Серпуховский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Серпуховский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1508/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2011 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Павловой Я.С.,
С участием:
Ст.помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А.,
Представителя Совета депутатов Серпуховского муниципального района, Администрации Серпуховского муниципального района по доверенности – Юша И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серпуховского городского прокурора о признании недействующим в части нормативно-правового акта
Установил:
Серпуховский городской прокурор Московской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 24.11.2010 N 7/43 "Об утверждении "Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района».
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 24.11.2010 № 7/43 утверждено Положение о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района (далее - Положение), которое опубликовано в газете «Ока-Информ» № 63 от 25.11.2010.
29.12.2010 Серпуховской горпрокуратурой в адрес Председателя Совета депутатов Серпуховского муниципального района внесен протест на вышеуказанное Положение ввиду противоречия ряда его положений нормам действующего законодательства, а именно: Жилищному Кодексу РФ.
Письмом от 21.01.2011г. в адрес Серпуховского горпрокурора направлен проект решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района «О внесении изменений в Положение о муниципальном жилищном фонде», из содержания которого следует, что планировалось внести изменения в вышеуказанное Положение согласно требованиям протеста горпрокурора. Однако, представленное 03.02.2011г. в горпрокуратуру Положение не содержало указанных изменений и дополнений.
В статьях Положения горпрокуратурой выявлены следующие не соответствующие действующему законодательству нормы.
Так, в статье 2.2 Положения, вопреки ч.3 ст.19 Жилищного Кодекса РФ, перечень групп жилищного фонда в зависимости от целей его использования уменьшен, а именно: в нем отсутствует «жилищный фонд коммерческого использования».
В статье 14.1 Положения указаны виды специализированных жилых помещений, однако, их перечень также не соответствует перечню, имеющемуся в ч.1 ст.92 Жилищного Кодекса РФ, то есть перечень необоснованно уменьшен, а именно: отсутствуют такие виды специализированных жилых помещений как: жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Кроме того, в статье 15 Положения не учтены все особенности договора найма специализированного жилого помещения, указанные в пп. 1 и 4 ст.100 Жилищного Кодекса РФ. Так, согласно ст. 15.1 Положения, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В то время как в ч.1 ст.100 Жилищного Кодекса РФ, прямо указано, что от имени собственника специализированного жилого помещения выступает действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления.
Также в ст.15 Положения, вопреки требованиям ч.4 ст.100 Жилищного Кодекса РФ, не содержится нормы, согласно которой наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
Таким образом, статьи 2.2, 14.1 и 15 Положения не соответствуют нормам Жилищного Кодекса РФ, в вязи с чем Серпуховский городской прокурор просит признать недействующими со дня издания статьи 2.2, 14.1 и 15 Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 24.11.2010 № 7/43.
В судебном заседании ст.помощник Серпуховского городского прокурора поддержал заявление, указав, что противоречие принятого нормативно-правового акта заключается в несоответствии Положения нормам Жилищного кодекса РФ, так как в нем не содержатся все требования, которые указаны в статьях ЖК РФ. Отсутствие в статье 2.2 Положения перечня групп жилищного фонда противоречит ст.ст. 7, 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство граждан, так как отсутствие фонда коммерческого найма нарушает права граждан на приобретение жилого помещения по коммерческому найму. Отсутствие в настоящее время такого фонда не говорит о том, что его не будет в будущем, в связи с чем в Положении должен быть урегулирован статус такого фонда. Таким же образом должна быть урегулирована в Положении норма в отношении специализированных жилых помещений социального обслуживания несмотря на то, что такие виды жилых помещений могут быть только в федеральной собственности, поскольку это связано с правом собственности и иным видом права.
Представитель Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области, Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности – Юша И.В. полагает заявление Серпуховского городского прокурора не подлежим удовлетворению, так как прокурором не указано ни одной нормы закона, которой бы противоречило Положение. Прокурор требует осуществить правовое регулирование вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти федерального и областного уровня. Закон не возлагает на органы местного самоуправления обязанности переписать в Положение весь Жилищный Кодекс РФ.
При принятии органом местного самоуправления правовых актов, указанные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку.
Как указано в ст.5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений закреплены в ст.14 ЖК РФ.
Таким образом, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ и Жилищный Кодекс РФ обязывают органы местного самоуправления действовать только в пределах предоставленных им полномочий, в отношении муниципальной собственности (в данном случае муниципального жилищного фонда), и только исходя из интересов населениямуниципального района. Ни один нормативно-правовой акт как федерального, так и областного уровня не возлагает на органы местного самоуправления обязанности полностью переписать в акт местного уровня положения Жилищного Кодекса РФ, который регулирует жилищные правоотношения трех уровней (федерального, субъекта и местного).
