Р Е Ш Е Н И Е № 2-1513/2017
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена 12.04.2017 года
Полный текст решения изготовлен 17.04.2017 года.
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.
при секретаре Бабаковой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 12 апреля 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, об обязанности выдать разрешение на использование земельного участка для размещения сборного железобетонного гаража, и
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации ЦАО г. Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объекта - сборного железобетонного гаража, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГг. исх. №№, об обязанности выдать разрешение на использование земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> (согласно приложенным Схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и схеме размещения объектов) для размещения элемента благоустройства территории – некапитального нестационарного сооружения, сборного железобетонного гаража.
Истец суду пояснил, что требования поддерживает. На праве собственности ему принадлежит ж\б гараж. На основании соглашения, заключенного с администрацией ЦАО, с ДД.ММ.ГГГГ года он использует земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> – <адрес>, вносит ежегодно плату, в том числе уплатил платеж за ДД.ММ.ГГГГ год. Узнал об изменениях в законодательстве, согласно которым оформление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется. В ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Администрацию ЦАО г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления для размещения некапитального сборного железобетонного гаража по адресу: <адрес>. В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация без указаний оснований отказала в выдаче разрешения на использование земельного участка. Считает, что такой отказ является незаконным. В ДД.ММ.ГГГГ года получил уведомление об обязанности освободить земельный участок, с чем не согласен, т.к. гараж является элементом благоустройства, и оформление прав на земельный участок не требуется.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании ордера, суду пояснил, что исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить. Земельный Кодекс предусматривает случаи использования земельных участков без их предоставления, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в такой перечень включены элементы благоустройства территории. Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года №45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска» установлено, что к элементам благоустройства территории могут относиться некапитальные нестационарные сооружения, в том числе металлические и сборные железобетонные гаражи.
Постановлением Правительства Омской области № 170-п от 24.06.2015 установлен порядок обращения за выдачей разрешений на использование земельного участка, в соответствии с которым истец обратились в администрацию ЦАО. Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска и других нормативных актов полномочия рассмотрений и выдачи таких разрешений возлагается на Администрацию ЦАО г. Омска. На обращение ФИО1 администрация ЦАО г. Омска дала письменный ответ, в котором не указала основания отказа. Ссылка на ст. 7.1 КоАП РФ является не уместной, поскольку данная статья предусматривает ответственность для тех лиц, которые обязаны оформить правоустанавливающие документы на землю в соответствии с требованиями закона. Находит отказ немотивированным. В ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что благоустройством занимаются органы местного самоуправления. Данный закон разъясняет, что необходимо понимать под элементами благоустройства территории – это нестационарные сооружения, чем и является сборный железобетонный гараж.
Представитель ответчика Администрации ЦАО г. Омска ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что с иском не согласна. В соответствии с п.п.13.1 п.17 Положения об администрации Центрального административного округа города Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, администрация ЦАО выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории г.Омска, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в случаях: - размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 7, 9, 11 - 30 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300. Этот перечень объектов расширительному толкованию не подлежит. Обращение ФИО1 о выдаче разрешения на использование земельного участка было рассмотрено, дан письменный ответ. Отказ в выдаче разрешения является законным и обоснованным, т.к. истец просил выдать разрешение на бесплатное использование земельного участка под размещение объекта - гаража, который не входит в перечень объектов, утвержденный Постановлением Правительства РФ. Под благоустройством территории понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение условий жизни и досуга граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состоянии территории. Определение перечня объектов благоустройства, принятие мероприятий относится к вопросам местного значения муниципального образования. С ДД.ММ.ГГГГ истец незаконно использует земельный участок под размещение гаража. В добровольном порядке он заключил соглашение о внесении платы в бюджет города за использование земельного участка. Это соглашение не подменяет правоустанавливающий документ. Соглашение не наделяет истца правом на длительное размещение гаража на земельном участке, это всего лишь компенсация, за то, что он пользовался земельным участком. По запросу прокуратуры ЦАО г. Омска, по жалобам жильцов дома администрацией проведена проверка в рамках муниципального земельного контроля. Специалисты на месте зафиксировали нахождение гаража, который установлен не законно. Администрацией округа подан иск об освобождении земельного участка. Постановлением Правительства устанавливается исчерпывающий перечень объектов (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), уточняется состав элементов благоустройства и малых архитектурных форм, на который пункт 4 Перечня распространяется, но не определяет перечень возможных объектов благоустройства. В этой связи, Министерство экономического развития РФ разъясняет, что оснований для применения порядка, предусмотренного главой V.6 Земельного кодекса РФ (использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута), в отношении некапитальных гаражей, вне зависимости от признания муниципальными правовыми актами металлических сборных гаражей элементами благоустройства, не имеется. В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация разъяснила истцу, что земельный участок под размещение гаража не может использоваться без правоустанавливающих документов и взимания платы.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные документы, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.
Согласно Положению об администрации Центрального административного округа г. Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 29.06.2011 г. № 423, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация осуществляет предоставление в аренду земельных участков для размещения металлических и сборных железобетонных гаражных боксов. Администрация округа осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением порядка использования земельных участков, исключающего самовольное занятие земельных участков или их использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, занятых индивидуальными жилыми домами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, отдельно стоящими капитальными гаражами, металлическими и сборными железобетонными гаражными боксами, погребами, а также обращается в суд с иском об освобождении земельных участков, самовольно занятых временными объектами.
Согласно п.17 Положения администрация в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в случаях размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 7, 9, 11 - 30 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию ЦАО г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. сроком на <данные изъяты> лет под размещение сборного железобетонного гаража- элемента благоустройства территории, согласно схеме размещения объектов (л.д.8).
Из ответа заместителя главы администрации ЦАО г. Омска ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение на использовании земельного участка без правоустанавливающих документов и внесения платы приведет к нарушению земельного законодательства (л.д.9-10).
Согласно схеме размещения объектов обозначенный земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м, расположен по адресу: <адрес> (л.д.12-13).
Согласно сообщению Управления Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемый земельный участок не сформирован, правопритязания отсутствуют (л.д.33).
Согласно товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи ФИО1 купил у ИП ФИО5 гараж ж/б в сборе с воротами за <данные изъяты> рублей (л.д.34-36).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЦАО г. Омска в адрес ФИО1 было направлено уведомление об освобождении самовольно занятого земельного участка, расположенного напротив <адрес> от гаражного бокса. Указаны площадки для переноса временного объекта.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.п.7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Пункт 1 ст. 65 ЗК предусматривает, что формами платы за использование земли являются только земельный налог и арендная плата. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления платы за использование земель или земельных участков в случае, указанном в п.п.6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 30.04.2016) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден перечень видов таких объектов, в число которых включены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) (п.4 Перечня).
Суд считает, что данный перечень объектов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку утвержден в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ с целью определения видов объектов, предназначенных для пользования неопределенным кругом лиц, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч.1 ст.16.2 Федерального Закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с "СНиП III-10-75. Благоустройство территорий" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158) работы по благоустройству территории связаны с работой с растительным грунтом, устройством внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок (песочницы, грибки), в том числе спортивных, оград, оборудованием мест отдыха (скамейки, урны) и озеленением.
Согласно ст. 1 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (ред. от 22.03.2017) "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Элементами благоустройства являются - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы и информация, используемые как составные части благоустройства.
К элементам благоустройства территории относятся, в том числе и некапитальные нестационарные сооружения (п.п. 1.1. ст. 1 Правил). В п.п. 2.12 ст. 1 закреплено, что к некапитальным нестационарным сооружениям относятся сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, не являющиеся объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении (остановочные навесы, металлические и сборные железобетонные гаражи, боксовые гаражи, парковочные ограждения).
Истец считает, что сборный железобетонный гараж, принадлежащий ему на праве собственности и предназначенный для удовлетворения его личных потребностей, является элементом благоустройства, в связи с чем имеет право на получение разрешения на длительное использование земельного участка. Действительно, орган муниципального образования относит сборные железобетонные гаражи к элементам благоустройства территории с целью обеспечения чистоты и порядка на прилегающих и закрепленных территориях. При этом, Правила не предусматривают порядок предоставления земельных участков или выдачи разрешения на бесплатное использование земельного участка для размещения элементов благоустройства.
Так согласно ст. 2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска юридические и физические лица:
1) обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим Решением;
2) обеспечивают содержание и уборку закрепленной территории и (или) уборку прилегающей территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Суд считает, что оснований для применения порядка, предусмотренного главой V.6 ЗК РФ, в отношении размещения некапитальных гаражей без предоставления земельных участков, вне зависимости от признания муниципальными правовыми актами таких гаражей элементами благоустройства, не имеется. Отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка под размещение сборного железобетонного гаража является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, предъявленных к администрации Центрального административного округа г. Омска, о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объекта - сборного железобетонного гаража, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГг. исх. №№, об обязанности выдать разрешение на использование земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> (согласно приложенным Схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и схеме размещения объектов) для размещения элемента благоустройства территории – некапитального нестационарного сооружения, сборного железобетонного гаража, отказать
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Куйбышевского районного суда г. Омска.
Судья: Г.Б. Шибаева Решение вступило в законную силу 07.06.2017 года