Федерации № 3085-1 от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Согласно ст. 1 Закона № 3085-1 потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии со ст. 15 Закона № 3085-1 управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества. Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества. В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.

Компетенция общего собрания пайщиков определена ст. 16 Закона № 3085-1, согласно которой общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества. К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся: принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание; определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; избрание представителей потребительских обществ союза; выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза; утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества; порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом; определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества; отчуждение недвижимого имущества потребительского общества; создание хозяйственных обществ; принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества. Уставом потребительского общества могут быть отнесены к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества и другие вопросы. Вопросы, отнесенные настоящим Законом и уставом потребительского общества к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества, не могут быть переданы им на решение совета и правления потребительского общества.

Согласно ст. 19 Закона № 3085-1 Совет потребительского общества является органом управления потребительского общества, представляет интересы пайщиков потребительского общества, защищает их права и подотчетен его общему собранию. Совет потребительского общества осуществляет полномочия, определенные настоящим Законом и уставом потребительского общества, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества.

Председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на пять лет из числа не допускавших нарушений прав пайщиков и настоящего Закона пайщиков потребительского общества и (или) представителей юридических лиц, являющихся пайщиками потребительского общества. Председатель совета потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Председатель и члены совета потребительского общества, исполняющие свои полномочия на общественных началах, могут быть освобождены от исполнения полномочий в любое время на основании решения общего собрания потребительского общества. Председатель совета потребительского общества, исполняющий свои обязанности на платной основе, может быть уволен досрочно на основании решения общего собрания потребительского общества в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Уставом потребительского общества определяются компетенция совета потребительского общества, порядок принятия председателем совета и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета и его заместители вправе принимать единолично. К исключительной компетенции совета потребительского общества относятся: проведение общих собраний потребительского общества; определение полномочий правления потребительского общества и осуществление контроля за его деятельностью; утверждение положения о правлении потребительского общества и отчета о его деятельности; утверждение бюджета потребительского общества; назначение, увольнение, освобождение от исполнения полномочий заместителей председателя совета потребительского общества, членов правления потребительского общества, назначение, увольнение председателя правления потребительского общества, заместителей председателя правления потребительского общества.

Вопросы, отнесенные настоящим Законом к исключительной компетенции совета, не могут быть переданы на решение правления потребительского общества.

Заседания совета потребительского общества проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в месяц. Совет потребительского общества правомочен решать вопросы, если на его заседании присутствует не менее 75 процентов членов совета, в том числе председатель совета или его заместитель.

Пайщики вправе участвовать в заседании совета потребительского общества.

Председатель совета потребительского общества, его заместители и другие члены совета несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с уставом потребительского общества и законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, 29 марта 2005 года создано Торгово-закупочное потребительское общество «Центральный рынок».

12 января 2017 года в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирован Торгово-закупочный потребительский кооператив «Центральный рынок» в связи с переименованием Торгово-закупочного потребительского общества «Центральный рынок» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно Уставу ТЗПК «Центральный рынок» (п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4) органами управления Кооператива являются общее собрание пайщиков Кооператива, Совета Кооператива и Председатель Кооператива. В период между общими собраниями пайщиков Кооператива управление в Кооперативе осуществляет коллегиальный орган управления — Совет. Совет Кооператива полномочен принять решение по любому вопросу относительно деятельности Кооператива, в том числе подтверждать и отменять решения Председателя Кооператива. Исполнительным органом Кооператива является Председатель Кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания пайщиков (раздел 7 Устава) относится, в том числе, принятие Устава Кооператива, внесение в него изменений и дополнений избрание из числа пайщиков Кооператива председателя и членов Совета Кооператива, ревизионной комиссии, определение численности состава указанных органов, заслушивание отчетов об их деятельности, прекращение их полномочий.

Вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к исключительной компетенции общего собрания пайщиков Кооператива, не могут быть переданы им на решение Совета Председателя Кооператива.

Согласно разделу 8 Устава ТЗПК «Центральный рынок» в период между общими собраниями пайщиков Кооператива управление в Кооперативе осуществляет Совет Кооператива, который является органом управления Кооператива. Совет Кооператива осуществляет полномочия, определенные настоящим Уставом, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Председатель и члены Совета Кооператива избираются сроком на пять лет из числа пайщиков Кооператива и (или) представителей юридических лиц, являющихся пайщиками Кооператива, не допускавших нарушения прав пайщиков и настоящего Закона. Председатель Кооператива без доверенности действует от имени Кооператива, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Кооператива.

К исключительной компетенции Совета относится проведение общих собраний пайщиков Кооператива; определение полномочий Председателя Кооператива и осуществление контроля за его деятельностью, утверждение положения о Председателе Кооператива и отчета о его деятельности; назначение, увольнение, освобождение от исполнения полномочий Председателя Кооператива…

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Совет правомочен решать вопросы, если на его заседании присутствует не менее 75 членов Совета, в том числе председатель Совета или его заместитель.

К компетенции Председателя Совета относятся следующие вопросы ( п. 8.16 Устава): организация работы Совета, созыв заседаний Совета и их ведение, определение повестки заседания Совета, представление совету кандидатур на должность заместителей председателя Совета, председателя Кооператива, внесение предложений о досрочном прекращении их полномочий или освобождении от должности.

В соответствии с разделом 9 Устава председатель Кооператива является единоличным исполнительным органом Кооператива, назначаемым Советом Кооператива и подотчетным Совету Кооператива. Председатель Кооператива назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Советом Кооператива. Председатель Кооператива без доверенности действует от имени Кооператива.

01 июня 2020 года состоялось заседание Совета ТЗПК «Центральный рынок», на котором приняты решения: 1. В связи с введением ограничительных мероприятий на территории Краснодарского края и принимаемых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, на основании Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 года № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края» отложить срок проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок» на срок до 30 ноября 2020 года. 2. В соответствии со ст. 19 п. 4 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085-1, Уставом ТЗПК «Центральный рынок» продлить срок полномочий председателя кооператива ФИО6 до 30 ноября 2020 года.

Заседания Совета оформлено протоколом от 01 июня 2020 года и вынесенным на его основании Постановлением Совета от 01 июня 2020 года.

05 ноября 2020 года состоялось заседание Совета ТЗПК «Центральный рынок», на котором приняты решения: 1. На основании Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 сентября 2020 года № 585 «О продлении режима «Повышенная готовность» режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и внесении изменений в Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции», сохраняются требования Роспотребнадзора на территории Краснодарского края, в связи с этим отложить срок проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок» на срок до 30 ноября 2021 года. 2. В соответствии со ст. 19 п. 4 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085-1, Уставом ТЗПК «Центральный рынок» продлить срок полномочий председателя кооператива ФИО6 до 30 ноября 2020 года».

Заседания Совета оформлено Протоколом от 05 ноября 2020 года и вынесенным на его основании Постановлением Совета от 05 ноября 2020 года.

Истец полагает указанные Протоколы и Постановления незаконными, поскольку вынесены после 25 марта 2020 года, то есть по истечении пятилетнего срока полномочий за пределами срока полномочий Совета Кооператива и Председателя Совета, и нарушающими ее права избирать и быть избранной в органы управления Кооператива.

Принимая во внимание определенные Законом № 3085-1 и Уставом ТЗПК «Центральный рынок» полномочия Совета Кооператива, порядок принятия им решений суд приходит к выводу, что решения от 01 июня и 05 ноября 2020 года приняты по вопросам компетенции Совета Кооператива в установленном порядке.

Истечение пятилетнего срока полномочий органов управления не влечет автоматического признания недействительными решений указанных органов.

Нормы Закона о потребительской кооперации не предусматривают необходимости продлевать полномочия органов управления после истечения предусмотренного законом и уставом срока, из чего следует, что в случае истечения срока полномочий органов Кооператива указанные органы обязаны продолжать исполнение возложенных на них обязанностей до избрания новых органов Кооператива.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что вопрос о прекращении полномочий Совета Кооператива и Председателя Совета решается на общем собрании пайщиков и относится к его исключительной компетенции. Какие-либо гражданско-правовые последствия истечения срока, на который лицо избрано в исполнительные органы Кооператива, законом не предусмотрены.

