Дело № 2- 15094/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 30 ноября 2016 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении ей и ее сыну ФИО2 жилого помещения на праве собственности, в связи с признанием дома аварийным и непригодным для проживания. В обоснование своих требований, истица указала, что она с сыном являлась собственником жилого помещения в муниципальном жилищном фонде. Дом в 2012 году был признан аварийным, в 2015 году в доме произошел пожар, обгорели три квартиры, дом снесли, жилье не предоставили.
В судебном заседании истица и его представитель по доверенности ФИО3 поддержали исковые требования и пояснили, что они с сыном являлись собственниками жилого помещения в доме, который был признан аварийным. Был пожар в доме, обгорели квартиры, потом дом Окружная администрация снесла. Они остались без жилья.
Представитель Окружной администрации ФИО4 в суде иск не признала, пояснила, что дом не включен в региональную программу расселения, истец имеет в собственности жилье, не признана нуждающейся.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истица с сыном ФИО2 являлись сособственниками квартиры ____ что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ____2016 года.
Из материалов дела усматривается, что вышеуказанный дом был признан в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания ____ 2012 года. Дом был снесен за счет средств муниципального бюджета в 2015 году, что подтверждается письмом ДЖО ОА г. Якутска от ____ 2015 года (дело № от ____2016 г.).
Факт признания дома аварийным и непригодным для проживания и факт сноса дома Окружной администрацией сторонами в суде признается, не оспаривается.
Из постановления Окружной администрации «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение жильем населения городского округа «город Якутск» на 2013-2017 годы» от ____ 2014 года следует, что вышеуказанный дом входит в эту программу, срок сноса дома – 2015 год.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2013 - 2017 годы был включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению и сносу в 2015 году, однако ко времени рассмотрения дела вышеуказанный дом был снесен за счет средств муниципального бюджета.
Требования к собственникам о сносе дома своевременно не было предъявлено, ответчик длительно бездействовал, не принял меры, определенные п.10 ст. 32 ЖК РФ.
Аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Одним из источников финансирования муниципальной адресной программы является федеральный и региональный бюджет, цели, задачи этой программы также соответствуют региональной программе переселения граждан. По этим основаниям истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Срок расселения жильцов в вышеуказанной муниципальной программе указан – 2015 год. Срок расселения жильцов истек, истица с сыном не обеспечена другим жильем.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд РФ в Определении от 10.06.2014 г. № 56-КГ14-12.
Как установлено в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г.), учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность
В связи с этим и учитывая заявленные требования, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу с сыном равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по договору социального найма на праве собственности.
Истица проживала с сыном в квартире общей площадью ___ кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить ФИО1 с сыном ФИО2 благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда на праве собственности, общей площадью не менее ранее занимаемой площади (не менее ___ кв.м.), находящееся в черте города Якутска, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим правилам.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) через Якутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья