Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Шестаковой Н.А.
при секретаре Бажутиной Ю.И.
с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании ордера № от 20.07.2023г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Шадринске 23 января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ОСФР по Курганской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным в части, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы. В исковом заявлении указала, что решением ОСФР по Курганской области от 22.03.2023 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ (требуемый стаж 25 лет, в наличии 16 лет 11 месяцев 18 дней). ОСФР по Курганской области не был учтен в педагогический стаж период ее работы с 01.09.1998 по 31.05.2005 г. в должности учителя английского языка в Слонимском ГОРОО Беларусь, поскольку факт осуществления педагогической деятельности документально не подтвержден компетентными органами республики Беларусь. С учетом изменения исковых требований, просила признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области № от 22.09.2023 об отказе в установлении пенсии в части отказа в зачете в педагогический стаж период работы с 01.09.2000 г. по 31.05.2005 г. в должности учителя английского языка в Слонимском ГОРОО Республики Беларусь, недействительным; обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01.09.2000 года по 31.05.2005 года в должности учителя английского языка в Слонимском ГОРОО Республики Беларусь.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом. Ранее допрошенная в судебном заседании пояснила, что в период с сентября 2000 г. по 31 мая 2005 г. работала учителем английского языка в школе №10 г. Слоним Гродненской области республики Беларусь, на полную ставку не менее 24 часов в неделю, в материалы дела представлены документы в подтверждение ее доводов.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что факт работы и полная занятость ее доверителя подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе приказами о принятии и увольнении ФИО2, лицевыми счетами за период с 1998 г. по 2005 г., расчетными листами по начислению заработной платы ФИО3 за период с 2000 по 2002, с 2004 по 2005 г.г. подтверждается выполнение ею нормы выработки рабочего времени (педагогической нагрузки свыше 20 часов в неделю). По Российскому законодательству продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, для учителя предметника (английский язык) необходима нагрузка 18 часов в неделю. Истец представил доказательства, из которых следует, что учебная нагрузка учителя английского языка ФИО3 в спорный период составляла свыше 20 часов в неделю. Из Формуляра следует, что стаж работы ФИО2 на льготных основаниях составляет с 1 сентября 1998 года по 31 мая 2005 года (6 лет, 9 месяцев, 1 день). В соответствии с Соглашением ЕАС и Порядком взаимодействия, Временным порядком реализации отдельных статей Договора между Российской Федерацией и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года от 27.07.2007 года, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. истцом представлены все необходимые документы в подтверждение факта работы и полной занятости, в связи с чем, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Направил в суд письменный отзыв, в котором указано, что решением № от 22.09.2023 ФИО2 зачтен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы с 01.09.1998 по 31.08.2000 г. на основании документов, поступивших из республики Беларусь. В отношении периода работы с 01.09.2000 г. по 31.05.2005 г. истцом не представлено доказательств выполнения нормы выработки рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), в связи с чем, период не подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.
Из материалов пенсионного дела следует, что 20 декабря 2022 года ФИО2 обратилась в ОСФР по Курганской области с заявлением о назначении пенсии. Решением № от 22.03.2023 в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа (требуется 25 лет, в наличии 16 лет 11 месяцев 18 дней), не соблюдением сроков назначения досрочной страховой пенсии по старости. В стаж для назначения досрочной страховой пенсии не зачтены периоды работы с 03.05.1994 по 07.05.1994, с 16.01.1995 по 28.01.1995, с 25.07.1995 по 16.08.1995, с 15.01.1996 по 24.02.1996, с 16.09.1996 по 02.11.1996 (педагогическая практика в Шадринском государственном педагогическом институте); с 01.09.1998 по 31.05.2005 (учитель английского языка в Слонимском ГОРОО Беларусь). Решением от 22.09.2023 № ФИО2 зачтен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы с 01.09.1998 по 31.08.2000 на основании документов, поступивших из республики Беларусь.
