дело № 2-150/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Ягодное 03 октября 2018 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Засядько Е.А., при секретаре Михайленко А.Ю., с участием истца ФИО1, представителей соответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования "Ягоднинский городской округ", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа о возложении обязанности выполнить определенные действия: подать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на государственную регистрацию права собственности на квартиру № 4 в доме № 8 по улице Металлистов в поселке Ягодное Магаданской области; заключить с ней договор социального найма на квартиру 4 дома 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное; выдать ей копию письма, которым Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в 2016 году отказало администрации Ягоднинского городского округа в регистрации 48 квартир дома 8 по ул.Металлистов после его реконструкции
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Ягоднинский городской округ" о возложении обязанности выполнить определенные действия: подать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на государственную регистрацию права собственности на квартиру № 4 в доме № 8 по улице Металлистов в поселке Ягодное Магаданской области; заключить с ней договор социального найма на квартиру 4 дома 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное; выдать ей копию письма, которым Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в 2016 году отказало администрации Ягоднинского городского округа в регистрации 48 квартир дома 8 по ул.Металлистов после его реконструкции. В обоснование иска указала, что в рамках переселения из ветхого аварийного жилья непригодного к проживанию ей была предоставлена квартира 4 в доме 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное, однако в нарушение действующего законодательства вместо договора найма указанное жилое помещение предоставлено ей временно, она не имеет на него никаких юридических прав, администрация бездействует и не предпринимает меры к регистрации права собственности на выделенную ей квартиру, что в свою очередь препятствует заключению с ней договора найма. В связи с изложенным просит обязать администрацию округа подать документы на регистрацию права собственности на квартиру 4 в доме 8 по ул.Металлистов, после чего заключить с ней договор социального найма на указанную квартиру. При ее неоднократных обращениях в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее Управление Росреестра) ей поясняли, что препятствия для регистрации права собственности жилых помещений, полученных в результате реконструкции дома 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное отсутствуют, что первоначально поданные документы о регистрации были возвращены в администрацию с подробными указаниями причин отказа, в связи с чем она просит обязать администрацию предоставить ей копию указанного решения Управления Росреестра.
Судом в качестве соответчиков к участию в деле привлечены КУМИ администрации Ягоднинского городского округа, а также Управление ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа.
В судебном заседании истец на иске настаивала и пояснила, что ранее она проживала в доме, признанном аварийным и в 2014 году ей была предоставлена квартира 4 доме 8 по ул.Металлистов. По непонятным ей причинам, администрация округа не предпринимает меры к государственной регистрации права собственности на выделенную ей квартиру, что препятствует заключению договора социального найма. Данное бездействие нарушает ее права, поскольку она намерена после заключения договора социального найма приватизировать указанную квартиру. Сотрудниками администрации ей предлагалось предоставить ей иную квартиру в связи с трудностями в регистрации права собственности на фактически выделенную ей квартиру, но она от таких предложений отказывалась, так как другие квартиры ей не нужны, она желает проживать и далее в фактически предоставленной ей квартире.
Представитель администрации Ягоднинского городского округа в судебном заседании с иском не согласился, указав, что администрация городского округа является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в установленном порядке на территории муниципального образования Ягоднинский городской округ созданы Комитет по управлению муниципальным имуществом, в полномочия которого входит решение вопросов принятия в муниципальную собственность, в том числе недвижимого имущества, а также Управление жилищно-коммунального хозяйства, в полномочия которого входит заключение договоров социального найма.
Представитель КУМИ администрации Ягоднинского городского округа в судебном заседании, не оспаривая обстоятельств изложенных истцом в исковом заявлении с иском не согласилась, указав, что действительно право муниципальной собственности на квартиру 4 в доме 8 по ул.Металлистов, предоставленную истцу администрацией МО «Поселок Ягодное» правопреемниками которой выступают в настоящее время муниципальные органы МО «Ягоднинский городской округ», в надлежащем порядке не зарегистрировано, однако данному обстоятельству препятствуют объективные причины. Так, при проведении реконструкции дома 8 по ул.Металлистов сотрудниками администрации п.Ягодное в нарушение действовавшего законодательства не были решены вопросы прекращения права собственности на жилые помещения, находившиеся в доме до его реконструкции, в результате реконструкции планировка и расположение квартир в доме кардинально изменились, в результате получены совершенно новые объекты недвижимости, но регистрация права собственности на новые объекты невозможна, поскольку до настоящего времени сохраняет свою актуальность регистрация прав собственности на ранее существовавшие объекты. Так, у квартиры 4 в доме 8 по ул.Металлистов имелся собственник, в связи с чем без решения вопроса о прекращении его права собственности, зарегистрировать право муниципальной собственности на объект с тем же адресом не возможно. Кроме того, согласно справки архитектора новая квартира 4 в доме 8 по ул.Металлистов образована из частей ранее существовавших квартир 60-64, при этом квартира 60 также до настоящего времени является собственностью юридического лица, ликвидированного более 15 лет назад. Указанные обстоятельства препятствуют в настоящее время зарегистрировать право собственности на вновь созданную квартиру 4 в доме 8 по ул.Металлистов. Для восстановления прав истца администрацией округа предлагалось предоставить ей другую квартиру по договору социального найма, которую бы она имела возможность приватизировать, но истец от данных предложений отказывалась. Что касается требований о выдаче истцу копии письменного отказа Управления Росреестра в регистрации права собственности на квартиру 4 от 2016 года пояснила, что действительно в 2016 году КУМИ обращалось за регистрацией права собственности на все созданные 48 квартир в доме 8 по ул.Металлистов. На каждую квартиру пакет документов подавался отдельно. К сожалению ответ Росреестра именно по квартире 4 был утерян, но сохранился ответ по аналогичной квартире, копию которого они представили в дело.
Представитель соответчика Управления ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа в судебном заседании иск не признал, пояснив, что спорная квартира в настоящее время в муниципальный жилищный фонд не включена, муниципальной собственностью не является, в связи с чем в отношении нее не может быть заключен договор социального найма.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.8).
В силу ст.19 ЖК РФ совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям образует муниципальный жилищный фонд.
Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма может предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При этом, в силу ч.2 той же статьи гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. А в силу ч.4 той же статьи решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа (далее Комитет) последнее является структурным подразделением администрации Ягоднинского городского округа со статусом юридического лица, который, представляя интересы собственника муниципального имущества - муниципального образования Ягоднинский городской округ», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом МО «Ягоднинский городской округ», другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления. Комитет, осуществляя свои полномочия, действует от имени муниципального образования «Ягоднинский городской округ». Одной из основных задач Комитета является обеспечение в установленном порядке регистрации прав собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ». Одной из функций Комитета является представление интересов муниципального образования «Ягоднинский городской округ» при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно положению об Управлении жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа (далее Управление) последнее является структурным подразделением администрации Ягоднинского городского округа со статусом юридического лица, уполномоченным на проведение единой политики на территории Ягоднинского городского округа в сферах жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, дорожного хозяйства, связи и экологической безопасности, осуществляющим отраслевое регулирование в указанных сферах. Одной из функций Управления является обеспечение проживающих в Ягоднинском городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; проведение работы по подготовке и сбору документации для заключения договоров социального найма.
Таким образом, решение вопросов по приему имущества в состав муниципальной собственности, в том числе вновь созданных объектов недвижимости, отнесено к полномочиям КУМИ администрации Ягоднинского городского округа, а решение вопросов по заключению договоров социального найма - к полномочиям Управления ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа. Оба учреждения в силу положений являются самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем являются надлежащими ответчиками по заявленным истцом требованиям.
Тот факт, что администрация Ягоднинского городского округа является правопреемником администрации п.Ягодное сторонами не оспаривался, подтверждается представленными в судебное заседание документами и признается судом установленным.
Также, сторонами не оспаривалось, что ранее занимаемое ФИО1 жилое помещение было признано в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, и соответственно она имела право на предоставление ей иного жилого помещения на условиях социального найма. Во исполнение обязанности по переселению граждан из аварийного жилого помещения администрацией п.Ягодное в октябре 2014 года на основании соглашения было предоставлено в пользование ФИО1 жилое помещение, а именно квартира 4 в доме 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное, и договор социального найма с истцом до настоящего времени не заключен.
В соответствии с п.1.1 Соглашения № 4 от 29 октября 2014 года администрация п.Ягодное (наймодатель) передала ФИО1 (нанимателю) жилое помещение в виде квартиры 4 в доме 8 по ул.Металлистов, при этом в силу п.1.3 соглашения срок его действия установлен с момента его подписания и до момента заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В силу п.2.2.2 того же соглашения Наймодатель принял на себя обязанность «в дальнейшем» оформить с нанимателем договор социального найма в отношении квартиры 4 в доме 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное.
Обязанность принять квартиру 4 дома 8 по ул.Металлистов в муниципальную собственность вытекает из содержания указанного соглашения, поскольку заключить договор социального найма в силу действующего законодательства без оформления права собственности на жилое помещение, не возможно. Однако сроки исполнения данной обязанности сторонами не определялись и действующим законодательством также не установлены.
Оценивая в совокупности представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства администрация п.Ягодное в рамках переселения из аварийного жилья предоставила ФИО1 жилое помещение, не находящееся в муниципальной собственности, в отношении которого в настоящее время невозможно заключить договор социального найма в соответствии с нормами жилищного законодательства. При этом ФИО1 в судебном заседании заявила о том, что не согласна на предоставление ей иного жилого помещения и настаивает на принятии судом решения об обязании ответчиков подать документы на регистрацию права собственности и заключить с ней договор социального найма именно на фактически выделенное ей жилое помещение, то есть на квартиру 4 в доме 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное. Поскольку в судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение не принадлежит ответчику на праве собственности, сроки принятия имущества в муниципальную собственность договором и законом не определены, то у истца отсутствуют правовые основания требовать от ответчиков принятия спорного имущества в муниципальную собственность, а у ответчиков соответственно отсутствуют основания распоряжаться данным имуществом.
Таким образом, поскольку предметом договора социального найма могут выступать только те жилые помещения, которые находятся в муниципальной собственности и соответственно включены в муниципальный жилищный фонд, а спорная квартира к таковым объектам не относится, и обязанности принять жилое помещение в муниципальную собственность у ответчиков отсутствует, то в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о предоставлении ей копии письменного ответа Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру 4 в доме 8 по ул.Металлистов, поскольку обязанность предоставления данного документа истцу законом не предусмотрена.
Так, из представленных документов следует, что КУМИ администрации Ягоднинского городского округа действительно в 2016 году обращался в Управление Росреестра за регистрацией права собственности на квартиру 4 дома 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное.
Тот факт, что в указанной регистрации заявителю было отказано, не оспаривается сторонами и подтверждается перепиской Управления Росреестра с ФИО1
Согласно приказу Минэкономразвития России от 16.03.2016г. № 137 «Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав» о причинах отказа в государственной регистрации права уведомляется только заявитель, то есть лицо, обратившееся за предоставлением услуги. Обязанность указанных лиц в свою очередь информировать кого-либо о причинах отказа в государственной регистрации права, законом и нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем оснований для возложения на КУМИ администрации Ягоднинского городского округа обязанности выдать истцу копию решения Управления Росреестра об отказе в регистрации права собственности на квартиру 4 в доме 8 по ул.Металлистов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования "Ягоднинский городской округ", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа о возложении обязанности выполнить определенные действия: подать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на государственную регистрацию права собственности на квартиру № 4 в доме № 8 по улице Металлистов в поселке Ягодное Магаданской области; заключить с ней договор социального найма на квартиру 4 дома 8 по ул.Металлистов в п.Ягодное; выдать ей копию письма, которым Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в 2016 году отказало администрации Ягоднинского городского округа в регистрации 48 квартир дома 8 по ул.Металлистов после его реконструкции - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в порядке апелляции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 08 октября 2018 года.
Председательствующий судья подпись Е.А.Засядько