дело № 2-1514/2021
УИД56RS0033-01-2021-003053-93
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 декабря 2021 года г.Орск Оренбургской области
Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Курносовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Плотниковой Ю.С.,
с участиемпредставителя ответчика ГУ ОПФР по Оренбургской области ФИО1,
представителя ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, открытому акционерному обществу «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, зачете в стаж периодов работ, обязании произвести конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 17 августа 2020 года он обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 3 ноября 2020 года №304 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР включен в специальный стаж не полностью (с 13 февраля 1989 года по 15 июня 1990 года). Указал, что после увольнения с военной службы он с 24 июля 1990 года трудоустроился на Кувандыкский завод механических прессов в цех сварочных металлоконструкций кузнецом 2 разряда, где проработал до 2 сентября 1998 года. Работа в указанном производстве относится к работам с вредными условиями труда и дает право на пенсию на льготных условиях. Период работы с вредными условиями труда следует после окончания периода его службы в составе Вооруженных Сил СССР, поэтому период службы в армии с 24 июля 1988 года по 15 июня 1990 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда. Кроме того, ответчиком незаконно исключены периоды работы отвлечений (выполнение гособязанностей, периоды простоя, отпуска без сохранения заработной платы, сокращенные рабочие дни) из стажа истца в период работы кузнецом, поскольку в основаниях выдачи справки ЛХТ работодателем не указаны первичные документы, подтверждающие обоснованность исключения работодателем этих периодов из стажа работы по Списку №1. Просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 24 июля 1990 года по 2 сентября 1998 года (периоды отвлечения), а также периоды службы в Советской Армии с 24 июля 1988 года по 15 июня 1990 года.
Определением суда от 28 октября 2021 года произведена замена истца ГУ УПФР в г.Орске Оренбургской области (межрайонное) на его правопреемника - ГУ ОПФР по Оренбургской области.
Определением суда от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина».
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ ОПФР по Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что все сведения, которые положены в основу справки ЛХТ, основаны на первичной документации: приказах по личному составу, расчетных ведомостях по заработной плате за спорные периоды. В справке ЛХТ №110 за 2020 год допущена описка в указании периода, за который представлены первичные документы, вместо правильного 1990-1998 г.г. указано 1987-1988 г.г., фактически в основание выдачи справки легли первичные документы за период с 1990 по 1998 г.г. Работодателем надлежащим образом исполнена обязанность по представлению в отношении истца индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица, спорные периоды исключены из стажа истца, поскольку отсутствуют доказательства факта работы в спорные периоды истца полный рабочий день во вредных условиях труда.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственноне менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет, В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. ст. 30 - 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" принято постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (абз. 2 пп. "а") (далее - Список N 1 от 26.01.1991);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (абз. 3 пп. "а") (далее - Список N 1 от 22.08.1956).
В пп. "а" п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 определено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов; работы, указанных в абз. 3 пп. "а" (то есть, по Списку N 1 от 22.08.1956) настоящего постановления, - применяются соответствующие положения п. п. 97, 108, 109, 110, 112, 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение N 590 от 03.08.1972).
Согласно подп. "а" п. 16 Положения N 590 от 03.08.1972 на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на работах с вредными условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утв. Советом Министров СССР; мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет.
На льготных условиях, указанных в п. 16 настоящего Положения, или в льготных размерах имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утв. Советом Министров СССР 1 (подп. "а" п. 91 Положения N 590 от 03.08.1972).
Правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 пользуются кузнецы на молотах и прессах (1110200а-13225), занятые полный рабочий день в кузнечно-прессовом производстве, раздел XI "Металлообработка".
В подразделе 2 "Кузнечно-прессовое производство" раздела XI "Металлообработка". Списка N 1, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 поименованы кузнецы, штамповщики на штамповочных молотах, прессах и ковочных машинах и их подручные, кузнецы и молотобойцы на ручной ковке, кузнецы на свободной ковке металла на молотах и прессах и их подручные.
