ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1509/2016 от 05.05.2016 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 мая 2016 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой И.Н.

с участием представителя прокуратуры г. Сызрани Антоновой В.М.

адвоката Михайловой Л.Е.

при секретаре Товарновой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1509/2016 по иску прокурора г.Сызрани в интересах Российской Федерации к Фимушкиной И.А. об обращении имущества в доход государства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Сызрань обратился в суд с иском к Фимушкиной И.А. об обращении в доход Российской Федерации квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес>, принадлежащей Фимушкиной И.А., ссылаясь на то, что прокуратурой г. Сызрани во исполнение поручения прокуратуры области от <дата>№ *** проведена проверка исполнения должностными лицами Администрации г.о. Сызрань и ее структурных подразделений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, по результатам которой установлен факт несоблюдения главным специалистом * * * Администрации г.о. Сызрань Фимушкиной И.А. требований законодательства, регламентирующего порядок предоставлении сведений о доходах/расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.

Проверкой, проведенной прокуратурой города установлено, что Фимушкина И.А. занимает должность главного специалиста * * * Администрации г.о. Сызрань, которая в соответствии с постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** включена Перечень должностей муниципальной службы в Администрации городского округа Сызрань, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В рамках проверки на предмет соблюдения главным специалистом * * * Администрации г.о. Сызрань Фимушкиной И.А. требований Федерального закона № 230-ФЗ от 03.12.2012 года установлено, что в 2014 году Фимушкиной И.А. приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: г. Сызрань, <адрес>. Согласно справки о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2014 года в Разделе 2 «Сведения о расходах» содержится информация об источнике получения средств - собственные накопления за предыдущие годы. Установлено, что общая сумма сделки, совершенной главным специалистом * * * Администрации г.о. Сызрань Фимушкиной И.А. в 2014 году, составляющая * * * рублей, превышает ее общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду, то есть за 2011-2013 гг., при этом, в справке о доходах/расходах за 2014 год в разделе 1 «Сведения о доходах» п. 6 «Иные доходы» также отсутствуют сведения об иных источниках дохода.

Согласно правкам формы 2-НДФЛ и справкам о доходах Фимушкиной И.А. за период 2011-2013 г.г. сумма ее дохода составила: за 2011 год - * * * руб., за 2012 год - * * * руб., за 2013 год-* * * руб., общая сумма дохода за 3 года составила * * * рублей. Согласно сведениям МИ ФНС № 3 по Самарской области доходы супруга ответчицы -Фимушкина СЮ. составили: за 2011год- * * * руб.; за 2012 год - * * * руб.; за 2013 год - * * * руб., итого общая сумма дохода за период 2011-2013гг. составила * * * рублей. Общий совокупный доход семьи Фимушкиной И.А. за период 2011-2013гг. составил * * * рублей.

В ходе опроса Фимушкина И.А. подтвердила факт приобретения квартиры в 2014 году, при этом пояснила, что источником получения средств за счет которых приобретено указанное имущество являются в том числе, помощь в виде дара денежных средств от близких родственников. Однако, в представленной Фимушкиной И.А. справке о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2014 года не указан доход, полученный в виде дара, на который она ссылается в своих объяснениях.

Также в рамках проверки установлено, что Фимушкиной И.А. одновременно с приобретением квартиры (дата заключения договора купли-продажи - <дата>) в Филиале ОАО «Сбербанк» России был открыт депозитный счет (дата открытия- <дата>) на сумму * * * рублей. Согласно объяснению ответчицы указанные денежные средства также являются собственными накоплениями за предыдущие годы.

Учитывая результаты проверки, а именно выявленный факт сокрытия Фимушкиной И.А. сведений о переданный ей в дар денежных средствах и не отражения их в справке о доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера прокуратурой Самарской области в адрес руководителя Администрации Губернатора Самарской области направлена информация, в которой предложено рассмотреть вопрос об установлении контроля за расходами муниципального служащего Фимушкиной И.А. На основании письма прокуратуры Самарской области от <дата>№ *** Администрацией Губернатора Самарской области в соответствии с распоряжением от <дата>№ ***-ра проведена проверка достоверности и полноты сведений о расходах * * * Администрации г.о. Сызрань Фимушкиной И.А.

В связи с изложенным по результатам проведенных мероприятий по контролю в адрес прокуратуры области представлена информация за № *** от <дата> за подписью вице-губернатора-руководителя Администрации Губернатора Самарской области О. Д.Е., из которой следовало: 1. по результатам проверки выявлен факт предоставления ответчицей неполных сведений о доходах за 2014 год, а именно суммы * * * руб. и * * * руб. не отражены в справке о доходах; 2. в ходе осуществления контроля за расходами ответчицы, а также за расходами ее супруга и несовершеннолетнего ребенка выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов Фимушкиной И.А., а также расходов ее супруга и несовершеннолетнего ребенка их общему доходу.

Представленными в прокуратуру Самарской области материалами подтверждено, что общий совокупный доход семьи Фимушкиной И.А. за период 2011-2013гг. составил * * * рублей, тогда как сделка по купле-продаже квартиры, приобретенной Фимушкиной И.А. в 2014 году составила * * * рублей (разница между общей суммой дохода и общей суммой сделки составила * * * рублей).

Из представленных в адрес Администрации Губернатора Самарской области объяснений Фимушкиной И.А. следует, что источником приобретения квартиры послужили накопления за предыдущие годы составившие * * * рублей. Также в качестве дополнительного источника, за счет которого приобретено имущество - квартира Фимушкиной И.А. указаны денежные средства, переданные ее матерью Б. в сумме * * * рублей. Однако, каких-либо письменных подтверждений (доказательств) наличия собственных накоплений, а также договора о передаче в дар денежных средств Фимушкиной И.А. в адрес Администрации Губернатора Самарской области также не представлено.

Учитывая материалы контроля Администрации Губернатора Самарской области, сведения об источниках получения средств, за счет которых ответчицей совершена сделка по приобретению имущества-квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань, <адрес>, являются недостоверными.

Так как сумма сделки по приобретению Фимушкиной И.А. квартиры расположенной по адресу: г. Сызрань, <адрес>, превышает общий доход ответчика за три последних года, предшествующие совершению сделки, достоверных сведений об источниках получения средств, за счет которых была совершена сделка и доказательств законности доходов Фимушкиной И.А. не представлено приобретенное имущество - квартира, расположенная по вышеуказанному адресу подлежит обращению в доход Российской Федерации.

В судебном заседании истец – представитель прокуратуры г. Сызрани в лице Антоновой В.М. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше.

В судебном заседании ответчица Фимушкина И.А. иск не признала, представила письменный отзыв, указав, что ею как муниципальным служащим Администрации г.о. Сызрань до 30 апреля 2015 года своевременно и в полном объеме без сокрытия каких-либо фактов в кадровую службу работодателя была подана справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год. В данной форме справка предоставлялась впервые. Поводом для проведения проверки достоверности поданных ею сведений стала приобретенная <дата> трехкомнатная квартира, стоимостью * * * рублей, расположенная по адресу: г. Сызрань, <адрес>. Указанная квартира является у нее единственной и единственным пригодным для постоянного проживания помещением для нее, ее несовершеннолетнего ребенка и бабушки, инвалида 1-ой группы, зарегистрированных и проживающих в ней. Источником средств, на которые была приобретена квартира стал общий совокупный доход семьи за период 2011-2013 года, который составил * * * рублей, а также материальная помощь в виде денежных средств, которые были получены в 2009 году от свекрови Ф.. в размере * * * рублей и в 2013 году от матери Б.. в размере * * * рублей. В силу ч. 1 ст. 574 ГК РФ передача в дар выше указанных денежных средств в 2009 году * * * рублей, в 2013 году - * * * рублей были совершены в устной форме. Нормы Федеральных законов: №25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе», №273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», №230-ФЗ от 03.12.2012 года «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», Закона Самарской области №15-ГД от 05.03.2013 года «Об обеспечении контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы в Самарской области, их доходам» не запрещали произвести передачу указанных выше денежных средств в устной форме. Дата получения материальной помощи были отражены ею и в пояснительной записке на имя Вице-губернатора руководителя Администрации Губернатора Самарской области Д.Е. О.<дата>. Также даты передачи в материальной помощи в виде денежных средств Ф. и Б. при даче объяснений в прокуратуре были озвучены, однако прокурором данные сведения в объяснение занесены не были. Из объяснений, приложенных к материалам искового заявления, нет ясности в том, когда именно передавались деньги в качестве материальной помощи, считает этот факт является существенным условием для рассмотрения дела. Неизвестно, на основании каких доказательств прокурор полагает, что материальная помощь в размере * * * рублей был получена ее семьей именно в 2014 году, а также считает приобретение недвижимости осуществлено на незаконные доходы. Как доказательство получения от своей матери Б.. материальной помощи в размере * * * рублей и именно в 2013 году, подтверждается сберегательной книжкой счет № ***, открытой на имя Фимушкиной И.А., выпиской из лицевого счета по вкладу от <дата>, выданной ОАО «Сбербанк России». Из банковских документов видно, что на указанный счет <дата> поступала денежная сумма в размере * * * рублей. Указанная денежная сумма была перечислена покупателем за приобретенную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, которая на правах собственности принадлежала ее матери Б.. Так как Б. является инвалидом, сделку по купле-продаже с правом продать за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащую ей квартиру она доверила ей на основании выданной нотариусом Каляевой Н.М. доверенности № *** от <дата>, зарегистрированной в реестре за № ***. После совершения данной сделки <дата> от матери она получила материальную помощь в размере * * * рублей, которая <дата> послужила дополнительным источником денежных средств для приобретения спорной квартиры. Соответственно полученная денежная сумма в размере * * * рублей в качестве материальной помощи в 2013 году и денежная сумма в размере * * * рублей в качестве материальной помощи в 2009 году и не была ею указана в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за декларируемый период 2014 года. В исковых требованиях прокурор ссылается на то, что каких-либо письменных доказательств передачи материальной помощи в виде денежных средств ею в адрес Администрации Губернатора Самарской области не представлено. Данное утверждение является не основательным, поскольку <дата> она давала письменное объяснение на имя руководителя Администрации Губернатора Самарской области Овчинникова Д.Е. где было все подробно расписано, к данному объяснению были приложены копии банковских выписок по лицевому счету № ***, открытому в ПАО «Сбербанк России», копии договора продажи двухкомнатной квартиры Б. расположенной по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, копии договора приобретения трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань, <адрес>, копия нотариальной доверенности, выданной нотариусом Каляевой Н.М. № *** от <дата>, зарегистрированной в реестре за № ***. Указанные документы передавались через кадровую службу работодателя Администрации г.о. Сызрань и впоследствии были доставлены в Администрацию Губернатора Самарской области Овчинникову Д.Е. В иске прокурора не конкретизирован и тот факт, в чем именно разнятся объяснения Фимушкиной И.А., Ф, и Б.. относительно переданных в качестве материальной помощи денежных средств в рамках проведенной прокурорской проверки и в рамках проверки проведенной Администрацией Губернатора Самарской области. Прокурором не принято во внимание объяснение Фимушкина С.Ю. и то, что объяснение он давал только в прокуратуре, а в рамках проверки Администрации Губернатора Самарской области от него показания не отбирались. В объяснении супруга Фимушкина С.Ю. было отражено, что он получал материальную помощь от своей матери Ф. Сопоставив данные объяснения, никаких разночтений не имеется, так как следует, что мать Б. передала в 2013 году материальную помощь * * * рублей своей дочери Фимушкиной И.А., а мать Ф. передала в 2009 году материальную помощь * * * рублей своему сыну Фимушкину СЮ. Полученная материальная помощь общей суммой * * * рублей и была использована на приобретение квартиры. Предъявляя исковые требования истец не принял во внимание сберегательную книжку ответчика счет № ***, выписку из лицевого счета по вкладу на имя ответчика, где четко отражено, что денежные средства в размере * * * рублей находились именно в 2013 году. Полагает, что прокурор необоснованно делает вывод, что ею в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера почему-то именно за 2014 год в графе «иные доходы» не отражен этот факт и принимает это как сокрытие. Отсутствие договора гражданско-правового характера по факту передачи материальной помощи, истец расценивает как отсутствие письменных подтверждений (доказательств) и то, что сделка совершена на незаконные доходы, не желая учитывать объяснения Фимушкина С.Ю., Ф. и Б. а также представленных письменных доказательств. Кроме того, на момент приобретения квартиры <дата> она не была включена в перечень должностей муниципальной службы Администрации г.о. Сызрань которые заполняют справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, т.е. она не должна была отчитываться за расходы и источник их поступления. Она не могла и не должна была предвидеть такой ситуации, что полученную ею материальную помощь в 2013 году и ее мужем в 2009 году им необходимо было оформить в письменной форме. При этом получая от родителей материальную помощь, считает, что ею не нарушено ни одной нормы действующего законодательства РФ. Она не могла и не должна была предвидеть и то, что уже после совершений сделки <дата> выйдет Постановление Администрации г.о. Сызрань за № ***, согласно которого она обязана будет представлять доказательства законности полученной в прошлом материальной помощи от своих родителей использованную на приобретение недвижимости. Истец, предъявляя иск в рамках проведенной прокурорской проверки в 2015 году, реализуя результаты необъективного контроля за соответствием расходов муниципального служащего и желая необоснованно привлечь к ответственности ответчика, привязывает события, которые по факту имели место в 2009 и в 2013 году.

В дополнение к возражениям указала, что согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину на праве собственности, в частности, на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в этом помещении оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание. Таким образом, в этом случае закон защищает право гражданина на жилище. Согласно, представленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество у нее и членов ее семьи, проживающих с ней - несовершеннолетнего сына и престарелой бабушки - инвалида 2 группы - квартира по адресу: г. Сызрань. <адрес> является единственным пригодным для постоянного проживания помещением и не является предметом ипотеки. Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал жалобы на предмет соответствия положений ст. 446 ГПК РФ Конституции РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ признан не противоречащим Конституции РФ, указав, что положения ст. 446 ГПК РФ, запрещающие обращать взыскание не на любое принадлежащее должнику жилое помещение, а лишь на то, которое является для него единственным пригодным для проживания, направлены на защиту конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение государством достоинства личности, как того требует ст. 21 Конституции РФ, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека. Таким образом, законодатель запрещает обращать взыскание на единственное пригодное для проживания помещение, не являющееся предметом ипотеки, следовательно исковые требования прокурора г. Сызрани об обращении квартиры по адресу: г. Сызрань, <адрес> в доход Российской Федерации являются необоснованными.

Привлеченный судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Фимушкин С.Ю. иск не признал, представил письменный отзыв, указав, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Прокурором <дата> проводилась проверка исполнения должностными лицами Администрации г.о. Сызрань и ее структурных подразделений законодательства РФ «О муниципальной службе» и «О противодействии коррупции». Указанные проверки в соответствии с законодательством РФ проводятся в отношении государственных и муниципальных служащих, он государственным или муниципальным служащим не является, а следовательно и не является субъектом данных правовых отношений, в связи с чем по сути исковых требований он и не входит в круг соответчиков. Несмотря на это, <дата> по ходатайству прокурора судом наложен арест на принадлежащее ему недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Сызрань <адрес>. Считает, что данное процессуальное действие как арест указанного имущества и требования прокурора обратить его в доход государства являются незаконными, нарушает его права как собственника.

Полагает, на принадлежащее ему имущество в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено какое - либо взыскание. Предъявляя исковые требования по обращению в доход Российской Федерации квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес>, прокурор не учитывает такого факта, что квартира принадлежит не только Фимушкиной И.А., но и супругу Фимушкину С.Ю., так как приобреталось недвижимое имущество в период заключенного <дата> брака. На момент совершения сделки купли-продажи квартиры <дата> брак не расторгнут. Согласно п.1 ст.34 СК РФ, имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, согласно п. 2 ст. 34 СК РФ к имуществу, нажитому в период брака относятся и недвижимые вещи. Согласно п.1 ст.24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим только ему имуществом, за исключением имущества на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Согласно п.п.3,4 ст. 256 ГК РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество находящегося в его собственности, а также на долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества. На момент предъявления иска доля ответчика Фимушкиной И.А. из общего имущества супругов, которая причиталась бы ей при разделе этого имущества не выделена как в добровольном, так и в судебном порядке. В рассматриваемой ситуации раздел имущества супругов может быть определен только судебным решением. Исковые требования по обращению в доход Российской Федерации квартиры нарушают и конституционные права ответчика Фимушкиной И.А., так как противоречит ст. 25 Конституции РФ, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, указанная квартира является у ответчика единственным жильем, и на него в силу ч.1 ст.446 ГПК РФ не может быть обращено взыскание.

Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Сызрань по доверенности Аширова А.А. в судебном заседании возражала против иска, полагая, что заявленные требования нарушают права и интересы несовершеннолетнего ребенка, который приобрел право проживания и пользования спорной квартирой.

В судебное заседание представитель привлеченного судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по доверенности Шевяхова Ю.В. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, из которого следует, что согласно п. 1, п. 4 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Согласно п. 4.1 Приказа Росимущества от 29.09.2009 года № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» территориальный орган самостоятельно принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации: представляет в Агентство в установленном порядке предложения о принятии в собственность Российской Федерации акций (долей, паев) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» утверждено Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации недвижимое имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальному органу).

Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1.1., 1.2 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года №25-ФЗ муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, обязано предоставить сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Порядок предоставления сведений о доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в г.о. Сызрань регулируется постановлением Администрации г.о. Сызрань от 29.03.2010 года № 677 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Администрации г.о. Сызрань и муниципальными служащими в Администрации г.о. Сызрань сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в редакции постановления от 05.12.2014 года № 4146).

Согласно п. 2.2 Постановления Администрации г.о. Сызрань от 29.03.2010 года № 677 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по формам справок, утвержденным Постановлением Губернатора Самарской области от 18.12.2009 N 120 муниципальными служащими - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п.4 указанного Постановления муниципальный служащий представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсию, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, при замещении должности муниципальной службы, предусмотренной Перечнем должностей, также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсию, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера.

Порядок осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам определен ст. ст. 4 - 13 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также постановлением Губернатора Самарской области от 22.04.2013 года №101 «О мерах по обеспечению контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы в Самарской области, их доходам».

В соответствии с ч. 3 ст. 16 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.

На основании ст. 17 вышеуказанного Федерального закона Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16, в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации г.о.Сызрань от <дата>№ *** Фимушкина И.А. с <дата> занимает должность главного специалиста * * * Администрации г.о. Сызрань, что относится к ведущей муниципальной должности.

Во исполнение поручения прокуратуры Самарской области от <дата> прокуратурой г. Сызрани проведена проверка исполнения должностными лицами Администрации г.о. Сызрань и ее структурных подразделений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, по результатам которой установлен факт несоблюдения * * * Администрации г.о. Сызрань Фимушкиной И.А. требований законодательства, регламентирующего порядок предоставлении сведений о доходах/расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.

Постановлением Администрации г.о.Сызрань Самарской области от <дата>№ *** утвержден Перечень должностей муниципальной службы в Администрации г.о.Сызрань, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В данный перечень должностей Управления по потребительскому рынку Администрации муниципального района, включена должность главного специалиста, которую занимает Фимушкина И.А.

С указанным постановлением Фимушкина И.А. была ознакомлена, что подтверждается ее подписью в листе ознакомления муниципальных служащих Управления по потребительскому рынку.

Таким образом, по состоянию на <дата> должность муниципальной службы, которую замещает Фимушкина И.А., в установленном законом порядке включена в перечень должностей, при замещении которой она обязана представлять необходимые сведения о доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера.

Установлено, что <дата> году Фимушкиной И.А. в отдел муниципальной службы и кадров Администрации городского округа Сызрань представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свое имя и членов семьи- супруга Фимушкина С.Ю. и несовершеннолетнего сына Ф. Н.С., <дата> года рождения за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года.

В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свое имя в разделе 2 «сведения о расходах» Фимушкиной С.И. указано, что ею на основании договора купли-продажи от <дата> приобретена квартира по цене * * * рублей, в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество указано «накопления за предыдущие годы».

В рамках проведенной прокуратурой проверки установлено, что <дата> Фимушкина И.А. приобрела квартиру, расположенную по адресу: г. Сызрань, <адрес> на основании договора купли-продажи, заключенного между Б. В.Г. и Фимушкиной И.А. При этом, общая сумма сделки, совершенной Фимушкиной И.А. в 2014 году, составляющая * * * рублей, превышает ее общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду, то есть за 2011-2013 годы, при этом, в справке о доходах/расходах за 2014 год в разделе 1 «Сведения о доходах» пункте 6 «Иные доходы» также отсутствуют сведения об иных источниках дохода.

Согласно справкам формы 2-НДФЛ и справкам о доходах Фимушкиной И.А. за период 2011-2013 г.г. сумма ее дохода составила: за 2011 год - * * * рублей, за 2012 год - * * * рублей, за 2013 год - * * * рублей, общая сумма дохода за 3 года составила * * * рублей.

Согласно сведениям МИ ФНС № 3 по Самарской области доходы супруга Фимушкиной И.А. - Фимушкина С.Ю. составили: за 2011 год - * * * рублей; за 2012 год - * * * рублей; за 2013 год - * * * рублей, итого общая сумма дохода за период 2011-2013 годы составила * * * рублей.

Общий совокупный доход семьи Фимушкиной И.А. за период 2011-2013 годы составил * * * рублей.

В ходе опроса в рамках прокурорской проверки Фимушкина И.А. подтвердила факт приобретения квартиры в 2014 году, при этом пояснила, что источником получения средств за счет которых приобретено указанное имущество являются накопления заработной платы, а также помощь в виде дара денежных средств от близких родственников.

Согласно объяснений Ф. (свекрови Фимушкиной И.А.), Б.. (матери Фимушкиной И.А.), полученных в рамках прокурорской проверки, ими передавались в качестве дара Фимушкиной И.А. денежные средства на общую сумму * * * рублей.

Учитывая результаты проверки, а именно выявленный факт сокрытия Фимушкиной И.А. сведений о переданный ей в дар денежных средствах и не отражения их в справке о доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера прокуратурой Самарской области в адрес руководителя Администрации Губернатора Самарской области направлена информация, в которой предложено рассмотреть вопрос об установлении контроля за расходами муниципального служащего Фимушкиной И.А.

На основании распоряжения Администрации Губернатора Самарской области от <дата>№ *** управлением кадровой политики и государственных наград Администрации Губернатора Самарской области осуществлена проверка достоверности и полноты сведений о расходах, представленных муниципальным служащим Фимушкиной И.А.

Из доклада о результатах проверки руководителя управления кадровой политики и государственных наград Администрации Губернатора Самарской области Курсова С.А. следует, что по результатам проведенной проверки установлено, что в разделе 1 справки о доходах Фимушкина И.А. не отразила суммы * * * рублей и * * * рублей, полученные ею от Б.. и Ф. на покупку квартиры, вместе с тем, доход семьи Фимушкиной И.А. за период 2011-2013 годы за вычетом имевшегося в 2012 и погашенного в 2013 году кредита, подоходного налога в размере 13% составляет * * * рублей, которыми должна была распологать Фимушкина И.А. в дополнение к суммам, переданным Б.. и Ф.. для приобретения квартиры.

Таким образом, выявлен факт представления Фимушкиной И.А. неполных сведений о доходах за 2014 год, а именно суммы * * * рублей и * * * рублей не отражены в справке о доходах.

В ходе осуществления контроля за расходами Фимушкиной И.А., а также за расходами ее супруга и несовершеннолетнего ребенка выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов Фимушкиной И.А., а также расходов ее супруга и несовершеннолетнего ребенка их общему доходу, в связи с чем принято решение о направлении результатов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами Фимушкиной И.А. в Администрацию г.о. Сызрань для принятия решения о применении взыскания в порядке, предусмотренном ст. 7.3 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области».

В результате чего, <дата> и.о. прокурора г. Сызрани вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 10.4 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в отношении Фимушкиной И.А.

Согласно постановлению административной комиссии г.о. Сызрань № *** от <дата>, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.4 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», * * * Администрации г.о. Сызрань Фимушкина И.А. признана виновной в неисполнении нормативного правового акта Постановления Администрации г.о. Сызрань от 29.03.2010 года № 677 (в ред. от 05.12.2014 №4146) - предоставлении не достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с назначением наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением административной комиссии № *** от <дата> Фимушкина И.А. обратилась в суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> постановление административной комиссии г.о. Сызрань № *** от <дата> оставлено без изменения, жалоба Фимушкиной И.А. - без удовлетворения.

<дата> на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации г.о. Сызрань принято решение о том, что сведения о доходах, представленных Фимушкиной И.А. являются недостоверными и неполными, а также о несоответствии расходов Фимушкиной И.А., расходов ее супруга и несовершеннолетнего ребенка их общему доходу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчиком получены в 2009 году от Ф.., матери своего супруга Фимушкина С.Ю., денежные средства в размере * * * рублей на покупку квартиры, а в 2013 году Фимушкиной И.А. получены в дар от своей матери Б. денежные средства в размере * * * рублей.