Принятие оспариваемых решений было обусловлено введением ограничительных мероприятий на территории Краснодарского края и принимаемых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, на основании Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 года № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края», в соответствии с которым с 18 часов 00 минут 31 марта 2020 года до 0 часов 00 минут 05 апреля 2020 года (в последующем сроки введения ограничений продлялись) введен запрет лицам запрет лицам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края, покидать места проживания (пребывания), за исключением: случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая допустима в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», не приостановлена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 ввести на территории Краснодарского края режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края с 00 часов 00 минут 15 марта 2020 года до 00 часов 00 минут 30 мая 2022 года, рекомендовано организациям максимально сократить количество проводимых массовых мероприятий, в том числе деловых, спортивных, культурных и развлекательных, и по возможности проводить их в видеоформате или без зрителей, допуская возможность проведения только чрезвычайно важных и неотложных мероприятий, за исключением мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Постановления.

Таким образом, непроведение общего собрания пайщиков для решения вопроса об избрании Председателя Совета и членов Совета Кооператива в ТЗПК «Центральный рынок» с 24 марта 2020 года по 07 июля 2021 года обусловлено не уклонением и злоупотреблением со стороны председателя Совета ФИО4, как утверждает истец, а объективными, законодательно установленными причинами.

Обязанность заблаговременного проведения общего собрания пайщиков (до истечения сроков полномочий исполнительных органов) для решения вопроса об избрании председателя Совета и членов Совета Кооператива не установлена ни Законом № 3085-1, ни Уставом Кооператива.

Довод представителя истца о том, что в течение 6 дней с момента истечения срока полномочий и до 31 марта 2020 года Совет ТЗПК «Центральный рынок» обязан был провести общее собрание не основан на нормах права.

Положения ст. 181.2 ГК РФ о том, что члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать, подлежат применению с учетом положений второго предложения этой нормы о том, что такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.

Ни Законом о потребительской кооперации, ни Уставом ТЗПК «Центральный рынок» такие возможность и способы участия в общем собрании не установлены. Принятие такого решения Советом ТЗПК «Центральный рынок» закон не предусматривает.

Совет ТЗПК «Центральный рынок» осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом о потребительской кооперации и Уставом, которыми к его компетенции не отнесена возможность изменения формы проведения общего собрания пайщиков.

Довод истца о том, что законодатель учел факт распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции и для обеспечения прав граждан, в том числе связанных с участием и управлением делами в некоммерческих организациях, ввел в действие п. 4.1 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» предусмотрел, что решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), суд не может признать состоятельным, поскольку в силу ч. 3 ст. 1 указанного закона настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы.

Ссылки истца на то, что председатель ФИО4 в период с 24 марта 2020 года по 07 июля 2021 года заключал сделки по отчуждению имущества, которые не имел права заключать, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку законность сделок не являлась предметом спора и не влияет на действительность принятых Советом Кооператива оспариваемых решений.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами. Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Вместе с тем лицо, осуществляя принадлежащее ему право, самостоятельно несет негативные последствия неверного выбора способа защиты своего права, не соответствующего его реальным интересам. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.

Принимая во внимание, что в настоящее время Председателем Совета Кооператива является ФИО3, сама истец является председателем ревизионной комиссии ТЗПК «Центральный рынок», полномочия Совета Кооператива и Председателя Совета, избранных 25 марта 2015 года на момент подачи иска прекращены, данный иск не направлен на восстановление нарушенных, по мнению истца, ее прав избирать и быть избранной в органы управления.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Совету ТЗПК «Центральный рынок» о признании недействительными

Протокола заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 01 июня 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок»;

Постановления к Протоколу заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 01 июня 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок»;

Протокола заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 05 ноября 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок»;

Постановления к Протоколу заседания Совета ТЗПК «Центральный рынок» от 05 ноября 2020 года «1. О перенесении сроков проведения общего отчетно-выборного собрания ТЗПК «Центральный рынок». 2. О продлении полномочий председателя кооператива Торгово-заготовительного потребительского кооператива «Центральный рынок» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 20 октября 2022 года.

председательствующий

Судья

Гулькевичского районного суда И.А.Бочко