Дело № 2-150/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2013 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова
В составе председательствующего судьи Агарковой С.Н.,
При секретаре Гамидовой Т.Г.,
С участием представителя прокуратуры города Саратова ФИО4, представителя Саратовской городской Думы ФИО5, действующей на основании доверенности, представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитального строительства администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО7, действующего на основании доверенности, ФИО1, представителя ФИО1- ФИО8, действующей на основании доверенности, ФИО2, представителя ФИО2- ФИО9, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Саратова о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов»,
установил:
Прокурор г. Саратова обратился в суд с заявлением признании недействующим нормативного акта в части, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Саратова по обращению ФИО2 и ФИО1 проведена проверка соответствия закону решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а также соблюдения федерального законодательства при проведении публичных слушаний. В ходе проверки установлено, что публичные слушания по проекту вышеуказанного решения были проведены с нарушениями требований федерального законодательства. Было установлено, что 30 марта 2012 года в газете «Саратовская панорама» № 29/1 (832/1) опубликовано извещение о проведении 1 июня 2012 года публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В данном издании также опубликован проект решения Саратовской городской Думы. 1 июня 2012 года проведены публичные слушания по данному проекту, о чем был составлен протокол. Заключение о результатах публичных слушаний 25 июля 2012 года опубликовано в газете «Саратовская панорама» № 29 (855). 28 сентября 2012 года и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО10 в адрес Саратовской городской Думы направлен для рассмотрения проект решения Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». При этом, проект решения, направленный и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО10 в адрес Саратовской городской Думы, имел поправки, которые не были отражены в проекте, опубликованном 30 марта 2012 года в газете «Саратовская панорама» № 29/1 (832/1). Указанные поправки не рассматривались на публичных слушаниях, и по ним не давалась заключение, в части п.1.56 Проекта об изложении в новой редакции подпункта 42.2 пункта 42 Правил в части таблицы «Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон»: код вида использования 1.15 «Жилые дома с количеством этажей не более чем три для проживания одной семьи»- зона Ж-2- вид использования «Условное»; код использования 9.21 «Бани, банно-оздоровительные комплексы, сауны»- зона Ж-2- вид использования «Основное»; код вида использования 4.30 «Отдельно стоящие объекты бытового обслуживания: парикмахерские, химчистки, прачечные, предприятия по проекту, фотоателье, объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев), мастерские и салоны бытовых услуг, косметические салоны, массажные кабинеты»- зона Ж-2- вид использования «Основное». В связи с чем, население муниципального образования «Город Саратов» не имели возможности ознакомиться с содержанием поправок, внесенных и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 в проект вышеуказанного решения Саратовской городской Думы, высказать свою позицию в рамках публичных слушаний. То есть были нарушены требования закона о проведении публичных слушаний. Просит признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда п.1.56 решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» об изложении в новой редакции подпункта 42.2 пункта 42 Правил в части таблицы «Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон»: код вида использования 1.15 «Жилые дома с количеством этажей не более чем три для проживания одной семьи»- зона Ж-2- вид использования «Условное»; код использования 9.21 «Бани, банно-оздоровительные комплексы, сауны»- зона Ж-2- вид использования «Основное»; код вида использования 4.30 «Отдельно стоящие объекты бытового обслуживания: парикмахерские, химчистки, прачечные, предприятия по проекту, фотоателье, объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев), мастерские и салоны бытовых услуг, косметические салоны, массажные кабинеты»- зона Ж-2- вид использования «Основное».
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования заявления, указав, что как следует из п.1.56 решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» устанавливаются иные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно: вводится вид использования «О*», при этом по данному виду использования устанавливаются требования: разрешается только реконструкция и капитальный ремонт существующих строений в пределах разрешенного вида использования с увеличением площади застройки не более, чем на 40% от существующей, включая холодные пристройки; строительство новых объектов капитального строительства на земельном участке запрещено; вводится вид использования «У*»- условно разрешенный вид использования с ограничением по предельным параметрам для отдельных территориальных зон, разрешается только реконструкция и капитальный ремонт существующих строений в пределах разрешенного вида использования без увеличения площади застройки. Считает, что п.1.56 вышеуказанного решения Саратовской городской Думы противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также установлено, что проект решения, направленный и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО10 в Саратовскую городскую Думу, имел поправки, которые не были отражены в проекте, опубликованном 30 марта 2012 года в газете «Саратовская панорама» № 29/1 (832/1), не рассматривались на публичных слушаниях, по ним не давалось заключение, а именно: в части п.1.56 Проекта об изложении в новой редакции подпункта 42.2 пункта 42 Правил таблицы «Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон»: Код использования 1.11 «Многоквартирные жилые дома 6 этажей и выше», зона ПТ-3 была «У», в проекте на публичных слушаниях ПТ-3 «У», в проекте, внесенном в Саратовскую городскую Думу- отсутствует; Код использования 1.12 «многоквартирные жилые дома от 3 этажей до 6» Зона ОД-1 - было «У», проект на публичных слушаниях «У», в проекте в Думу- вид «О*»; Зоны ПТ-3 было «У», проект на публичных слушаниях-ПТ-3 «У», в проекте в Думу удален из списка разрешенного использования; Код использования 1.13 «многоквартирные жилые дома от 1 этажей до 3» Зона ОД-1 -было «У», проект на публичных слушаниях «У», в проекте в Думу- «О*», Зона Ж-1.1 - было «О*», проект на публичных слушаниях «О*», в проекте в Думу-вид использования- «У», Зона Ж-3 - было «У», в проекте на публичных слушаниях отсутствовал, в проекте в Думу-вид использования- «У», Зона Ж-4- было «О», проекте на публичных слушаниях отсутствует, проект в Думу--вид использования- «У»; Код использования 1.15 «индивидуальные жилые дома до 3 этажей» Зона ОД -5 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Зона СХ-1 ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 1.16 «Жилые дома специального назначения, дома- интернаты» Зона Ж-4 - было «О», проект на публичных слушаниях «О», проект в Думу-вид использования «У»; Зона Ж-3 было «У», проект на публичных слушаниях- «О», проект в Думу- вид использования- «У»; Код использования 2.12 «Детские сады круглосуточные» Зоны ОД-1, ПТ-1 ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 2.13 «Специальные коррекционные школы» Зоны ОД-1, ПТ-1 ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 2.20 «Учреждения дополнительного образования взрослых и детей» Зона ОД 3 ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О»; Код использования 2.30 «Учреждения профессионального образования» Зона ПТ-1 ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 4.17 «Рынки универсальные» ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 4.30 «Отдельно стоящие объекты бытового обслуживания» Зона ИТ-2.1 было «У», проект на публичных слушаниях «У», в проекте в Думу- удалена из списка разрешенного использования; Код использования 4.40 «Отдельно стоящие объекты по сервисному обслуживанию населения» Зона Ж-1.1 -было «О», проект на публичных слушаниях «О», проект в Думу- вид использования- «У»; Код использования 5.25 «Отдельно стоящие ночные клубы» Зона ПТ-1- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»;
Код использования 5.41 «Специальные парки, зоосад, ботанический сад» Зона Р-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О»; Код использования 5.51 «Базы отдыха, детские лагеря, санатории» Зона ОД-3 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 5.54 «Яхт-клубы» проект на публичных слушаниях отсутствует, код 5.54 перенумерован в код 6.56: ОД-5 «У»; Код использования 6.11 «Открытые спортплощадки» Зона Ж-1.1 - было «О», проект на публичных слушаниях «О», проект в Думу- вид использования «У»; Код использования 6.51 «Сооружения технических видов спорта» Зоны ИТ-1, П-1 - ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования «О», Зоны ПТ-1, ПТ-3 - ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 7.21 «Многопрофильные больницы» Зона ПТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «У*»; Код использования 7.41 «Дома слепых / глухих» Зона ОД-3- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О»; Код использования 7.42 «Интернаты престарелых, инвалидов и детей» Зоны Ж-1, ИТ-1, П-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У», Зона ПТ-1, Од-5 были «У», проект на публичных слушаниях- отсутствует, стали «У»; Код использования 8.11 «Здания органов власти» Зона П.1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 8.32 «Офисы площадью более 5000 кв.м.» Зона ОД-1- была «О», в проекте на публичных слушаниях отсутствует, стал вид использования «У»; Код использования 8.31 «Офисы до 5000 кв.м.» Зона ПТ-1 ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 8.42 «Метеостанции» Зоны ПТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 8.51 «Творческие мастерские» Зона ПТ-1- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 8.52 «СМИ без издательств» Зона СХ-1 отсутствовала, проект на публичных слушаниях «О», в проекте в Думу- удалены из списка разрешенного использования; Код использования 9.12 «Жилищно-эксплуатационные службы с гаражами» Зона ПТ-1- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 9.31 «Ветеринарные станции без содержания животных» Зона ПТ-1- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 9.32 «Ветеринарные станции с содержанием животных» Зона П-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О»; Код использования 9.51 «Хозблоки» Зона П-1- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 10.24 «Предприятия IV кл. вредности» Зона ПТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 10.25 «Предприятия V кл, вредности»Зона ПТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 10.31 «Склад IV- V кл. вредности» Зона ПТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 10.32 «Склад II-III кл. вредности» Зона ПТ-1 было «У», проект на публичных слушаниях отсутствует, проект в Думу- вид использования «У»; Код использования 10.51 «Объекты дорожного хозяйства» Зона СХ-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 11.14 «Гаражи подземные без ограничений» Зона ОД-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О»; Зоны ОД-2.1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 11.32 «Автосалоны без ограничений» Зона ПТ-1- ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 11.63 отсутствовал, введен код использования 11.63 «Автодромы для обучения вождению», Зона ПТ-1- проект на публичных слушаниях отсутствовал, проект в Думу- вид использования ПТ-1 «У»; Код использования 11.65 «Автовокзалы» Зоны ИТ-1, ИТ-1.1, ПТ-1- ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 11.71 «Объекты инфраструктуры ж/д транспорта» Зоны П-1 - была «У», в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу вид использования - «У»; Код использования 11.81 «Пирсы городского водного транспорта» Зоны Р-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 11.82 «Стоянии городского водного транспорта» Зоны ИТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 12.22 «Электроподстанции» Зоны Ж-1, Ж-1.1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ж-5- ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У», Зоны СХ-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования«О»; Код использования 12.31 «Водопроводные станции» Зоны Ж-1, Ж-1.1, Ж-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У», Зоны ОД-2, ОД-3 ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования «О»; Код использования 12.32 «Водопроводные повысительные насосные» Зоны ОД-2 ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 12.41 «ТЭЦ» Зоны ПТ-1 ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У»; Код использования 13.12 «Мусороперерабатывающие заводы» Зоны П-1 ранее отсутствовали, в проекте на публичных слушаниях отсутствовали, в проекте в Думу- вид использования- «У», Зона П-3 была «У», проект на публичных слушаниях «У», в проекте в Думу вид использования «О», Зона ПТ-1 было «У», в проекте на публичных слушаниях- отсутствует, в проекте в Думу- вид использования «У»; Код использования 14.11 «Приюты для бездомных животных, открытые площадки для тренинга собак» разделен на: Код 14.11 «Приюты для бездомных животных» Зоны ПТ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичные слушания- отсутствовала, в проекте в Думу-вид использования «У»; Код 14.12 «открытые площадки для тренинга собак» Зоны Ж-1, Ж-2, ИТ-1, П-1, Р-1,СХ-1, СХ-2, ПТ-1, Пт-3- в проекте в Думу-вид использования «У»; Код использования 14.12 «Животноводство» перенумерован в код использования 14.13, Зона СН-1 была «У», в проекте на публичные слушания отсутствует, в проекте в Думу- удалена из списка разрешенного использования; Код 14.61 «Некоммерческие садовые товарищества» перенумерован в код 14.61 «Некоммерческие садовые товарищества» и код 14.62 «Индивидуальное садоводство»; код 14.61 «Некоммерческие садовые товарищества» Зона СХ-1 - ранее отсутствовала, в проекте на публичные слушания- отсутствовала, в проекте в Думу-вид использования «У», Зона ОД-5 ранее отсутствовала, в проекте на публичные слушания- отсутствовала, в проекте в Думу-вид использования «У», Зона Ж-3, Ж-4 - было «О», в проекте на публичных слушаниях отсутствует, в проекте в Думу- вид использования «У», Зона СХ-3 - ранее отсутствовала, в проекте на публичные слушания- отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О»; Код 14.63 «Личное подсобное хозяйство» Зона Р-1 было «У», в проекте на публичных слушаниях отсутствует, в проекте в Думу- удалена из списка разрешенного использования; Код 15.41 «Зеленые насаждения санитарно-защитных зон и кладбищ» Зоны ПТ-1, ПТ-3 - ранее отсутствовала, в проекте на публичные слушания- отсутствовала, в проекте в Думу-вид использования «У»; Код использования 17.01 «Водные объекты» Зоны СХ-2 - ранее отсутствовала, в проекте на публичные слушания- отсутствовала, в проекте в Думу- вид использования «О». Просит признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал требования заявления, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель Саратовской городской Думы возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив в судебном заседании, что в заявлении прокурора отсутствует указание на то, какие права и свободы граждан нарушаются оспариваемым нормативно-правовым актом. По вопросу изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» были проведены публичные слушания. Исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования «Город Саратов» обладает в соответствии с законодательством о местном самоуправлении правом правотворческой инициативы, в связи с чем, не ограничен в объеме доработки проектов решений. Просила в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитального строительства администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер, глава администрации города является субъектом правотворческой инициативы, вправе был при внесении в Саратовскую городскую Думу проекта решения о внесении изменений в Правила представить свои возражения по внесению изменений в Правила. Внесенные изменения не противоречат требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Установленные органами местного самоуправления положений относительно видов разрешенного использования земельных участков «О*» и «У*» соотносится с определением градостроительного регламента, допускающего ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в части возможности сочетания параметров и размеров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Просила отказать в удовлетворении требований прокурора г. Саратова.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения требований прокурора по основаниям, изложенным представителями администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитального строительства администрации муниципального образования «Город Саратов».
Представитель Комитета по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал.
ФИО1, ФИО2, их представители в судебном заседании поддержали заявление прокурора, дав пояснения, аналогичные требованиям прокурора.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 30 марта 2012 года в газете «Саратовская панорама» № 29/1 (832/1) опубликовано извещение о проведении 1 июня 2012 года публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В данном издании также опубликован проект решения Саратовской городской Думы (л.д.№).
1 июня 2012 года проведены публичные слушания по данному проекту, о чем был составлен протокол (л.д.№). Заключение о результатах публичных слушаний 25 июля 2012 года опубликовано в газете «Саратовская панорама» № 29 (855) (л.д.№).
28 сентября 2012 года и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО10 в адрес Саратовской городской Думы направлен для рассмотрения проект решения Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», о чем 24 сентября 2012 года принято постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2238 «О направлении проекта решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». При этом, как следует из материалов дела, проект решения, направленный и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО10 в адрес Саратовской городской Думы, имел поправки, которые не были отражены в проекте, опубликованном 30 марта 2012 года в газете «Саратовская панорама» № 29/1 (832/1), соответственно не были предметом обсуждения на публичных слушаниях, которые указаны в заявлении прокурора г. Саратова и дополнении к нему. Также не рассматривались поправки на публичных слушаниях в части приложения к проекту Карты градостроительного зонирования в части изменения расположения территориальных зон ОД-2, Р-1, Р-3.1, ОД-3, ПТ-3, ИТ-2, Ж-1.1, Ж-2, Ж-5, П-32, П-1, ИТ-4, СН-2, Зоны памятников, Охранные зоны, Границы охранной зоны объекта охраны, Граница зоны регулирования застройки, Зона с особым использованием территорий по условиям охраны объектов археологии, Зона полигонов ТБО (без координат).
Решением Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 были внесены вышеуказанные изменения в Правила землепользования и застройки администрации муниципального образования «Город Саратов». Решение опубликовано на Сайте Саратовской городской Думы 19.10.2012 и в газете «Саратовская панорама, Спецвыпуск», № 122(925) от 30.10.2012.
В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с п.6 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
В силу ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований,
Как следует из ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Согласно п.2.1 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 года № 65-633 (далее по тексту Положение о публичных слушаниях) на публичные слушания в соответствии с действующим законодательством и в порядке, предусмотренном настоящим Положением, должны выноситься проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Продолжительность публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки и проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования соответствующего проекта до опубликования заключения о результатах публичных слушаний (6.1.2.1 Положения о публичных слушаниях).
Согласно п. 6.1.2.2 Положения о публичных слушаниях подготовленный проект Правил землепользования и застройки, проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляется Комиссией в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам архитектуры и градостроительства.
Функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам архитектуры и градостроительства в течение пятнадцати дней со дня поступления осуществляет проверку и дает заключение о соответствии представленных Комиссией Правил землепользования и застройки требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генерального плана города, технических регламентов.
В силу п. 6.1.2.3. Положения о публичных слушаниях по результатам проверки, указанной в подпункте 6.1.2.2 настоящего Положения, глава администрации муниципального образования «Город Саратов» направляет проект Правил землепользования и застройки, проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с приложением необходимых заключений главе муниципального образования «Город Саратов» или, в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в подпункте 6.1.2.2 настоящего Положения, в Комиссию на доработку.
Согласно п. 6.1.2.6 Правил землепользования и застройки подготовленный в установленном Регламентом Саратовской городской Думы порядке проект решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляется главе муниципального образования «Город Саратов».
Глава муниципального образования «Город Саратов» не позднее, чем через 10 дней со дня получения от главы администрации муниципального образования "Город Саратов" проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по данному проекту (6.1.2.7 Правил землепользования и застройки).
Как следует из п.6.1.2.10 Положения о публичных слушаниях протокол публичных слушаний (протоколы заседаний, в случае разделения территории города на части) составляется в срок не позднее 7 дней со дня проведения публичных слушаний (заседаний).
Подведение итогов публичных слушаний и составление заключения по итогам публичных слушаний производится Комиссией в срок не позднее 12 дней со дня проведения последнего заседания слушаний (п. 6.1.2.11 Положения о публичных слушаниях).
После завершения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки или проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект Правил землепользования и застройки или в проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и представляет указанные проекты главе администрации муниципального образования «Город Саратов». Обязательными приложениями к проекту Правил землепользования и застройки или проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (6.1.2.12 Положения о публичных слушаниях).
В соответствии с п. 6.1.2.13 Положения о публичных слушаниях глава администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение десяти дней после представления ему проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и обязательных приложений (протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний) принимает одно из следующих решений:
- о направлении Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в Саратовскую городскую Думу;
- об отклонении проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления;
и издает соответствующее постановление.
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что процедура опубликования проекта оспариваемого нормативного акта органа местного самоуправления, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также Положением о публичных слушаниях не нарушена. Так, проект решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» был опубликован в газете «Саратовская панорама». Таким образом, информирование населения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было произведено через газету «Саратовская панорама» № 29/1 (832/1) с указанием места и времени проведения публичных слушаний.
Доводы ФИО1, ФИО2 относительно того, что имелось несколько выпусков газеты «Саратовская панорама», в которых не было сообщения о месте и времени публичных слушаний, в связи с чем, отсутствовало информирование о публичных слушаниях по указанному вопросу, суд находит необоснованными, так как сообщение о публичных слушаниях с соответствующим проектом было опубликовано в газете «Саратовская панорама» № 29/1 (№832/1).
Вместе с тем, судом установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24 сентября 2012 года № 2238 проект изменений в Правила землепользования и застройки в измененном виде был внесен в Саратовскую городскую Думу 28 сентября 2012 года, что подтверждается уведомлением о направлении главе муниципального образования «Город Саратов» на рассмотрение проекта решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с приложением материалов соответствующих публикаций, заключения о результатах публичных слушаний, протокола публичных слушаний, заключениями профильных комитетов (л.д. №).
Однако, глава администрации муниципального образования «Город Саратов» при поступлении проекта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» может принять только два решения, а именно: о направлении Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в Саратовскую городскую Думу либо об отклонении проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления;
И.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» проект отклонен не был, на доработку не направлялся, однако, в Саратовскую городскую Думу был направлен в измененном варианте (постановление от 24 сентября 2012 года № 2238). Указанные изменения в протоколе публичных слушаний не отражены, в установленном порядке на публичных слушаниях не принимались, протоколом публичных слушаний такие изменения внести не предлагалось. Из чего следует, что и.о. главы администрации муниципального образования внес в Саратовскую городскую Думу проект с иными изменениями Правил землепользования и застройки, которые не прошли публичных слушаний, в протоколе публичных слушаний не отражались, решения в целях внесения изменений в проект на публичных слушаниях об указанных изменениях не принимались, при этом, проект не отклонялся, на доработку не направлялся.
Следовательно, обязательный порядок проведения публичных слушаний по вопросу изменений в Правила землепользования и застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, соблюден не был.
В данном случае не ставится вопрос о повторных публичных слушаниях по проекту изменений в Правила землепользования и застройки, а ставится вопрос о соблюдении процедуры при принятии нормативного правового акта органа местного самоуправления, по которому обязательно проведение публичных слушаний.
Доводы представителя Саратовской городской Думы, Комитета, администрации о том, что глава администрации муниципального образования обладает правотворческой инициативой, в связи с чем, и.о. главы ФИО3 имел право внести изменения в проект, суд находит не основанными на законе. Действительно в силу ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе вносить проекты муниципальных правовых актов. Вместе с тем, внесение муниципальных правовых актов главой администрации муниципального образования возможно в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе указанными выше и при внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования после прохождения процедуры публичных слушаний.
Доводы представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», что проект Правил, внесенный и.о. главы администрации ФИО10 носит социальный характер, а поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора г. Саратова, являются не обоснованными, поскольку не имеет правового значения социальная направленность проекта Правил землепользования и застройки без проведения публичных слушаний.
Карта градостроительного зонирования в соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации является частью вышеуказанного нормативного правового акта, которая была опубликована в газете «Саратовская панорама» без координат, в масштабе опубликованной карты, не позволяющем установить территориальные зоны, тогда как целью официального опубликования является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием акта (проекта) лицами, права и свободы которых затрагивает, в связи с чем, публикация должна быть осуществлена в доступной для восприятия форме. Кроме того, не рассматривались поправки на публичных слушаниях в части приложения к проекту Карты градостроительного зонирования в части изменения расположения территориальных зон ОД-2, Р-1, Р-3.1, ОД-3, ПТ-3, ИТ-2, Ж-1.1, Ж-2, Ж-5, П-32, П-1, ИТ-4, СН-2, Зоны памятников, Охранные зоны, Границы охранной зоны объекта охраны, Граница зоны регулирования застройки, Зона с особым использованием территорий по условиям охраны объектов археологии, Зона полигонов ТБО, что следует из представленных вариантов карты градостроительного зонирования.
Таким образом, в этой части решение Саратовской городской Думы следует признать недействительным, поскольку нарушены требования закона об обязательном проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», то есть, допущены существенные нарушения требований законодательства, также нарушены права граждан, в том числе жителей муниципального образования «Город Саратов», поскольку граждане не имели возможности представить возражения и предложения относительно внесенных изменений, отсутствовала возможность реализации конституционного права граждан на местное самоуправление.
Суд находит довод заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2 относительно непредоставления лицензии на осуществление администрацией муниципального образования «Город Саратов» картографической деятельности, в связи с чем, карту градостроительного зонирования территории следует признать недействующей в полном объеме, необоснованным. В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Таким образом, в числе лиц, которые получают лицензию или обращаются за получением лицензии, не указаны органы местного самоуправления. В связи с чем, карта градостроительного зонирования как часть Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» по данному основанию не может быть признана недействующей в полном объеме.
Суд также не находит оснований для признания недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в связи с отсутствием указанных зон в проекте Правил землепользования и застройки и внесения в проект, предоставленный и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» в части следующих территориальных зон: код использования 1.13 «многоквартирные жилые дома от 1 этажей до 3» Зона Ж-3; код использования 7.42 « Интернаты престарелых, инвалидов и детей» Зона ПТ-1, ОД-5; код использования 10.32 «Склады II-III кл. вредности» Зона ПТ-1; код использования 11.71 «Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта», Зона П-1; код использования 13.12 «Мусороперерабатывающие заводы» Зона ПТ-1, поскольку изменения видов разрешенного использования для указанных зон не произошло, в проект, направленный в Саратовскую городскую Думу, были внесены уже существующие виды использования земельных участков и указанные в действующих Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора г. Саратова о признании решения Саратовской городской Думы недействующим в части установления органами местного самоуправления видов разрешенного использования «О*» и «У*».
В соответствии с оспариваемым нормативным актом вид разрешенного использования «О*» является обозначением основного вида использования земельного участка, однако разрешается только реконструкция и капитальный ремонт существующих строений а пределах разрешенного вида использования с увеличением площади застройки не более, чем на 40% от существующей, включая холодные пристройки; строительство новых объектов капитального строительства на земельном участке запрещено.
Вид разрешенного использования «У*»- это условно разрешенный вид использования земельного участка с ограничением по предельным параметрам для отдельных территориальных зон, а именно разрешается только реконструкция и капитальный ремонт существующих строений в пределах разрешенного вида использования без увеличения площади застройки; строительство новых объектов капитального строительства на земельном участке запрещено.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1. разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Из указанных норм законодательства следует, что установление органами местного самоуправления видов разрешенного использования земельных участков «О*» и «У*» не противоречит определению градостроительного регламента, допускающего ограничения в использовании земельных участок и объектов капитального строительства, а также сочетания параметров и размеров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Представленные в судебное заседание правовые заключения Института территориального планирования «Град» от ДД.ММ.ГГГГ№, №, № (л.д.№) являются мнениями специалистов, вопрос о соответствии нормативного правового акта нормам законодательства относится к компетенции суда.
Также не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в полном объеме, поскольку все положения прошли публичные слушания, за исключением ранее указанных, каких-либо нарушений при принятии либо несоответствия действующему законодательству не установлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда п.1.56 решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» об изложении в новой редакции подпункта 42.2 пункта 42 Правил, в части таблицы «Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон»:
Код использования 1.11 «многоквартирные жилые дома 6 этажей и выше»
Зона ПТ-3 в части исключения из списка разрешенного использования;
Код использования 1.12 «многоквартирные жилые дома от 3 этажей до 6»
Зона ОД-1 - вид «О *»,
Зона ПТ-3 в части исключения из списка разрешенного использования
Код использования 1.13 «многоквартирные жилые дома от 1 этажей до 3»
Зона ОД-1 - вид использования «О*»,
Зона Ж-1.1 -вид использования- «У»,
Зона Ж-4 -вид использования- «У»
Код использования 1.15 «индивидуальные жилые дома до 3 этажей»
Зона ОД -5 -вид использования- «У»
Зона СХ-1 -вид использования- «У»,
Код использования 1.16 «Жилые дома специального назначения, дома- интернаты»
Зона Ж-4 -вид использования «У»;
Зона Ж-3 - вид использования- «У»
Код использования 2.12 «Детские сады круглосуточные»
Зоны ОД-1, ПТ- 1 вид использования «У»;
Код использования 2.13 «Специальные коррекционные школы»
Зоны ОД-1, ПТ-1 - вид использования «У»;
Код использования 2.20 «Учреждения дополнительного образования взрослых и детей»
Зона ОД- 3 - вид использования «О».
Код использования 2.30 «Учреждения профессионального образования»
Зона ПТ-1 - вид использования «У»,
Код использования 4.17 «Рынки универсальные»
Зона П-1 - вид использования- «У»
Код использования 4.30 «Отдельно стоящие объекты бытового обслуживания» Зона ИТ-2.1 в части отсутствия в видах разрешенного использования;
Код использования 4.40 «Отдельно стоящие объекты по сервисному обслуживанию населения»
Зона Ж-1.1 - вид использования- «У».
Код использования 5.25 «Отдельно стоящие ночные клубы»
Зона ПТ-1- вид использования «У»
Код использования 5.41 «Специальные парки, зоосад, ботанический сад»
Зона Р-2 - вид использования «О»
Код использования 5.51 «Базы отдыха, детские лагеря, санатории»
Зона ОД-3 - вид использования «У»
Код использования 5.54 «Яхт-клубы» в части перенумерования кода использования Зона ОД-5 - вид использования «У».
Код использования 6.11 «Открытые спортплощадки»
Зона Ж-1.1 - вид использования «У».
Код использования 6.51 «Сооружения технических видов спорта»
Зоны ИТ-1, П-1 - вид использования «О»,
Зоны ПТ-1, ПТ-3 - вид использования «У»
Код использования 7.21 «Многопрофильные больницы»
Зона ПТ-1 вид использования «У*»
Код использования 7.41 «Дома слепых / глухих»
Зона ОД-3 - вид использования «О»
Код использования 7.42 «Интернаты престарелых, инвалидов и детей»
Зоны Ж-1, ИТ-1, П-1 - вид использования «У»,
Код использования 8.11 «Здания органов власти»
Зона П.1 - вид использования «У»
Код использования 8.32 «Офисы площадью более 5000 кв.м.»
Зона ОД-1- вид использования «У»
Код использования 8.31 «Офисы до 5000 кв.м.»
Зона ПТ-1 вид использования «У»
Код использования 8.42 «Метеостанции»
Зоны ПТ-1 - вид использования «У».
Код использования 8.51 «Творческие мастерские»
Зона ПТ-1 -вид использования «У».
Код использования 8.52 «СМИ без издательств»
Зона СХ-1 в части исключения вида использования «О»
Код использования 9.12 «Жилищно-эксплуатационные службы с гаражами»
Зона ПТ-1 - вид использования «У»
Код использования 9.31 «Ветеринарные станции без содержания животных» Зона ПТ-1 - вид использования «У»
Код использования 9.32 «Ветеринарные станции с содержанием животных»
Зона П-2 вид использования «О»
Код использования 9.51 «Хозблоки»
Зона П-1 вид использования «У»
Код использования 10.24 «Предприятия IV кл. вредности»
Зона ПТ-1 вид использования «У»
Код использования 10.25 «Предприятия V кл, вредности»
Зона ПТ-1 -вид использования «У»
Код использования 10.31 «Склад IV- V кл. вредности»
Зона ПТ-1 - вид использования «У»
Код использования 10.51 «Объекты дорожного хозяйства»
Зона СХ-2 - вид использования «У»
Код использования 11.14 «Гаражи подземные без ограничений»
Зона ОД-2 - вид использования «О»;
Зоны ОД-2.1 - вид использования «У».
Код использования 11.32 «Автосалоны без ограничений»
Зона ПТ-1- вид использования «У».
Код использования 11.63 «Автодромы для обучения вождению»
Зона ПТ-1- вид использования «У».
Код использования 11.65 «Автовокзалы»
Зоны ИТ-1, ИТ-1.1, ПТ-1- вид использования «У».
Код использования 11.81 «Пирсы городского водного транспорта»
Зоны Р-1 - вид использования «У».
Код использования 11.82 «Стоянки городского водного транспорта»
Зоны ИТ-1 - вид использования- «У»
Код использования 12.22 «Электроподстанции»
Зоны Ж-1, Ж-1.1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ж-5- вид использования «У»;
Зоны СХ-2 - вид использования «О»;
Код использования 12.31 «Водопроводные станции»
Зоны Ж-1, Ж-1.1, Ж-2 отсутствовали- вид использования «У»;
Зоны ОД-2, ОД-3 вид использования «О»;
Код использования 12.32 «Водопроводные повысительные насосные»
Зоны ОД-2 вид использования «У»;
Код использования 12.41 «ТЭЦ»
Зоны ПТ-1- вид использования «У»;
Код использования 13.12 «Мусороперерабатывающие заводы»
Зоны П-1 - вид использования «У»;
Зона П-3- вид использования «О»,
Код использования 14.11 «Приюты для бездомных животных, открытые площадки для тренинга собак» разделен на:
Код 14.11 «Приюты для бездомных животных»
Зоны ПТ-1 - вид использования «У»;
Код 14.12 «Открытые площадки для тренинга собак»
Зоны Ж-1, Ж-2, ИТ-1, П-1, Р-1,СХ-1, СХ-2, ПТ-1, Пт-3- вид использования «У»
Код 14.13 «Животноводство»
Зоны СН-1 - в части удаления из списка разрешенного использования;
Код 14.61 «Некоммерческие садовые товарищества»
Зона СХ-1 - вид использования «У»;
Зона ОД-5 - вид использования «У»;
Зона Ж-3, Ж-4 - вид использования «У»;
Зона СХ-3 - вид использования «О».
Код 14.63 «Личное подсобное хозяйство»
Зона Р-1 в части исключения из разрешенного использования;
Код 15.42 «Зеленые насаждения противоэрозийные»
Зоны ПТ-1, ПТ-3 - вид использования «У»
Код использования 17.01 «Водные объекты»
Зоны СХ-2 - вид использования «О»;
В остальной части заявления прокурора города Саратова о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов»- отказать.
После вступления в законную силу решения суда сообщение о решении суда должно быть опубликовано в общественно-политической газете «Саратовская панорама» в ближайшем планируемом выпуске после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.
Судья С.Н. Агаркова