РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года г.Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Дорошкова А.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по исковому заявлению администрации муниципального образования Киреевский район к ФИО2, ФИО3 о признании результатов межевания земельных участков недействительными, исключении из государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков и по встречному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования Киреевский район о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета,
установил:
администрация муниципального образования Киреевский район обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о признании результатов межевания земельных участков недействительными, исключении из государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, указывая в обоснование заявленных требований, что при выполнении землеустроительных работ в отношении формирования границ земельного участка под объектом недвижимости с кадастровым № (сооружение дорожного транспорта (автодорога), расположенного по адресу: <адрес> кадастровым инженером выявлено, что невозможно произвести работы по постановке границ земельного участка на кадастровый учет в связи с пересечением границ формируемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми №, №, № и №, принадлежащими ответчикам ФИО2 и ФИО3 на праве долевой собственности. Результаты межевания указанных земельных участков являются ошибочными, так как существенным образом нарушают интересы муниципального образования Киреевский район, создавая непреодолимые препятствия для осуществления кадастрового учета объекта, принадлежащего истцу на праве собственности.
На основании изложенного, просит признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми №, площадью 390 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>№ площадью 43 400 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>№ площадью 298 100 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>; № площадью 399 800 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> в праве) ФИО3 и ФИО2, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах данных земельных участков.
В свою очередь ФИО2 и ФИО3 обратились со встречным исковым заявлением к администрации муниципального образования Киреевский район о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет был поставлен объект недвижимости, поименованный как сооружение (сооружения дорожного транспорта (автодорога), местоположение: <адрес>, с указанием о завершении строительства в 1952 года, площадью объекта – не определена, протяженность – 1848 м. При этом в ходе судебного разбирательства было установлено, что причиной обращения первоначального истца в суд послужило фактическое наложение вышеуказанного объекта дорожного транспорта на принадлежащие истцам земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, относящимися к землям сельскохозяйственного назначения. Право собственности истцов на принадлежащие им земельные участки подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается. Однако полагают, что постановка объекта недвижимости с кадастровым номером № была произведена с нарушением требований действующего законодательства. Автомобильная дорога по общему правилу может быть отнесена к линейным объектам-сооружениям (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером № в ГКН, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на кадастровый учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. Со стороны ответчика по встречному иску, несмотря на неоднократные предложения суда, не представлены доказательства, содержащие безусловные сведения, подтверждающие как процедуру создания спорного объекта, так и подтверждающие возможность его отнесения к объектам недвижимости. Автомобильная дорога (дорога) может быть поставлена на кадастровый учет, если она в установленном порядке построена и введена в эксплуатацию как объект недвижимости – сооружение. Исходя из описания обстоятельств в исковом заявлении и приложенных к иску доказательств, указанные основания для проведения кадастровых работ и постановки заявляемого истцом в качестве дороги земельного участка не усматриваются. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Киреевский район, утверждённый Постановлением администрации Киреевского района № от 29 мая 2013 года, включает в себя две сходные по наименованиям: под номером № значится дорога <данные изъяты>, протяженностью 2,9 км; под номером № значится дорога <данные изъяты>, протяженностью 3,8 км. Таким образом, со стороны администрации на кадастровый учет была поставлена иная, нежели в приведенном его постановлении № автодорога, поскольку в сведениях государственного кадастрового учета имеется в составе характеристик ее протяженность 1848 м. Кроме того, как следует из представленного в материалы дела со стороны истцов по встречному иску Проекту межевания, выполненного в 2007г. и согласованного с администрацией Киреевского района, при первоначальном межевании земель, между земельными участками, которые в настоящее время имеют кадастровые номера №, №, №, №, были оставлены промежутки, как места общего пользования, которые до настоящего времени не изменялись, что подтверждается представленными в материалы дела распечатками сведений из общедоступного официального ресурса «Публичная кадастровая карта». Из исследованной в судебном заседании топосъемки земельных участков Киреевского района, выполненных до момента межевания земельных участков, которая была предоставлена по запросу суда Управлением Росреестра по Тульской области, приобретенных в 2007г. ФИО2 и ФИО3, в части, касающейся относимой к рассматриваемому делу территории, также явно усматривается, что на указанных земельных участках имеется линия, обозначающая либо существовавшую автодорогу, либо разделение земельных участков между собой местом общего пользования. При сопоставлении сведений, указанных в данной топосъемке в части спорного объекта со сведениями, имеющимися в кадастровых паспортах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, а также со сведениями, имеющимися в Публичной кадастровой карте, очевидно, что ранее существовавшая линия, разделяющая указанные земельные участки идентична имеющимся местам общего пользования. В тоже время, контуры объекта – автодорога, - который был поставлен на кадастровый учет в 2013г. – имеют явные отличия о того, что существовало в натуре до 2007г. – даты определения границ спорных земельных участков, и от сведений, указанных в приведенных документах. Таким образом, ставится под серьезное сомнение факт того, что поставленная на кадастровый учет автодорога была построена и существовала с 1952г. Если указанная автодорога, как сооружение, была построена и введена в эксплуатацию в 1952г., то сведения о ней должны иметься и хранится в органах технической инвентаризации. Следовательно, отсутствие документов, подтверждающих техническую инвентаризацию и технический учет дороги, не позволяли отнести ее к ранее учтенным объектам недвижимости и подлежащим постановке на кадастровый учет в таком статусе. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что рассматриваемая грунтовая автодорога (протяженностью 1848 м.) возводилась как сооружение на основании проектной документации и разрешения на строительство, а также вводилась в эксплуатацию. Администрация не представляла в кадастровую палату проектную документацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или изготовленный до 01.01.2013 года технический паспорт автодороги, иные правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы. Поэтому названный объект не мог быть признан ранее учтенным объектом недвижимости и не подлежал кадастровому учету. Полагают, что при указанных обстоятельствах у органа кадастрового учета отсутствовали законные основания для внесения сведений об автодороге в ГКН как о ранее учтенном объекте недвижимости. Указываемые истцами по встречному иску доводы также подтверждаются разъяснениями, содержащимися в Письме Минэкономразвития РФ № от 11.07.14г, в котором в ответе на вопрос «Является ли грунтовая дорога объектом недвижимости?» было разъяснено следующее: в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке); разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе). Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию). Исходя из изложенного и имеющихся в материалах дела доказательств сведений следует, что спорный объект не является сооружением и не подлежит государственному кадастровому учету. Аналогичная правовая позиция нашла отражение в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Доказательств принадлежности спорного объекта к какому либо классу автодорог со стороны администрации не представлено, отсутствуют такие документы в материалах кадастрового учета, истребованных судом, на основании которых была произведена постановка объекта на кадастровый учет. Указанные обстоятельства со всей очевидностью свидетельствуют о том, что постановка объекта на кадастровый учет был произведен на основании документов, которые не позволяли идентифицировать объект ни как ранее учтенный, ни как вновь построенный. Материалы дела также не содержат сведений о том, что земельный участок, на котором расположен <данные изъяты> был отведен в том виде и в той конфигурации, как это отражено в кадастровом паспорте на нее. Более того, из представленного кадастрового паспорта очевидно, что данная дорога проходит по участкам, принадлежащим ФИО3 и ФИО2, отнесенным к категории земель сельскохозяйственного назначения, что недопустимо в силу пункта 1 ст. 78 Земельного кодекса, который определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями. Указанные обстоятельства со всей очевидностью свидетельствуют, что постановка на кадастровый учет дороги на землях сельхозназначения, принадлежащих ФИО3 и ФИО2, нарушают их права и законные интересы в сфере владения земельными участками и надлежащему их использованию по прямому назначению. Считают, что у суда имеются основания прийти к выводу о том, что при осуществлении государственного кадастрового учета, из документов, представленных администрацией, должно быть безусловно подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Законом о государственной регистрации недвижимости, но и в случае, если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.
На основании изложенного, просит снять с кадастрового учета объект недвижимости, поименованный как «Сооружение (сооружения дорожного транспорта (автодорога)», местоположение: <адрес> с указанием о завершении строительства в 1952г., площадью объекта – не определена, протяженность – 1848 м. с кадастровым номером №.
Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, возражала против удовлетворения встречных исковых требований.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) ФИО2 и его представитель по ордеру адвокат ФИО7 в судебном заседании встречные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, возражали против удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования Киреевский район.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В силу положений статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статье 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 11.9 ЗК РФ определены требования к образуемым и измененным земельным участкам. Их границы не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); др.
На основании статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре); кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости образован новый объект недвижимости; сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; др.
В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); др.
Государственный кадастровый учет осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости; образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи; в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае: 1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей; 2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке; 3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Согласно статье 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
На основании частей 1,2 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случаях: самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, ФИО2(<данные изъяты> в праве) и ФИО3 (<данные изъяты> в праве) на праве общей долевой собственности принадлежат следующие земельные участки: №, площадью 390 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>№ площадью 43 400 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>; № площадью 298 100 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>; № площадью 399 800 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 31 декабря 2020 года (т.1 л.д. 58-69).
