ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1508/14 от 28.07.2014 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-1508/14 <.....>

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 28 июля 2014 года г. Пермь Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Кордон Н.Ю.,

 при секретаре судебного заседания Шариповой О.Д.,

 с участием истца Кустова А.А.,

 представителя ответчика Асадуллиной Л.А., действующей на основании доверенности от 15.05.2014 г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кустова А.А. к Администрации г. Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанностей, просит обязать ответчиков организовать и выполнить мероприятия по обеспечению проезда по дороге местного значения по ... к земельному участку по ....

 Определением суда от ... принят уточненный иск Кустова А.А., по которому истец просит обязать администрацию г. Перми, администрацию Орджоникидзевского района г. Перми организовать строительство участка дороги по ... для обеспечения доступа к земельному участку по ... по землям общего пользования.

 По вновь уточненному иску истец просит обязать администрацию г. Перми, администрацию Орджоникидзевского района г. Перми обеспечить проезд к земельному участку, расположенному по адресу: ....

 Требования мотивировал тем, что на основании договора аренды от ... № 125-120, договора уступки права аренды от ... он является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ... разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома. Постановлением администрации г. Перми от ... ... «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми», автомобильная дорога по ... (1526) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Дорога по ... на участке, расположенном между ... и ... отсутствует. Внутриквартального проезда к земельному участку по ... не имеется. Письмом от ... администрацией Орджоникидзевского района г. Перми истцу было сообщено, что МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района г. Перми» в 2013-2014 г. выполнение работ по капитальному ремонту улицы не предусмотрено. Вопрос о ремонте указанного участка дороги будет рассмотрен при составлении плана на ремонт дорог индивидуальной жилой застройки в следующий бюджетный период. На повторное обращение истца в администрацию Орджоникидзевского района г. Перми по вопросу строительства дорожного полотна на указанном выше участке дороги администрация сообщила, что план на ремонт дорог в микрорайонах индивидуальной жилой застройки на последующие годы будет формироваться в летний период текущего года. С заявлением об организации и осуществлении мероприятий по строительству дорожного полотна на участке дороги по ... или обустройству внутриквартального проезда к земельному участку по ... истец обращался в администрацию г. Перми, ответ на обращение до настоящего времени не получен. Считает, что не принятие мер по строительству дороги (обустройству проезда) к земельному участку по ... свидетельствует о бездействии ответчиков по осуществлению полномочий в области дорожной деятельности и нарушает права истца, поскольку отсутствие дороги (проезда) препятствует проезду строительной техники, подключению строящегося индивидуального жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения, проходу к земельному участку по землям общего пользования. Другого проезда к земельному участку по землям общего пользования не имеется.

 В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал. Пояснил, что на данной территории дороги не существует, на свой участок он проезжал через соседний участок ..., который в настоящее время находится в собственности Нелюбиной С.А., поэтому проезд не возможен. На его участке возводится жилой дом, уже возведен первый этаж. Просит обеспечить проезд к земельному участку, а именно совершить любые действия, которые сделают возможным проезд автомобилей к участку истца. Предоставил для обозрения заявление жителей в администрацию г. Перми об организации проезда по ....

 Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку функциями по организации дорожной деятельности в части строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения не наделена.

 Представитель ответчика Администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ... решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми удовлетворены исковые требования Кустовой О.М. о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми о предоставлении земельного участка Кустовой О.М. и возложении обязанности на департамент земельных отношений администрации г. Перми
предоставить Кустовой О.М. земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1281 кв.м., расположенный по адресу: ... для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет. Во исполнение решения суда ... между истцом и ответчиком был заключен договор ... аренды земельного участка для строительства. ... между Кустовой О.М. и Кустовым А.А. был заключен договор уступки права аренды земельного участка. Таким образом, у департамента земельных отношений администрации города Перми не было намерения сдавать в аренду земельный участок, не обеспеченный подъездом. Муниципальная программа «Градостроительная деятельность на территории города Перми» разработана в соответствии со ст. 179 БК РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ от ... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждена постановлением администрации города Перми № 861 от ... Постановлением администрации города Перми № 781 от ... утвержден Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации. Разработка документации по планировке территории, в состав которой входит ..., запланирована на 2016 год. Следовательно, удовлетворение исковых требований повлечет за собой нарушение бюджетного процесса Муниципального образования «Город Пермь», т.к. необходимо будет вносить изменения в действующие нормативные акты на местном уровне с целью корректировки сроков выполнения работ по планировке территории и изыскивать денежные средства, не утвержденные бюджетом.

 Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

 В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В силу п. 6, 7, 25 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе создание условий для жилищного строительства, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, организация благоустройства территории городского округа.

 На основании п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 Согласно п. 3.1, 3.1.1, 3.1.2 раздела III «Типового положения об отделе благоустройства территориального органа администрации г. Перми», утвержденного постановлением администрации г. Перми № 416 от 29.05.2013 г., отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по организации и выполнению мероприятий в сфере внешнего благоустройства: организует и контролирует осуществление мероприятий по капитальному ремонту (за исключением случаев софинансирования расходов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации с учетом доли бюджета города Перми в соответствии с утвержденными программами) внутриквартальных и внутридворовых проездов, дорог в микрорайонах частной застройки в пределах административных границ; организует и контролирует мероприятия по содержанию и ремонту (за исключением случаев софинансирования расходов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации с учетом доли бюджета города Перми), в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных и внутридворовых проездов.

 Постановлением администрации г. Перми № 298 от 02.06.2009 г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми», автомобильная дорога по ... (1526) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

 В соответствии со ст. 41, 42 ГрК РФ зоны планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения определяются посредством подготовки проекта планировки территории.

 Согласно ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

 Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

 Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

 В соответствие с порядком принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации, утвержденным Постановлением администрации города Перми № 781 от 25.09.2013 г., порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации (далее - Порядок) определяет правила принятия решений о разработке муниципальных программ, разработки и утверждения, реализации, контроля за ходом реализации муниципальных программ. Муниципальная программа (далее - программа) - система основных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, ресурсам и направленных на достижение целей и решение задач социально-экономического развития города Перми. Программа является инструментом бюджетного планирования и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности функционального органа, функционального подразделения администрации города Перми. Основные этапы управления программой: принятие решения о разработке программы; разработка и утверждение программы; реализация программы в соответствии с планами-графиками подпрограмм, направленных на обеспечение реализации программы; контроль за реализацией программы и оценка эффективности реализации программы; внесение изменений и прекращение реализации программы. Программа состоит из следующих разделов: паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; финансирование муниципальной программы; финансирование подпрограммы муниципальной программы; таблица показателей конечного результата реализации муниципальной программы; методика расчета показателя конечного результата цели муниципальной программы. Приложениями к программе являются: план-график подпрограммы муниципальной программы на очередной финансовый год; информация по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Перми. Разработка программы осуществляется на основании перечня муниципальных программ, утвержденного распоряжением администрации города Перми. Исполнитель программы подготавливает проект программы. Одновременно с проектом программы представляется финансово-экономическое обоснование потребности в финансовых ресурсах на ее реализацию. Обоснование расходов на реализацию мероприятий программы оформляется в соответствии с методикой планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной распоряжением начальника департамента финансов администрации города Перми в установленном порядке. Проект программы разрабатывается в соответствии со структурой программы. Бюджетные ассигнования, направленные на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Перми или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Перми, предоставляемые муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям города Перми на осуществление указанными учреждениями и предприятиями за счет субсидий капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Перми или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Перми (далее - капитальные вложения в объекты муниципальной собственности города Перми), отражаются в проекте программы после принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности города Перми, принятия решения о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных в данном пункте субсидий из бюджета города Перми капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Перми, принятыми в порядке, установленном в администрации города Перми. После согласования проекта программы в администрации города Перми исполнитель программы направляет проект программы с обязательным приложением финансово-экономического обоснования в Контрольно-счетную палату города Перми для проведения финансово-экономической экспертизы. Программы, предлагаемые к финансированию с начала очередного финансового года, подлежат утверждению не позднее 20 октября текущего года. Программа подлежит приведению в соответствие с решением о бюджете города Перми на очередной финансовый год и плановый период не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программы утверждается решением Пермской городской Думы о бюджете города Перми на очередной финансовый год и плановый период по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета города Перми в соответствии с постановлением администрации города Перми об утверждении программы. В течение срока реализации программы осуществляется внесение изменений в программу, направленных на: изменение объемов финансирования программы; корректировку задач, мероприятий и показателей непосредственного результата; прекращение реализации программы. Основаниями для внесения изменений в программу могут быть: исключение полномочий, в рамках которых реализуется программа, из состава полномочий, отнесенных к компетенции исполнителя программы или участника программы; ликвидация либо реорганизация исполнителя программы или участника программы; досрочная реализация мероприятий плана-графика подпрограммы; изменение финансово-экономической ситуации; экономия от осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд; сокращение поступлений доходов в бюджет города Перми; поступление средств из бюджета Пермского края, изменение источников финансирования; внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, Пермского края и города Перми; включение в программу дополнительных мероприятий и показателей деятельности, влияющих на повышение эффективности реализации программы; технические и редакционные правки. Проект постановления администрации города Перми о внесении изменений в программу, ее прекращении подготавливает исполнитель программы. Согласование проекта постановления администрации города Перми о внесении изменений в программу, прекращении реализации программы осуществляется в соответствии с порядком подготовки правовых актов в администрации города Перми, установленным в администрации города Перми. После согласования проекта постановления администрации города Перми о внесении изменений в программу исполнитель программы направляет проект постановления администрации города Перми о внесении изменений в программу с обязательным приложением финансово-экономического обоснования к проекту постановления администрации города Перми о внесении изменений в программу в Контрольно-счетную палату города Перми для проведения финансово-экономической экспертизы. Постановление администрации города Перми о внесении изменений в программу направляется исполнителем программы в Контрольно-счетную палату города Перми для проведения экспертизы не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней с даты внесения изменений в программу.

 В соответствии с муниципальной программой «Градостроительная деятельность на территории города Перми», утвержденной постановлением администрации города Перми № 861 от 16.10.2013 г., разработка документации по планировке территории, ограниченной южным берегом залива реки Камы, ..., правым берегом реки Камы, ... запланирована на 2016 год. В указанной программе установлены исполнители, источники финансирования, планы-графики работ.

 Судом установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.12.2011 года удовлетворены исковые требования Кустовой О.М. о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми о предоставлении земельного участка Кустовой О.М. и возложении обязанности на департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Кустовой О.М. земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1281 кв.м., расположенный по адресу: ... для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.

 ... между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и Кустовой О.М. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1281 кв.м. по адресу: ... для строительства индивидуального жилого дома на срок 10 лет (л.д. 9 - 12). Земельный участок передан по акту приема-передачи (л.д. 13).

 ... между Кустовой О.М. и Кустовым А.А. заключен договор уступки права аренды земельного участка (л.д. 14).

 Земельный участок площадью 1281 кв.м. по адресу: ... поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер ... (л.д. 15 - 17).

 ... Кустов А.А. обратился в Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми с просьбой рассмотреть вопрос об организации мероприятий по строительству дороги или обустройству внутриквартального проезда по ... для обеспечения проезда по дороге общего пользования к земельному участку по ... (л.д. 20).

 Письмом от ... администрацией Орджоникидзевского района г. Перми истцу было сообщено, что в планах МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района г. Перми» в 2013-2014 г. выполнение работ по капитальному ремонту ... не предусмотрено. Вопрос о ремонте указанного участка дороги будет рассмотрен при составлении плана на ремонт дорог индивидуальной жилой застройки в следующий бюджетный период (л.д. 21).

 ... Кустов А.А. обратился в Администрацию г. Перми с просьбой организовать и осуществить мероприятия по строительству дорожного полотна на участке дороги по ... или обустройству внутриквартального проезда к земельному участку по ... (л.д. 18).

 Также Кустов А.А. обращался в Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми с просьбой сообщить составлен ли план работ на ремонт дорог индивидуальной жилой застройки на следующий бюджетный период, включено ли обустройство земельного участка по ... в план, когда будут произведены работы по капитальному ремонту улицы (л.д. 19).

 Письмом от ... администрацией Орджоникидзевского района г. Перми истцу было сообщено, что выполнение работ по ремонту дороги по ... в 2014 году не предусмотрено (л.д. 22).

 В материалах дела имеется градостроительный план земельного участка по ... (л.д. 56 - 59), межевой план (л.д. 65 - 75), фрагмент карты (л.д. 76).

 Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 1538 кв.м. по ... поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер ... (л.д. 60 - 62). Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ... на ДЗО возложена обязанность предоставить Нелюбиной С.А. указанный земельный участок в первоочередном порядке в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. Решение суда вступило в законную силу ... (л.д. 63 - 64). В отношении указанного земельного участка в Управление Росреестра по Пермскому краю представлены документы на государственную регистрацию договора аренды.

 Собственником земельного участка площадью 1030 кв.м. по адресу: ... является Наймушин С.Н.

 Из ответа Департамента градостроительства и архитектуры следует, что разработка документации по планировке территории, ограниченной ... планируется в 2016 году (л.д. 78).

 Из акта обследования территории от ... следует, что земельный участок по ... площадью 1281 кв.м. принадлежит на праве аренды Кустову А.А. Срок аренды – по ... На строительство индивидуального жилого дома 27.05.2013г. департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдано разрешение на строительство ... со сроком строительства до 27.05.2023г. На земельном участке находятся зеленые насаждения, участок практически не огорожен, частично разработан, на его территории возведен фундамент и цокольный этаж жилого дома. Вокруг данного участка земельные участки не разработаны, не огорожены, строительство не ведется, на них находятся зеленые насаждения. Информацией о их предоставлении кому-либо администрация района не располагает. Поблизости от земельного участка находятся автомобильные дороги: .... Подъезд непосредственно к земельному участку Кустова А.А. имеется со стороны ..., самовольный, выполнен, вероятно, самим Кустовым А.А. через неиспользуемый земельный участок. Других дорог (подъездов) к земельному участку по ... не имеется. По информации ДГА разработка проекта планировки данной территории за счет бюджета города Перми запланирована на 2016 год. В данной документации будет отражено, в том числе, и место расположения будущих автомобильных дорог местного значения (л.д. 77).

 Суд соглашается с позицией представителя администрации Орджоникидзевского района г. Перми о том, что администрация района является в данном случае ненадлежащим ответчиком и считает надлежащим ответчиком администрацию г. Перми.

 Суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения требований истца, поскольку предмет иска по организации и выполнению мероприятий по обеспечению проезда по дороге местного значения к земельному участку по ...; организации строительства участка дороги по ... для обеспечения доступа к земельному участку по ... по землям общего пользования; обеспечение проезда к земельному участку, расположенному по адресу: ... являются одним и тем же требованием, связанным со строительством дороги по .... Планирование территории для организации проезда по данной улице, осуществление последующих мероприятий запланировано в бюджете г. Перми на 2016 год.

 Суд считает, что до этого времени права и законные интересы истца не нарушаются, так как земельные участки в данном микрорайоне предоставлены по решению суда, до осуществления мероприятий по формированию квартала в целом. Других участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет, предоставленных иным лицам (кроме как по решению суда) не имеется.

 Статьей 2 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

 Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

 Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

 В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ).

 В соответствие со ст. 9, 10 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

 Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

 Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом (ст. 12 ГК РФ).

 Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательством.

 Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского (хозяйственного) оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на интеллектуальную собственность, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

 Утвержденная муниципальная программа несоответствующей закону не признана. Право на организацию хозяйственной деятельности и участие в ней - неотъемлемое для муниципальных образований и одна из важнейших гарантий местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут и должны выступать в местном хозяйстве субъектами управления муниципальной собственностью, определяя ее долю и направления использования (в том числе путем приватизации и муниципализации).

 Под экономической функцией местного самоуправления как политико-правового института понимается система взаимодействий всех участников экономических отношений по осуществлению муниципальной хозяйственной деятельности в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципального образования, повышения его благосостояния посредством комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

 Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов участников хозяйственных правоотношений. Возложение на администрацию города обязанностей по обеспечению проезда к земельному участку истца нарушит права и законные интересы муниципального образования «Город Пермь», так как повлечет за собой изменение муниципальной программы, бюджетного процесса города.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Кустова А.А. к Администрации г. Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности обеспечить проезд к земельному участку по адресу: ... 31отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми с момента изготовления решения в окончательной форме.

 <.....>

 Судья Н.Ю.Кордон

 Мотивированное решение изготовлено 04.08.2014 г.