РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Железногорск **.**.**
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего, судьи Чижиковой Н.И.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО4,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л :
Решением <данные изъяты>) № *** от **.**.** ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.14 п.1 ст.27 Федерального закона от **.**.** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого стажа 12 лет 6 мес. на работах, связанных с непосредственным управлением полетами воздушных судов.
ФИО2 обратился в суд с иском к <данные изъяты> о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию, указывая, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости его возраст составил <данные изъяты> **.**.** после окончания Кировоградского летно-штурманского училища гражданской авиации он был назначен на должность диспетчера службы движения в аэропорту ***. С **.**.** был переведен на должность старшего диспетчера службы управления воздушного движения (УВД) гражданской авиации. **.**.** был переведен на должность руководителя полетов службы движения воздушными судами гражданской авиации. С **.**.** был переведен заместителем начальника аэропорта Батуми по движению - начальник службы движения, где проработал до **.**.** года. Работа в указанных должностях связана с непосредственным управлением полетами воздушных судов. На дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии стаж работы на должностях, связанных с непосредственным управлением полетами воздушных судов гражданской авиации, составил <данные изъяты> что даёт ему право на досрочную трудовую пенсию.
Уточнив свои требования, ФИО2 просил включить в льготный стаж период работы с **.**.** по **.**.** года, признать за ним право на досрочную пенсию по старости по п.п.14 п.1 ст.27 ФЗ от **.**.** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения - с **.**.**.
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, от возмещения понесенных по делу судебных расходов отказался.
Представитель ответчика, <данные изъяты>), ФИО4 иск не признала, пояснив, что ФИО2 при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости не подтвердил занятость на работах, связанных с непосредственным управлением полетами воздушных судов.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
А согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.14 п.1 ст.27 Федерального закона от **.**.** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.14 п.1 ст.27 ФЗ… является непосредственное управление полетами воздушных судов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**.** № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от **.**.** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п.14 п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат подтверждению периоды работ по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации (1.Общие положения). В соответствии с п.9 этого же Порядка… периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников, осуществляющих управление воздушным движением, - трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением.
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.14 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ ответчик мотивировал тем, что из анализа записей в трудовой книжке, личного листка по учету кадров, архивной справке от **.**.** № № *** не просматривается, что ФИО2 был занят в непосредственном управлении полетами воздушных судов.
Суд не может согласиться в данной позицией <данные изъяты>), изложенной в Решении об отказе в установлении пенсии № *** от **.**.** и поддержанной в настоящем судебном заседании его представителем ФИО4, по следующим основаниям.
Согласно п.6.1.1 главы 6 Наставления по производству полетов в Гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства Гражданской авиации СССР № *** от **.**.** (с изменениями и дополнениями) управление воздушным движением (УВД) организуется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР для авиации всех ведомств, настоящего Наставления, Наставления по службе движения в гражданской авиации СССР (НСД ГА) и инструкций по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов). Как следует из п.6.1.2 Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включают: планирование и координирование воздушного движения; непосредственное УВД; контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства. При этом в силу п.6.1.5. Наставления систему службы движения составляет совокупность служб: диспетчерских пунктов - руководители полетов.
Давая оценку вышеприведенным законодательным актам, суд исходит из того, что законодатель связывает право на досрочную пенсию с характером профессиональной деятельности гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Работа ФИО2 в должностях, связанных с непосредственным управлением полетами воздушных судов гражданской авиации, в период с **.**.** по **.**.** подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
Так согласно диплому <данные изъяты> № *** ФИО2 в период с **.**.** года по **.**.** обучался в <данные изъяты>, ему присвоена квалификация диспетчер службы движения. **.**.** по окончании Киевского института инженеров гражданской авиации ФИО2 выдан диплом, согласно которому ему присвоена квалификация инженера по управлению движением.
Из трудовой книжки № *** от **.**.**, усматривается, что после окончания Кировоградского летно-штурманского училища ГА ФИО2 работал на следующих должностях:
- **.**.** он был назначен в аэропорт Батуми на должность <данные изъяты> (запись № № ***);
- **.**.** присвоен <данные изъяты> (запись № № ***);
- **.**.** переведен на должность <данные изъяты> (запись № № ***);
- **.**.** переведен на должность <данные изъяты> (запись № № ***);
- **.**.** присвоен <данные изъяты> (запись № № ***);
- **.**.** переведен <данные изъяты> (запись № № ***);
- **.**.** переведен <данные изъяты> (запись № № ***).
Период с **.**.** по **.**.** годав <данные изъяты>, **.**.** по **.**.** в должности <данные изъяты>.
**.**.** ФИО2, работая <данные изъяты>, был допущен к работе <данные изъяты>, что удостоверяется выданным ему свидетельством <данные изъяты> серии № ***
Как пояснил в судебном заседании ФИО2, он был принят на работу в <данные изъяты>, с **.**.** работал в аэропорту ***. Согласно своим должностным обязанностям по должностной инструкции его деятельность в период с **.**.** по **.**.** была связана с непосредственным управлением движением воздушных судов.
Указанные пояснения истца подтверждаются представленными суду должностными инструкциями диспетчера круга и посадки (ДПСП), диспетчера службы движения (СДП) аэропорта Батуми, утвержденными начальником Батумского аэропорта **.**.**; диспетчера подхода (ДПП), утвержденной начальником Батумского аэропорта **.**.**. Из данных документов следует, что диспетчер службы движения диспетчерских пунктов аэропорта должен иметь среднее профессиональное образование, а также действующее свидетельство диспетчера управления воздушным движением (п.п.1.2, 1.3). Диспетчер службы движения непосредственно подчиняется руководителю полетов - начальнику смены, в оперативном отношении - заместителю начальника аэропорта по движению - начальнику службы движения (п.п.1.4, 1.5, 1.5). Диспетчер службы движения должен знать все нормативные акты, регламентирующие организацию УВД и обеспечивающие безопасность полетов в аэропорту *** (п.2.1); обязан обеспечивать безопасность полетов при непосредственном управлении воздушным движением и поддерживать упорядоченный самолётопоток в установленных границах ответственности диспетчерского пункта (п.3.1). Доводить до экипажей воздушных судов запреты и ограничения полетов, осуществлять контроль за их соблюдением (п.3.2).
Иные обязанности диспетчера службы движения, закрепленные в п.п.3.3-3.11) должностной инструкции, подтверждают доводы ФИО2 о том, что диспетчер службы движения в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей, находясь на диспетчерском пункте, непосредственно осуществляет руководство воздушным движением.
Как следует из трудовой книжки ФИО2, с **.**.** приказом начальника Батумского аэропорта он был переведен на должность <данные изъяты>.
Из должностной инструкции старшего диспетчера службы движения аэропорта Батуми, утвержденной начальником Батумского аэропорта **.**.**, следует, что старший диспетчер УВД службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением ВС, должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, действующее свидетельство диспетчера службы движения 1-2 классов и стаж работы в должности диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением ВС, не менее 3 лет (п.1.2). Старший диспетчер УВД службы движения непосредственно подчиняется заместителю начальника аэропорта по движению начальнику службы движения, в оперативном отношении - руководителю полетов (п.1.5). Согласно п.3.1 должностной инструкции (раздел 111) старший диспетчер УВД службы движения аэропорта Батуми непосредственно управляет движением ВС из диспетчерского пункта, передает управление движением ВС смежным диспетчерским пунктам УВД. Обязанности старшего диспетчера УВД службы движения, отраженные в п.п.3.2-3.14 должностной инструкции удостоверяют то обстоятельство, что старший диспетчер является главным и единственным лицом, определяющим готовность аэродрома к полетам. Старший диспетчер согласно должностной инструкции разрешает и запрещает выпуск и прием воздушных судов на аэродроме. Его решения обязательны для всех служб, обеспечивающих полеты, он разрешает и запрещает выпуск и прием воздушных судов на аэродроме. Таким образом, функциональные обязанности ФИО2 по данной должности были связаны с непосредственным управлением воздушным движением.
Кроме того, **.**.** года, **.**.** года, **.**.** ФИО2 был допущен к работе диспетчером службы движения, что подтверждается его свидетельством диспетчера службы движения.
Давая оценку приведенным доказательствам, суд считает, что истцом ФИО2 представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие его доводы о том, что в период работы с **.**.** по **.**.** в должности диспетчера службы движения, **.**.** по **.**.** в должности старшего диспетчера он исполнял обязанности, непосредственно связанные с управлением воздушным движением.
Более того, в должностной инструкции старшего диспетчера УВД службы движения аэропорта Батуми (п.1.2) указано, что старший диспетчер службы движения осуществляет непосредственное управление движением воздушных судов.
При таких обстоятельствах суд считает, что период работы ФИО2 с **.**.** по **.**.** в должности диспетчера службы движения, **.**.** по **.**.** в должности старшего диспетчерааэропорта Батуми подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Период с **.**.** по **.**.** в должности руководителя полетов службы движения.
Разрешая требования ФИО2 о включении в специальный стаж данного периода работы в качестве руководителя полетов службы движения аэропорта, суд приходит к следующему.
Из должностной инструкции руководителя полетов, утвержденной начальником Батумского аэропорта **.**.**, усматривается, что в подчинении руководителя полетов находятся: старший диспетчер, диспетчеры смен АДП, СДП, ДПП, ПДП, КДП, и в оперативном отношении: ИАС, АС, АМСГ, ПСС, Штурманское (п.1.5). Руководитель обязан знать все нормативные акты, касающиеся службы движения аэропорта Батуми (п.2.1); обеспечивать безопасность полетов воздушных судов (п.2.1; управлять движением воздушных судов, находящихся в зоне ответственности с диспетчерских пунктов СДП, ДПП, ПДП, КДП (п.2.2); осуществлять взаимодействие с руководителями полетов смежных диспетчерских пунктов управления воздушным движением, контролировать соблюдение правил использования воздушного пространства (п.2.3). Иные положения должностной инструкции (п.п.2.4-2.10) также указывают на обязанности руководителя полетов по непосредственному управлению воздушным движением.
Как пояснил в судебном заседании ФИО2, руководитель полетов осуществляет контроль за выполнением работниками службы движения наставлений, инструкций, технологии работы и других документов, регламентирующих управление воздушным движением. Он контролирует готовность экипажей воздушных судов к полетам; информирует соответствующие службы о возникающих непредвиденных ситуациях; принимает меры по предотвращению аварийных ситуаций и т.д.
Более того, по мнению суда, само наименование этой должности - руководитель полетов - свидетельствует о том, что должностные обязанности связаны с непосредственным управлением воздушным движением. Кроме того, в данный период ФИО2 был допущен к работе диспетчером, что удостоверяется его свидетельством диспетчера службы движения гражданской авиации. В этот же период ФИО2 приказом № № *** от **.**.** был присвоен первый класс диспетчера службы движения воздушными судами гражданской авиации, что подтверждается личным листком по учету кадров.
При указанных обстоятельствах суд считает, что период работы ФИО2 с **.**.** по **.**.** в должности руководителя полетов службы движения подлежит включению в специальный стаж.
Период с **.**.** по **.**.** в должности зам.начальника аэропорта Батуми по движению.
Как следует из материалов дела, в частности, должностной инструкции заместителя начальника аэропорта по движению - начальника службы движения аэропорта Батуми (утверждена начальником Батумского аэропорта **.**.**), на должность заместителя начальника аэропорта по движению - начальник службы движения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 7 лет (п.1.2). Заместитель начальника аэропорта по движению обязан знать все нормативно-правовые акты, касающиеся службы движения аэропорта Батуми (п.1.4).