Границы указанных земельных участков были определены, сведения о координатах их характерных точек внесены в кадастр недвижимости.
Объект недвижимости с кадастровым № – сооружение (сооружение дорожного транспорта (автодорога), протяженностью 1848м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности мунипальному образованию Киреевский район, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31 декабря 2020 года (т.1 л.д. 70-72).
Установленные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в том числе, кадастровыми делами на указанные объекты недвижимости.
В ходе проведения землеустроительных работ по формированию границ земельного участка под объектом недвижимости с кадастровым № – сооружение (сооружение дорожного транспорта (автодорога), протяженностью 1848м., расположенный по адресу: <адрес>, установлено, что имеется пересечение границ формируемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми №№, №, №, №, принадлежащими ФИО2 и ФИО3
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела была проведена судебная комплексная землеустроительная экспертиза.
В соответствии с заключением экспертов <данные изъяты>» № от 16 июля 2021 года ширина проезжей части на большей части автоподъезда меньше нормативных значений по пункту 7 Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2009г. № и по пункту № и №. Также на протяжении всего автоподъезда отсутствуют обочины, что также не соответствует Постановлению Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № и №. По № дорожную одежду низшего типа сооружают из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности. Обследованный автоподъез на большем своем протяжении имеет не улучшенное грунтовое покрытие (не является сооружением), за исключением проезжей части автоподъезда, идущей от 2 места отбора до креста у населенного пункта Сатинка. Этот участок можно отнести к сооружению - автомобильная дорога, которая имеет дорожную одежду из малопрочных каменных материалов. Обнаруженные в других местах автоподъезда участки с щебнем на поверхности проезжей части либо являются частью другого сооружения (бывшая железная дорога), либо не обладают требуемой толщиной слоя для того, чтобы являться дорожной одеждой. Проезжая часть, проходящая по земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, № не является сооружением (<адрес>) - автомобильной дорогой, обустроенной согласно действующего законодательства, регламентирующего строительство, обустройство и эксплуатацию автомобильных дорог, в том числе Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации». Также при обследовании автоподъезда к населенному пункту Сатинка, была обнаружена, предположительно, старая трасса дороги к Сатинке, так как на месте предположительного переезда обнаружена зола, а вдоль края рекультивированного участка обнаружен строительный мусор. Проезжая часть автоподъезда не является сооружением, и отобранные грунты, слагающие автоподъезд к населенному пункту Сатинка, по своим характеристикам не являются строительным материалом (толщина использованного в отдельных местах щебня (который строительным материалом является) не соответствует нормативным документам, за исключением участка от 2 места отбора до креста у населенного пункта Сатинка. Проезжая часть, идущая от 2 места отбора до креста у населенного пункта Сатинка, обустроена с использованием дорожной одежды из щебня, уложенного на грунтовое основание - местный песок. Проезжая часть автоподъезда (за исключением участка от 2 места отбора до креста у населенного пункта Сатинка) не является сооружением, и не относиться ни к какому классу, ни к какой категории дорог, и ни к какому типу согласно классификации, установленной приведенным Постановлением Правительства РФ. Проезжую часть автоподъезда, идущую от 2 места отбора до креста у населенного пункта Сатинка, можно отнести к обычной (нескоростной) дороге V категории с дорожной одеждой низшего типа. Проезжая часть автоподъезда (за исключением участка от 2 места отбора до креста у населенного пункта Сатинка) не является сооружением, у нее отсутствует дорожная одежда любого типа и не относиться ни к какому классу, ни к какой категории дорог, согласно нормативным документам.
Из экспертного заключения № от 30 сентября 2021 года, выполненного <данные изъяты> следует, что определить границы земельного участка под объектом с кадастровым № (сооружение дорожного транспорта (автодорога), местоположение: <адрес> не представляется возможным, т.к. по результатам строительно-технической экспертизы установлено, что проезжая часть, проходящая по земельным участкам с кадастровыми №, №, №, № не является сооружением - автомобильной дорогой, обустроенной согласно действующего законодательства, регламентирующего строительство, обустройство и эксплуатацию автомобильных дорог, в том числе Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации». Проезжая часть не относится ни к какому классу, ни к какой категории дорог, и ни к какому типу, согласно классификации, установленной приведенным Постановлением Правительства РФ. Т.е. если дорога является сооружением, то в соответствии с классом дороги можно определить ее параметры: число полос движения, ширину полосы, ширину обочины, и, как следствие, определить границы земельного участка под сооружением. Обращает внимание на то обстоятельство, что согласно публичной кадастровой карты, параллельно объекту с кадастровым № на кадастровом учете стоит еще один объект недвижимости (7.4 сооружение дорожного транспорта) протяженностью 1161 м, с кадастровым №, ведущий к д. Сатинка, расположенный по адресу: <адрес> что отражено на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории (фрагмент №) в документах приложения к экспертному заключению. А по результатам топографической съемки, проведенной в рамках землеустроительной экспертизы, проходит еще один участок накатанной дороги, местоположение которого не соответствует ни одному из указанных сооружений, что отражено на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории (фрагмент №) в документах приложения к экспертному заключению. Сооружение с кадастровым № пересекает земельные участки с кадастровыми №, №, №, №, что отражено на схемах расположения земельных участков (фрагмент №, №) на кадастровом плане территории в приложении к экспертному заключению. Поскольку объект с кадастровым № (сооружение дорожного транспорта (автодорога), местоположение: <адрес> по результатам технической экспертизы не является сооружением, и земельный участок под ним невозможно сформировать, то исправление ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми №, №, №, № не актуально. Реестровая ошибка произошла при постановке объекта с кадастровым № (сооружение дорожного транспорта (автодорога), местоположение: <адрес> на кадастровый учет в 2013 году, когда объект пересек границы земельных участков с кадастровыми №, №, №, №, находящихся в собственности с 2007 года. Конфигурация земельных участков с кадастровыми №, №, №, № соответствует картографическим материалам СПК «Смирновский». Между участками с кадастровыми № и №, с №, № согласно картографическим материалам по условным обозначениям для топографических карт проходит проселочная дорога. Конфигурация проселочной дороги на картографическом материале отличается от конфигурации объекта сооружения с кадастровым №. В декларации об объекте недвижимости в составе технического плана указан год завершения строительства сооружения 1952 год. В материалах дела имеется письмо <данные изъяты> от 5 апреля 2021 года №, согласно которому объект с кадастровым № на техническом учете отсутствует. Изложенные факты ставят под сомнение дату завершения строительства объекта сооружения с кадастровым №, а также сам процесс строительства. В заключении кадастрового инженера технического плана сооружения (автодороги) указан идентификационный номер объекта №<адрес>) из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Киреевский район к Постановлению администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Киреевский район. В Перечне автодорога с идентификационным номером объекта № имеет протяженность 2.9 км, а на кадастровый учет по техническому плану поставлена автодорога протяженностью 1848 м. Также в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Киреевский район указана еще одна автомобильная дорога с идентификационным номером объекта № («<адрес>) протяженностью 3,8 км. Т.е. к автоподъезду к населенному пункту Сатинка имеются две автодороги в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Киреевский район и две автодороги учтенные в ЕГРН разной протяженностью, несоответствующей Перечню. Для кадастрового учета сооружения необходимы его технический план или копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (подпункты 3, 6 пункта 1 статьи 22 Закона №221-ФЗ, действующий в 2013 году). В данном случае при кадастровом учете дороги с кадастровым № это учтено не было, а также учитывая вышеизложенное, что и привело к реестровой ошибке. Орган кадастрового учета должен принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета имущества, которое не является объектом недвижимости (подпункт 1 пункта 2 статьи 27).
Указанные заключения соответствует нормам действующего законодательства, составлены надлежащими специалистами, имеющими соответствующую квалификацию. Содержащиеся в заключениях выводы научно обоснованы, мотивированы, не противоречивы, основаны на всей совокупности имеющихся в материалах дела доказательств. Перед составлением заключения эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Сторонами в ходе рассмотрения дела заключения экспертов не оспорены. Сомнений представленные заключения экспертов у суда не вызывают, потому суд придает им доказательственное значение.
Оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов проведенной по делу судебной экспертизы не имеется, поскольку они соответствует требованиям статьи 86 ГПК Российской Федерации, составлены экспертами, имеющими достаточный стаж и опыт работы по экспертной специальности.
В силу действующего законодательства суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования администрации муниципального образования Киреевский район не подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования ФИО2 и ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Киреевский район к ФИО2, ФИО3 отказать.
Встречное исковое заявление ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования Киреевский район о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета удовлетворить.
Снять с кадастрового учета объект недвижимости - «Сооружение (сооружения дорожного транспорта (автодорога)», местоположение: <адрес>, протяженностью 1848 м. с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: