ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-150/2021 от 16.02.2021 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-150/2021

25RS0010-01-2020-006577-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2021 года город Находка

Находкинский городской суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Черновой М.А.,

при секретаре Кувакиной Н.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО3,

представителя Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по доверенности от 31.12.2020 № 04-14/90 ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), администрации Находкинского городского округа, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (Росимущество) о возложении обязанности передать в собственность жилой дом в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что на основании решения Находкинского городского суда от 10.04.2019 Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству заключило с ней договор социального найма от 24.01.2020 в отношении жилого дома площадью 50,4 кв.м, расположенного по <.........>. С 18.03.2020 истец и ее несовершеннолетняя дочь ФИО2 были зарегистрированы по указанному адресу. 09.07.2020 истец направила в Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и в Федеральное агентство по рыболовству обращение с просьбой о передаче ей жилого дома в собственность. В своем ответе Приморское территориальное Федерального агентство по рыболовству сообщило, что не может принять решение, поскольку не является собственником жилого дома, принятие данного решения находится в компетенции территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае. При обращении в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае истец получила ответ о том, что решение вопроса о передаче дома в собственность находится в компетенции Федерального агентства по рыболовству. Между тем, переданный семье истца по договору социального найма жилой дом, закрепленный на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением федерального агентства по рыболовству, может быть передан в собственность истца на основании ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Ссылаясь на ст.ст. 2, 6, 7, 8, 11 названного закона истец просила суд обязать Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству передать в собственность по договору приватизации жилой дом, расположенный по <.........>, на состав семьи из двух человек – ФИО1 (истец) и ФИО2 (дочь истца).

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель уточнили исковые требования, просили обязать Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству по согласованию с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае передать в собственность по договору приватизации жилой дом, расположенный по <.........>, на состав семьи из двух человек – ФИО1 и ФИО2 На уточненных исковых требованиях сторона истца настаивала по доводам иска, пояснив, что супруг ФИО1 и ее сестра отказались от участия в приватизации.

Представитель ответчика Приморского территориального управления Росрыболовства в судебном заседании ссылался на доводы письменного отзыва, в котором указано, что за управление закреплено право оперативного управления жилым домом, расположенным по <.........>. При этом распоряжение указанным домом производит его собственник Российская Федерация в лице территориального управления Росимущества в Приморском крае. Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству полагает обоснованным право на проживание и пользование ФИО1 указанным жилым домом, при этом не имеет возражений на приватизацию жилого помещения, однако, решение подобных вопросов находится вне компетенции управления, поскольку управление не является собственником имущества и не вправе распоряжаться не принадлежащим ему имуществом. Таким образом, Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является в данном случае ненадлежащим ответчиком. Дополнительно в отзыве указано, что издано распоряжение территориального управления Росимущества в Приморском крае от 01.10.2020 № 298-Р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, в муниципальную собственность Находкинского городского округа». Дополнительно представитель пояснил, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае является представителем федерального органа власти, и без его участия Приморское территориальное управление Росрыболовства не может самостоятельно принимать подобные решения. Руководство управления не желает выходить за рамки своих служебных полномочий.

Представитель администрации Находкинского городского округа, привлеченной к участию в деле определением суда от 03.12.2020 в качестве соответчика, иск не признала, пояснила, что спорное жилое помещение находится в федеральной собственности и передано в оперативное управление Приморского территориального управления Росрыболовства, в связи с чем администрация Находкинского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу. В п. 3 распоряжения территориального управления Росимущества в Приморском крае от 01.10.2020 № 298-Р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, в муниципальную собственность Находкинского городского округа» указано на необходимость оформления акта приема-передачи указанного в распоряжении имущества. Между тем, до настоящего времени соответствующие акты не оформлены и в администрацию Находкинского городского округа не переданы. При этом право муниципальной собственности Находкинского городского округа возникает с момента утверждения акта приема-передачи. Таким образом, имущество органу муниципального самоуправления до настоящего времени не передано.

Протокольным определением суда от 16.02.2021 статус третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае заменен на соответчика.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела управление извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.

Третье лицо Федеральное агентство по рыболовству явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела агентство извещено в установленном законом порядке, направило отзыв на иск, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства и указало, что не возражает против удовлетворения требований, оставляя разрешение спора на усмотрение суда. При этом в отзыве указано, что нормы Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривают для Приморского территориального управления Росрыболовства получения согласия собственника жилого помещения на передачу его в собственность истца, поскольку жилой дом, расположенный по <.........>, не отнесен к специализированному жилищному фонду.

С учетом изложенного суд считает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.04.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»), приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как следует из ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

В соответствии с пунктом 8 указанного Постановления, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.

В судебном заседании установлено, что 24.01.2020 между ФИО1 и Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в лице исполняющего обязанности руководителя управления ФИО6, действующего на основании приказа министерства сельского хозяйства РФ от 28.06.2019 № 103-кр, заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель предоставил истцу и членам ее семьи во владение и пользование многоквартирный жилой дом площадью 50,4 кв.м, расположенный по <.........>

В качестве членов семьи нанимателя и иными совместно проживающими с ним гражданами являются супруг ФИО7, дочь ФИО2, сестра ФИО8

Согласно п. 1.2 договор заключен на основании решения Находкинского городского суда от 10.04.2019 по делу № 2-624/2019, апелляционного определения Приморского краевого суда от 21.10.2019 по делу № А33-11231/2019, определения Находкинского городского суда от 25.12.2019 по делу № 2-624/2019.

Из п. 2.2, п. 2.3 следует, что указанный многоквартирный дом на момент заключения договора найма находится в собственности Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, которое передало названный объект недвижимости Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в оперативное управление на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Приморском крае от 27.02.2014 № 60-Р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Росрыболовства» (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ..

С 18.03.2020 ФИО1 и ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения, зарегистрированы по <.........>, что подтверждается паспортом истца, справкой адресного бюро, а также свидетельством о регистрации по месту жительства.

09.07.2020 ФИО1 обратилась в Федеральное агентство по рыболовству, в Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, в территориальное управление Росимущества в Приморском крае с заявлением, в котором просила заключить с ней и членами ее семьи договор на передачу в собственность жилого дома, расположенного по <.........> края, ссылаясь на Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В ответе Федерального агентства по рыболовству от 20.07.2020 ФИО1 разъяснено, что поскольку жилой дом, расположенный по <.........>, не отнесен к специализированному жилищному фонду, нормы Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусматривают для Приморского территориального управления Росрыболовства получения согласия собственника. В ответе также указано, что Приморскому территориальному управлению Росрыболовства необходимо принять решение по заявлению истца согласно требованиям закона.

17.09.2020 территориальное управление Росимуществом в Приморском крае направило указанное обращение истца в Приморское территориальное управление Росрыболовства, указав в сопроводительном письме, что названное в обращении имущество закреплено на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. При этом нормы Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусматривают необходимость получения предварительного согласия собственника на передачу гражданам жилого помещения в собственность.

22.09.2020 Приморским территориальным управлением Росрыболовства на обращение ФИО1 предоставлен ответ, в котором управление не возражает против приватизации жилого дома, однако, указывает, что имущество находится в распоряжении управления на праве оперативного управления, которое не является собственником данного имущества, в связи с чем решение вопроса о передаче жилого дома в собственность истца находится в компетенции территориального управления Росимуществом в Приморском крае.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещении относится к государственному жилищному фонду. Данных о том, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, включено в специализированный жилой фонд, является аварийным, материалы дела не содержат.

Таким образом, поскольку занимаемое истцом жилое помещение служебным не является, истец фактически пользуется квартирой на условиях договора социального найма, предусмотренных статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» оснований для отказа в приватизации не имеется, право на однократную бесплатную приватизацию жилья ФИО1 не использовала, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обязанности по передаче в собственность по договору приватизации жилого дома, расположенного по адресу: <.........>, семье ФИО1, состоящей из двух человек – истца и ее дочери ФИО2

Ссылку представителя Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на отсутствие у него полномочий по передаче спорного жилого помещения в собственность истца, суд находит несостоятельной, поскольку, как было указано выше, в силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Учитывая, что спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и, как следует из материалов дела (ответ Росимущества от 17.09.2020), собственник указанного жилого дома не возражает против его передачи в собственность ФИО1, то в силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» истцу не может быть отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения.

Таким образом, ответчик Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству вправе было передать истцу в собственность жилой дом.

К отзыву на иск Приморским территориальным управлением Росрыболовства в материалы дела представлено распоряжение территориального управления Росимущества в Приморском крае от 01.10.2020 № 298-Р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, в муниципальную собственность Находкинского городского округа», согласно которому жилой дом, расположенный по <.........>, подлежит передаче в муниципальную собственность Находкинского городского округа, а право оперативного управления Приморского территориального управления Росрыболовства на относящееся к федеральной собственности имущество – прекращению.

Из п. 8 распоряжения следует, что право муниципальной собственности Находкинского городского округа на указанное имущество возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

При этом п. 4 и п. 5 распоряжения предусмотрено, что администрация Находкинского городского округа должна предоставить в Приморское территориальное управление Росрыболовства подписанный акт приема-передачи имущества в течение трех недель с момента издания распоряжения. В случае, если в установленный срок акт приема-передачи не будет подписан и (или) не представлен администрацией Находкинского городского округа в территориальное управление, то территориальному управлению необходимо утвердить акт приема-передачи в одностороннем порядке.

Кроме того, названным распоряжением на Приморское территориальное управление Росрыболовства возложено обеспечение государственной регистрации прекращения права оперативного управления в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, а также исполнение требований порядка учета сведений об имуществе.

Однако, из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 11.12.2020 следует, что жилой дом по <.........> края является собственностью Российской Федерации и с 25.08.2014 передан в оперативное управление Приморского территориального управления Росрыболовства.

Таким образом, на момент рассмотрения дела правообладателем спорного дома является Российская Федерация, при этом спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за Приморским территориальным управлением Росрыболовства и не передано в муниципальную собственность Находкинского городского округа.

Учитывая изложенное, само по себе наличие представленного распоряжения, которое до настоящего времени фактически не исполнено, не может повлечь ущемления прав истца на приобретение ею в собственность жилого помещения в порядке приватизации.

При этом, учитывая, что ни ранее, ни в ходе рассмотрения дела от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае возражений относительно передачи жилого дома в собственность истца в порядке приватизации не поступало, получение соответствующего согласования с территориальным управлением Росимущества в Приморском крае не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

уточненные исковые требования ФИО1 к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), администрации Находкинского городского округа, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (Росимущество) о возложении обязанности передать в собственность жилой дом в порядке приватизации удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству передать в собственность по договору приватизации жилой дом, расположенный по адресу: <.........>, ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженке <.........> края, на состав семьи два человека (ФИО1 и ФИО2).

В удовлетворении исковых требований к администрации Находкинского городского округа, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (Росимущество) отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд.

Судья М.А. Чернова

решение в мотивированном виде

принято 24.02.2021