Дело № 2-150/17 ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шацк Рязанской области 10 августа 2017 года
Шацкий районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Моисеева В.Ю.,
при секретаре Атаевой М.В.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, Министерству природопользования Рязанской области, о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Шацкий районный суд Рязанской области с иском к администрации муниципального образования – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области о признании права собственности в порядке наследования, в котором просит признать за ФИО1 право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 1 500 кв.м., кадастровый №, категория земель - не установлена, разрешенное использование - для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, оставшееся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ее мужа Ш.И.П..
Свои исковые требования ФИО1 мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж Ш.И.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. На момент смерти умерший Ш.И.П. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанная выше квартира принадлежит истцу ФИО1, что подтверждено регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ После смерти Ш.И.П. осталось наследственное имущество, в состав которого входит спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: не установлена, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1 500 кв.м., на котором находится принадлежащая ей квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В установленный законом срок она фактически приняла вышеуказанное наследственное имущество, путем использования и содержания земельного участка, что подтверждено справкой № от 21.02.2017 г. выданной администрацией муниципального образования – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области. К нотариусу с заявлением о принятии наследства она не обращалась.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 19 июня 2017 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство природопользования Рязанской области.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, обеспечила явку своего представителя.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации МО-Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области не явился, о дне, месте, времени рассмотрения гражданского дела надлежаще извещен, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика. В предварительном судебном заседании представитель ответчика – глава администрации МО – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области К.В.Н. иск не признала, указала, что земельный участок с кадастровым номером № находится на землях лесного фонда РФ и принадлежит Министерству природопользования Рязанской области. Место расположения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, неизвестно, поскольку границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства. На территории <адрес>, в том числе и по адресу – <адрес>, администрация МО – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области не имеет земли, находящейся в муниципальной собственности, поскольку указанный земельный участок принадлежит Министерству природопользования Рязанской области.
В судебное заседание представитель ответчика - Министерства природопользования Рязанской области, не явился, о дне, месте, времени рассмотрения гражданского дела надлежаще извещен, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика. Министерством природопользования Рязанской области представлен отзыв на иск, в котором указано, что абз. 6 подп. 8 пункта 1 раздела III приложения к постановлению Правительства Рязанской области от 05 октября 2010 г. № 240 «Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области» предусмотрено, что к полномочиям министерства - в области лесных отношений относится в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Рязанской области. Аналогичное полномочие закреплено за органами государственной власти субъектов РФ в пункте 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ. В статье 91 Лесного кодекса РФ указано, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, а именно: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно информации, содержащейся в государственном лесном реестре в отношении лесов, расположенных в границах территории Рязанской области, земельный участок с кадастровым номером № относится к землям государственного лесного фонда. Целевое назначение лесов - защитные леса. Категория защитности — запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. Расположен на территории <адрес> участкового лесничества, квартал №, выдел №. Данная информация также изложена в письме начальника ГКУ РО «Шацкое лесничество» С.С.Н. от 30.06.2017 г. № 67. Таким образом, согласно изложенной выше информации, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель лесного фонда (к защитным лесам).
Согласно статье 102 Лесного кодекса РФ, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ, а именно в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Также согласно статье 102 Кодекса ЛК РФ, с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры; з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; и) нерестоохранные полосы лесов. Кроме того, ч.5 ст. 102 ЛК РФ, предусмотрено, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В связи с чем, использование указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, как указано в просительной части искового заявления ФИО1, недопустимо.
В судебное заседание третьи лица: - ФИО3, ФИО4, ФИО5, не явились, о дне, месте, времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ, судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. Представил письменное обоснование исковых требований, в которых указал, что в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на землю выдано Ш.И.П. сельской администрацией, то данный факт свидетельствует о расположении спорного земельного участка на территории <адрес>. Кроме того, по мнению стороны истца, вышеназванный факт подтвержден наличием адреса у квартиры ФИО1 – <адрес>, которая по мнению стороны истца, расположена на территории спорного земельного участка. В связи с изложенным, считает надлежащим ответчиком именно администрацию МО – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области. Доводы, приведенные в отзыве Министерства природопользования Рязанской области, полагал не актуальными в связи с тем, что в Земельный кодекс РФ были внесены поправки, которые допускают перераспределение границ лесного фонда РФ, в т.ч. выделение из него земельного участка в собственность граждан, при условии добросовестного владения им на протяжении более 15 лет. Кроме того, представитель истца привел довод о том, что сведения ЕГРН имеют приоритет перед реестром лесного фонда и означают наличие у спорного земельного участка постановки на кадастровый учет и наличие кадастрового номера. Полагает, что отнесение земель <адрес> к землям лесного фонда связано с тем, что границы земель лесного фонда установлены без проведения измерительных работ.
Выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск ФИО1 удовлетворению не подлежит. При этом суд исходил из следующего.
В судебном заседании установлено, и подтверждено свидетельством о смерти, что ДД.ММ.ГГГГ умер Ш.И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес>, который при жизни завещания не составил.
В состав наследства, открывшегося со смертью Ш.И.П., согласно свидетельству на право собственности на землю, выданному ДД.ММ.ГГГГШ.И.П., проживавшему по адресу - <адрес>, на основании Постановления главы Куплинской сельской администрации № от 10.09.1992 г. входит предоставленный последнему земельный участок площадью 0,15 га.
Указанные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: постановлением главы Куплинской сельской администрации № от 10.09.1992 г, свидетельством на право собственности на землю от 20.10.1992 г.
Истец ФИО1 является супругой умершего Ш.И.П., а третьи лица – ФИО3, ФИО5, ФИО4, - сыновьями умершего Ш.И.П., и в силу положений ч.1 ст.1142 ГК РФ, относится к числу наследников первой очереди к имуществу умершего мужа, и отца, соответственно.
Родственные отношения истца и наследодателя подтверждаются исследованными в судебном заседании документами: свидетельством о заключении брака между Ш.И.П. и ФИО1, паспортом ФИО1, свидетельством о смерти Ш.И.П.
Статья 1153 ГК РФ, указывает, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статья 1154 ГК РФ определяет, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Справкой администрации МО - Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области № от 21.02.2017 г. подтверждено, что наследственное имущество Ш.И.П. после его смерти принято в установленный законом сроком супругой ФИО1
Третьи лица ФИО5, ФИО4 (сыновья наследодателя), возражений по исковым требованиям ФИО1 не представили.Третье лицо ФИО3 (сын наследодателя) исковые требования ФИО1 поддержал.
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от 22.05.2017 г. за умершим наследодателем ФИО6 прав собственности на объекты недвижимого имущества находящиеся на территории Управления Росреестра по Рязанской области, не зарегистрировано.
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 22.03.2017 г. и от 19.05.2017 г. на земельный участок с кадастровым номером № подтверждено, что спорный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, категория земель: не установлена, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1 500 кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведений о принадлежности на праве собственности спорного земельного участка умершему Ш.И.П. не имеется.
В силу ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 указанного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Применительно к названным правовым нормам, в ходе предварительной подготовки, суд определил круг обстоятельств, имеющих значение для дела и распределил бремя доказывания между сторонами.
В частности, суд возложил на истца ФИО1 обязанность по доказыванию тех обстоятельств, что в состав наследственного имущества оставшегося после смерти умершего Ш.И.П. входит спорный земельный участок с кадастровым номером №.
Вместе с тем, объективных и бесспорных доказательств того, что наследодатель Ш.И.П. имел принадлежащий ему на праве собственности именно земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - не установлена, разрешенное использование - для ведения личного приусадебного хозяйства, площадью 1 500 кв.м., расположенный именно по адресу: <адрес>, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, стороной истца не представлено.
Рассматривая доводы сторон по делу о принадлежности земельного участка с кадастровым номером № к землям государственного лесного фонда, целевое назначение лесов - защитные леса, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. п. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В п. 1 ст. ст. 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из положений п. 4.1. названного закона сведения о лесных участках в составе земель лесного фонда с соответствующими характеристиками в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Министерством природопользования Рязанской области, которое является государственным органом, обладающим полномочиями в том числе и по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Рязанской области, представлены доказательств отнесения спорного участка к землям лесного фонда, а именно – согласно данным государственного лесного реестра, указанный земельный участок с кадастровым номером № относится к землям государственного лесного фонда. Целевое назначение лесов - защитные леса. Категория защитности — запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. Расположен на территории <адрес> участкового лесничества, квартал №, выдел №. Данная информация также подтверждена письмом начальника ГКУ РО «Шацкое лесничество» С.С.Н. от 30.06.2017 г. №.
Учитывая изложенное, суд считает доводы ответчиков - администрации муниципального образования – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, Министерства природопользования Рязанской области о принадлежности спорного земельного участка с кадастровым номером № к землям государственного лесного фонда, целевое назначение лесов - защитные леса, категория защитности — запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, доказанными, в связи с чем, в удовлетворении исковых требования ФИО1 о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером № должно быть отказано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09 января 1998 года N 1-П и от 07 июня 2000 года N 10-П, определениях от 27 июня 2000 года N 92-О и от 03 февраля 2010 года N 238-О-О, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство и основывается на принципе приоритета публичных интересов.
Доводы представителя истца о том, что сведения ЕГРН имеют приоритет перед реестром лесного фонда, а отнесение земель <адрес> к землям лесного фонда связано с тем, что границы земель лесного фонда установлены без проведения измерительных работ, судом не принимаются поскольку основаны на произвольном толковании законодательства.
Рассматривая доводы стороны истца о возможности перераспределения границ земельного фонда, и возможности выделения из него земельного участка в собственность ФИО1, суд приходит к следующему.
Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий закреплены в статьей 11 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в п. 2 которой предусмотрена возможность перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в том числе в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем в силу предписаний ч. 5 ст. 102, п. 5 4.1 ст. 104, ч. 3 ст. 106 Лесного кодекса РФ запрещено осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Из п. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ следует, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в частности, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда при изменении границ населенных пунктов исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных органов власти.
Между тем, стороной истца не представлено каких либо доказательств, свидетельствующих о соблюдении установленного законом порядка, равно как и доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту муниципального образования, т.е. об отнесении участка лесного фонда к землям населенного пункта, в связи с чем указанные доводы представителя истца ФИО2 подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования – Куплинское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, Министерству природопользования Рязанской области, о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 1 500 кв.м., кадастровый №, категория земель не установлена, разрешенное использование: для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, оставшийся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ее мужа Ш.И.П.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Шацкий районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья ... В.Ю.Моисеев
...
...
...