№ 2-1508/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 04 июня 2019 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дружининой О.Г.,
при секретаре Фридрицкой И.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению места в муниципальной дошкольной образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование указала, что является матерью несовершеннолетнего ФИО2; истец и ее сын зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>. Несовершеннолетний ФИО2 был своевременно зарегистрирован в отделе образования Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» для направления в муниципальную дошкольную образовательную организацию (далее - МДОО) по месту жительства. На настоящий момент истцу не поступало предложений об устройстве ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в детский сад по месту жительства, в связи с чем, к желаемой истцу дате зачисления ее ребенок в детский сад не направлен. В настоящее время ФИО2 необходимо место в МДОО на полный день, с учетом территориальной доступности от места проживания истца и ее ребенка. Истцом в приоритете рассматривается место в МДОО расположенных в д. <адрес> и <адрес>. С целью реализации права несовершеннолетнего ФИО2 на дошкольное образование истец неоднократно обращалась устно на личном приеме, а также письменно 15.03.2019 года в отдел Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» с просьбой предоставить место в дошкольной образовательной организации. Ответом от 12.04.2019 года № Управлением образования администрации Пермского муниципального района в предоставлении места сыну истца в дошкольной образовательной организации по месту жительства отказано; предложено рассмотреть возможность предоставления места в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», структурное подразделение <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты>», детский сад «<данные изъяты>» (д. <адрес>), <адрес> детские сады «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». Считает, что предоставление места в МДОО других населенных пунктов не будет считаться территориально доступным. Администрацией Пермского муниципального района подвоз детей к образовательной организации и обратно не осуществляется, в соответствии со ст.40 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Истец полагает, что Управление образования администрации Пермского муниципального района, отказывая ее ребенку в поступлении в МДОО на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. Управление образования было заблаговременно проинформировано о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ребенку истца, что подтверждается постановкой на учет для определения в МДОО. Со ссылкой на положения ч.1, 3 и 4 ст.67, п.1 ч.1 ст.9, ч.1 и 3 ст.55, п.3 ч.1 ст.3 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.43 Конституции Российской Федерации, п.13 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит возложить на ответчика обязанность предоставить несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
Истец в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях. Дополнительно поясняла, что желает получить место в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности, в д. <адрес> или <адрес>. От предложения посещать детский сад в <адрес>, д. <адрес>, <адрес> истец отказалась, поскольку не обеспечивается территориальная доступность образовательного учреждения (расстояние от места жительства истца до детских садов в указанных населенных пунктах составляет более 20 км); возможности возить ребенка в указанные населенные пункты у истца не имеется, истец работает на значительном расстоянии от места жительства и указанных населенных пунктов, муж истца временно не работает. В ноябре 2019 года ребенку исполнится 3 года и истцу необходимо выходить на работу. Финансовой возможности для оплаты частного детского сада не имеется.
Ответчик Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» своего представителя в судебное заседание не направил. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. Согласно возражениям Управление образования вправе осуществлять организацию предоставления общедоступного дошкольного образования, в частности, регулируя вопросы комплектования дошкольных образовательных организаций Пермского муниципального района. Очередность в дошкольные образовательные организации Пермского муниципального района формируется по дате рождения детей, а не по дате подачи заявления, что закреплено в Положении «О комплектовании образовательных организаций Пермского муниципального района», реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденном Приказом Управления образования от 18.12.2013 года № (далее - Положение о комплектовании). Согласно п.4.10. и п.4.12. Положения о комплектовании, комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольные образовательные организации Пермского муниципального района зачисляются дети более старшего возраста. Приказом Управления образования от 10.01.2018 года № «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за территориями Пермского муниципального района» (с изм. от 15.02.2018 года № и от 14.09.2018 года №) д. <адрес> закреплена за МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ <адрес> детский сад «<данные изъяты>». На сегодняшний день ФИО2 находится в очереди на зачисление в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», которое находится на территории Култаевского сельского поселения в непосредственной близости от места жительства ребенка, на 71 позиции. По итогам комплектования дошкольных учреждений на 2018-2019 учебный год МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», а также МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» укомплектованы полностью. В МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» зачислены дети 2012-2014 годов рождения, а также дети ДД.ММ.ГГГГ года рождения, чьи родители имеют льготу на внеочередное и первоочередное зачисление в детский сад в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, дети с датой рождения январь-апрель 2015 года. В МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» зачислены дети 2012-2014 годов рождения, а также дети 2015 года, чьи родители имеют льготу на внеочередное и первоочередное зачисление в детский сад в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, дети с датой рождения январь-февраль 2015 года. Соответственно, детьми, рожденными позже апреля 2015 года и не имеющими льготу на зачисление в детские сады, МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» не комплектовалось. Детьми, рожденными позже февраля 2015 и не имеющими льготу на зачисление в детские сады, муниципальные дошкольные образовательные учреждения с. <адрес> не комплектовались. При комплектовании Управление образования руководствуется положениями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), согласно которому количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. В силу п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 кв.м. на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2 кв.