Дело № 2-77/2024
11RS0020-01-2023-002342-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к ООО «Жешартская тепловая компания» о возложении обязанности получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных (дренажных) вод,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском к ООО «Жешартская тепловая компания» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта ручей «Без названия» в пользование для сброса сточных (дренажных) вод с тепловых сетей пгт. Жешарт п. Лесобаза.
В ходе рассмотрения дела стороны выразили желание урегулировать спор путем заключения мирового соглашения. Однако, мировое соглашение сторонами не подписано, в связи с чем дело рассматривается судом по существу.
Представитель истца исковое заявление поддержал.
Законный представитель ООО «Жешартская тепловая компания» с требованиями истца не согласился.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО «Жешартская тепловая компания» на основании концессионного соглашения от 05 августа 2022 года осуществляет права владения и пользованияобъектами теплоснабжения и централизованными системами горячего водоснабжения на территории пгт. Жешарт п. Лесобаза.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц основными видами деятельности Общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды, концентрирование воздуха, забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод.
25 января 2023 года Усть-Вымским районным отделом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми на основании задания <Номер> проведено выездное обследование земельного участка между водонапорной башней и общественной баней п. Лесобаза пгт. Жешарт без взаимодействия с контролирующим лицом, по результатам которой установлено, что через колодцы, расположенные в точках координат № 62°3"38,13" Е 49°32"59,23", № 62°3"37,77" Е 49°32"53,99", протекают дренажные воды (желтоватого цвета, без запаха), которые в последующем по отводящей трубе сбрасываются на рельеф местности в канаву откуда попадают в ручей «Без названия» в точке с координатами № 62°3"37,83" Е 49°32"47,00".
Согласно результатам анализа отобранных проб воды в месте сброса и ниже по течению от места сброса сточных вод имеется повышенное содержание соединений железа, которое имеет естественное происхождение, качество воды по содержанию органических веществ по БПК, сульфатов, азота нитритного, фосфатного фосфора, нефтепродуктов, АСПАВ соответствуют норме.
По результатам проведенной проверки в отношении ООО «Жешартская тепловая компания» внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Между тем, по состоянию на ноябрь 2023 года требования указанной статьи ответчиком не выполнены, что послужило оснований для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В статье 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации для сброса сточных, в том числе дренажных, вод водные объекты предоставляются в пользование на основании решений уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование.
Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации).
Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты (пункт 13 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, дренажные воды включены в понятие сточных вод, следовательно, их использование и сброс подлежит регулированию положениями статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из анализа выше приведенных положений законодательства и исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что на ООО «Жешартская тепловая компания», как на организацию, эксплуатирующую канализационные и тепловые сети, возложена обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Однако ООО «Жешартская тепловая компания» осуществляет сброс сточных вод в реку «Без названия» в отсутствие оформленного в установленном законодательстве решения на право пользования названным водным объектом в целях сброса сточных вод из колодца централизованной системы канализации.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальное права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий, в том числе, о рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам.
Доводы ответчика о не использовании поверхностных водных объектов, не основан на имеющихся в деле доказательствах, которыми достоверно подтверждено попадание сточных вод изколодцев, расположенных в точках координат № 62°3"38,13" Е 49°32"59,23", № 62°3"37,77" Е 49°32"53,99" вручей «Без названия».
Ссылка законного представителя ответчика на то, что труба не является дренажной, проложена для удобства прохода граждан по проходящей грунтовой дороге, а вода отводится из лотков, обустроенных по технологии, существовавшей во время ее строительства, а также подкрашивание воды, используемой в теплотрассе, не исключает обязанность ответчика по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, при достоверно установленном факте сброса сточных вод в ручей «Без названия».
Доводы представителя ответчика, изложенные в обоснование своей позиции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем судом признаются несостоятельными.
Доказательств принятия эффективных и достаточных мер для предотвращения сброса в ручей «Без названия» стоков с колодцев на территории п. Лесобаза ООО «Жешартская тепловая компания» не представлено, следовательно, допущено бездействие, без устранения которого путем получения соответствующего решения о предоставлении водного объекта ручья «Без названия» в пользование для сброса сточных вод, невозможна защита нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом, сам по себе факт отсутствия в настоящее время негативных последствий не исключает обязанность ответчика по оформлению указанного решения, предусмотренного действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить на ООО «Жешартская тепловая компания» (ОГРН <Номер>) обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта ручей «Без названия» в пользование для сброса сточных (дренажных) вод с тепловых сетей пгт. Жешарт п. Лесобаза Усть-Вымского района Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева