Дело № 2-150 /14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 19 марта 2014 г.
Судья Калачеевского районного суда Воронежской области Зеленкова Н.В.
с участием представителей истцов по доверенности Колесниковой М.Ю., Ерофеева В.И.,
представителя ответчика Ломакиной Л.В.- адвоката Шабанова А.В.
при секретаре Тимошиловой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области к Ломакиной Лидии Владимировне о понуждении к заключению договора мены и взыскании задолженности и по встречному иску Ломакиной Лидии Владимировны к администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании соглашения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Ломакиной Лидии Владимировне о понуждении к заключению договора мены жилых помещений и взыскании задолженности по оплате за увеличение жилой площади в сумме 125706 рублей.
В обоснование своих требований истец указывает на следующие обстоятельства: -в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» администрацией городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области разработана муниципальная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ» (утверждена постановлением администрации городского поселения город Калач от ДД.ММ.ГГГГ №). Указанная муниципальная программа предусматривает переселение граждан из двух многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, общей площадью жилых помещений 787,4 кв.м.
Среди прочих квартир в указанную муниципальную программу вошла квартира № в доме № по <адрес>, принадлежащая на праве собственности Ломакиной Лидии Владимировне, общей площадью 22,6 кв. м.
В соответствии с решением Совета народных депутатов городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области от 31 мая 2011 года № 206 «Об утверждении Положения о порядке приобретения и предоставления жилых помещений, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году» (в ред. решения Совета народных депутатов от 21.09.2012 г. № 282) в случае, если общая площадь предоставляемого жилого помещения превышает общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, оплата стоимости такого превышения будет производиться собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, на основании соглашения об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения путем перечисления денежных средств из расчета 24 648,185 рублей за квадратный метр в бюджет городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области. Администрация городского поселения город Калач перечисляет данные денежные средства поставщику для приобретения благоустроенных жилых помещений на основании муниципального контракта, договора участия в долевом строительстве (п. 2.4 решения).
Ломакина Л.В. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление на имя главы администрации городского поселения город Калач, в котором дали согласие на получение квартиры площадью 28, 89 кв. м, а также выразила согласие произвести доплату за 6, 29 кв. м. из расчета 24 950 руб. за кв. м. в сумме 156936 рублей.
Позднее с Ломакиной Л.В. было заключено соглашение № об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному соглашению Ломакина Л.В. обязана произвести доплату за увеличение площади квартиры в сумме 156 936 руб.
Заключенное соглашение об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения и дополнительные соглашения к нему являются по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами. В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Заключенные соглашения об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения породили гражданско-правовое обязательство собственников жилых помещений произвести доплату за увеличение площади предоставляемой квартиры.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
После окончания строительства нового дома, предназначенного для переселения жильцов из дома, признанного аварийным, фактическая площадь предназначенной для Ломакиной Л.В. квартиры № составляет 27,7 кв. м, что на 5,1 кв. м больше ранее занимаемого ими жилого помещения. Исходя из этого, сумма, подлежащая уплате за увеличение площади жилого помещения, составляет 125706 (сто двадцать пять тысяч семьсот шесть) рублей (из расчета 24 648 руб. за 1 кв. м).
Ломакина Л.В. не исполнила свои обязательства по оплате указанной суммы.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Администрацией городского поселения город Калач ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ломакиной Л.В. было направлено требование об оплате задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ (исх. №). Данное требование не исполнено по настоящее время.
Кроме того, в п. 1.2 вышеуказанного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что данное соглашение является предварительным и содержит основные условия договора мены жилых помещений (основного договора), который будет заключен в последующем, то есть по своей правовой природе соглашение является предварительным договором (ст. 429 ГК РФ). В соответствии с пунктами 1.3, 3.1.1, 3.2.1 соглашения стороны обязуются заключить основной договор после приобретения жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилого дома. Такое жилье было приобретено администрацией ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует акт приемки-передачи товаров от ДД.ММ.ГГГГ Однако до настоящего времени Ломакина Л.В. отказывается заключать договор мены жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, а также п. 1.4 соглашения № об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в случае уклонения одной из сторон от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Представители администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района исковые требования поддержали по вышеизложенным обстоятельствам.
Представитель ответчика Ломакиной Л.В. - адвокат Шабанов А.В. исковые требования не признал.
Ответчица Ломакина Л.В. подала в суд встречный иск к администрации городского поселения города Калач с требованиями о признании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ней –Ломакиной Л.В. и администрацией городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области недействительным, из которого следует, что она является собственниками квартиры № в доме № по <адрес>, признанного в установленном порядке аварийным.
ДД.ММ.ГГГГ между ними и администрацией городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области (далее ответчик) заключено соглашение № об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения, согласно условиям, которого стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора мены жилых помещений.
Указанное соглашение не может признаваться действительным, поскольку заключено с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 года переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения ст. 32 ЖК РФ устанавливают порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Так, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно п.п. «и» п. 19 Постановлению Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Администрацией городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района предлагается заключить договор мены жилых помещений, что не соответствует вышеуказанным требованиям закона, поскольку в данном случае должно было быть принято решение по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения противоречит требованиям Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 и требованиям жилищного законодательства, оно не может признаваться действительным.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1.2 Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения, заключенное соглашение является предварительным и содержит основные условия договора мены жилых помещений, который будет заключен в последующем.
Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
Вопреки указанному требованию закона предварительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит существенных условий, позволяющие определить предмет договора. Так, согласно п. 2.3 Соглашения с одной стороны определена квартира № дома № по <адрес>, как предмет договора мены, с другой стороны предмет договора не определен (п. 2.4 Соглашения).
Кроме того, согласно п. 4 ст. 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Поскольку срок, в который Стороны обязались заключить основной договор, не определен, а в течение года с момента заключения предварительного соглашения основной договор не заключен, соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ не может повлечь каких либо юридических последствий для сторон.
Вместе с этим, согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 года определено, что до ДД.ММ.ГГГГ должны быть реализованы региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на реализацию которых до ДД.ММ.ГГГГ предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда.
Следовательно, законом определен конкретный срок, в течение которого граждане должны быть переселены из аварийного жилищного фонда либо выплачена выкупная цена за изымаемое жилое помещение.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № городским поселением город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области квартира № в доме № по <адрес> приобретена в собственность для дальнейшего ее переселения только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока предоставленного законом для реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 6 ст. 429 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Учитывая вышеуказанные требования закона, Ломакина Л.В. считает, что соглашение № об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным.
Представитель ответчиков адвоката Шабанов А.В. встречные исковые требования поддержал.
Представители администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района встречные исковые требования не признали, о чем подали в суд возражения на встречный иск, из которых следует, что администрация городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области возражает против заявленных встречных исковых требований по следующим основаниям.
Во встречном исковом заявлении Ломакина Л.В. ссылаются на п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту - Федерального закона № 185-ФЗ), а также на нормы ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Ломакиной Л.В. неправильно определены нормы права, подлежащие применению в рассматриваемой ситуации. Администрацией городского поселения город Калач не производилось изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Администрацией городского поселения осуществлено переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в соответствии с региональной адресной программой Воронежской области «Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011-2013 годах», утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 23.06.2011 г. № 515, разработанной во исполнение Федерального закона № 185-ФЗ с учетом требований, установленных статьей 16 указанного закона.
Ломакиной Л.В. не учтены другие нормы Федерального закона № 185-ФЗ, в частности, глава 6.2, определяющая особенности предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.5 Федерального закона № 185-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений в домах, указанных в части 3 ст. 20.5 Федерального закона № 185-ФЗ. Иные способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с настоящей главой не допускаются.
В связи с изложенным утверждения истицы о том, что в данном случае должно было быть принято решение по выплате выкупной цены в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, а также ссылка на п.п. «и» п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года, являются необоснованными, более того, они противоречат Федеральному закону № 185-ФЗ.
Следовательно, соглашение № об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ соответствует Федеральному закону № 185-ФЗ, и не может быть признано недействительным по основаниям, указанным истицей.
Что касается доводов Ломакиной Л.В. относительно отсутствия в заключенном соглашении об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ существенных условий договора мены, администрация городского поселения город Калач считает их также необоснованными и не соответствующими действительности.
В пункте 1.2 соглашения об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения определено, что оно содержит основные условия договора мены жилых помещений, который будет заключен в последующем. Существенным условием договора мены является условие о предмете - спорное соглашение содержит условия, позволяющие определить квартиры, подлежащие обмену.
Пункт 2.4 указанного соглашения закрепляет обязанность «Стороны 1» передать «Стороне 2» в собственность квартиру, находящуюся в г. Калач, отвечающую санитарным и техническим требованиям и предоставить по площади не менее ранее занимаемой «Стороной 2» в жилом помещении. Исходя из требований Федерального закона № 185-ФЗ (ч. 6 ст. 20.5, ч. 3 ст. 16), а также условий региональной адресной программы Воронежской области и муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, администрация городского поселения обязана предоставить квартиры взамен аварийного жилья, отвечающие перечисленным в соглашении условиям, более точная характеристика квартиры не требуется. Дома, в который подлежат переселению граждане из аварийного жилья, на момент заключения указанного соглашения не существовало, его строительство началось во второй половине 2011 года. Следовательно, указать точное местонахождение квартиры объективно не представлялось возможным.
Что касается утверждения Ломакиной Л.В. о том, что срок, в который стороны обязались заключить основной договор, соглашением не определен, оно также не соответствует действительности, поскольку в соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.2.1 соглашения об условиях переселения стороны обязаны заключить договор мены жилых помещений в сроки, указанные в п. 1.3 соглашения. Согласно п. 1.3 соглашения об условиях переселения стороны обязуются заключить основной договор после приобретения жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилого дома. В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Таким образом, срок, в который стороны обязались заключить основной договор, определен соглашением не конкретной датой или периодом времени, а указанием на событие - после приобретения жилья. Такое жилье было приобретено ДД.ММ.ГГГГ., о чем указано в исковом заявлении администрации городского поселения к Ломакиной Л.В.
Ссылка Ломакиной Л.В.на п. 10 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ является необоснованной. Данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку она распространяет свое действие на программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на реализацию которых до ДД.ММ.ГГГГ предоставлена финансовая поддержка за счет средств фонда. Средства на реализацию региональной адресной программы Воронежской области и муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2011-2012 годах» (утверждена постановлением администрации городского поселения город Калач от ДД.ММ.ГГГГ №) выделены во второй половине ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о долевом финансировании региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Кроме того, необходимо отметить, что по общему правилу, закон обратной силы не имеет, если иное не предусмотрено в самом законе, то есть нормативный правовой акт применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в законную силу.
Исходя из данного правила, в сложившейся ситуации к спорным правоотношениям необходимо применять Федеральный закон № 185-ФЗ в редакции от 29.12.2010 г., вступившей в законную силу с 01.01.2011 года, то есть в редакции, действовавшей на момент разработки и принятия адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья и заключения соглашений об условиях переселения. Ломакина Л.В. во встречном исковом заявлении ссылаются на Федеральный закон № 185-ФЗ в новой редакции.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит иск администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области подлежащим удовлетворению, а встречный иск подлежит отклонению, в связи со следующим:
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В ходе судебного заседания установлено, что решением Совета народных депутатов городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области № 206 от 31.05.2011 года «Об утверждении Положения о порядке приобретения и предоставления жилых помещений, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году» утверждено положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году», согласно приложению (л.д. 6-9).
Решением Совета народных депутатов городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в вышеуказанное решение, а именно п. 2.4 изложен в новой редакции, а именно: в случае, если общая площадь предоставляемого жилого помещения превышает общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, оплата стоимости такого превышения будет производиться собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, на основании соглашения об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения путем перечисления денежных средств из расчета 24 648,185 рублей за квадратный метр в бюджет городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области. Администрация городского поселения город Калач перечисляет данные денежные средства поставщику для приобретения благоустроенных жилых помещений на основании муниципального контракта, договора долевого участия. После ввода жилого дома в эксплуатацию и окончательной оплаты за жилые помещения администрация городского поселения на основании договора мены предоставляет в собственность жилые помещения граждан, переселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме: принадлежащие ей на праве собственности, жилые помещения свободные от прав и претензий третьих лиц (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ ответчица дала согласие на получение в г. Калаче квартиры площадью 28,89 кв.м. в новом доме, а также произвести доплату за 6,29 кв.м. из расчета 24 950 рублей за 1 кв.м. в сумме 156936, что подтверждается заявлением (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения город Калач и ответчицей было заключено соглашение № об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения (л.д. 13-15).
Согласно п. 3.2.1 соглашения № ответчица обязуются заключить с администрацией договор мены жилых помещений после приобретения жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилого дома.
Согласно п. 3.2.2 соглашения № ответчица обязалась произвести доплату за увеличение площади квартиры согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ на 6, 29 кв.м, в сумме 156936 рублей из расчета 24950 рублей за один кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района ответчику было направлено требование о необходимости произвести доплату за увеличение площади представленной квартиры в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Согласно уведомления о вручении почтового отправления ответчица получила требование ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района ответчикам было направлено уведомление о том, что ответчице необходимо явиться в администрацию города в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 8 до 17 часов, для заключения договора мены праве собственности квартиры № в доме № по <адрес> на квартиру № в д. № по <адрес>. (л.д. 18).
Согласно уведомления о вручении почтового отправления ответчица получила требование ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальное образование городское поселение город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области имеет в собственности квартиру, общей площадью 27,7 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д. 23).
До настоящего времени ответчики свои обязательства не исполнили.
В соответствии со ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация городского поселения города Калач Калачеевского муниципального района выполнила свои обязательства по предоставлению ответчику нового жилья взамен квартиры в аварийном доме, подлежащем сносу, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, оформленной в виде письменного соглашения, ответчик обязался заключить договор мены и оплатить разницу в общей площади жилых помещений. Ответчик до настоящего времени свои обязательства по соглашению в полном объеме не исполнил.
Таким образом исковые требования Администрации городского поселения г. Калач Калачеевского муниципального района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исковые требования Ломакиной Л.В. удовлетворению не подлежат. Доводы о том, что спорное соглашение противоречит требованиям действующего законодательства ничем по делу не подтверждаются. Администрацией городского поселения осуществлено переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в соответствии с региональной адресной программой Воронежской области «Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011-2013 годах», утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 23.06.2011 г. № 515, разработанной во исполнение Федерального закона № 185-ФЗ с учетом требований, установленных статьей 16 указанного закона
В соответствии с ч.6 ст.20.5 Федерального закона № 185-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и ч.3 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений в домах, указанных в ч.3 ст.20.5 Федерального закона № 185-ФЗ. Иные способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с настоящей главой не допускаются.
В п.1.2 соглашения об условиях переселения граждан из аварийного жилого помещения определено, что оно содержит основные условия договора мены жилых помещений, который будет заключен в последующем. Существенным условием договора мены является условие о предмете - спорное соглашение содержит условия, позволяющие определить квартиры, подлежащие обмену.
Пункт 2.4 указанного соглашения закрепляет обязанность «Стороны 1» передать «Стороне 2» в собственность квартиру, находящуюся в г. Калач, отвечающую санитарным и техническим требованиям и предоставить по площади не менее ранее занимаемой «Стороной 2» в жилом помещении.
Доводы Ломакиной Л.В. о том, что срок, в который стороны обязались заключить основной договор, соглашением не определен, оно также не соответствует действительности, поскольку в соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.2.1 соглашения об условиях переселения стороны обязаны заключить договор мены жилых помещений в сроки, указанные в п.1.3 соглашения. Согласно п. 1.3 соглашения об условиях переселения стороны обязуются заключить основной договор после приобретения жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилого дома. В соответствии со ст.190 ГК РФ срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Таким образом, срок, в который стороны обязались заключить основной договор, определен соглашением не конкретной датой или периодом времени, а указанием на событие - после приобретения жилья. Такое жилье было приобретено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3714 рубля 12 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ломакиной Лидии Владимировны к Администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании недействительным соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Обязать Ломакину Лидию Владимировну заключить с Администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области договор мены квартиры №, расположенной в <адрес> площадью 22,6 кв.м. на квартиру №, расположенную в жилом доме № по <адрес> площадь 27,7 кв.м..
Взыскать с Ломакиной Лидии Владимировны в пользу Администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области денежную компенсацию за увеличение жилой площади в сумме 125706 рублей.
Взыскать с Ломакиной Лидии Владимировны госпошлину в сумме 3714 рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления решения суда в окончательной форме, т.е. с 21 марта 2014 года.
Судья Н.В. Зеленкова