ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-150/20 от 27.05.2020 Пинежского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-150/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2020 года с. Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Першиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Чупаковой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» к обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о признании незаконными действий по демонтажу трех котлов КВр-0,93 с котельной № 10 с. Карпогоры и противоречащими статье 21 Федерального закона «О теплоснабжении», возложении обязанности осуществить монтаж ранее демонтированных котлов КВр-0,93 обратно в указанную котельную,

у с т а н о в и л :

администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о признании действий данного общества незаконными и противоречащими положениям ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении», возложении обязанности воздержаться от демонтажа оборудования в котельной № 10 с. Карпогоры, а в случае демонтажа, возвратить оборудование в исходное состояние – смонтировать демонтированный котел.

В обоснование исковых требований указано, что на основании соглашения от 16 октября 2018 года имущество, принадлежащее на праве собственности МО «Пинежский район», передано эксплуатирующей организации – ООО «АльянсТеплоЭнерго» в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования «Карпогорское», в том числе здание котельной №10, расположенной по адресу: <адрес> и оборудование котельной - 4 отопительных котла КВр - 0,63, находящееся в этой котельной. 28 апреля 2020 года в адрес администрации поступил приказ ООО «АльянсТеплоЭнерго» № от 23 апреля 2020 года, согласно которому службе главного инженера поручено организовать перемещение оборудования, в том числе демонтировать 3 котла КВр – 0,93, и переместить их с котельной № 10 в котельную № 2 <адрес>. Согласований на проведение данных мероприятий от ООО «АльянсТеплоЭнерго» в администрацию не получено. В приказе указан срок перемещения оборудования - с 27 апреля 2020 года по 15 мая 2020 года, то есть в период отопительного периода, что противоречит решению Пинежского районного суда от 03 сентября 2019 года по делу № 2-288/2019. 29 апреля 2020 года сотрудниками администрации МО «Пинежский район» осуществлена проверка муниципального имущества, осмотрена котельная № 10 <адрес>, составлен акт осмотра, согласно которому в котельной находятся 3 отопительных котла КВр-0,93, третий котел, от входа в котельную имеет признаки демонтажа, сдвинут в сторону – отсоединен. Таким образом, один из котлов в котельной был выведен из эксплуатации без соответствующего согласования с органами местного самоуправления, чем нарушено их право на исполнение полномочий в сфере теплоснабжения населения, а также права населения на стабильное и качественное получение коммунальных услуг по теплоснабжению. В целях недопущения снижения стабильности прохождения отопительного сезона, надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей МО «Карпогорское», в адрес ООО «АльянсТеплоЭнерго» направлено требование в срок не позднее 30 апреля 2020 года отменить приказ № 114 от 23 апреля 2020 года и немедленно прекратить демонтаж источников тепловой энергии на котельной №10 <адрес>, однако, данное требование не удовлетворено. Считает, что действия ООО «АльянсТеплоЭнерго» противоречат ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и могут повлечь нарушение прав и законных интересов жителей МО «Карпогорское» на бесперебойное и надежное получение коммунальных услуг по теплоснабжению.

25 мая 2020 года в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец указал, что в настоящее время ответчик демонтировал котлы с котельной без соответствующего согласования органа местного самоуправления (ОМСУ) на вывод источников тепловой энергии из эксплуатации, в связи с чем просит суд признать действия ООО «АльянсТеплоЭнерго» по демонтажу трех котлов КВр-0,93 с котельной № 10 <адрес> незаконными и противоречащими положениям ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении» и обязать ООО «АльянсТеплоЭнерго» осуществить монтаж демонтированных котлов КВр-0,93 обратно в котельную №10 с. Карпогоры.

В ходе судебного заседания представители истца – глава администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» ФИО1, заместитель главы администрации, председатель комитета по муниципальному имуществу и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» ФИО2 и начальник юридического отдела администрации ФИО3 поддержали заявленные исковые требования по приведенным в нем основаниям. Дополнительно пояснили, что, несмотря на то, что котлы КВр-0,93 принадлежат ООО «АльянсТеплоЭнерго», поскольку они фактически были установлены в котельной № 10 <адрес>, их демонтаж в соответствии со ст. 21 ФЗ «О теплоснабжении» должен осуществляться лишь по согласованию с органом местного самоуправления (ОМСУ) в целях оценки ситуации и возможных неблагоприятных последствий в виде снижения качества услуги отопления. Кроме того, использование котлов с большей мощностью необходимо в дальнейшем в целях расширения сети потребителей.

Представитель ответчика ООО «АльянсТеплоЭнерго» ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что Обществу в целях теплоснабжения потребителей с. Карпогоры по Соглашению от 26.10.2018 было передано муниципальное имущество, в том числе котельная № 10 с установленными в ней 4 котлами КВр-063. В ходе эксплуатации котельной, в целях оптимизации расходов предприятия, были закуплены 3 котла КВр-0,93 и в летний период 2019 года установлены на данную котельную. В связи с внутренними мероприятиями по оптимизации расходов, а также установленной обязанностью Общества вернуть администрации муниципальное имущество в том же составе, в период с 27 апреля по 15 мая 2020 года, поэтапно, без остановки деятельности котельной № 10, котлы КВр-0,93 были демонтированы и возвращены котлы КВр-0,63. Перерывов в работе котельной, а также снижения качества предоставляемой услуги не было как в период замены котлов, так и после этого. Действия по замене котлов производились не в целях ремонта или вывода из эксплуатации, а в целях оптимизации расходов общества. Кроме того, котлы являются лишь частью оборудования источника тепловой энергии, в то время как положения ст. 21 ФЗ «О теплоснабжении» касаются согласования в случаях ремонта или вывода из эксплуатации именно источника тепловой энергии полностью.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Согласно положениям ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение и газоснабжение жилых домов, социальных объектов.

Вопросы местного значения в силу прямого предписания ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации могут и должны решать органы местного самоуправления.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и п. 1 ч. 1.1 ст. 7 Устава муниципального образования «Пинежский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от 04.12.2015 № 455, к вопросам местного значения муниципального образования «Пинежский муниципальный район» относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных этой статьей, с потребителями вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

В силу ч. 3 ст. 21 Закона порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством РФ в соответствии с положениями этой статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

В развитие указанных положений Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила).

Пунктом 16 Правил также предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 18 Правил, орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 Правил, вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от органа местного самоуправления.

В случае, если от органа местного самоуправления в срок, предусмотренный пунктом 18 этих Правил, заявителю не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления, заявитель вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении.

В соответствии с соглашением от 26 октября 2018 года администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» передано во временное владение и пользование ООО «АльянсТеплоЭнерго» для использования в производственных целях по оказанию коммунальных услуг потребителям на территории МО «Карпогорское» муниципальное имущество, в том числе и здание котельной № 10, расположенное по адресу: <адрес>, с оборудованием – 4 отопительных котла КВр-0,63.

По договору поставки от 10 июня 2019 года ООО «АльянсТеплоЭнерго» приобрело 3 котла КВр-0,93.

Из объяснений сторон ходе судебного заседания установлено, что летом 2019 года ООО «АльянсТеплоЭнерго» три старых котла КВр-0,63, установленных в котельной № 10 с. Карпогоры, заменил на три новых котла КВр-0,93, при этом согласования с органом местного самоуправления на это не было, указанные котлы не были включены в схему теплоснабжения в составе оборудования, необходимого для эксплуатации котельной № 10 <адрес>.

На основании приказа ООО «АльянсТеплоЭнерго» № 114 от 23 апреля 2020 года в период с 27 апреля 2020 года по 15 мая 2020 года 3 котла КВр–0,93 демонтированы и перемещены с котельной № 10 <адрес> в котельную № 2 <адрес>.

Уведомление о проведении данных мероприятий ООО «АльянсТеплоЭнерго» в администрацию не направлялось.

Между тем, оснований для признания действий ООО «АльянТелоЭнерго» незаконными не имеется.

Положениями ст. 21 ФЗ «О теплоснабжении» и Правил № 899 предусмотрена обязанность собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии согласовывать действия по выводу их в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» источник тепловой энергии это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.

По смыслу пункта 26 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» котлы являются основным оборудованием источника тепловой энергии.

Согласно подпунктам «б, в» п. 1 Правил от 06.09.2012 г. N 889:

- "вывод в ремонт" - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии;

- "вывод из эксплуатации" - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.

Между тем, таких действий с котлами КВр-063 не производилось, они лишь временно были заменены на более новые КВр-0,93 в целях оптимизации расходов Общества, при этом деятельность котельной не приостанавливалась, нарушения качества предоставляемых услуг не зафиксировано, в связи с чем нарушений законодательства в этих действиях ответчика суд не усматривает.

Также не имеется каких-либо нарушений законодательства в действиях ООО «АльянсТеплоЭнерго» по демонтажу и перемещению в другую котельную котлов КВр-0,93.

Указанные котлы не включены в схему теплоснабжения по котельной № 10 <адрес>, в перечне оборудования данной котельной не значатся, каких-либо документов о принятии их в целях эксплуатации котельной № 10 <адрес> истцом суду не представлено.

При этом постановлением администрации МО «Пинежский муниципальный район» от 13.04.2020 № 0322-па Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ указано после расторжения Соглашения от 26.10.2018 с ООО «АльянсТеплоЭнерго» вернуть имущество и оформить акты приема-передачи муниципального имущества согласно Приложению, которое подлежит передаче ФИО5 ЖКХ, в том числе здание котельной № 10 <адрес> и 4 котла отопительных КВр-0,63.

Учитывая изложенное, ООО «АльянсТеплоЭнерго» было обязано привести оборудование котельной № 10 <адрес> в состояние, в котором оно было ему передано и подлежит возврату администрации МО «Пинежский муниципальный район», в том числе вернуть и обеспечить наличие в котельной 4 котлов КВр-0,63.

При этом в связи с возвратом в котельную № 10 <адрес> ранее установленных котлов № КВр-063 по смыслу приведенного законодательства, в том числе Правил № 899, не производится ни вывод источника тепловой энергии в ремонт, ни из эксплуатации.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований администрации МО «Пинежский муниципальный район» не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» к обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о признании незаконными действий по демонтажу трех котлов КВр-0,93 с котельной № 10 <адрес> и противоречащими статье 21 Федерального закона «О теплоснабжении», возложении обязанности осуществить монтаж ранее демонтированных котлов КВр-0,93 обратно в указанную котельную отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы либо представления через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 28 мая 2020 года.

Судья Е. А. Першина