ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1512/2014 от 18.06.2014 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

     РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 июня 2014 года                                                       г. Усть-Илимск

 Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Мутигуллиной Н.М.,

          с участием истца Черных З.А., помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Таракановой А.В.,

 с участием Бараускайте О.В., действующей на основании доверенности от *** *** сроком действия по *** в интересах ответчика - администрации города Усть-Илимска, на основании доверенности от *** *** сроком действия по *** в интересах ответчика - Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1512/2014 по иску Черных З.А. к Администрации города Усть-Илимска о признании бездействия незаконным, обязании принять отказ от права на земельный участок и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, гражданское дело № 2-1564/2014 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Черных З.А. к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным бездействия, понуждении исполнить обязательства, дела объединены в одно производство,

 УСТАНОВИЛ:

 Черных З.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Усть-Илимска, в котором просит признать бездействие администрации города незаконным, обязать администрацию принять отказ от права на земельный участок и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

 Усть-Илимский межрайонный прокурор, действуя в интересах Черных З.А., обратился в суд с иском к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска с требованием о признании незаконным бездействия Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска, выразившегося в непринятии в месячный срок решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования истца земельным участком, расположенным по адресу: *** *** возложении обязанности принять на основании заявления истца решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования истца вышеуказанным земельным участком.

 Определением суда от *** дела объединены в одно производство.

 В обоснование заявленных требований указано, что в постоянном (бессрочном) пользовании Черных З.А. находится земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м., расположенным по адресу: ***.

 Черных З.А. является собственником нежилого кирпичного *** помещения *** общей площадью *** кв.м., встроенного в *** по адресу: ***.

 *** Черных З.А. обратилась к главе администрации города Усть-Илимска с письменным заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком и его прекращении.

 *** начальником Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска был дан ответ об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.

 Данным бездействием, указывает Черных З.А., нарушены законные права и интересы неограниченного круга лиц - *** по адресу; ***., поскольку земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно, а право публичной собственности на земельный участок прекратилось.

 В судебном заседании Черных З.А. поддержала доводы заявления по изложенным в нем основаниям, дополнительно указав, что нарушение её прав состоит в том, что она оплачивает земельный налог, исходя из размера земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем платит налог и за других пользователей - собственников жилых помещений, а также нежилых помещений, ***, в том числе за ***, занимающего в данном доме помещение, собственником которого она прежде являлась.

 Помощник прокурора Тараканова А.В. полагала иск в защиту прав Черных З.А. законным и обоснованным и потому подлежащим удовлетворению, указав, что установлена обязанность органа местного самоуправления принять отказ землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Органом местного самоуправления должно было быть принято решение либо об отказе, либо об удовлетворении заявления. Отказа как такового заявителю не было, который можно было бы оспорить в судебном порядке.

 Представитель Бараускайте О.В., действующая на основании доверенности в интересах Администрации г. Усть-Илимска, Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска, полагала заявление Черных З.А. и заявление прокурора, поданного в интересах Черных З.А., не подлежащими удовлетворению.

 В обоснование возражений указано, что, несмотря на отказ Черных З.А. от прав на земельный участок, реально такого отказа не происходит, поскольку до настоящего времени участок остается в пользовании Черных З.А. - собственника недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке. Поскольку использование земельного участка продолжается, принятие отказа от прав на него и прекращение права недопустимо, в связи с чем заявителю было отказано в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования. Для признания бездействия незаконным необходим факт нарушения, прав и свобод гражданина и нарушение Закона, чего в данном случае не допущено. Процедура совершения действий по обращению гражданина соблюдена, ответ на заявление Черных З.А. дан надлежащим должностным лицом в установленный тридцатидневный срок. Заявление истца рассмотрено, предложен вариант решения вопроса. Земельным кодексом установлено платное землепользование. С учетом того, что земельный участок остается в пользовании, отсутствует переход права на объект, отказ от земельного участка приводит к злоупотреблению правом, что приведет к нарушению прав Муниципального образования.

 Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

 В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Исходя из положений указанной нормы закона, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

 Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

 Пунктом 1 ст. 12 ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрены статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации.

 В частности, определено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

 В свою очередь, согласно пункту 3 указанной статьи при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

 В соответствии с частью 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

 Вопросы землепользования на территории муниципального образования город Усть-Илимск отнесены к ведению Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимск (Положение о Департаменте недвижимости Администрации города Усть-Илимска, утвержденное решением Городской Думы города Усть-Илимска от 14.12.2005 № 26/114).

 Черных З.А. является собственником нежилого *** помещения ***, общая площадь *** кв.м., о чем представлено Свидетельство о государственной регистрации права, запись о регистрации *** от ***.

 Основанием возникновения права собственности явилось соглашение на раздел имущества между учредителями *** от ***.

 Для размещения *** Черных З.А. был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью *** кв.м. из земель жилой и общественной застройки населенных пунктов, занятых коммерческими предприятиями, по адресу: ***, участок ***.

