ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1509/2021 от 22.06.2021 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД: 89RS0005-01-2021-000882-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2021 года город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего, судьи Русиной Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Дмитриенко Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1509/2021 по иску ФИО1 к Администрации г.Ноябрьска о предоставлении списков малоимущих нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о предоставлении списков малоимущих нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма В обоснование заявленных требований указала, что вопреки положениям Конституции Российской Федерации она (ФИО1) жилого помещения бесплатно не получала, в связи с чем, вынуждена проживать у знакомых. С ДД.ММ.ГГГГ года состоит в списках малоимущих на территории города Ноябрьска на получение жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек. Ранее с указанными списками любой гражданин мог ознакомиться и узнать, кто стоит в списках и какой по номеру в списке. С ДД.ММ.ГГГГ года списки для ознакомления не предоставляются, и на все её попытки получить список, ответчик отвечает, что данная информация не подлежит разглашению.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, уполномочила на представление своих интересов ФИО2, который до начала судебного разбирательства направил суду ходатайство о необходимости обязательного участия представителей Администрации МО г.Ноябрьск и Прокуратуры г.Ноябрьска, после чего в судебное заседание не явился, иных ходатайств, заявлений и уточнений требований суду не предоставил.

Ответчик Администрация муниципального образования город Ноябрьск и Департамент имущественных отношений Администрации МО г. Ноябрьск своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск не признали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 70-74, 77-81).

Прокурор г.Ноябрьска, который при подаче иска был заявлен истцом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился. Ссылаясь на статью 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и на ст. 45 ГПК РФ, предоставил суду ходатайство об исключении прокурора из числа третьих лиц (л.д. 84).

В соответствии с ч.3 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и письменные возражения ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлений во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очерёдности исходя из времени их постановки на учёт.

Согласно выписке из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск от 18.06.2021, ФИО1 состоит в списке № 1 (общий список) под номером , дата подачи заявления -ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83).

Внеочередное право на предоставление жилого помещения, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, у ФИО1 отсутствует.

Согласно ч.З ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно ч.7 указанной статьи, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляются по месту жительства органами местного самоуправления.

Указанным Законом ЯНАО предусмотрена обязанность органа местного самоуправления вести книгу регистрации заявлений граждан и учетных дел граждан.

На момент постановки ФИО1 действовал Административный регламент предоставления Администрацией города Ноябрьска муниципальной услуги по предоставлению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, утв. Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 26.04.2013 № П-443.

В настоящее время действует административный регламент предоставления Администрацией города Ноябрьска муниципальной услуги "Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма", утв. Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 20.02.2020 № П-240 (далее по тексту - административный регламент).

Указанный административный регламент был принят в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и. муниципальных услуг", в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Ноябрьска от 07.02.2019 № П-82 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг", в соответствии с Уставом муниципального образования город Ноябрьск, согласно которому, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно пункту 2.2 административного регламента, муниципальную услугу предоставляет Администрация города Ноябрьска в лице департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска.

Заявителями на получение муниципальной услуги (далее - заявители) являются физические лица - граждане Российской Федерации, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 1.3). При предоставлении муниципальной услуги от имени заявителей вправе выступать их законные представители или их представители по доверенности (далее также - заявитель), выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п.1.4).

Согласно пункту 2.5 административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача справки о номере очередности в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее по тексту - справка).

Основанием для начала оказания муниципальной услуги является поступление в Уполномоченный орган заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Заявление, являющееся основанием для получения муниципальной услуги, представляется посредством личного обращения заявителя, с использованием Регионального портала и/или Единого портала с момента реализации технической возможности, через МФЦ, а также в электронной форме по электронному адресу ДИО.

Специалист отдела устанавливает, состоит ли заявитель на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории города Ноябрьска (п. 3.3.3).

Специалист отдела оформляет справку о предоставлении муниципальной услуги. Справка должна содержать следующие сведения: сведения о заявителе; сведения о номере очередности в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории города Ноябрьска; дату подачи заявления на постановку в список граждан, нуждающихся _ в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории города Ноябрьска.

Справка выдается заявителю лично либо направляется способом, указанным заявителем в обращении.

Таким образом, буквального толкования и из анализа действующего нормативно-правого акта, а именно -административного регламента, следует, что список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется департаментом и не носит общедоступный характер, поскольку содержит в себе персональные данные граждан, указанный список не подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Ноябрьска (законом данное требование не установлено) и не подлежит размещению в здании органа местного самоуправления. Соответственно, департамент не обязан предоставлять указанный список в полном объеме по устной просьбе любого гражданина. Информация о дате постановке на учет, номер очередности, может быть предоставлена гражданину на основании личного письменного заявления по утвержденной вышеуказанным административным регламентом форме и только в отношении конкретного гражданина - заявителя и его состава семьи, с которым он состоит в соответствующем списке.

Аналогичное разъяснение ответчик истице было предоставлено ответчиком 21.12.2020 (л.д. 7).

Между тем, с заявлением о предоставлении информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма по утвержденной форме ФИО1 в адрес департамента не обращалась.

Более того, в соответствии с ч.6 ст.9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», правовым основанием для обработки персональных данных граждан является письменное согласие, полученное департаментом, являющегося оператором персональных данных, и сформированное в соответствии с требованиями ч.4 ст.9 указанного закона

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных).

По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).

В силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Оператором информационной системы открытого пользования - официального сайта Администрации города Ноябрьска - является Администрация города Ноябрьска, в отношении которого письменные согласия на обработку персональных данных граждан с указанием цели обработки персональных данных, а именно публикацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или размещение такого списка на бумажном носителе в здании департамента, гражданами которые состоят в таких списках, ни Администрации города Ноябрьска, ни департаменту, не предоставлялись.

Разглашение указанной информации, относящейся к персональным данным, влечет за собой ответственность, установленную законом.

ФИО1, заявляя требования о предоставлении всего списка малоимущих нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, фактически просит о предоставлении персональных данных третьих лиц, что противоречит вышеназванных правовым нормам.

При указанных обстоятельствах, суд, рассматривая иск в пределах заявленных исковых требований, приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации г.Ноябрьска о предоставлении списков малоимущих нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма,

- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Русина Л.Г.

Решение в окончательной форме принято 29 июня 2021 года.

....