ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1511/12 от 17.09.2012 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-1511/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2012 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ивановой Л.В. при секретаре Петухове М.В., с участием помощника прокурора Париловой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию п. Емельяново о признании бездействия незаконным и об обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию п. Емельяново о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно объектов улично-дорожной сети: <...> протяженностью 4,1 км; <...> протяженностью 1,8 км; <...> протяженностью 1,0 км; <...> протяженностью 0,8 км; <...> протяженностью 3,0 км; <...> протяженностью 0,2 км; <...> протяженностью 0,1 км; <...> протяженностью 0,15 км; <...> протяженностью 0,35 км; <...> протяженностью 0,3 км; <...> протяженностью 1,5 км; <...> протяженностью 1,3 км; <...> протяженностью 3,0 км; <...> протяженностью 0,3 км; <...> протяженностью 0,1 км. Также в своем иске истец просит: обязать администрацию МО п.Емельяново осуществить в порядке ст. 225 ГК РФ постановку на учет в Емельяновский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю вышеуказанные бесхозяйные объекты, включенные в реестр улично-дорожной сети, находящиеся в ведении МО поселок Емельяново в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию МО п.Емельяново принять меры к постановке земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного и иного значения на кадастровый учет, оформлению права собственности и документов технического учета, включению соответствующих сведений в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности. В ходе проведенной проверки установлено, что муниципальным образованием - п.Емельяново разработан реестр улично-дорожной сети, находящейся в ведении МО п.Емельяново. В указанный реестр вошли дороги, расположенные в п.Емельяново и населенных пунктах подведомственных муниципальному образованию. Согласно акту приема-передачи от 29.10.2007 года, в соответствии с решением Емельяновского районного Совета депутатов №36-196р от 04.07.2007 года из муниципальной собственности Емельяновского района в муниципальную собственность п.Емельяново переданы объекты недвижимого имущества, а именно объекты улично-дорожной сети: <...> протяженностью 4,1 км; <...> протяженностью 1,8 км; <...> протяженностью 1,0 км; <...> протяженностью 0,8 км; <...> протяженностью 3,0 км; <...> протяженностью 0,2 км; <...> протяженностью 0,1 км; <...> протяженностью 0,15 км; <...> протяженностью 0,35 км; <...> протяженностью 0,3 км; <...> протяженностью 1,5 км; <...> протяженностью 1,3 км; <...> протяженностью 3,0 км; <...> протяженностью 0,3 км; <...> протяженностью 0,1 км. Всего, согласно вышеуказанному акту, в муниципальную собственность п. Емельяново передано 18 км. автомобильных дорог, которые включены в реестр муниципальной собственности, однако право собственности на объекты не зарегистрировано, идентификационные номера дорогам не присвоены, земельные участки, занятые автомобильными дорогами местного значения на государственный кадастровый учет не поставлены. На сегодняшний день администрацией муниципального образования п.Емельяново автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов в собственность муниципального образования не приняты, на баланс не поставлены, в реестре муниципального имущества не числятся, не решен вопрос о постановке на учет в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильных дорог, включенных в реестр улично-дорожной сети, находящейся в ведении МО п.Емельяново. Данное обстоятельство препятствует надлежащей реализации органом местного самоуправления полномочий, закреплённых в ст. 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», препятствует понуждению органа местного самоуправления к надлежащему содержанию дорожной сети. Непринятие в собственность автомобильных дорог общего пользования в границах населённых пунктов, расположенных на территории сельсовета, приводит к ненадлежащему содержанию дорожного покрытия, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения на дорогах и может привести к причинению вреда здоровью, имуществу граждан.

Помощник прокурора Парилова Т.С., явившаяся в судебное заседание, исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика – администрации п. Емельяново в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

Основным вещным правом является право собственности.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 51 указанного Закона закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изложенное свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления оформить в собственность автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселений муниципального образования.

Необходимость оформления в муниципальную собственность автомобильных дорог в границах поселений обусловлена тем, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на основе проектов, схем, и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц. Круг лиц, граждан, чьи права на безопасность дорожного движения могут быть нарушены, определить не представляется возможным, поскольку на территории сельсовета, находятся как граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные на территории сельсовета, так и приезжие граждане из других городов и населенных пунктов.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, представляют собой одно из средств прокурорского реагирования, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Из материалов дела видно:

Муниципальным образованием - п.Емельяново разработан реестр улично-дорожной сети, находящейся в ведении МО п.Емельяново. В указанный реестр вошли дороги, расположенные в п.Емельяново и населенных пунктах подведомственных муниципальному образованию.

Согласно акту приема-передачи от 29.10.2007 года, в соответствии с решением Емельяновского районного Совета депутатов №36-196р от 04.07.2007 года из муниципальной собственности Емельяновского района в муниципальную собственность п.Емельяново переданы объекты недвижимого имущества, а именно объекты улично-дорожной сети: <...> протяженностью 4,1 км; <...> протяженностью 1,8 км; <...> протяженностью 1,0 км; <...> протяженностью 0,8 км; <...> протяженностью 3,0 км; <...> протяженностью 0,2 км; <...> протяженностью 0,1 км; <...> протяженностью 0,15 км; <...> протяженностью 0,35 км; <...> протяженностью 0,3 км; <...> протяженностью 1,5 км; <...> протяженностью 1,3 км; <...> протяженностью 3,0 км; <...> протяженностью 0,3 км; <...> протяженностью 0,1 км.

На момент рассмотрения дела автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов в собственность муниципального образования не приняты, на баланс не поставлены, в реестре муниципального имущества не числятся, не решен вопрос о постановке на учет в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильных дорог, включенных в реестр улично-дорожной сети, находящейся в ведении МО п.Емельяново.

Таким образом, установлено нарушение администрацией п. Емельяново прав граждан, которое создаёт угрозу безопасности дорожного движения на дорогах и может привести к причинению вреда здоровью и имуществу.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации п. Емельяново исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области постановки на учет бесхозяйного имущества может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Емельяновского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации п. Емельяново в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Обязать администрацию МО п.Емельяново поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйное имущество бесхозяйные объекты улично-дорожной сети:

- <...> протяженностью 4,1 км;

- <...> протяженностью 1,8 км;

- <...> протяженностью 1,0 км;

- <...> протяженностью 0,8 км;

- <...> протяженностью 3,0 км;

- <...> протяженностью 0,2 км;

- <...> протяженностью 0,1 км;

- <...> протяженностью 0,15 км;

- <...> протяженностью 0,35 км;

- <...> протяженностью 0,3 км;

- <...> протяженностью 1,5 км;

- <...> протяженностью 1,3 км;

- <...> протяженностью 3,0 км;

- <...> протяженностью 0,3 км;

- <...> протяженностью 0,1 км.

Обязать администрацию МО п.Емельяново принять меры к постановке земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного и иного значения на кадастровый учет, оформлению права собственности и документов технического учета, включению соответствующих сведений в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Установить срок исполнения решения в течение двенадцати месяцев после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский Краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Емельяновского РС Л.В. Иванова