м. на 1 ребенка. В настоящее время норматив определяется списочным составом детей в группе. Представленные заведующими МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» справки о площадях игровых комнат и списки детей по группам подтверждают укомплектование данных учреждений. Создание дополнительных мест на имеющихся площадях невозможно. В настоящее время зачисление ФИО2 в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» невозможно по причине отсутствия свободных мест. Иные дошкольные образовательные учреждения на территории Култаевского сельского поселения отсутствуют. В силу ч.4 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Однако в иные дошкольные образовательные организации, находящиеся на территории муниципального образования «Пермский муниципальный район», с заявлением о предоставлении места, а также в Управление образования с целью устройства детей в иное дошкольное образовательное учреждение Пермского муниципального района родители ФИО2 не обращались. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, в отсутствие письменного заявления родителей, предоставлять ребенку место в ином дошкольном образовательном учреждении, кроме того, в очереди на зачисление которого он числится. В настоящее время Управление образования при наличии письменного согласия родителей может рассмотреть возможность зачисления ФИО2 в одно из следующих дошкольных образовательных учреждений: МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», структурное подразделение <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты>» (<адрес>), структурное подразделение <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты> (д. <адрес>), МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>». При этом место в очереди в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» за ребенком сохранится. Ранее Управлением образования уже предлагалась возможность зачисления ФИО2 в вышеуказанные детские сады. Однако родители ребенка от предложенных дошкольных образовательных учреждений отказались. Считает, что при рассмотрении заявленных требований судом должно быть рассмотрено и учтено такое обстоятельство, как наличие или отсутствие мест в определенном дошкольном образовательном учреждении, факт обращения законных представителей (родителей) для устройства их ребенка в иное дошкольное образовательное учреждение, а также действующий порядок комплектования. Управлением образования предпринимаются все возможные меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях с целью реализации права детей на доступное бесплатное дошкольное образование: администрацией Пермского муниципального района и Управлением образования осуществляется работа по приобретению здания дошкольного образовательного учреждения проектной мощностью 350 мест; срок сдачи объекта планируется в конце 2019 года. Учитывая изложенное, Управление образования просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, заслушав истца ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, установил следующее.
Матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 15).
Из копии паспорта ФИО2, свидетельства о регистрации по месту жительства № следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу регистрации матери ФИО1: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> (л.д. 11, 16-17).
07.06.2018 года ФИО1 обратилась к начальнику отдела образования <адрес> с заявлением о постановке на учет для направления в МДОУ Пермского района ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав предпочитаемое учреждение дошкольного образования МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
Из письма Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 12.04.2019 года № на обращение ФИО1 от 19.03.2019 года следует, что по итогам комплектования дошкольных образовательных учреждений на 2018-2019 учебный год МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» полностью укомплектовано. В МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» зачислены дети 2012-2014 годов рождения, а также дети ДД.ММ.ГГГГ года рождения, чьи родители имеют льготу на внеочередное и первоочередное зачисление в детский сад в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; дети с датой рождения январь-апрель 2015 года; детьми, рожденными позже апреля 2015 года и не имеющими льготу на зачисление в детские сады, указанное дошкольное образовательное учреждение не комплектовалось. ФИО2 находится в очереди на предоставление места в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на 72 позиции; льготы на внеочередное или первоочередное зачисление в детский сад в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не имеет. Возможность предоставления ФИО2 места в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Комиссией по укомплектованию будет рассмотрена в период основного комплектования дошкольных образовательных организаций на 2019-2020 учебный год (с 1 по 15 июня 2019 года). В письме указано на возможность зачисления ФИО2 в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», структурное подразделение <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты>» (<адрес>), структурное подразделение <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты> (д. <адрес>), МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» с сохранением места в очереди в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», при наличии от родителей письменного заявления (л.д. 12-14).
Из приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 10.01.2018 года № «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования за территориями Пермского муниципального района» следует, что за территорией населенного пункта д. <адрес> закреплено МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» (п.1.10) и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» (п.1.6).
Указанный приказ издан в соответствии с ч.ч.2, 3 ст.67 Федерального закона от 29.12.2013 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказом от 15.06.2018 года № «О комплектовании дошкольных общеобразовательных учреждений Пермского района на 2018-19 учебный год» утвержден список детей, получивших путевки с 01.09.2018 года в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
Выпиской из приказа от 29.08.2018 года № «О комплектовании дошкольных общеобразовательных учреждений Пермского района на 2018-19 учебный год» утвержден список детей, получивших путевки с 01.09.2018 года в МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
Выпиской из приказа от 12.10.2018 года № «О комплектовании дошкольных общеобразовательных учреждений Пермского района на 2018-19 учебный год» утвержден список детей, получивших путевки с 15.10.2018 года в МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
Выпиской из приказа от 17.12.2018 года № «О комплектовании дошкольных общеобразовательных учреждений Пермского района на 2018-19 учебный год» утвержден список детей, получивших путевки с 17.12.2018 года в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
Выпиской из приказа от 18.02.2019 года № «О комплектовании дошкольных общеобразовательных учреждений Пермского района на 2018-19 учебный год» утвержден список детей, получивших путевки с 18.02.2019 года в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
Из списка детей МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на 01.03.2019 года следует, что в указанном учреждении 6 групп, общее количество детей – 178.
Согласно справке заведующей МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» от 22.05.2019 года № в указанном учреждении 18 групп, общее количество детей – 531.
Согласно справке заведующей МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» от 11.03.2019 года № в указанном учреждении 12 групп, общее количество детей – 384; согласно списку воспитанников – 389 детей.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральном законе от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также учет детей, подлежащих обучению по указанным образовательным программам, отнесены к полномочиям муниципальных районов и городских округов (статьи 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство вместе с тем закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
В силу пункта 2.1.2 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 31.05.2018 года №319, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях Пермского муниципального района является компетенцией Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район».
Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» является самостоятельным юридическим лицом (пункт 1.4 Положения).
Управление образования в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает порядок приема в подведомственные муниципальные образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (пункт 3.2.4 Положения).
Положение о комплектовании образовательных организаций Пермского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования утверждено соответствующим Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 18.12.2013 года № 574.
Согласно пункту 4.10 вышеуказанного Положения комплектование ДОУ осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектования ДОУ в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста – 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года.
В случае отсутствия свободного места в ДОУ, указанном в заявлении родителей (законных представителей), Комиссией может быть предложен вариант устройства ребенка в другие ДОУ Пермского муниципального района (п.4.15).
В соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).
Исходя из изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
В соответствии с п.10.4 «СП 42.133330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 года №820, радиус обслуживания населения детскими дошкольными образовательными учреждениями, размещенными в жилой застройке, в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке следует принимать не более 500 метров, в городах – не более 300 метров.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении возраста имеет право на получение бесплатного дошкольного образования.
ФИО2 поставлен на учет для зачисления в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», однако соответствующей путевки до настоящего времени не получено.
Отказ в предоставлении путевки в указанное дошкольное образовательное учреждение обоснован отсутствием свободных мест.
Вместе с тем, отсутствие мест в конкретных ДОУ не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку со стороны ответчика не предоставлено доказательств по принятию мер для устройства ребенка в другую дошкольную образовательную организацию, в соответствии с положениями п.4 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.4.15 Положения о комплектовании образовательных организация Пермского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Как следует из пояснений истца ФИО1, от предложения посещать детский сад в <адрес> истец отказалась, поскольку не обеспечивается территориальная доступность образовательного учреждения, семья не имеет возможности отвозить ребенка в детский сад в указанных населенных пунктах. Частный детский сад ребенок не посещает. С ноября 2019 года истец должна выйти на работу по достижении сыном ФИО2 возраста 3 лет.
Из материалов дела следует, что ФИО2 стоит в очереди для зачисления в МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и находится на позиции №.
Доказательств обеспечения возможности реализации права несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования ответчиком не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что истцу была предложена возможность посещения ребенком МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», структурного подразделения <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты>» (<адрес>), структурного подразделения <адрес> филиала МАОУ «<адрес> средняя школа» - детский сад «<данные изъяты> (д. Горшки), МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», не свидетельствуют об исполнении обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 на получение бесплатного дошкольного образования, поскольку предоставление мест в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности в соответствии с п.10.4 «СП 42.133330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89».
Предоставление места в МДОО указанных населенных пунктов, с учетом места жительства несовершеннолетнего в д.<адрес>, принципу территориальной доступности не соответствуют.
Суд считает, что поскольку до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не получено, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанности предоставить ему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении обоснованно и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что при определении дошкольного образовательного учреждения, место в котором подлежит предоставлению несовершеннолетнему, необходимо исходить из того, что в соответствии с положениями ч.ч.3, 4 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на получение общего образования соответствующего уровня в образовательной организации, расположенной на территории, за которой закреплена соответствующая образовательная организация, подлежит реализации при наличии в образовательном учреждении свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка вправе поставить вопрос об устройстве несовершеннолетнего в другую общеобразовательную организацию.
Судом установлено, что за гражданами, проживающими на территории д. <адрес> Пермского района Пермского края в соответствии с приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 10.01.2018 года № «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования за территориями Пермского муниципального района», образования за территориями Пермского муниципального района» за территорией д. Петровка, помимо МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», также закреплены МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» и МАДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит предоставлению место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закрепленным за территорией места жительства несовершеннолетнего - д. <адрес> (<адрес> сельское поселение) <адрес>, с учетом территориальной доступности.
Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации Пермского муниципального района обязано предоставить место в детском саду ФИО2, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению места в муниципальной дошкольной образовательной организации - удовлетворить.
Возложить на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему в д.<адрес> Пермского района Пермского края место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района Пермского края с учетом требований территориальной доступности в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья подпись Дружинина О.Г.
Копия верна. Судья Дружинина О.Г.
Мотивированное решение составлено 10.06.2019 года
Судья Дружинина О.Г.
Подлинный экземпляр подшит
в гражданском деле № 2-1508/2019
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2019-001514-11