ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1512/2017 от 27.06.2017 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-1512/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Адиканко Л.Г.,

при секретаре Хмелевской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Емельяновского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Емельяновского района обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - объект культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы. 1855-1857 гг» с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что 06.10.2015 года по заявлению муниципального образования Частоостровский сельсовет указанный объект был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости. До настоящего времени своих прав на сооружение никто не заявил; ограничения, обременения данного объекта в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы. Признание права муниципальной собственности на указанный объект необходимо для осуществления полномочий органа местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании представитель заявителя - администрации Емельяновского района ФИО1 заявленные требования поддержала, в обоснование их привела доводы, аналогичные вышеизложенному, пояснив, что бесхозяйный объект недвижимого имущества - Церковь Святой Параскевы Пятницы поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры, при этом в реестрах федеральной, государственной, краевой и муниципальной собственности он не числится; сведения о правах на объект в БТИ и в ЕГРН отсутствуют.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица Религиозной организации «Красноярская Епархия Русской Православной Церкви» - ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные администрацией Емельяновского района требования, пояснив, что Церковь Параскевы Пятницы является памятником деревянного зодчества, храмом, построенном в середине XIX века. На основании решения Емельяновского районного суда от 19.05.2014 года администрацией Частоостровского сельсовета данный объект был поставлен на учет как бесхозяйный объект; с указанного времени никаких лиц, заявивших о своих правах на объект, не выявлено. Отсутствие собственника не позволяет проводить реставрационные работы в отношении данного объекта, промедление в осуществлении мероприятий по сохранению и охране данного памятника может привести к его утрате.

Представители заинтересованных лиц – администрации Частоостровского сельсовета, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерства культуры Красноярского края, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 255 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и у культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как установлено судом, решением крайисполкома от 16.06.1980 года № 384-15 храм «Церковь Святой Параскевы Пятницы» поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры, является редким для края образцом деревянного зодчества, год постройки храма – 1855-1857 г.г.

Постановлением главы Частоостровского сельсовета №145 от 06.04.2009 года данному объекту присвоен адрес: <адрес>

Постановлением администрации Частоостровского сельсовета №146 от 01.10.2013 года указанному объекту изменен адрес с <адрес>

Решением Емельяновского районного суд от 19.05.2014 года на администрацию муниципального образования Частоостровский сельсовет возложена обязанность осуществить постановку на учет бесхозяйного объекта - объекта культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы 1855-1857 г.г.».

Согласно выписки из ЕГРН и материалов дела правоустанавливающих документов, 06.10.2015 года органами Росреестра на основании заявления администрации Частоостровского сельсовета от 02.09.2015 года указанный объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный.

Указанный объект представляет собой нежилое здание общей площадью 261,1 кв.м., возведенное в 1855 году. Техническая инвентаризация указанного объекта до 01.01.2013 года не проводилась, по результатам проеденных кадастровых работ объекту присвоен кадастровый номер , что следует из представленного суду кадастрового паспорта объекта.

По сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 26.04.2017 года, в реестре федерального имущества объект недвижимого имущества – объект культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы. 1855-1857 гг» не учитывается.

Сведения об указанном объекте отсутствуют в реестре государственной собственности Красноярского края, что следует из уведомления Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 25.04.2017 года.

В реестре муниципальной собственности Емельяновского района данный объект также не значится, что подтверждено представленной в дело выпиской из реестра муниципальной собственности Емельяновского района от 07.06.2017 года.

Согласно данных, представленных ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», сведения о зарегистрированных правах на указанное здание отсутствуют.

Сведений о регистрации права собственности, иных вещных прав, ограничений (обременениях) прав на указанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН, представленная Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю.

Таким образом, учитывая то, что спорный объект недвижимого имущества находится на территории муниципального образования Емельяновский район, по истечении года со дня его постановки на учет в качестве бесхозяйного лиц, заявивших о своих правах на объект не имеется; учитывая особый статус данного объекта, являющегося объектом культурного наследия, принимая во внимание, что отсутствие собственника не позволяет проводить реставрационные работы в отношении данного объекта и промедление в осуществлении мероприятий по сохранению и охране данного памятника культурного наследия может привести к его утрате, суд полагает правильным признать право муниципальной собственности муниципального образования Емельяновский район на указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право муниципальной собственности муниципального образования Емельяновский район на бесхозяйный объект недвижимого имущества нежилое здание - объект культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы 1855-1857 г.г.», общей площадью 261,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца с даты его принятия.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко