РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2016 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Дзядевич И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1509/16 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда».
В обоснование своих требований ФИО1 указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и о выдачи удостоверения «Ветеран труда» и предоставил для этого удостоверение к нагрудному значку «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Также им представлена была трудовая книжка в которой есть запись о награждении знаком «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД», знаком «Почетный работник» и знаком «Лауреат премии».
Однако своим решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик отказал ему в присвоении звания «Ветеран труда», так как представленные награды не являются ведомственными наградами, и не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
С отказом в присвоении звания «Ветеран труда» он не согласен и считает его незаконным, ущемляющим его права и противоречащим действующему законодательству, полагает, что он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
На основании изложенного просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда».
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что имеет необходимый стаж работы, дающий право на пенсию, и награжден ведомственной наградой.
Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, просила в иске отказать, указала на то, что представленная истцом награда не может рассматриваться в качестве ведомственной награды, а значит правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» не имеется.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой ФИО1 № с первоначальной датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки Эксплуатационного локомотивного депо Новомосковска Московской дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск в должности <данные изъяты> Стаж работы на железнодорожном транспорте составляет <данные изъяты>.
На основании приказа начальника Департамента локомотивного хозяйства МПС от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 был награжден нагрудным значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», что подтверждается соответствующим удостоверением.
Сведения о награждении указанным нагрудным значком внесены в трудовую книжку ФИО1
Также в трудовой книжке истца имеются записи о его награждении за высокие достижения в труде знаком «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (кем издан приказ в трудовой книжке не указано), знаком «Почетный работник» на основании приказа начальника дороги № от ДД.ММ.ГГГГ, знаком «Лауреат премии» на основании постановления президиума Дорпрофсожа № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения г. Тулы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик отказал ему в присвоении звания «Ветеран труда», так как представленная награда – знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», выданный на основании приказа начальника департамента локомотивного хозяйства МПС, а также награды указанные в трудовой книжке, не относятся ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетным званиям России или СССР, ни к ведомственным наградам, и не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Не согласившись с данным решением об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1 просит суд обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» ссылаясь на то, что нагрудный значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» является ведомственной наградой.
Проверяя доводы истца, суд приходит к следующему.
Основания для присвоения звания «Ветеран труда» установлены в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является наличие государственных или ведомственных наград за трудовые отличия.
Следовательно, значимыми обстоятельствами, необходимыми для присвоения звания «Ветеран труда», являются совокупность следующих условий:
- наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
- наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
- цель награждения: в связи с продолжительным, добросовестным трудом, многолетняя, плодотворная работа в системе министерств и ведомств.
Судом установлено, что ФИО1, на основании приказа начальника департамента локомотивного хозяйства МПС от ДД.ММ.ГГГГ№, был награжден нагрудным значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
Приказом Министерства путей сообщения СССР от 18.07.1985 года № 29Ц предусмотрено, что указанный нагрудный знак введен в целях повышения активности локомотивных бригад за гарантированное обеспечение должностных обязанностей, престижности профессии машиниста и помощника машиниста локомотивов. Данным приказом утверждено Положение о нагрудных значках «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
Указанными нагрудными значками награждаются машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, машинисты-инструкторы, а также инженерно-технические работники и руководители предприятий локомотивного хозяйства, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие должностные обязанности и социалистические обязательства, в том числе по уходу за локомотивами (МВПС) и экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов, не имевшие грубых нарушений безопасности и дисциплины.
К награждению могут представляться машинисты и помощники машинистов локомотивов - ветераны труда, находящиеся на пенсии, выполнившие норму пробега и продолжающие участвовать в производственной или общественной жизни депо (п. 1).
Награждение производится приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги или его заместителя ведающего локомотивным хозяйством (п. 3); за грубые нарушения безопасности движения, других требований, изложенных в п. 1 по ходатайству начальника дороги или его заместителя по локомотивному хозяйству производится лишение значков (п. 8).
В соответствии с п. 5 Положения лицам, награжденным значками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» выдается удостоверение установленного образца. О награждении указанными значками производится запись в трудовой книжке.
Как следует из п. 6 Положения лица, награжденные значками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» пользуются преимущественными правами, в том числе, правом представления на правительственные награды.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанный знак является знаком морального стимулирования к труду, но не ведомственным знаком органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации. Награждение данным знаком дает преимущественное право на представление к правительственным наградам.
При таких данных, нагрудный значок, учрежденный соответствующим ведомством в качестве одной из форм поощрения, повышения активности исполнения должностных обязанностей, престижности профессии в какой-либо сфере деятельности не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде за продолжительный добросовестный труд.
Истец не подтвердил награждение ведомственным знаком отличия в труде от имени руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или РФ, поскольку решение о награждении истца значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» принято структурным подразделением министерства пустей сообщения - Департаментом локомотивного хозяйства МПС, не входящим в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска, поскольку выданный знак в данном случае нельзя отнести к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, и не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Сведения о награждении истца, имеющиеся в трудовой книжке, а именно запись о награждении знаком «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, знаком «Почетный работник» на основании приказа начальника дороги от ДД.ММ.ГГГГ№, знаком «Лауреат премии» на основании постановления президиума Дорпрофсожа от ДД.ММ.ГГГГ№, также не могут являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
ОАО «Российские железные дороги» не относится к ведомству, как органу государственного управления, а учрежденные таким обществом знаки отличия в труде не являются ведомственными.
В соответствие с главой 4 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, преследующая цели извлечения прибыли в качестве основной своей цели.
Как следует из организационно-правовой формы, Устава ОАО «Российские железные дороги» - Открытое акционерное общество (ОАО) «Российские железные дороги» является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации (образовано Указами Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314, 20.05.2004 г. № 649), которому и предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130 (ред. от 23.09.2013) «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» утверждены положения о ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации, однако в данном перечне отсутствуют вышеуказанные награды, которыми награжден истец.
Награды, на которые ссылается истец, не могут быть отнесены к категории правительственных и ведомственных наград руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации (организаций федерального уровня, нижестоящих организаций ведомств и организаций федерального уровня), а также к категории государственных наград и почетных званий, и не могут служить правовым основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Согласно п. 3 ст. 15 указанной Закона общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 года № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.
Судом установлено, что в Общероссийском классификаторе информации о населении (ОКИН) ОК 018-2014, утвержденном Приказом Росстандарта от 12.12.2014г. № 2019-ст, в разделе «Ведомственные награды, установленные федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации» отсутствуют сведения о нагрудном значке «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», как о ведомственной награде.
Также отсутствуют сведения и о знаке «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД», о знаке «Почетный работник», о знаке «Лауреат премии».
Суд приходит к выводу, что нагрудный значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», представленный истцом, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данный нагрудный значок нельзя отнести к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», так как нагрудный значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» не отнесен к ведомственным знакам отличия в труде.
Также не отнесены к ведомственным знакам отличия в труде знака «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД», знак «Почетный работник», знак «Лауреат премии».
Судом также установлено, что нагрудный значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» не является почетным званием СССР, поскольку не включена в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 июля 1979 года № 360-Х; не входит в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02 марта 1994 года № 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».
Ссылка истца на письмо Министерства труда РФ от 07.10.1998 года № 5635-КС несостоятельна, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, не действует, применение данного письма признано неправомерным на основании проведенной юридической экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и оно отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 года № 3854-ЮВ.
В данном письме от 02.06.2008 г. указано, что в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Также Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 17 февраля 1998 г. № 1120-ПК отказало в регистрации письма Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих награждение ФИО1 ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», суду не представлено и в ходе рассмотрения дела судом не добыто.
Принимая во внимание, что у ФИО1, на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», отсутствовали в совокупности все предусмотренные законом условия для решения данного вопроса, суд не находит оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, суд полагает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 03.06.2016 года
Судья: