Дело № 2-1508/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Гаврилович С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий юридического отдела Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, просил признать действия юридического отдела ИФНС России по г. Костроме по невнесению сведений в опись вложения Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ юридическим отделом ИФНС России по г. Костроме подготовлена опись вложения в регистрационное дело ОГРН № ГПК №46, состоящая из <данные изъяты> документов. В данной описи вложения отсутствует Свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, который приложен к заявлению об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. Основанием внесения соответствующих записей является: Свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ руководителя ФНС по КО от ДД.ММ.ГГГГ № о проведенной ранее проверке документов, содержащихся в регистрационном деле. Ответственность за не внесение сведений о фактах деятельности юридических лиц несет лицо, не внесшее соответствующие сведения. Не внесение сведений о фактах деятельности юридического лица нарушает права граждан на получение полной, объективной и достоверной информации.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела к участию в нем в качестве третьего лица привлечен Гаражно-потребительский кооператив №46 г Костромы по управлению и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, в качестве заинтересованного лица - начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме ФИО2.
В судебном заседании заявитель ФИО1 не участвовал, со слов представителя ФИО3 заявитель находится за пределами города. В материалах дела имеется письменное ходатайство заявителя о допуске к участию в деле в качестве представителя по доверенности ФИО3 Ранее в предварительном судебном заседании ФИО1 свои требования поддерживал, при этом пояснял, что он не является членом ГПК №46, информация, которая отсутствует в регистрационном деле юридического лица ГПК №46 ему необходима для оспаривания судебных решений, а так же законности внесения изменений в наименование данного юридического лица, полагает действия юридического отдела ИФНС России по г. Костроме нарушающими конституционное право граждан на свободное получение полной и достоверной информации о юридическом лице.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 требования ФИО1 поддержала, при этом пояснила, что ФИО1 юридическим отделом ИФНС России по г. Костроме не было предоставлено полных и достоверных сведений о юридическом лице гаражный кооператив №46. Сведения ФИО1 получены в ходе рассмотрения другого гражданского дела, в судебном заседании, опись вложений в регистрационное дело ГПК №46 представлена юридическим отделом, поэтому обжалуются именно действия юридического отдела. Имеется Свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ, на которое идет ссылка в судебном решении, однако данный документ отсутствует в регистрационном деле гаражного кооператива №46. Как указано в ответе Управления ФНС по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № согласно регистрационному делу Кооператива №46, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в Инспекцию представлено заявление об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. К заявлению приложен протокол общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ и его устав в новой редакции. Изменения в устав касались установления срока внесения ежегодных членских и дополнительных взносов, размера пени, уплачиваемых за просрочку взносов, кворума общего собрания для принятия решений. На основании тих документов Инспекция ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала изменения в уставе Кооператива №46. Однако, если судить по описи вложений, в регистрационном деле данный протокол отсутствует. Протокол, датированный ДД.ММ.ГГГГ, внесенный в опись вложений, не является протоколом общего внеочередного собрания, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что обязанности по составлению описи вложения возложена на юридический отдел ИФНС России города Костромы, претензий к отделу госрегистрации не имеют, поскольку оспариваемая опись вложения в регистрационное дело была составлена юридическим отделом ИФНС России по г. Костроме и представлена в суд по другому гражданскому делу, передана заявителю как копия документа, приобщаемого к материалам гражданского дела так же юристом ИФНС России по г. Костроме.
Представитель заинтересованного лица - юридического отдела ИФНС России по г. Костроме ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1, при этом пояснила, что действия по внесению документов в опись вложения в регистрационное дело выполняют специалисты отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме, а не специалисты юридического отдела. Вместе с тем, указала на то, что в описи вложений в регистрационное дело ГПК №46 под порядковым номером «№» (стр.26) указан документ «протокол собрания». Это и есть протокол общего внеочередного собрания ГПК №46 от ДД.ММ.ГГГГ. Указание в описи вложения в регистрационное дело даты данного документа «ДД.ММ.ГГГГ» свидетельствует о дате поступления данного документа в ИФНС России по г. Костроме, а не о дате его принятия. Представителем заинтересованного лица на обозрение суда представлен подлинник регистрационного дела ОГРН №, на странице № которого представлен протокол общего внеочередного собрания ГПК №46 от ДД.ММ.ГГГГ. Так же представитель заинтересованного лица указала, что согласно учетной карточке юридического лица ГПК №46 г. Костромы по управлению и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, ДД.ММ.ГГГГ выдан бланк Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия №, основание для выдачи - п.2.2 «изменение сведений в ранее выданном свидетельстве». Все документы, поступающие и высылаемые из инспекции находятся в ведении отдела, все подшито к учетному делу. Сведения о выданных Свидетельствах ГПК 46, в том числе и о Свидетельстве № содержатся так же в учетном деле, в чем свидетельствует учетная карточка лица (ГПК №46), имеющаяся в материалах дела. Опись вложений в регистрационное дело по ГПК №46 была передана ФИО1 действительно юристом ИФНС России по г. Костроме, который по доверенности участвовал в судебном заседании при рассмотрении другого гражданского дела об обжаловании действий ИФНС России по г. Костроме. Однако, полномочий по составлению описи вложений в регистрационное дело юридического лица у юридического отдела ИФНС России по г. Костроме нет.
Заинтересованное лицо начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1, пояснила, что в соответствии с Инструкцией по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц, утвержденной Приказом от 08.06.2004 №САЭ-3-09/357 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регистрационное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы государственной регистрации. Данные вопросы включены в функции отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме, начальником которого она является. Регистрационное дело ГПК №46 сформировано в соответствии с требованиями, указанными в вышеназванной Инструкции, в него включены все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр.
Выслушав стороны и участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу статьи 255 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч.1 ст. 256 ГПК РФ).
Заявитель ФИО1 указывает на нарушение своих прав как гражданина Российской Федерации на получение полной, объективной и достоверной информации о юридическом лице ГПК №46, в связи с невнесением юридическим отделом ИФНС России по городу Костроме в опись вложений в регистрационное дело юридического лица Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает данные действия юридического отдела ИФНС России по городу Костроме незаконными, нарушающими его права на предоставление полной и достоверной информации.
На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3).
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31.07.1998 №146-ФЗ, юридическому лицу Кооператив №46 по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для транспорта индивидуального пользования ОГРН № выдано Свидетельство № о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации. Заведено регистрационное дело, составлена опись вложений в указанное регистрационное дело.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (статья 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"), решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статья 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 21.12.2013) государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы предоставляются за плату, исключения из этого правила могут устанавливаться федеральными законами ( ст.7 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 21.12.2013) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Согласно пункту 8 указанной статьи сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Состав сведений, подлежащих размещению в сети Интернет в соответствии с настоящим пунктом, и порядок их размещения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма и порядок предоставления содержащихся в госреестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст.6 129-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра (абз. 6 п. 4).
В силу п. 13 Правил Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений ( далее - Правил ведения ЕГРЮЛ), в регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц о государственной регистрации и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08 июня 2004 года N САЭ-3-09/357 в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2586; 2003, N 7, ст. 642; 2003, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864) утверждена Инструкция по формированию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц (далее по тексту Инструкция), в соответствии с п.3 раздела I «Порядок формирования, использования и хранения регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» которой регистрационное дело юридического лица состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, листов записей государственного реестра, запросов, ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, документов, переданных органами, осуществлявшими государственную регистрацию юридических лиц до 01.07.2002, а также иных документов, представленных в регистрирующий орган. Регистрационное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы государственной регистрации. Датой заведения регистрационного дела признается дата принятия решения о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо дата принятия решения об отказе в государственной регистрации. Датой закрытия регистрационного дела признается дата внесения в государственные реестры записи о ликвидации или прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.4 раздела I Инструкции все документы, содержащиеся в регистрационном деле, должны располагаться в хронологическом порядке по мере поступления документов. В каждом регистрационном деле ведется внутренняя опись (Приложение N 1), которая заполняется по мере поступления документов.
Согласно Приложению №1 к Инструкции опись дела содержит шесть граф: порядковый номер; наименование документа; код документа; дата включения документа в учетное дело; количество листов; примечания.
Включение в опись дела даты фактического принятия документа, в данном случае даты составления протокола общего собрания, Инструкцией не предусмотрено.
Порядок формирования, использования и хранения учетных дел юридических лиц установлен Разделом II Инструкции, согласно п.2 которого учетное дело налогоплательщика - организации (далее - учетное дело) формируется из документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Кодекса по учету налогоплательщиков - организаций. Учетное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы по учету налогоплательщиков - организаций.
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной статьи налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что учетное дело налогоплательщика - организации в налоговом органе состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, выписок из ЕГРЮЛ, запросов из Единого государственного реестра налогоплательщиков и копий ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, копий документов, представленных в УМНС России для государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, изготовленных и заверенных соответствующим УМНС России, сведений, поступивших от органов, указанных в статье 85 Кодекса, а также иных документов, представленных в налоговый орган.
Регистрационное дело, подлинник которого обозревался в судебном заседании, сформировано в отделе регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме, в функции которого включены вопросы государственной регистрации. В регистрационное дело подшит протокол общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ на стр. №, в описи вложений указан под порядковым номером «№» как «протокол собрания».
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, опись вложений в регистрационное дело ГПК №46 была передана представителем ИФНС России по г. Костроме заявителю в судебном заседании при рассмотрении другого гражданского дела с участием тех же сторон.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не установлено нарушения действиями (бездействиями) юридического отдела ИФНС России по г. Костроме прав заявителя ФИО1 свободно получать информацию любым законным способом.
Требующаяся ФИО1 информация, содержащаяся в регистрационном деле ГПК 46, может быть предоставлена ему ИФНС России по г.Костроме на платной основе в виде выписки из ЕГРЮЛ или конкретизированных им копий документов, иного порядка законом и иными нормативными актами не установлено.
Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического отдела налогового органа знакомить заявителей с регистрационным делом юридического лица, содержащего в том числе документы для служебного пользования, а также сведении подпадающие под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", следовательно, оспариваемые действия не нарушают прав заявителя, совершен в соответствии с законом и в пределах полномочий должностных лиц.
Само по себе отсутствие у заявителя намерения соблюдать установленный Правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений порядок получения истребуемой информации не свидетельствует о совершении должностными лицами налогового органа противоправного бездействия.
Факт передачи документа ФИО1 именно юридическим отделом не может свидетельствовать о составлении данной описи сотрудниками юридического отдела ИФНС России по г. Костроме.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.Из материалов дела не следует, что отсутствие необходимой заявителю информации в описи вложений в регистрационное дело юридического лица - ГПК №46, нарушены какие-либо права заявителя.
Доводы представителя ФИО1 не влекут удовлетворение настоящего заявления.
Руководствуясь ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании не законными действий юридического отдела Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде в Костромской областной суд, через суд вынесший решение.
Судья -