 Основанием для предоставления земельного участка явилось постановление главы Администрации г.Усть-Илимска от *** *** ***» и о предоставлении земельного участка Черных З.А. для размещения ***»; постановление и.о.главы администрации города от *** *** «О внесении дополнения и изменения в постановление главы администрации города от *** ***…».

 Государственная регистрация права Черных З.А. на указанный земельный участок произведена ***, о чем произведена запись о регистрации *** (свидетельство о государственной регистрации права выдано ***).

 Земельный участок поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер *** что следует из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на ***.

 Из технического паспорта на нежилое здание *** (поэтажный план, экспликация к плану по общественному фонду) следует, что площади *** занимают помещения, расположенные на *** этажах, общая площадь помещений составляет *** кв.м.

 Из материалов дела следует, что *** Черных З.А. обратилась с заявлением в адрес главы администрации города Усть-Илимска, в котором заявила об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и просила прекратить право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***.

 *** в адрес Черных З.А. был направлен ответ за ***, подписанный начальником Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска А.В. Беззубенко, из которого следует, что указанный земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером *** был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения *** и не вошел в состав земельного участка с кадастровым номером ***, сформированного под многоквартирным домом по адресу: ***.

 При этом в ответе заявителю даны разъяснения о том, что объединение смежных земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** возможно по решению собственников помещений жилого дома за счет средств заинтересованного лица. В связи с чем вопрос о прекращении у Черных З.А. права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью *** кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, может быть рассмотрен после предоставления документов (кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка), подтверждающих включение земельного участка с кадастровым номером *** в состав придомовой территории жилого дома № *** по п***.

 Черных З.А. в судебном заседании подтвердила факт получения указанного ответа за подписью начальника Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска на её заявление от ***.

 С учетом изложенного суд приходит к выводу, что направленный в адрес заявителя Черных З.А. ответ в виде письма за подписью начальника Департамента недвижимости администрации г. Усть-Илимска является ответом на заявление Черных З.А. от ***.

 До настоящего времени собственником объекта недвижимости - *** расположенного на спорном земельном участке, является Черных З.А.

 Отказ от права на земельный участок с находящимися на нем зданиями, строениями, сооружениями в случае, если они принадлежат одному лицу, законодательством не предусмотрен, в связи с чем суд приходит к выводу о недопустимости прекращения права пользования земельным участком без отчуждения зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке.

 Учитывая, что Черных З.А. заявила об отказе от права на спорный земельный участок при отсутствии волеизъявления на отчуждение принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания *** суд приходит к выводу о том, что обжалуемое заявителем бездействие отсутствует. Процедура рассмотрения заявления гражданки Черных З.А. не нарушена, действия должностного лица - главы Администрации города Усть-Илимска соответствуют требованиям действующего законодательства при рассмотрении обращения заявителя, ответ на заявление дан в установленный тридцатидневный срок.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Заявителем Черных З.А., а также прокурором не представлено доказательств того, какие конкретно неблагоприятные последствия для заявителя повлекло предоставление ответа должностного лица органа местного самоуправления, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

 Обстоятельств, указывающих на нарушение органами местного самоуправления конституционных прав заявителя, в судебном разбирательстве также не установлено.

 Отказывая в удовлетворении иска прокурора, заявленного в интересах Черных З.А., суд наряду с вышеуказанным также учитывает, что Черных З.А. не обращалась в Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска с заявлением об отказе от права на земельный участок, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для возложения на данного ответчика обязанности по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

 Суд также учитывает, что в силустатьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.

 Следовательно, принятие решения органом местного самоуправления прекращения права пользования Черных З.А. спорным земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий собственнику Черных З.А., приведет к нарушению принципа платности землепользования, что противоречит действующему законодательству.

 С учетом изложенного не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела довод Черных З.А. о том, что она уплачивает земельный налог за других пользователей, в частности за ***, занимающего часть нежилых помещений, ранее принадлежавших Черных З.А., поскольку при продаже здания, сооружения или другой недвижимости, расположенной на земельном участке, к ее покупателю переходит и часть земельного участка, на котором расположена продаваемая недвижимость. Причем этот переход не зависит от волеизъявления продавца. Обязательность передачи покупателю недвижимости соответствующего земельного участка либо его части вытекает из закона.

 Между тем суд приходит к выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

 При разъяснении в судебном заседании права на изменение способа защиты Черных З.А., а также помощник прокурора настаивали на избранном способе защиты права, в связи с чем решение принято по заявленным требованиям.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Черных З.А. к Администрации города Усть-Илимска о признании бездействия незаконным, обязании принять отказ от права на земельный участок и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, иск Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Черных З.А. к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным бездействия, понуждении исполнить обязательства, оставить без удовлетворения.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий судья:                подпись                    В.В. Орехова

 Решение вступило в законную силу 27.08.2014г.

  и