ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-150/19 от 06.06.2019 Сухиничского районного суда (Калужская область)

40RS0-51

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сухиничи 06 июня 2019 года.

Сухиничский районный суд Калужской области в составе:

Председательствующего судьи Пастарнакова К.Д.,

при секретаре Лопатниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

заместитель военного прокурора Калужского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором, с учетом уточнения исковых требований просил обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры по оформлению и регистрации прав собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Сухиничского и Думиничского района, общей площадью 392, 5 кв.м., инв. №ГМ3000000008183, расположенное по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принять меры по оформлению и регистрации прав оперативного управления на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Сухиничского и Думиничского района, общей площадью 392, 5 кв.м., инв. №ГМ3000000008183, расположенное по адресу: <адрес>, за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу. В обоснование исковых требований указал, что военной прокуратурой Калужского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности, которой установлено, что военный комиссариат Сухиничского и Думиничского района Калужской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - здание военного комиссариата Сухиничского и Думиничского района, общей площадью 392, 5 кв.м., инв. №ГМ3000000008183, расположенное по адресу: <адрес> находящееся на балансовом учете в ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с п. 20 Устава ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (учреждение), утв. приказом врио директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 2015 года № 2634, учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов. Согласно п.9 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» руководителям территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации надлежало обеспечить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ранее закрепленных за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными квартирно-эксплуатационными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, реорганизованных путем присоединения к территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В рамках исполнения данного правового акта федеральное недвижимое имущество передано из федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации в территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. В частности, федеральное недвижимое имущество (более 50-ти объектов), используемое военным комиссариатом <адрес> и его структурными подразделениями, расположенными на территории <адрес>, из федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передано в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (п. 10 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871). В соответствии с заключенным между ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (Ссудодатель) и военным комиссариатом Калужской области (Ссудополучатель) договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 27.12.2018 № Пр/71 последним принято на праве безвозмездного пользования недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области. Вместе с тем до настоящего времени ответчиками по настоящему гражданскому возложенные на них обязанности по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, а также оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, соответственно, в части оформления и регистрации прав собственности и оперативного управления на недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области, длительное время должным образом не исполняются. Более того, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России до настоящего времени не исполнен п.9 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» в части регистрации прав оперативного управления на указанное федеральное недвижимое имущество.

Длительное бездействие и непринятие мер по оформлению и государственной регистрации прав собственности и оперативного управления на недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области, отсутствие контроля за регистрацией вещных прав и сохранностью федеральной собственности, создало предпосылки к его незаконному отчуждению, а в отдельных случаях и вовсе повлекло незаконное изъятие из состава федеральной собственности, что причиняет ущерб интересам и обороноспособности государства.

В судебное заседание заместитель военного прокурора Калужского гарнизонане явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, военный прокурор Калужского гарнизона ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть данное дело без участия работников прокуратуры.

Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление представитель по доверенности ФИО2 просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что на данный момент проводятся мероприятия по государственной регистрации спорных объектов, рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В ходатайстве, адресованном суду, представитель по доверенности ФИО3 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что военный комиссариат Сухиничского и Думиничского района Калужской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - здание военного комиссариата Сухиничского и Думиничского районов, общей площадью 392, 5 кв.м., инв. №ГМ3000000008183, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на балансовом учете в ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. Государственная регистрация прав собственности в Едином государственном реестре недвижимости на указанные объекты недвижимого имущества не произведена.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: перечнем объектов недвижимого имущества, занимаемых военным комиссариатом Калужской области, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 27.12.2018 г., ответом ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны России, другими материалами дела, исследованными судом.

Согласно п.2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082) Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли, в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Согласно п.2 указанного Постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Пунктом 9 приказа предусмотрено, что руководители территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации должны были обеспечить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с передаточным актом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации объекты недвижимого имущества указанные в исковом заявлении переданы от ФГКЭУ «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны России.

Из пунктов 19, 20 Устава ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны России следует, что основной целью указанного учреждения является осуществление решения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получению кадастровых паспортов и иных документов, формированию документов для принятия решения Министром обороны Российской Федерации и директором Департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества.

Согласно п.«д» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в связи, с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.

В силу ст.ст. 210,309 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Частью 6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Из приведенного выше законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Министерства обороны России следует, что каждый объект недвижимого имущества, принадлежащий Министерству обороны России, подлежит обязательной государственной регистрации.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм, государственная регистрация права собственности и права оперативного управления в едином государственном реестре на указанные объекты недвижимого имущества, состоящие на балансе ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны России, не произведена, в связи с чем, с учетом требований разумности и защиты интересов государства суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом объема необходимых работ, суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу принять меры по оформлению и регистрации права собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Сухиничского и Думиничского района, общей площадью 392, 5 кв.м., инв. №ГМ3000000008183, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу принять меры по оформлению и регистрации прав оперативного управления на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Сухиничского и Думиничского района, общей площадью 392, 5 кв.м., инв. №ГМ3000000008183, расположенное по адресу: <адрес>, за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Сухиничский районный суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2019 года.