В силу подп. "к" п. 109 Положения N 590 от 03.08.1972, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В п. 109 Положения N 590 от 03.08.1972 также предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда (пп. "а" п. 16), периоды, указанные в п. "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в трудовой книжке ФИО3 имеются следующие записи о трудовой деятельности: с 1 сентября 1984 года по 24 июня 1987 года учеба в СПТУ-42 г. Кувандыка; с 30 июля 1987 года по 10 ноября 1987 года электросварщик 4 разряда Кувандыкского завода механических прессов; с 4 января 1988 года по 26 мая 1988 года электросварщик 4 разряда Кувандыкского завода механических прессов; с 24 июня 1988 года по 15 июня 1990 года Служба в рядах Советской Армии; с 24 июля 1990 года по 2 сентября 1998 года кузнец цеха сварных металлоконструкций Кувандыкского завода механических прессов; с 1 июля 2008 года принят на работу директором ООО «СтанкоСервис».
Как следует из материалов дела, 17 августа 2020 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 3 ноября 2020 года № ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Указанным решением установлено, что по представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 7 лет 1 месяц 5 дней при требуемых 9 лет 00 месяцев, при имеющемся стаже заявитель вправе обратиться за назначением пенсии по достижении возраста 53 лет, то есть 17 июля 2022 года. При этом, в специальный стаж ФИО3 служба в Вооруженных Силах СССР (период с 24 июня 1988 года по 15 июня 1990 года) включена частично, а именно с 13 февраля 1989 года по 15 июня 1990 года (01 год 04 месяца 03 дня), а также исключены периоды отвлечений (выполнение гособязанностей, периоды простоя, отпуска без сохранения заработной платы, сокращенный рабочий день) с 24 июля 1990 года по 2 сентября 1998 года.
Как следует из объяснений представителя ГУ ОПФР по Оренбургской области, служба ФИО3 в Вооруженных Силах СССР включена в специальный стаж пропорционально специальному стажу до вступления в действие Списка N 1 от 26.01.1991, то есть до 31.12.1991.
Как следует из решения государственного учреждения – УПФР по г. Орску №304 от 3 ноября 2020, данных о стаже, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что период трудовой деятельности ФИО3 в должности кузнеца учтен пенсионным органом как работа с кодом 1110200а-13225 особых условий труда по Списку N 1 1991 года.
В период прохождения ФИО3 службы в Вооруженных Силах СССР пенсионное обеспечение граждан СССР регулировалось Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" и Положением N 590 от 03.08.1972, которые фактически утратили силу с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", который был введен в действие с 01.01.1992 и не предусматривал возможность включения службы в Вооруженных Силах после 01.01.1992 в специальный стаж. Кроме того, Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 01.01.1992 указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Списку N 1 от 22.08.1956 по достижении установленного данным законом возраста.
После окончания военной службы с 24 июля 1990 года ФИО3 работал на Кувандыкском заводе механических прессов (впоследствии ПАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина», ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» на должностях, относящихся к Списку N 1 от 22.08.1956, а с 01.01.1992 - к Списку N 1 от 26.01.1991).
Из содержания подп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 следует, что при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, если работа была предусмотрена Списком N 1 от 22.08.1956 и имела место до 01.01.1992, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, предусмотренные п. п. 97, 108, 109, 110, 112, 113 Положения N 590 от 03.08.1972, в частности период службы в Вооруженных Силах СССР. При этом п. 109 Положения N 590 от 03.08.1972 было установлено ограничение по определению продолжительности периода службы в армии, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях или в льготных размерах: продолжительность такой службы не должна превышать продолжительность работы на должностях, предусмотренных Списком N 1 от 11.08.1956. Таким образом, служба в Вооруженных Силах СССР на основании ранее действовавшего законодательства могла быть включена в специальный стаж в размере, не превышающем стаж работы по Списку N 1 от 22.08.1956. Одновременный учет периодов работы в условиях труда, соответствующих Списку N 1 от 22.08.1956, предшествующих службе в армии, а также после нее, и периодов работы, имевших место после 01.01.1992, при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, соответствующих Списку N 1 от 26.01.1991, законом не предусмотрен. К периодам работы, указанным в абз. 3 пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, относятся лишь периоды выполнения работы, имевшие место до 01.01.1992 и предусмотренные Списком N 1 от 22.08.1956.
По состоянию на 1 января 1992 года стаж работы ФИО3 на должности, относящейся к Списку N 1 от 22.08.1956, составлял 1 год 4 месяца 3 дня. Следовательно, период службы ФИО3 в армии обоснованно включен ГУ-УПФР в г. Орске Оренбургской области в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не в полном объеме, в лишь в размере 1 год 4 месяца 3 дня, то есть в размере, не превышающем продолжительность работы ФИО3. по Списку N 1 от 22.08.1956 по состоянию на 31 декабря 1991 года. Поскольку продолжительность специального стажа ФИО3 по Списку N 1 от 22.08.1956 составляет 1 года 4 месяца 3 дня и период службы в армии с 13 февраля 1989 года по 15 июня 1990 года указанной продолжительностью уже включен пенсионным органом в специальный стаж, то оснований для включения в специальный стаж периода службы в армии с 24 июня 1988 года по 15 июня 1990 года не имеется.
Спорный период службы в армии по действующему на тот период законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях при определенных условиях.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "к" пункта 109 указанного Положения предусмотрена служба в составе Вооруженных сил СССР.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 был введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил и учебу после 1 января 1992 г. в специальный стаж.
При решении вопроса о включении данного периода в специальный стаж, учитывается стаж, отработанный истцом до 1 января 1992 года, т.е. отработанный истцом до окончания действия данного постановления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 1 января 1992 года стаж работы ФИО3 на должности, относящейся к Списку N 1 от 22.08.1956, составлял 1 год 4 месяца 3 дня. Следовательно, период службы истца в армии обоснованно включен ГУ УПФР в г. Орске Оренбургской области в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не в полном объеме, в лишь в размере 1 год 4 месяца 3 дня, то есть в размере, не превышающем продолжительность работы ФИО3 по Списку N 1 от 22.08.1956 по состоянию на 31 декабря 1991 года.
В стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не были включены следующие периоды работы:
- с 25 июля 1990 года по 27 июля 1990 года, с 26 сентября 1990 года по 28 сентября 1990 года, с 5 мая 1994 года по 6 мая 1994 года, с 10 мая 1994 года по 31 мая 1994 года, с 1 августа 1994 года по 19 августа 1994 года, с 5 октября 1994 года по 7 октября 1994 года, с 16 декабря 1994 года по 30 декабря 1994 года, с 23 января 1995 года по 31 января 1995 года, с 3 февраля 1995 года по 5 февраля 1995 года, с 2 марта 1995 года по 4 марта 1995 года, с 29 марта 1995 года по 31 марта 1995 года, с 6 августа 1995 года по 7 августа 1995 года, с 1 октября 1995 года по 30 октября 1995 года, с 11 декабря 1995 года по 30 декабря 1995 года, с 4 января 1996 года по 5 января 1996 года, с 2 февраля 1996 года по 26 февраля 1996 года, с 4 марта 1996 года по 6 марта 1996 года, с 11 марта 1996 года по 29 марта 1996 года, с 1 апреля 1996 года по 30 апреля 1996 года, с 2 мая 1996 года по 31 мая 1996 года, с 1 июля 1996 года по 23 июля 1996 года, с 1 августа 1996 года по 30 августа 1996 года, с 2 сентября 1996 года по 20 сентября 1996 года, с 3 декабря 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 2 февраля 1997 года по 11 февраля 1997 года, с 19 февраля 1997 года по 25 февраля 1997 года, с 3 марта 1997 года по 31 марта 1997 года, 4 мая 1997 года, с 28 мая 1997 года по 30 мая 1997 года, с 23 июня 1997 года по 24 июня 1997 года, с 1 июля 1997 года по 29 августа 1997 года, с 1 сентября 1997 года по 12 сентября 1997 года, с 26 сентября 1997 года по 29 сентября 1997 года, 29 июня 1998 года, с 13 июля 1998 года по 24 июля 1998 года, с 3 августа 1998 года по 7 августа 1998 года, с 27 августа 1998 года по 31 августа 1998 года - отпуск без содержания;
- с 3 сентября 1991 года по 30 сентября 1991 года, с 12 сентября 1992 года по 23 сентября 1992 года, с 18 марта 1993 года по 19 марта 1993 года, с 1 сентября 1995 года по 2 сентября 1995 года, 15 октября 1997 года, 16 марта 1998 года - госсобязанности;
- с 23 декабря 1992 года по 30 декабря 1992 года, с 1 июля 1993 года по 30 июля 1993 года, с 1 июля 1994 года по 29 июля 1994 года, с 22 сентября 1995 года по 30 сентября 1995 года, с 2 ноября 1995 года по 30 ноября 1995 года, с 1 октября 1996 года по 29 ноября 1996 года, с 1 апреля 1997 года по 30 апреля 1997 года, с 3 января 1998 года по 31 января 1998 года - простой;
- с 17 января 1996 года, 10 июня 1997 года по 11 июня 1997 года, 13 июня 1997 года, с 15 сентября 1997 года по 25 сентября 1997 года, с 1 октября 1997 года по 09 октября 1997 года, с 2 февраля 1998 года по 27 февраля 1998 года, с 2 марта 1998 года по 6 марта 1998 года, с 10 марта 1998 года по 13 марта 1998 года, 1 апреля 1998 года по 10 апреля 1998 года, с 27 мая 1998 года по 29 мая 1998 года - сокращенный рабочий день.
Рассматривая обоснованность не включения в стаж работы истца данных периодов, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 годаN 29).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Истец зарегистрирован в системе индивидуального персонифицированного учета 18 мая 1999 года.
Спорными периодами являются периоды до 1998 года, то есть периоды до регистрации ФИО3 в качестве застрахованного лица.
Учитывая, что спорный период имел место быть до регистрации ФИО3 в системе персонифицированного учета, его льготный характер труда должен быть подтвержден работодателем.
Из материалов дела следует, что ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» является действующей организацией, которая являлась работодателем ФИО3 (ранее - Кувандыкский завод механических прессов, ПАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина»).
Как усматривается из справки №110, выданной 14 августа 2020 года ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина», ФИО3 в период с 24 июля 1990 года по 2 сентября 1998 года работал в качестве кузнеца на молотах и прессах в цехе по выпуску сварных металлоконструкций №1 Кувандыкского завода механических прессов. Основанием выдачи справки указаны книги приказов за 1987-1988 г.г., расчетные ведомости за 1987-1988 г.г., личная карточка формы Т-2; штатное расписание, ЕТКС, Перечень льготных профессий, карта аттестации рабочего места.
Из ответа ОПФР по Оренбургской области от 8 декабря 2021 года следует, что в стаж на соответствующих видах работ согласно справке, уточняющий льготный характер труда, ФИО3 не засчитаны: периоды отпуска без сохранения заработной платы в общей сложности 1 год 3 месяца 28 дней; исполнение государственных обязанностей в общей сложности 2 месяца 2 дня; рабочий простой в общей сложности 7 месяцев 5 дней, сокращенные рабочие дни по заявлению работника в общей сложности 2 месяца 12 дней, поскольку в период нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, простоев, исполнения государственных обязанностей не выполнялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение в течение полного рабочего дня.
Из пояснений представителя ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» ФИО2, исследованных в судебном заседании расчетных ведомостей за спорные периоды следует, что все указанные в расчетных ведомостях периоды отвлечений (административные отпуска, простои, отпуска без сохранения заработной платы, сокращенные рабочие дни), отраженные в расчетных ведомостях с общепринятыми сокращениями, соответствуют данным, которые отражены в выписке ИЛС.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Работодатель не подтверждает занятость истца на работах по Списку N 1 в спорный период времени в течение полного рабочего дня. По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы ФИО3 отражены без указания кода льготных условий труда.
Таким образом, факт занятости истца в спорный период времени на предусмотренных Списком N 1 работах с тяжелыми условиями труда надлежащими средствами доказывания не подтвержден.
Периоды отвлечений подлежат исключению из подсчета специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку в спорные периоды не подтверждена постоянная занятость истца, учитывая, что в указанное время Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования работал в режиме неполной рабочей недели, а включение периодов нахождения истца в отпусках без содержания, сокращенных рабочих дней, а также дней исполнения ФИО3 государственных обязанностей в подсчет специального стажа не предусмотрено Правилами исчисления работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, оснований для удовлетворения исковых требований к ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина», поскольку между истцом и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ГУ ОПФР по Оренбургской области, имеется спор о праве на назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, открытому акционерному обществу «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина» о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, зачете в стаж периодов работ, обязании произвести конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Ю.В. Курносова
Мотивированное решение составлено 23 декабря 2021 года