Согласно записям в трудовой книжке, приказам о приеме на работу, увольнении, справке о заработке для исчисления пенсии за период с 1998 по 2002 г.г., справке о работе, дающей право на пенсию за выслугу лет № от 27.06.2023, выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период с 2003 по 2005 г.г., формуляра «о стаже работы» ФИО2 в период с 01 сентября 1998 года по 31 мая 2005 года работала в должности учителя английского языка Средней школы № 10 г.Слоним Республики Беларусь, полный рабочий день и с полной нагрузкой, за указанный период производилось начисление и уплата пенсионных взносов (л.д. ...).
Указанные сведения подтверждаются справкой № от 17.11.2023 ГУ «Слонимский районный центр для обеспечения деятельности учреждений сферы образования» в которой указано, что ФИО3 работала учителем английского языка в ГОУ «Средняя школа № 10 г.Слонима» с 01.09.2000 по 31.05.2005 г.г. на одну ставку с учебной нагрузкой свыше 20 часов в неделю (л.д. ...).
Расчетными листами по начислению заработной платы ФИО3 за период с 2000 по 2005 г.г. подтверждается выполнение ею нормы выработки рабочего времени (педагогической нагрузки) за период с 01.09.2000 по 31.12.2002 г.г., с 01.01.2004 по 31.05.2005 г. (л.д. ...).
Представленные истцом документы сомнений у суда не вызывают.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Из ч. 3 ст. 2 Закона N 400-ФЗ следует, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Статьёй 1 Соглашения определено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13.03.1992, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г.
В соответствии с п. п. 7, 11 Соглашения от 13.03.1992 года пенсионные документы принимаются без их легализации.
Государства – участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).
Согласно данному Соглашению, вышеуказанный период работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года (Республики Беларусь) должен быть подтвержден справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств -участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся:
- справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
- справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность:
- архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Кроме того, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь, прибывших на территории Российской Федерации для постоянного проживания, урегулированы Договором от 24.01.2006 и Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенным в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019 (далее - Соглашение от 20.12.2019), вступившим в силу с 01.01.2021.
Из п. 3 ст. 3 Соглашения от 20.12.2019 следует, что трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.
Из п. 3 ст. 3 Соглашения от 20.12.2019 следует, что трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.
Каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1 ст. 7 Соглашения от 20.12.2019).
В соответствии с п. 7 ст. 10 Соглашения 20.12.2019 реализация настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм настоящего Соглашения, утвержденным Советом Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 г.
В соответствии с п. 3 Порядка взаимодействия, в целях реализации Соглашения и настоящего Порядка компетентные органы государств-членов при осуществлении сотрудничества применяют следующие формуляры, в т.ч. формуляр «Анкета-заявление» по форме согласно приложению N 1; формуляр «О стаже работы» по форме согласно приложению N 4; формуляр «Уведомление о принятом решении» по форме согласно приложению N 5; формуляр «Запрос» по форме согласно приложению N 6.
В соответствии с п. 4 Порядка взаимодействия, заполнение формуляров, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, производится: формуляров «Информационный лист», «О стаже работы», «Уведомление о принятом решении». «Запрос» - компетентным органом государства-члена. При этом компетентным органом государства-члена заполняются поля, соответствующие целям направления формуляра и необходимые для обеспечения назначения и выплаты пенсии.
Информация, содержащаяся в формулярах, заполняемых компетентным органом или учреждением (организацией) одного государства-члена, принимается компетентным органом, учреждением (организацией) другого государства-члена без дополнительного документального подтверждения.
Порядок назначения и выплаты пенсии утвержден ст. 12 Соглашения от 20.12.2019. Так, за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором от 24.01.2006.
Согласноч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы.
Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Должность учителя, а также школы всех наименований предусмотрены Списком.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" установлена норма часов преподавательской работы на ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю – учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихс без попечения родителей; 20 часов в неделю – учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Учитывая, что представленные истцом документы не в полной мере подтверждают факт ее педагогической деятельности в спорный период, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области удовлетворить частично.
Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области № от 22 сентября 2023 года об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить в части.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области включить в стаж трудовой деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО2 период работы с 01 сентября 2000 г. по 31 декабря 2002 г., с 01 января 2004 г. по 31 мая 2005 г. в должности учителя английского языка в Слонимском ГОРОО Беларусь.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.
Судья Н.А. Шестакова