ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года г. Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Виноградовой И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Аракчеевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области к Селех Владиславу Юрьевичу о признании объекта строительством самовольной постройкой, сносе самовольной постройки,
установил:
Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области обратилось в суд с исковыми требованиями к Селех В.Ю. о признании незавершенного строительством объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; возложении обязанности привести за счет собственных денежных средств незавершенный строительством объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в соответствие с параметрами разрешенного строительства в течении месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, площадью 772+/-0 кв.м из земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для обслуживания и эксплуатации жилого дома, принадлежит согласно данных ЕГРН Селеху В.Ю. В ходе проведенной 16.07.2021 Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций проверки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, установлено, что на указанном земельном участке осуществляется строительство объекта капитального строительства - трехэтажного многоквартирного дома в отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений и с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица № 285 от 19.07.2021. По данному факту Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций было направлено в адрес Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области уведомление о выявлении самовольной постройки. Согласно представленным материалам Селеху В.Ю. Администрацией г. Твери на указанный земельный участок выдавалось разрешение на строительство на строительство индивидуального жилого дома. Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности разрешительная документация на объект не выдавалась. Учитывая вышеуказанное, возведение жилого дома приводит к нецелевому использованию земельного участка, потому как разрешенное использование земельного участка не допускает строительства на нем многоквартирного дома.
Представитель истца ГУ архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их, не возражала против вынесения заочного решения.
Ответчик Селех В.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
В связи с изложенным, на основании статей 117, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом при наличии согласия истца определено рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, Селех В.Ю. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, площадью 772+/-0 кв.м. из земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для обслуживания и эксплуатации жилого дома (л.д. 15-24).
10.02.2021 в ЕГРП внесена запись о регистрации права собственности Селех В.Ю. на жилой дом, 1-этажный, общей площадью 104.9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес>
Согласно материалам дела 29.10.2015 Селеху В.Ю. Администрацией г. Твери на вышеуказанный земельный участок выдавалось разрешение № 69-40-277-2015 на строительство индивидуального жилого дома.
Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица № 285 от 19.07.2021, в ходе внеплановой проверки, проведенной Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций, установлен факт проведения строительных работ по возведению объекта строительства (л.д. 25-29).
Как следует из материалов дела Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области разрешительная документация на строительство трехэтажного многоквартирного дома на вышеуказанном земельном участке не выдавалась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В судебном заседании установлено, что строительство спорной постройки осуществлено без получения разрешения на строительство.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возведения здания, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 названной выше статьи (п. 2).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в сохраняющих свою силу судебных актах (Постановление от 11 марта 1998 года N 8-П, определения от 25 марта 2004 года N 85-О, от 13 октября 2009 года N 1276-О-О, от 03 июля 2007 года N 595-О-П, от 19 октября 2010 года N 1312-О-О), закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Частями 2 и 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 5,6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 установлены следующие основные понятия:
жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47).
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, предназначенных для проживания различных семей, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что возведенное на земельном участке здание не предназначено для проживания одной семьи, является многофункциональным зданием, а не объектом индивидуального жилищного строительства, сведения о правах на который зарегистрированы в ЕГРП.
Из действующих положений п.п. 14 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что этажность - это количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения).
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37, к этажам жилых домов относят: мансардный (мансарда); надземный; подвальный, технический, цокольный.
Письмом Минэкономразвития от 20 марта 2013 года № ОГ-Д23-1426 разъяснено, что под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный. Отдельно стоящие дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании) не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке планируется возведение 3-х этажного многоквартирного дома.
Исходя из положений части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для выдачи разрешения на такой объект капитального строительства требуется предоставление застройщиком помимо документов, необходимых для строительства индивидуального жилого дома, ряда других документов. При этом проектная документация подлежит обязательной экспертизе в силу требований части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Строительство трехэтажного дома без получения на это необходимых разрешений является достаточным основанием для признания постройки самовольной и для возложения обязанности ее снести.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Верховного Суда РФ от 14 апреля 2015 г. №18-КГ15-60.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В судебном заседании установлено, что согласно генерального плана и правил землепользования и застройки города Твери указанный земельный участок располагается в зонах индивидуальной жилой застройки. Зона застройки индивидуальными жилыми домами не предназначена для разделения объекта строительства на квартиры. Таким образом, возведенное 3-х этажное многофункциональное здание не может являться объектом индивидуального жилищного строительства, соответственно, при его возведении существенно нарушены градостроительные нормы и правила. Дом возведен на земельном участке, не отведенном для этих целей, поскольку участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Соответственно, самовольная постройка не может быть сохранена в существующем виде и подлежит сносу.
На основании закона Тверской области от 20.12.2019 № 89-30 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» с 01.01.2021 Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области переданы полномочия в области градостроительной деятельности.
Письмом от 20.07.2021 Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций уведомило Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о факте возведения объекта недвижимости на земельном участке, разрешенное использование не допускает строительство на нем данного объекта (л.д. 31-32).
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В связи с удовлетворением исковых требований, подлежит внесению в ЕГРН запись о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Исковые требования в части установления срока исполнения решения суда ответчиком удовлетворению не подлежат, поскольку в силу требования части 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации установление такого срока является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Истец входит в перечень вышеуказанных органов, в связи с чем, на него распространяются вышеуказанные нормы налогового законодательства, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика в доход бюджета муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 193, 194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области к Селех Владиславу Юрьевичу о признании объекта строительством самовольной постройкой, сносе самовольной постройки удовлетворить частично.
Признать незавершенный строительством объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать Селех Владислава Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия № выдан ДД.ММ.ГГГГ Пролетарским РОВД г. Твери, зарегистрированного по адресу: <адрес>, самостоятельно, за счет собственных средств привести незавершенный строительством объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в соответствие с параметрами разрешенного строительства.
Взыскать с Селех Владислава Юрьевича государственную пошлину в доход муниципального образования город Тверь в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области к Селех Владиславу Юрьевичу о признании объекта строительством самовольной постройкой, сносе самовольной постройки – отказать.
Ответчик вправе подать в Пролетарский районный суд города Твери заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда от отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Виноградова
Решение в окончательной форме принято 15 ноября 2021 года.
Судья И.В. Виноградова
1версия для печатиДело № 2-1510/2021 ~ М-1534/2021 (Решение)