ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-150/17 от 30.05.2017 Куединского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-150/2017

Решение

Именем Российской Федерации

30 мая 2017 года п. Куеда

Куединский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тимошенко Н.Н.,

при секретаре Миковой О.В.,

с участием ответчика <ФИО>1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к индивидуальному предпринимателю <ФИО>1 о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в нарушении Закона РФ «О защите прав потребителей».

установил:

Истец Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд в защиту неопределенного круга потребителей с иском к индивидуальному предпринимателю <ФИО>1 о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в нарушении Закона РФ «О защите прав потребителей». Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра в магазине «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> где осуществляет деятельность ИП <ФИО>1, обнаружена стеклоомывающая жидкость «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, объем 5 л., дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ года, изготовитель ООО «ИнжТехПоставка», <адрес>, адрес производства: <адрес>, в количестве 12 бутылок, которая согласно письма Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 10/727 от 19.01.2017 «О реализации стеклоомывающих жидкостей» подпадает под перечень стеклоомывающих жидкостей, не соответствующих требованиям санитарного законодательства РФ по содержанию метанола, и не соответствует требованиям Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 по показателю метанола. 10.02.2017 ведущим специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Долгих Е.Н., было вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, Определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении. В ходе административного расследования в магазине <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> была отобрана проба: стеклоомывающая жидкость «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, оценка результатов проводилась согласно «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299. Результаты испытаний не соответствуют обязательным нормативным требованиям: содержание метанола в стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, составляет 25,1+5,0% от объема, при нормативе - не более 0, 05% от объема. По результатам лабораторных испытаний стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, отобранной в магазине «<данные изъяты>» (ИП <ФИО>1), содержание метанола превышает величину допустимого уровня в 502 раз, что не соответствует требованиям Гл. II, Р.5, приложению 5а, п.п. 5.8. «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № 2587 от 16.02.2017 с заключением № 2587 Э от 16.02.2017, заключением эксперта № 7 -ЮФ от 20.02.2017. По результатам административного расследования, проведенного в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с 12:30 до 13:30 (по адресу: <адрес>), ИП <ФИО>1 допустил нарушение продавцом требований технических регламентов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а именно: допустила реализацию населению стеклоомывающей жидкости, не соответствующей требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299: - при исследовании изъятой в ходе проверки в отношении ИП <ФИО>1 образца стеклоомывающей жидкостей «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, объем 5 л., дата изготовления октябрь 2016 года, изготовитель ООО «ИнжТехПоставка», обнаружено присутствие метанола в количестве составляет 25,1+5,0%, при величине допустимого уровня не более 0,05%, что является нарушением требованиям Гл. II, Р.5, приложению 5а, п.п. 5.8. «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, по количественному содержанию метанола. Продажа населению продукции, не соответствующей Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к (продукции) товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, изданным в реализацию Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Метанол является опасным токсическим веществом, по органолептическим свойствам практически не отличим от этилового спирта. Попадая в организм человека через дыхательные пути, а также при использовании в быту, метанол может оказать серьезное негативное воздействие на здоровье людей, в том числе привести к летальному исходу. На основании изложенного просил: признать действия ответчика Индивидуального предпринимателя <ФИО>1, выразившиеся в реализации стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, которая не соответствует требованиям Гл. II, Р.5, приложению 5а, п.п. 5.8. «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, по количественному содержанию метанола, противоправными в отношении неопределенного круга лица; обязать Индивидуального предпринимателя <ФИО>1 опубликовать решение суда об удовлетворении требований Роспотребнадзора в средствах массовой информации.

В судебное заседание истец не явился, своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, на исковых требованиях настаивал.

Ответчик <ФИО>1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать. Суду показал, что у него на данную стеклоомывающую жидкость есть сертификат. Он сам пользовался данной стеклоомывающей жидкостью, из партии 80 бутылок, на момент проверки осталось 12 бутылок, жалоб ни от кого не поступало.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему:

Судом из представленных материалов дела установлено, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю установлен факт - выставление под реализацию и продажи ИП <ФИО>1 в принадлежащем ему магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> а товара, не соответствующего Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к (продукции) товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, изданным в реализацию Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а именно стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, объем 5 л., дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ, изготовитель ООО «ИнжТехПоставка», <адрес> адрес производства: <адрес> в количестве 12 штук.

Данный факт подтверждается протоколом осмотра магазина «<данные изъяты>»
ИП <ФИО>1 по адресу: д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).

Ведущим специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Долгих Е.Н. вынесены Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, Определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 10).

Для проведения экспертизы на соответствие требованиям Технического регламента по показателям безопасности была отобрана проба: стеклоомывающая жидкость «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, объем 5 л., дата изготовления октябрь 2016 года, изготовитель ООО «ИнжТехПоставка», <адрес>, что подтверждается протоколом изъятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

Оценка результатов проводилась согласно «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299.

Результаты испытаний не соответствуют обязательным нормативным требованиям:

Содержание метанола в стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, объем 5 л., дата изготовления октябрь 2016 года, изготовитель ООО «ИнжТехПоставка», <адрес>, пом. 7, составляет 25,1+5,0% от объема, при нормативе - не более 0, 05% от объема. По результатам лабораторных испытаний стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, объем 5 л., дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ года, изготовитель ООО «ИнжТехПоставка», <адрес>, пом. 7, отобранной в магазине «Мир Авто» (ИП <ФИО>1), по адресу: <адрес> А, содержание метанола превышает величину допустимого уровня в 502 раз, что не соответствует требованиям Гл. II, Р.5, приложению 5а, п.п. 5.8. «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ с заключением Э от ДД.ММ.ГГГГ, заключением эксперта -ЮФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17).

Кроме того, в судебном заседании ответчик не отрицает факт реализации указанного товара населению в указанном магазине.

Таким образом, из представленных доказательств, суд считает установленным факт реализации и выставления на реализацию ИП <ФИО>1, осуществляющей деятельность в магазине «<данные изъяты>» в д<адрес> санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к (продукции) товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, изданным в реализацию Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии с Разделом I Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010
№ 299, в перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) входят: Химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, продукция (товары) бытовой химии, лакокрасочные материалы (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 32 - 34, 38) (п.5)

Согласно подразделу I. основные требования к товарам бытовой химии Раздела 5. «Требования к товарам бытовой химии и лакокрасочным материалам» Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, - «Настоящий документ принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Санитарно-гигиеническая оценка товаров бытовой химии проводится в целях подтверждения безопасности продукции. - средства прочие (защитные, герметизирующие, стеклоомывающие жидкости, вспомогательные, эксплуатационные и т.п.)»

В соответствии с п.1.1 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), - «настоящие единые требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - товары)». п. 1.3. Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), - «Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами», п. 1.4. Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), - «За нарушение настоящих Единых санитарных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов».

Из материалов дела следует, что истец обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на Закон РФ "О защите прав потребителей".

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 3 ст. 45 Закона "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

В силу ч. 1 ст. 46 указанного Закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28.06.2012 N 17 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона).

Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ от 26.01.1996 №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, и окружающую среду, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к ИП <ФИО>1 о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ИП <ФИО>1, выразившихся в нарушении Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в
п. 53 Постановления от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей": в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном.

С учетом изложенного, требование истца о возложении на ответчика обязанности довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу, также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия индивидуального предпринимателя <ФИО>1, выразившиеся в реализации стеклоомывающей жидкости «GLEIDEXLUSIVE» - 30 С, не соответствующей требованиям гл. 2 р. 5, приложения 5а, п.п. 5.8 « Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, по количественному содержанию метанола.

Обязать индивидуального предпринимателя <ФИО>1 довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя <ФИО>1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 02.06.2017.

Судья (подпись).

Копия верна.

Судья: Н.Н. Тимошенко

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.