В судебном заседании ФИО2 пояснил, что, исполняя обязанности заместителя начальника аэропорта Батуми, он являлся не только руководителем всей службы движения, но также непосредственно управлял воздушным движением. Во время отсутствия по различным причинам руководителей полетов, старших диспетчеров и диспетчеров он в соответствии с его должностной инструкцией непосредственно управлял воздушными полетами со всеми вытекающими обязанностями и возложенной ответственностью.
Указанные пояснения ФИО2 удостоверяются должностной инструкцией в части пункта 2.2.
Как следует из п.2.4 должностной инструкции, зам.начальника аэропорта по движению руководит работой диспетчерской смены; принимает решения о готовности аэродрома к полетам, о разрешении или запрещении использования воздушного пространства; координирует действия и дает указания службам аэропорта по вопросам, связанным с обеспечением безопасности и регулярности полетов. Согласно п.2.5 должностной инструкции ФИО2 осуществлял непосредственное управление воздушным движением с одного из диспетчерских пунктов, о чем он пояснил в судебном заседании. При этом, исполняя обязанности зам.начальника аэропорта по движению, ФИО2 имел действующее свидетельство диспетчера службы движения гражданской авиации, что также подтверждено материалами дела.
Давая оценку приведенным доказательствам, суд считает, что исковые требования ФИО2 о включении в специальный стаж периода работы с **.**.** по **.**.** в должности зам.начальника аэропорта Батуми по движению являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Записи в трудовой книжке ФИО2 о его профессиональной деятельности подтверждаются личным листком по учету кадров.
Из данного документа следует, что в период с **.**.** по **.**.** ФИО2 не пользовался отпусками без сохранения заработной платы, не находился в учебном отпуске; в этот период ему предоставлялись только очередные отпуска.
Согласно справке № *** от **.**.** года, уточняющей характер работы ФИО2, в период с **.**.** по **.**.** он работал на должностях и осуществлял непосредственное управление воздушным движением.
Свидетельство диспетчера службы движения Гражданской Авиации № ***, выданное ФИО2, действительно до **.**.** года.
Вышеперечисленные должностные инструкции диспетчера, старшего диспетчера, руководителя полетов, заместителя начальника аэропорта службы движения содержат указания на то, что они разработаны и утверждены на основании Воздушного кодекса Союза ССР, Устава о дисциплине работников ГА, Инструкции по производству полетов и руководящих документов, регламентирующих управление воздушным движением и обеспечение безопасности полетов аэропорта Батуми, действовавших на момент их утверждения.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что представленные доказательства в полной мере подтверждают доводы истца ФИО2 о том, что в период с **.**.** по **.**.** он работал на должностях, работа в которых была связана с непосредственным управлением воздушным движением в гражданской авиации. Таким образом, льготный стаж составил <данные изъяты>
В соответствии со ст. 19, Федерального закона от **.**.** N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии **.**.** года.
На дату обращения ФИО2 исполнилось <данные изъяты> лет; страховой стаж истца на дату обращения составил <данные изъяты>.; специальный стаж с учетом спорных периодов составил <данные изъяты>
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения в пенсионный орган ФИО2 приобрел право на досрочную трудовую пенсию по основаниям, предусмотренным подпунктом 14 пункта 1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Соответственно, исковые требования ФИО2 суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 удовлетворить полностью.
Обязать <данные изъяты>) включить ФИО2 в специальный стаж периоды работы в аэропорту Батуми:
- с **.**.** по **.**.** в должности <данные изъяты>;
- с **.**.** по **.**.** в должности <данные изъяты>;
- с **.**.** по **.**.** в должности <данные изъяты>
- с **.**.** по **.**.** в должности <данные изъяты>.
Обязать <данные изъяты>) назначить ФИО2 досрочно трудовую пенсию по старости с **.**.** года.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Чижикова Н.И.