ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1510 от 23.11.2011 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

                                                                                    Шпаковский районный суд Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Шпаковский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1510/2011

мотивированное

решение суда

изготовлено

23 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск 22 ноября 2011 года

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.с участием помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Жидковой Е.А.заявителя ФИО1представителя заявителя ФИО1 - адвоката Рожкова С.А.представителя заявителя ФИО1 – ФИО2представителей окруженной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 25 Шпаковского района Ставропольского края Щ.С.А., Я.В.В. представителя избирательной комиссии Ставропольского края ФИО3представителя заинтересованного лица зарегистрированного кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО5 – ФИО4при секретаре Меликян М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва, выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № – ФИО5 незаконными; об обязании окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Думы Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 и ФИО5 зарегистрированы кандидатами в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в вой суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 подал заявление в порядке ст.39 ГПК РФ об изменении предмета иска и просил суд признать действия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва, выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № – ФИО5 незаконными; обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва устранить допущенные нарушения.вого суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий окружной избирательной одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва передано по подсудности в Шпаковский районный суд.Таким образом, предметом рассмотрения настоящего дела, Шпаковским районным судом, являются требования заявителя ФИО1 о признании действий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва, выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № – ФИО5 незаконными; об обязании окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № (далее по тексту ОИК одномандатного избирательного округа №) по выборам депутатов  пятого созыва устранить допущенные нарушения.В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 адвокат Рожков С.А. измененные требования заявителя поддержал, пояснив, что при проверке ….. подписей избирателей собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты  пятого созыва ФИО5 ОИК были признаны недействительными, недостоверными …. подписей избирателей. Вместе с тем, ими установлено, что подписные листы с подписями избирателей имеют существенные нарушения: в подписях избирателей выявлены недостоверные данные об избирателях, подписные листы оформлены и заполнены с нарушениями (даты в подписных листах выполнены одним лицом, сведения об избирателях внесены не самими избирателями и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, а третьим лицом и т.д.). С учётом установленных нарушений …. подписей из отобранных …., являются недействительными. Считает, что никто из членов ОИК, входивших в состав рабочей группы, не проводил проверки с целью установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях. Также ОИК не принято мер для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях с использованием ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. Кроме того, член комиссии с правом решающего голоса Д.В.В., являясь администратором системы ГАС «Выборы», и зная о её не применении, голосовал против регистрации кандидатом ФИО5 и высказал особое мнение, относительно проверки подписных листов. Также ОИК одномандатного избирательного округа № не организовала проверку сведений об избирателях и подписей избирателей указанных в подписных листах представленных ФИО5, в связи с чем, было принято незаконное решение о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты  пятого созыва. Просит признать действия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва, выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № – ФИО5 незаконными; обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва устранить допущенные нарушения.В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал доводы измененного заявления по изложенным в нем основаниям, а также пояснения своего представителя Рожкова С.А., просил требования удовлетворить.В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 – ФИО2 поддержала измененные требования заявителя по основаниям, изложенным в заявлении. Просит требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.Представитель окруженной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №  Я.В.В. суду пояснил, что рабочей группой по проверке соблюдения порядка выдвижения, порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты  пятого созыва, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № для проведения проверки подписных листов, представленных ФИО5, путем выборки (жеребьёвки) было отобрано ….% подписей избирателей, что составило …..подписи. В результате проверки подписных листов недействительными признано …. подписей, что составило …. % от исследуемых подписей, по результатам проверки был составлен итоговый протокол. …. года на заседании ОИК были озвучены результаты проверки подписных листов рабочей группой и принято решение о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты  пятого созыва. При принятии решения, членом комиссии Д.В.В. было заявлено о его особом мнении, которое он не мотивировал. В течение …. дней от Д.В.В. также не поступило особого мнения в ФИО1 виде. При проведении проверки подписных листов, каких-либо сомнений не возникло, в связи с чем, не встал вопрос о привлечении специалистов, использовании сведений ГАС «Выборы», что в свою очередь является правом ОИК, но не обязанностью. Считает, что требования заявителя не основаны на законе, им не предоставлены доказательства, подтверждающие незаконные действия ОИК, которая принимала решение о регистрации кандидата ФИО5 ….. года.Председатель ОИК одномандатного избирательного округа № Щ.С.А. суду пояснил, что действия ОИК одномандатного избирательного округа № совершенные ДД.ММ.ГГГГ при принятии решения о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты  пятого созыва являются законными. Так, ДД.ММ.ГГГГ ОИК совершала все действия в правомочном составе, были озвучены результаты проверки подписных листов рабочей группы. Член комиссии Д.В.В. заявил об особом мнении и высказался против регистрации кандидата ФИО5, что было отражено в протоколе заседания, однако свое мнение не обосновал и в дальнейшем в ФИО1 форме не предоставил. Решение о регистрации кандидата было принято коллегиально, большинством голосов и оформлено в виде постановления. Считает, что все действия ОИК были законными и обоснованными. Рабочей группой подписные листы осматривались визуально на соответствие их формы требованиям закона, также визуально осматривались записи: поставил ли избиратель подпись и дату самостоятельно или не самостоятельно, все ли сведения указаны об избирателе, о сборщике подписей. И в случае возникновения сомнений у членов рабочей группы мог быть привлечен соответствующий специалист для дачи заключения. В данном случае у членов рабочей группы каких-либо сомнений в проверяемых подписях выявлены не были. Считает, что основной задачей ОИК является обеспечение избирательных прав граждан. Заявитель не определил, какие конкретно действия повлекли за собою нарушение и конкретно чьи избирательные права были нарушены. Требования заявителя не основаны на законе и им не предоставлены доказательства, подтверждающие незаконные действия ОИК.Представитель избирательной комиссии  ФИО3 считает требования заявителя ФИО1 необоснованными, поскольку действия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов , выраженные в форме решения - постановления о регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № - ФИО5 были проведены в соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Заинтересованное лицо зарегистрированный кандидат в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО5 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления просит дело рассмотреть в его отсутствие. Суд, в соответствии со ст.260.1 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица ФИО5 Представитель заинтересованного лица зарегистрированного кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО5 – ФИО4 считает требование заявителя о том, что ОИК обязана использовать систему ГАС «Выборы» для проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах не основано на законе, поскольку в соответствии с действующим федеральным (п.3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и краевым (п.4 абз.2 ст.  от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О выборах депутатов ») законодательством ОИК, которая является коллегиальным органом и в своей деятельности независима от других органов государственной власти и иных органов, должностных лиц РФ, вправе использовать систему ГАС «Выборы» для проверки достоверности данных об избирателях, но не обязана. В остальных действиях ОИК совершала все действия по процедуре, предусмотренной законом, то есть комиссия собралась на заседание в правомочном составе, обсудила представленные кандидатом ФИО5 документы, комиссия в том порядке, в котором она посчитала необходимым, проверила порядок сбора подписей, подписи, соответствующее оформление подписных листов и т.д. Особое мнение – это обличенное в ФИО1 форму в виде соответствующего документа мнение члена комиссии с правом решающего голоса. Такое особое мнение в окружную избирательную комиссию от члена комиссии Д.В.В. не поступало. Таким образом, позиция члена комиссии Д.В.В. является не более чем голосование одного из членов комиссии против принимаемого решения, которое в силу того, что он остался в меньшинстве, не влечет никаких правовых последствий. Считает, что та формулировка требований, которая предъявлена заявителем, является недопустимой, поскольку такое действие ОИК, как принятие решения оспаривать нельзя. Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требований заявителя, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.Постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов  пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.Постановлением ОИК одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирован кандидатом в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № (л.д.35).Заявитель ФИО1 считает, что действия ОИК одномандатного избирательного округа № выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № – ФИО5, являются незаконными, поскольку ОИК не принято мер для установления достоверности содержащихся в подписных листах, предоставленных кандидатом ФИО5, сведений об избирателях на выборах с использованием ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, ОИК не организовало проверку сведений об избирателях и подписей избирателей, что послужило основанием для его обращения в суд.Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.Положения ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон) и ст. от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О выборах депутатов » регламентируют порядок проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.Так, постановлением ОИК одномандатного избирательного округа № № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты  пятого созыва, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № и Положение о рабочей группы (л.д.58-61).ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой проведена проверка подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты  пятого созыва, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № ФИО5 Результаты проверки подписных листов внесены в ведомости проверки подписных листов (л.д.65-66). По результатам проверки подписных листов составлен итоговый протокол (л.д.63-64). Постановлением ОИК одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирован кандидатом в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № (л.д.35). При этом, при принятии данного постановления, был оформлен протокол заседания, где были отражены совершаемые действия членов комиссии (л.д. 33-34). То есть в данном случае установлено, что окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №  в правомочном составе, коллегиально было принято окончательное решение по регистрации кандидата в виде постановления. Действия ОИК были совершены в целях реализации своих полномочий по подготовке проведения выборов и других возложенных на неё полномочий.При этом, заявителем, а также его представителями, не представлены суду доказательства, подтверждающие незаконные действия ОИК, которые в силу п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут быть оспорены в суде. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Довод заявителя и его представителей о том, что член комиссии ОИК одномандатного избирательного округа № Д.В.В. выразил свое особое мнение при принятии решения о регистрации кандидата, не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае, решение комиссии принималось большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии, что соответствует требованиям ст.28 Федерального закона (л.д. 33-34). Доводы представителя заявителя Рожкова С.А., что ОИК не использовала систему ГАС «Выборы» для проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, также не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.Так, согласно п.3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.В соответствии с п.4 ст.  от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О выборах депутатов » для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. Согласно п.4 Положения о рабочей группе члены рабочей группы и привлеченные специалисты в своей деятельности могут использовать программно-технические и коммуникационные возможности, представляемые ГАС «Выборы» (л.д.59).В судебном заседании установлено, что при проведении проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты  пятого созыва, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № ФИО5 у рабочей группы не возникло необходимости в привлечении специалистов и использовании ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. И согласно вышеуказанных норм избирательного законодательства, это право избирательной комиссии, а не обязанность. По этим же основаниям, суд не может принять во внимание доводы заявителя и его представителей о непринятии мер ОИК для установления достоверности содержащихся в подписных листах, не организации проверки сведений об избирателях и подписей избирателей. Кроме того, суд считает, что данные доводы не подлежат проверки по существу при предъявлении заявителем требований о признании действий ОИК выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты  незаконными, так как п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены действия избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде.С учётом вышеизложенных обстоятельств, их оценки, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, судРЕШИЛ:  ФИО1 в удовлетворении требований о признании действий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов  пятого созыва, выраженные в форме решения – постановления о регистрации кандидата в депутаты  пятого созыва по одномандатному избирательному округу № – ФИО5 незаконными; об обязании окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва устранить допущенные нарушения – отказать.Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 5 дней.Председательствующий судья: Т.С. Евтухова