ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1508/19 от 29.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

25RS0-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2019 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Остапенко А.В.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

первоначально военный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в обоснование заявленных требований указав, что в рамках реализации предоставленных законом полномочий 304 военной прокуратурой гарнизона со специалистами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора и Центра лабораторного анализа и технических измерений (далее по тексту – ЦЛАТИ) по <адрес> проведена проверка исполнения должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по <адрес> требований природоохранного законодательства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 304 военной прокуратурой гарнизона совместно со специалистами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора и ЦЛАТИ по <адрес> осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых установлен факт сброса сточных вод с территории Службы в пгт. Посьет Пограничного управления в бухту Экспедиция Японского моря без очистки. С целью установления качественного состава сточных вод, специалистом Центра лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> отобраны пробы сточных вод сбрасываемых Службой в пгт. Посьет Пограничного управления в бухту Экспедиция Японского моря. Согласно экспертным заключениям, а также представленным ЦЛАТИ по <адрес> по запросу Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора результатам анализов сбрасываемых сточных вод, отбор которых производился в рамках проведения проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с целью установления качественного состава сбрасываемых сточных вод в водный объект из отстойника Службы в пгт. Посьет Пограничного управления, расположенного, перед выходом в бухту Экспедиция Японского моря, допущены превышения загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения. По результатам вышеуказанных надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 700 000 рублей. Таким образом, ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по <адрес>» в лице Службы в пгт. Посьет Пограничного управления осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект бухты Экспедиция Японского моря, относящуюся к первой категории водных объектов рыбохозяйственного назначения, с превышением нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения, в связи чем, причиняет вред в одному объекту. Специалистами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора выполнен расчет в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» и составил 2 936 272, 39 рубля. До настоящего времени юридическое лицо - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по <адрес>» ущерб, причиненный водным биоресурсам в добровольном порядке не возместило.

Просил взыскать с ответчика в доход государства ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 2 936 272, 39 рубля, а также государственную пошлину в размере 22 881, 36 рублей.

В ранее состоявшихся судебных заседаниях военным прокурором неоднократно уточнялись требования.

В судебном заседании помощник военного прокурора по доверенности ФИО3 уточнил требования, просил взыскать с ответчика в доход государства ущерб, причинённый окружающей среде в размере 335940 рублей, в качестве обоснования предоставил корректировку расчёта размера вреда, причиненного ответчиком окружающей среде; настаивал на удовлетворении уточнённых требований, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу требований ч. 1 ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использования и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 35 Водного Кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения...

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов, физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с п. 7 ч. 15 и ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В силу пункта 1 статьи 41 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику.

Материалами дела установлено, что в рамках реализации предоставленных законом полномочий 304 военной прокуратурой гарнизона со специалистами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора и ЦЛАТИ по <адрес> проведена проверка исполнения должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по <адрес> требований природоохранного законодательства.

В Пограничное управление ФСБ России по <адрес> как отдельное административное образование входит Служба в пгт. Посьет Пограничного управления ФСБ России по <адрес>, которая полностью обеспечивается (материально и финансово) за счет средств Пограничного управления ФСБ России по <адрес>.

В судебном заседании установлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 304 военной прокуратурой гарнизона совместно со специалистами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора и ЦЛАТИ по <адрес> осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых установлен факт сброса сточных вод с территории Службы в пгт. Посьет Пограничного управления в бухту Экспедиция Японского моря без очистки.

С целью установления качественного состава сточных вод, специалистом ЦЛАТИ по <адрес> отобраны пробы сточных вод сбрасываемых Службой в пгт. Посьет Пограничного управления в бухту Экспедиция Японского моря.

Согласно экспертным заключениям, а также представленным ЦЛАТИ по <адрес> по запросу Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора результатам анализов сбрасываемых сточных вод, отбор которых производился в рамках проведения проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с целью установления качественного состава сбрасываемых сточных вод в водный объект из отстойника Службы в пгт. Посьет Пограничного управления, расположенного, перед выходом в бухту Экспедиция Японского моря, допущены превышения загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ) по следующим показателям:

экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ- по содержанию легко окисляемых органических веществ в 39,2 раза, аммония в 20,6 раз, фосфатов в 30,3 раз, АПАВ в 1,04 раза, фенолов в 24 раза, железа общего растворенного в 11 раз;

экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ- по содержанию легко окисляемых органических веществ в 31,7 раз, аммония в 30,5 раз, фосфатов в 18 раз, АПАВ в 6,1 раз, фенолов в 3,9 раз, железа общего растворенного в 16,6 раз;

экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ- по содержанию легко окисляемых органических веществ в 9,7 раз, аммония в 11,2 раза, фосфатов в 11,6 раз, фенолов - в 3 раза, железа общего растворенного в 8,2 раза.

По результатам вышеуказанных надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

В судебном заседании установлено, что ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по <адрес>» в лице Службы в пгт. Посьет Пограничного управления осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект бухты Экспедиция Японского моря, относящуюся к первой категории водных объектов рыбохозяйственного назначения, с превышением нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения, в связи чем, причиняет вред водному объекту.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно пункту 22.2. Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», продолжительность сброса вредных (загрязняющих) веществ при нарушении водного законодательства, в том числе при аварийных сбросах, определяется с момента его обнаружения и до момента прекращения сброса. В ходе надзорных мероприятий специалистам Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора не представляется возможным сделать вывод о прекращении/продолжении сброса загрязняющих веществ, на основании чего периодом сброса считаются первая и последняя дата отборов проб.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 22.1 при отсутствии данных о фактическом расходе или объеме сброшенных сточных вод, а также невозможности использования расчетного метода в соответствии с пунктом 22 настоящей Методики, это количество может быть приравнено к расходу или объему воды, потребляемому организацией для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения за период, равный период} сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса или лимитом сброса при его наличии.

На основании вышеизложенного, в соответствии с данными о фактическом потреблении воды, согласно предоставленным данным Службой в пгт. Посьет Пограничного управления, объем сброшенных сточных вод составил:

за октябрь 2018 года - 4796 м. куб.;

за ноябрь 2018 года - 4556 м. куб.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора выполнен расчет вреда причинённого водному объекту - бухта Экспедиция Японского моря юридическим лицом - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по <адрес>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из корректировки расчёта размера вреда, причиненного ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по ПК» водному объекту бухта Экспедиции Японского моря сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, составленному ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среду Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО6, следует, что размер вреда, причиненный водному объекту равен 335 940 руб.

До настоящего времени юридическое лицо - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по <адрес>» ущерб, причиненный водным биоресурсам в добровольном порядке не возместило. Доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что расчёт, представленный военной прокуратурой содержит недостоверные, искаженные и неправильные сведения и не может быть принят судом ко вниманию, суд считает несостоятельными, поскольку письмом и.о. руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО6, являясь старшим государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора имеет достаточное образование государственного служащего и обладает соответствующими полномочиями для производства расчёта вреда, причиненного компонентам окружающей среды.

Ссылка представителя ответчика на невозможность определения коэффициента К-из для расчёта причиненного вреда поскольку не установлена кратность превышения фактической концентрации вредного (загрязняющего) вещества при сбросе на выпуске сточных вод над его фоновой концентрацией в воде водного объекта за указанный период, не может быть принята судом ко вниманию, поскольку согласно письму ФГБУ «Приморское управление по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ «в рамках исполнения государственного задания и функций по осуществлению государственного мониторинга загрязнения окружающей среды, мониторинг загрязнения на акватории бухта Экспедиции залива Посьет не предусмотрен.

Согласно РД 52.24.622-2017 «Порядок проведения расчёта условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов для установления нормативов допустимых сбросов сточных вод», расчёт условной фоновой концентрации вещества производится не менее чем за трехлетний период.».

Довод представителя ответчика о том, что должностным лицом Росприроднадзора при производстве расчёта был необоснованно рассчитан размер вреда по загрязняющему веществу фосфаты по Р (фосфору), так как экспертом при отборе проб на предмет ПДК в сточных водах указанный показатель не определялся, в связи с чем начисление размера вреда по указанному показателю является безосновательным, не принимается судом ко вниманию, поскольку, как пояснил в ранее состоявшемся судебном заседании старший государственный инспектором РФ в области охраны окружающей среду Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО6, фосфат-ион пересчитан в фосфат по Р на основании письма ЦЛАТИ от 14.-02.2017 , по причине отсутствия показателя по иону фосфата как ПДК в приказе Минсельхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

Ходатайств о назначении экспертизы для определения размера причиненного ущерба от представителя ответчика не поступало. На проведении указанной экспертизы он не настаивал.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что заявленные истцом требования законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среды удовлетворить.

Взыскать с ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» в доход государства ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 335940 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Остапенко