Нормативный правовой акт органа местного самоуправления должен разрабатываться на основании федерального и регионального законодательства, но применительно к правоотношениям, существующим на территории конкретного муниципального образования. В противном случае данный документ будет полностью дублировать законы и подзаконные акты, в связи с чем возникают сомнения в необходимости его принятия.
Положение разрабатывалось в отношении жилищного фонда Серпуховского муниципального района и конкретизирует отдельные нормы Жилищного кодекса РФ применительно к реальной ситуации, существующей в муниципальном образовании.
Пунктом 3 части 1 статьи 19 Жилищного кодекса РФ устанавливаютсявозможные виды жилищного фонда и не обязательно муниципального, взависимости от целей его использования.
Право на формирование жилищного фонда коммерческого использования принадлежит собственнику жилых помещений.
В очереди на получение социального жилья в Серпуховском районе состоит более ста человек. Данное обстоятельство исключает возможность использования в настоящее время муниципального жилья на условиях возмездного пользования. Таким образом, в п.2.2. указано разделение муниципального жилищного фонда в зависимости от целей использования и данный пункт не противоречит ст.19 Жилищного Кодекса РФ.
В собственности Серпуховского муниципального района нет социальных учреждений и, соответственно, жилых помещений, которые могли бы быть использованы в системе социального обслуживания и социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании Постановления Правительства Московской области от 14.12.2005 №911/51 районные муниципальные учреждения социального обслуживания населения со всем принадлежащим им имуществом были переданы в государственную собственность Московской области.
Как прямо указано в ст.107 ЖК РФ, порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109 ЖК РФ, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательство также прямо указывает на то, что создание фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев является расходным обязательством Российской Федерации, такой фонд является федеральной собственностью (пункт 3 статьи 11 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах», пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»).
В статье 15 Положения приведены основные требования, предъявляемые к договору найма специализированного жилого помещения. Все права и обязанности нанимателя такого помещения прописываются в самом договоре (и в пункте 15.3 Положения об этом указано).
Таким образом, пункт 14.1 Положения не противоречит ст.92 Жилищного Кодекса РФ, так как органы местного самоуправления не имеют права иметь в собственности или иным образом распоряжаться жилыми помещениями в домах социального обслуживания населения и жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан, жилыми помещениями временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев, а также не имеют право осуществлять правовое регулирование указанных вопросов, так как ЖК РФ прямо указал, что правовое регулирование осуществляется федеральными и областными законами.
Говорить о несоблюдении требований Жилищного кодекса РФ можно только при отсутствии указаний на ограничения в пользовании специализированным жилым помещением в договоре его найма, но не в Положении о муниципальном жилищном фонде. К тому же, ограничения, установленные в отношении специализированных жилых помещений, обозначены в пункте 14.6 Положения.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является его администрация, что и закреплено, как в Уставе Серпуховского муниципального района, так и в Положении об указанном органе местного самоуправления. Внесение в пункт 15.1 Положения уточнений в части конкретизации органа, уполномоченного действовать от имени муниципального образования при заключении договора найма специализированного жилого помещения, не изменяет содержания правоотношения «собственник (наймодатель) - наниматель».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Серпуховского городского прокурора является необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемое Положение регулирует вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В части 1 статьи 132 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании требований части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования
Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 24 ноября 2010 года № 7/43 городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 года N 74/4 "Об утверждении Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района" утверждено Положение о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района, которое было опубликовано 25 ноября 2010 года.
Из текста преамбулы оспариваемого Положения следует, что его основными задачами являются: определение состава муниципального жилищного фонда: рациональное использование муниципального жилищного фонда; определение порядка ведения жилищного учета; определение порядка и условий предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, муниципального жилищного фонда;
ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Устава Серпуховского муниципального района от 31.08.2005г. (в редакции решений Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 26.04.2006г. № 4/36, от 27.09.2006г. № 3/42, от 29.11.2006г. № 6/44, от 07.02.2007г. № 9/46, от 20.06.2007г. № 4/51, от 19.09.2007г.. № 2/55, от 17.10.2007г. № 4/57, от 05.12.2007г. № 3/60, от 23.01.2008г. № 4/63, от 26.11.2008г. № 5/13, от 27.05.2009г. № 3/23, от 26.05.2010г. № 3/37, от 06.10.2010г. № 6/41) к вопросам местного значения Серпуховского муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Серпуховского муниципального района.
Согласно подпункта 5 части 10 статьи 24 Устава Серпуховского муниципального района в исключительной компетенции Совета депутатов Серпуховского муниципального района находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В части 3 статьи 39 Устава закреплено, что Совет депутатов Серпуховского муниципального района устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности…
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что принятие оспариваемого Положения входило в компетенцию законодательного органа Серпуховского муниципального района – Совета депутатов.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 2 оспариваемого Положения в ней закреплен состав муниципального жилищного фонда, который в зависимости от целей использования подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых гражданам по договорам социального найма; специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, предоставляемых для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
В части 1 подпункт 3 статьи 19 ЖК РФ закреплено, что муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно части 3 данной статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Таким образом, в статье 19 ЖК РФ указаны цели использования того или иного жилищного фонда. Муниципальный жилищный фонд – самостоятельный вид жилищного фонда России. Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправлению решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Согласно статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Договор коммерческого найма жилого помещения являет собой правовую форму использования жилищного фонда по договору найма, регламентация которого осуществляется нормами главы 35 ГК РФ.
Отсутствие в статье 2.2 Положения полного перечня видов жилищного фонда, содержащегося в статье 19 ЖК РФ, в зависимости от целей его использования, не противоречит ст.19 Жилищного Кодекса РФ, которая содержит перечень видов такого использования.
В соответствии со статьей 14.1 Положения в состав специализированного муниципального жилищного фонда Серпуховского муниципального района могут входить: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда.
Статья 92 ЖК РФ закрепляет, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относится: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (часть 1).
В соответствии с частью 2 данной статьи в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с положениями ст.92 ЖК РФ использовать жилье в качестве специализированного допустимо только после его отнесения к таковому. Правительством РФ принято Постановление от 26.01.2006 N 42, которым утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Вместе с тем, исходя из законодательных норм о предоставлении жилья из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также жилья в домах системы социального обслуживания, вопрос о принадлежности таких помещений к определенному виду специализированного жилья не требует дополнительной регламентации.
Уже в процессе создания указанных фондов, а также домов системы социального обслуживания определено их целевое назначение. Так, фонды для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, создаются за счет федерального бюджета, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов миграционной службы, что регулируется Законом РФ "О вынужденных переселенцах", Законом РФ "О беженцах".
Жилые помещения этих фондов подлежат учету в реестре федерального имущества. Используются указанные фонды на основе Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845, и Положения о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 275. Таким образом, вопросы использования (целевого назначения) указанных жилых помещений решены органом, который управляет жилищным фондом, а согласно ст. 114 Конституции РФ федеральной собственностью управляет Правительство РФ.
Что касается жилых помещений в домах системы социального обслуживания, то их назначение и использование определены специальными актами о социальном обслуживании населения в Российской Федерации. Государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания. Они являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, к полномочиям которых отнесены: создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания.
Таким образом, ст.14.1 Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района не противоречит статье 92 ЖК РФ, поскольку в ней перечислены виды муниципального жилищного фонда.
В статье 15 Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района закреплены основания и порядок предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также прекращение и расторжение договора. В частности, в статье закреплено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с частью 1 статьи 100 ГК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В части 4 данной статьи закреплено, что наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
Часть 8 данной статьи указывает, что типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в соответствии с положениями данной статьи ЖК РФ наймодателем в данном договоре выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления либо администрация предприятия или учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится специализированный жилищный фонд.
Договоры найма жилых помещений специализированного жилищного фонда различаются в зависимости от вида специализированного жилищного фонда. В договоре найма жилого помещения конкретного вида специализированного фонда устанавливаются различные права и обязанности сторон договора найма. Типовые договоры найма каждого вида специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42.
Введенные законом ограничения при использовании нанимателем жилых помещений специализированного жилищного фонда закрепляются в конкретном договоре найма, а также в Жилищном кодексе РФ, и отсутствие на это ссылки в Положении о муниципальном жилищном фонде не противоречит Жилищному кодексу РФ.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района принято и действует в рамках компетенции законодательного органа Серпуховского муниципального района – Совета депутатов и не противоречит федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает также, что требования прокурора фактически направлены на изменение редакции оспариваемого Положения и к обязанию органа, принявшего оспариваемое Положение, включить в его содержание отсутствующие в нем отдельные положения Жилищного кодекса РФ.
Такие требования не подлежат рассмотрению судом, поскольку суд не может обязать орган местного самоуправления изменить, дополнить или принять какой-либо закон; это является компетенцией законодательного органа.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Суд лишь вправе проверить соответствие нормативных правовых актов органа местного самоуправления федеральному законодательству.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания статей 2.2., 14.1 и 15 Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 24.11.2010г. № 7/43 противоречащими федеральному закону, не имеется, а заявление серпуховского городского прокурора не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 251, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Серпуховского городского прокурора о признании недействующими со дня издания статьи 2.2, 14.1 и 15 Положения о муниципальном жилищном фонде Серпуховского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 24.11.2010 года № 7/43 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.С.Фетисова