Доводы представителя истца об отсутствии гражданско-правового договора по факту передачи ответчику вышеуказанной материальной помощи, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются показаниями опрошенных в судебном заседании свидетелей Ф. и Б. которые подтвердили факт передачи в 2009 году и 2013 году соответственно денежных средств семье Фимушкиной И.А. в качестве безвозмездной материальной помощи для приобретения квартиры. При этом, Б. пояснила, что после продажи, принадлежащей ей квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань, <адрес> 2013 году она передала дочери – Фимушкиной И.А. денежные средства в сумме * * * рублей в качестве материальной помощи.

Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они полностью согласуются с другими имеющимися в деле доказательствами, в том числе с объяснениями указанных свидетелей, отобранных в ходе проводимой прокуратурой г. Сызрани проверкой, а также выпиской из лицевого счета № ***, открытого на имя Фимушкиной И.А. в ОАО «Сбербанк России» за период с <дата> по <дата>, из которой следует, что в именно в 2013 году на указанный лицевой счет поступили денежные средства в размере 1 550 000 рублей от продажи квартиры, принадлежащей ее матери – Б.., от имени которой по доверенности выступала ответчица.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Вышеизложенные доводы о том, что материальная помощь от близких родственников в размере * * * и * * * рублей получена Фимушкиной И.А. в 2009 году и 2013 году соответственно, стороной истца не опровергнуты, доказательств того, что Фимушкина И.А. именно в 2014 году получила в дар указанные денежные средства суду не представлено.

По смыслу ч.1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, дарения движимого и недвижимого имущества. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.

Таким образом, в 2009 году между Фимушиной И.А. и Ф. был заключен устный договор дарения денежных средств в размере * * * рублей, а в 2013 году между Фимушкиной И.А. и Б.. заключен устный договор дарения денежных средств в размере * * * рублей, что не противоречит действующему законодательству.

Как установлено в судебном заседании, денежные средства в общей сумме * * * рублей были получены ответчиком не в отчетный период – с <дата> по <дата>, а в предыдущие годы, следовательно у ответчика отсутствовали основания для отражения данных денежных сумм в сведениях о доходах, полученных в 2014 году.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что квартира, расположенная по адресу: г. Сызрань, <адрес> была приобретена Фимушкиной И.А. за счет денежных средств собственных накоплений и материальной помощи от близких родственников.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств тому, что данное имущество приобретено ответчиком на средства, полученные от незаконных доходов, истцом суду не представлено.

Сам по себе факт того, что сумма сделки Фимушкиной И.А. превысила общий доход её семьи за три последних года, предшествующих совершению сделки, не может служить основанием для обращения взыскания в доход Российской Федерации спорной квартиры.

Ссылки представителя истца на сведения о полученных доходах, указанные Фимушкиной И.А. в справках за период 2011-2013 годов суд признает несостоятельными, поскольку обязанность по предоставлению данных сведений возникла у Фимушкиной И.А. лишь с 2014 года на основании постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** о включении должности * * * в Администрации г.о. Сызрань, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Более того, в вышеуказанный Перечень должность, замещаемая Фимушкиной И.А. была включена после приобретения ею спорной квартиры с <дата> года, тогда как договор купли-продажи квартиры заключен <дата> года.

Кроме того, суд принимает во внимание, что квартира, расположенная по адресу: г. Сызрань, <адрес> приобретена Фимушкиной И.А. в период брака с Фимушкиным С.Ю., в связи с чем, является совместно нажитым в период брака имуществом, а также является единственным пригодным для постоянного проживания помещением для Фимушкиной И.А. и проживающих совместно с ней несовершеннолетнего сына - Ф. Н.С., <дата> года рождения и престарелой бабушки - Б.., <дата> года рождения.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора г. Сызрани об обращении в доход Российской Федерации квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес>, принадлежащей Фимушкиной И.А., следует оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст.139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры к обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Согласно п.1 ч.1 ст.140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц.

В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе суда или судьи. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что имеются основания к отмене обеспечения иска - ареста на квартиру, расположенную по адресу: г. Сызрань <адрес>, принадлежащую Ф. И.А., наложенного определением Сызранского городского суда от <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Россиской Федерации к Фимушкиной И.А. об обращении в доход Российской Федерации квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес>, принадлежащей Фимушиной И.А. – оставить без удовлетворения.

Отменить обеспечение иска по определению Сызранского городского суда от <дата> – арест на квартиру, расположенную по адресу: г. Сызрань <адрес>, принадлежащую Фимушиной И.А..

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья: Еремина И.Н.

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2016 года.

Судья: Еремина И.Н.