Дело № 2-150/2022
22RS0057-01-2022-000226-20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Угловский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Воробьевой Е.В.,
при секретаре Лединой С.В.,
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО2 - ФИО3, действующего на основании ст. 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» - ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.й А. Н. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по » об отмене распоряжения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, возложении обязанности назначить данную выплату, о признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет,
у с т а н о в и л :
истец А. А.Н. обратилась в суд, указывая, что она обратилась к ответчику за установлением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в выплате ей было отказано по основанию превышения среднедушевого дохода прожиточного минимума. Данный отказ считает незаконным и нарушающим законные интересы как её, так и её ребенка. Её супруг А. В.Н. ДД.ММ.ГГГГ принят в члены КФХ ФИО7, где работает до настоящего времени, все необходимые документы ответчику были предоставлены. Однако при расчете среднедушевого дохода не были учтены расходы по деятельности её супруга, хотя налогообложение осуществляется по принципу доход минус расход. Среднемесячный доход её супруга за 2020 год составил 3372,66 руб., за 2021 год - 6291,25руб. Просит отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Управление социальной защиты населения по » об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, обязать ответчика назначить данную выплату, признать за ней право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с даты подачи заявления.
В судебном заседании истец А. А.Н. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, указанным в иске.
Представитель истца А.й А.Н. - ФИО3 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что для индивидуальных предпринимателей при исчислении дохода предусмотрен профессиональный вычет.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по » ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что ежемесячная выплата предоставляется в соответствии с Положением о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№. При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов семьи, полученные в денежной форме, в том числе доходы от деятельности КФХ за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления. Доходы каждого члена семьи учитываются без уменьшения на величину расходов, на сумму выплачиваемых алиментов и иных удержаний по исполнительным листам, до вычета налогов и обязательных страховых платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вычет суммы расходов из суммы полученных доходов предусмотрен для расчета среднедушевого дохода семьи только для лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность с Применением упрощенной системы налогообложения ( с случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения. По представленным документам следует, что заявление о назначении ежемесячной выплаты на ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения А. А.Н. подала ДД.ММ.ГГГГ, учитываемый период доходов её семьи составлял с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно соглашению о создании крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем и его главой является А. Н.В., а супруг А.й А.Н. является членом этого КФХ. При исчислении среднедушевого дохода семьи его доходы учитываются в размере 50% от деятельности КФХ без вычета расходов, так как вычет суммы расходов из суммы полученных доходов законодательством предусмотрен только для индивидуальных предпринимателей, а не для членов КФХ. Просит отказать в удовлетворении иска.
В судебное заседание ответчик Министерство социальной защиты ФИО1 края своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В поступившем в суд письменном отзыве Министерство социальной защиты ФИО1 края изложило свою позицию по иску, аналогичную позиции КГКУ «Управление социальной защиты населения по ».
Третьи лица А. В.Н., Межрайонная ИФНС России № по ФИО1 краю в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории ФИО1 края установлен ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» (далее по тексту - ФИО1№).
В соответствии с п. 3.10. ФИО1№ ежемесячная выплата назначается со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ребенком возраста 8 лет.Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Исходя из п. 4.4. ФИО1№ при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства);
Пункт 4.5. ФИО1№ предусматривает, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Пунктом 4.7. ФИО1№ установлено, что доходы, определенные в «з» - «м» настоящего Положения, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период. В случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте «к» пункта 4.4настоящего Положения, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 3.5.1, 3.5.2настоящего Положения. В таком случае управление социальной защиты населения при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
Согласно п. 4.9. ФИО1№ доходы каждого члена семьи, в том числе от предпринимательской и иной деятельности, учитываются без уменьшения на величину расходов (за исключением случаев, установленных абзацем вторым пункта 4.7, пунктом 4.7.1 настоящего Положения), на сумму выплачиваемых алиментов и иных удержаний по исполнительным листам, до вычета налогов и обязательных страховых платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что А. А. Н. является матерью А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом ребенка является А..
А. А.Н.ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику с заявкой о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, в чем ей было отказано, отказ признан незаконным решением Угловского районного суда ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ, возложена обязанность рассмотреть заявление А.й А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнюю А.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 вновь отказано в назначении выплаты в связи с тем, что среднедушевой доход выше прожиточного минимума.
К указанному распоряжению ответчиком представлен расчет, согласно которого среднедушевой доход семьи А.й А.Н. составляет 20276,52 руб.
При расчете у А. указаны доходы от предпринимательской деятельности КФХ за 12 месяцев в размере 884947,67 руб.
Истец с указанным распоряжением об отказе в назначении выплаты и указанным в расчете доходе её супруга не согласна, поскольку доход супруга учтен без вычета расходов.
Из сообщения МИФНС № по ФИО1 краю от ДД.ММ.ГГГГ на запрос КГКУ УСЗН по следует, что А. В.Н. является членом ИП КФХ А. Н.В. Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 и 2020 год ИП КФХ А. Н.В. указывает доход, который распределяется между главой КФХ и членами КФХ на усмотрение участников ИП КФХ.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.
Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о создании крестьянского (фермерского) хозяйства А. Н.В. следует, что членом данного хозяйства является А.. Пунктом 5.1 данного соглашения предусмотрено, что плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности Крестьянского (фермерского) хозяйства, распределяются между членами в равных долях.
Истцом ответчику были представлены сведения, предоставленные Главой КФХ ФИО7 в налоговый орган, о доходах за 2019-2020 годы, книга учета доходов и расходов ИП ФИО5 КФХ ФИО7 за 2019, 2020 годы.
Учитывая изложенное, доход А. должен исчисляться в размере 50% от дохода ФИО7
В соответствии с пунктом 1 статьи 227Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются лицами, имеющими право на получение профессионального налогового вычета.
Согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов при исчислении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 210 Кодекса и составляющей 13 процентов.
Поскольку положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагают возможность применения, в том числе, профессиональных налоговых вычетов, следовательно, налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц - индивидуального предпринимателя, определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные статьей 346.16Налогового кодекса Российской Федерации расходы.
Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Судом учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в Определенииот 19 декабря 2019 года №3576-О, согласно которой взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в силу их буквального содержания, поскольку не предусмотрено иное, предполагают определение доходов для целей получения соответствующей ежемесячной выплаты исходя из налогооблагаемого дохода (с учетом уменьшения доходов налогоплательщика на сумму профессиональных налоговых вычетов), но до вычета налогов.
Из налоговых деклараций формы 3-НДФЛ за 2019-2020 годы следует, что общая сумма дохода от предпринимательской деятельности ФИО7 за 2019 год составила 80944 руб., за 2020 год - 150990 руб. Расчет данного дохода произведен по формуле: доход минус расход. Расходы ИП ФИО7 подтверждены книгой учета доходов и расходов ИП.
Следовательно, среднемесячный доход А. за 2019 год составляет 3372,67руб. (80944 руб. х 50% : 12 месяцев), за 2020 год - 6048,04 руб. (150990 руб. х 50% : 12 месяцев).
В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 10 февраля 2021 года №35 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2021 год» по Алтайскому краю с 1 января 2021 года установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в размере 10665 руб.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные в дело доказательства, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что ответчику следовало производить расчет исходя из совокупного дохода семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20768,94 руб. : 4 человека, где среднедушевой доход семьи составит 5192,24 руб., то есть не превышает величину прожиточного минимума в Алтайском крае, ответчик незаконно отказал истцу в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет А. Истец первоначально обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплат ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ежемесячные выплаты должны быть назначены с даты обращения.
Иная позиция ответчиков, высказанная в возражениях, основана на ошибочном толковании приведенных положений материального права, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельная.
В соответствии с п.2.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно», утвержденного Приказом Минсоцзащиты Алтайского края от 30.04.2020 №27/Пр/149, государственная услуга предоставляется краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) заявителя, с которым проживает ребенок (далее - «управление»).
С учетом изложенного, исковое требование А.й А.Н. о возложении на ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» обязанности назначить А.й А.Н. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет удовлетворению не подлежит, судебное решение не может подменять функциональные обязанности государственного органа.
Восстановление нарушенного права истца возможно путем признания за ней права на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск А.й А. Н. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по » об отмене распоряжения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, возложении обязанности назначить данную выплату, о признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по », выданный в форме распоряжения по доходу №Д/1 от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет по заявлению А.й А. Н..
Признать за А.й А. Н. право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет А. с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Угловский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, то есть с 12 июля 2022 года.
Судья Е.В. Воробьева