ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1514/2021 от 24.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2-1514/2021

УИД 70RS0002-01-2021-002757-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Ананичевой Н.Б.,

при секретаре: Ильиной Н.В.,

помощник судьи: Корсакова И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области к Государственному образовательному учреждению начального и дополнительного профессионального образования учебный центр «Лесотехшкола», Куроленко М.Н. о ликвидации юридического лица,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области (далее – Межрайонная ИФНС России №7 по Томской области) обратилась в суд с иском к государственному учреждению начального и дополнительного профессионального образования Учебный центр «Лесотехшкола» (далее – Учебный центр «Лесотехшкола»), Куроленко М.Н, (с учетом уточнения отчества ответчика и исковых требований (л.д. 124) о ликвидации юридического лица, возложении обязанностей по завершению ликвидации в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, указав, Учебный центр «Лесотехшкола» зарегистрировано муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 25.04.1995, 16.02.2002 присвоен ОГРН <номер обезличен>, указанное юридическое лицо действует на основании Устава, зарегистрированного 11.06.2002, юридическим адресом исходя их учредительных документов является: <адрес обезличен>. Истцом 25.02.2020 установлено, что Учебный центр «Лесотехшкола» по адресу его государственной регистрации не находится, в связи с чем связь с ним невозможна. 29.04.2020 в адрес руководителя и учредителей, а также в адрес Учебного центра «Лесотехшкола», истцом были направлены уведомления № 208 о необходимости в срок не превышающий одного месяца с даты получения настоящего уведомления, внести изменения в ЕГРЮЛ в части указания адреса нахождения юридического лица. Указанные требования оставлены без рассмотрения. Аналогичные требования направлялись также 08.11.2016, но были оставлены без исполнения. В связи с чем, истцом 20.04.2020 в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице Учебный центр «Лесотехшкола». В настоящее время по данным ЕГРЮЛ учредителем Учебного центра «Лесотехшкола» является Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. При этом в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 01.01.2007 Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области преобразован в Департамент государственной службы занятости населения Томской области, вместе с тем, до настоящего времени внесение изменений в сведения об учредителе Учебным центром «Лесотехшкола» не обеспечено. 16.03.2020 в адрес руководителя и учредителей, а также в адрес Учебного центра «Лесотехшкола» регистрирующим органом были направлены уведомления № 246 о необходимости в срок не позднее одного месяца, с момента получения настоящего уведомления, внести изменения в Единый государственный реестр в части сведений об участнике Учебного центра «Лесотехшкола». Данные требования оставлены без исполнения, аналогичное требование было направлено в адрес руководителя Учебного центра «Лесотехшкола» Куроленко М.Н. Согласно письму Департамента труда и занятости населения Томской области в ответ на уведомление о предоставлении достоверных сведений в части участника Учебного центра «Лесотехшкола» государственные учреждения центры занятости населения как имущественные комплексы были переданы Томской области. Решение о передаче в собственность Томской области Учебного центра федеральный орган не принимал. Томская область не принимала на себя полномочия учредителя Учебного центра. На основании изложенного Департамент сообщает, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются недостоверными. 23.11.2016 в адрес истца поступило письмо Департамента труда и занятости населения Томской области, согласно которому в Учебный центр «Лесотехшкола» неоднократно направлялись уведомления о представлении документов, для принятия решения о вышеуказанной передаче, руководитель Учебного центра от выполнения требования уклонился. Таким образом, 29.04.2020 в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об участнике Общества. Кроме того, устава Учебного центра «Лесотехшкола» не приведен в соответствие законодательству в части указания соответствующей организационно-правовой формы. Также истец обращает внимание на то, обстоятельство, что Учебный центр «Лесотехшкола» имеет задолженность по налогам. Согласно договору хранения б/н от 27.11.2019 Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской области ответчику Куроленко М.Н. передано на хранение объекты недвижимости, находящиеся на балансе Учебный центр «Лесотехшкола».

В окончательной редакции исковых требований просит ликвидировать Учебный центр «Лесотехшкола»; возложить обязанности по ликвидации Учебного центра «Лесотехшкола» ИНН <номер обезличен> на Куроленко М.Н.; обязать Куроленко М.Н. завершить ликвидацию в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

Представитель истца Медведева О.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021 в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их уточнения.

Представитель истца Каденец Е.А., действующая на основании доверенности от 12.04.2021, сроком действия до 31.12.2021, в судебном заседании поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения.

Представитель ответчика Учебный центр «Лесотехшкола» – Новичков Ф.Е., действующий на основании доверенности от 17.05.2021, сроком действия на 1 год, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании от 20.08.2021 возражал против заявленных требований, пояснил, что не оспаривает факт реорганизации учредителей Учебный центр «Лесотехшкола», в части указания адреса нахождения юридического лица, пояснил, что связь с ответчиком осуществляется, почтовая корреспонденция доставляется. Все права и обязанности юридического лица переходят учредителю, вместе с тем, между государственными учреждениями не произошло передачи сведений, а самостоятельным правом на внесение исправлений сведений в уставе ответчик не наделен. Учебный центр «Лесотехшкола» на балансе не стоит, учредитель был преобразован, а новый учредитель отказался от него. Имущество, находящиеся на балансе Учебный центр «Лесотехшкола» является федеральным, в связи с чем, ответчик Куроленко М.Н. не может им распоряжаться. Кроме того, договор хранения б/н от 27.11.2019 расторгнут, таким образом Учебный центр «Лесотехшкола» не является стороной по договору. Решение о ликвидации принимается учредителем. Деятельность Учебный центр «Лесотехшкола» осуществляет, подготовка водителей ведется, имеется лицензия на осуществлении деятельности. Полагает, что невозможно ликвидировать действующее юридическое лицо, получающее корреспонденцию по адресу регистрации, что подтверждается вступившими в законную силу судебными решениями, и наличием представителя в судебном заседании. Никаких нарушений налогового законодательства ответчиком не допущено, изменения в реестр не внесены, т.к. реорганизовался прежний учредитель – Департамент труда и занятости населения Томской области, и после его ликвидации по неизвестным причинам, Лесотехшколы на его балансе не оказалось. Ответчик действует, пытается договориться с Росимуществом о разрешении данной ситуации, из реестра исключаться не хочет, но сам внести изменения в данные реестра не может по вышеуказанным причинам. Его вины в каких-то нарушениях нет, ситуация с учредителями от него не зависит.

Ответчик Куроленко М.Н., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством телефонной связи (л.д. 188), в судебное заседание явился, об отложении дела не просил.

Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Томской области – Хоружик Е.Е., действующая на основании доверенности от 21.08.2017 № 124, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании от 20.08.2021 возражала против заявленных требований, представила письменный отзыв на иск, их которого следует, что согласно уставу Учебного центра «Лесотехшкола» его учредителем является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. В соответствии с Федеральным Законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 01.01.2007 Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области преобразован в Департамент государственной службы занятости населения Томской области. На основании постановления Губернатора Томской области от 20.12.2007 № 164 Департамент государственной службы занятости населения Томской области. В связи с преобразованием были проведены мероприятия по передаче федеральных образовательных учреждений, в отношении которых Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области выступил учредителем и их имущества из федеральной собственности в собственность Томской области. Учебный центр в собственность Томской области передан не был, изменения в устав внесены не были. С 01.01.2007 Учебный центр «Лесотехшкола», как федеральной учреждение, не является учреждением подведомственным исполнительному органу государственной власти Томской области - Департаменту труда и занятости населения Томской области. В дополнении пояснила, что поскольку имущество относится к форме собственности субъекта, Департамент не может распоряжаться учебным центром и его имуществом. Должно быть согласие собственника, но его нет. У Департамента нет полномочий и компетенций по учреждению ответчика.

Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В порядке п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Государственная регистрация в силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения сведений в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицам, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела и не оспорено сторонами, что ГОУ НиДПО УЦ «Лесотехшкола» (ИНН <номер обезличен>, ОГРН <номер обезличен> 634009, <адрес обезличен>) создано на основании приказа Управления труда и занятости населения Томской области от 12.03.1993 №17 в соответствии с постановлением Главы администрации Томской области от 10.01.1993 №2 на базе Томской лесотехнической школы. Учебный центр предоставляет в том числе, платные услуги по профессиональной подготовке водителей.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Как следует из пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от <дата обезличена><номер обезличен> юридическим адресом Учебного центра «Лесотехшкола» является <адрес обезличен>.

Приказом Центра занятости населения Администрации Томской области №17 от 12.03.1993 директором Учебного центра «Лесотехшкола» назначен ФИО1 Согласно выписке из ЕГРЮЛ, пп.1.2 п.1 Устава от 11.06.2002, учредителем ГОУ НиДПО УЦ «Лесотехшкола», является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области, на основании положения о Департаменте ФГСЗН по Томской области, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития РФ от 30.11.2000 № 274.

Как следует из материалов дела, <дата обезличена> истцом, в связи с установлением факта того, что Учебный Центр «Лесотехшкола» не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в адрес Департамента государственной службы занятости населения Томской области было направлено требование срок до <дата обезличена> внести изменения в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения юридического лица, либо представить документы, подтверждающие факт нахождения организации по зарегистрированному в ЕГРЮЛ адресу, поскольку Департамент государственной службы занятости населения Томской области является учредителем Учебного центра «Лесотехшкола».

В ответ на вышеуказанное требование, начальник Департамента труда и занятости населения Томской области ФИО2 направила в адрес Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области сообщение, из которого следует, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 01.01.2007 Департамент федеральной государственной службы занятости населения Томской области преобразован в Департамент государственной службы занятости населения Томской области. На основании постановления Губернатора Томской области от 20.12.2007 №164 Департамент реорганизован и переименован в Департамент труда и занятости населения Томской области. В связи с преобразованием проведены мероприятия по передаче федеральных образовательных учреждений, в отношении которых Департамент выступал учредителем, и их имущества из федеральной собственности в собственность Томской области. Учебный центр в собственность Томской области не передан, соответствующие изменения в Устав не внесены. С 01.01.2007 Учебный центр, как федеральное учреждение, не является учреждением, подведомственным исполнительному органу государственной власти Томской области – Департаменту труда и занятости населения Томской области.

25.02.2020 старшим государственным налоговым инспектором отдела правового обеспечения государственной регистрации ФИО3 произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес обезличен> на предмет местонахождения Учебного центра «Лесотехшкола» по указанному адресу. В результате осмотра объекта недвижимости установлено, что по адресу: <адрес обезличен> на территории огражденной забором находится двухэтажное нежилое деревянное здание. При визуальном осмотре здания снаружи отсутствуют признаки эксплуатации данного объекта (вся территории занесена снегом, нет входа на данную территорию, входные двери и окна первого этажа заколочены досками. На втором этаже частично отсутствует остекление окон). На прилегающей к зданию территории, на заборе, на фасаде здания таблички (вывески), свидетельствующей о размещении по данному адресу Учебного центра «Лесотехшкола» отсутствует. Рядом по адресу: <адрес обезличен> находится 4-этажное здание с табличкой: Учебный центр «Лесотехшкола» - общежитие. Также имеется рекламный баннер: Учебный центр «Лесотехшкола», указан адрес: <адрес обезличен> телефон. На первом этаже общежития размещены аудитории (учебные классы) Учебного центра «Лесотехшкола». Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела протоколом осмотра объекта недвижимости № 31-381 от 25.02.2020.

13.03.2020 истцом в адрес Учебного центра «Лесотехшкола», Куроленко М.Н., Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области направлено уведомление № 208 о необходимости представления достоверных сведений, в связи с установлением недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица: г. Томск, пр. Ленина д. 225.

27.03.2020 истцом в адрес Учебного центра «Лесотехшкола», Куроленко М.Н., Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области направлено уведомление № 645 о необходимости предоставлении достоверных сведений в части сведений о физическом лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Куроленко М.Н.

Как следует из сообщения начальника Департамента труда и занятости населения Томской области от 16.04.2020, согласно сведениям ЕГРЮЛ учредителем Учебного центра «Лесотехшкола» является Департамент федеральной государственной службы занятости населения Томской области, который прекратил свою деятельность 16.01.2007. В соответствии с распоряжением Территориального управления Федеральной агентства по управлению федеральным имущество по Томской области от 11.12.2006 № 723 «О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости населения как имущественные комплексы были переданы Томской области. Право собственности Томской области на указанные учреждения возникло 01.01.2007». Решение о передаче в собственность Томской области Учебного центра федеральный орган не принимал. Томская область не принимала на себя полномочий учредителя Учебного центра, в том числе не предоставляла на праве оперативного управления имущество или в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, не осуществляло финансирование его деятельности.

Исследовав письменные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Одним из оснований для обращения с настоящим иском, послужило внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридическом адресе Учебный центр «Лесотехшкола».

Как следует их Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).

Учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как следует из п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

В обосновании заявленных требований, истцом представлен протокол осмотра объекта недвижимости от 25.02.2020 по которому установлено отсутствие Учебного центра «Лесотехшкола» по указанному в ЕГРЮЛ адресу юридического лица, вместе с тем, материалами дела, а также сторонами не оспаривалось, что на момент составления указанного протокола юридическое лицо осуществляло свою хозяйственную деятельность. Указанное обстоятельства также подтверждается протоколом осмотра от 25.02.2020, в котором установлено, что «по адресу: <адрес обезличен> находится 4-этажное здание с табличкой: Учебный центр «Лесотехшкола» - общежитие. Также имеется рекламный баннер: Учебный центр «Лесотехшкола», указан адрес: <адрес обезличен> телефон. На первом этаже общежития размещены аудитории (учебные классы) Учебного центра «Лесотехшкола»». Исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение им необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.

Таким образом, суд приходит к выводу, об отсутствии доказательств, свидетельствующих, что связь истца с юридическим лицом Учебным центром «Лесотехшкола» отсутствует, кроме того, получение указанным юридическим лицом судебной корреспонденции, говорит о добросовестности осуществления его деятельности. Истцом в ходе рассмотрения дела, надлежащих доказательств внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, послуживших основанием для обращения в суд с требованиями о ликвидации Учебного центра «Лесотехшкола» не представлено.

Истец в обосновании заявленных требований также указывает на недостоверность информации в части указания в ЕГРЮЛ сведений об учредителях.

Как следует из ответа начальника Департамента труда и занятости населения Томской области ФИО2 и установлено ранее, согласно Уставу Учебного центра от 11.06.2002 его учредителем является Департамент федеральной государственной службы занятости и населения по Томской области. Форма собственности – Федеральная. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 01.01.2007 Департамент федеральной государственной службы занятости населения Томской области преобразован в Департамент государственной службы занятости населения Томской области. На основании постановления Губернатора Томской области от 20.12.2007 №164 Департамент реорганизован и переименован в Департамент труда и занятости населения Томской области. В распоряжении Администрации Томской области от 19.01.2007 № 14-ра «Об усилении контроля за деятельностью областных государственных унитарных предприятий, областных государственных учреждений, хозяйственных обществ, товариществ, иных организаций, созданных на основе или с распоряжения государственного имущества Томской области» Учебный центр «Лесотехшкола» не содержится. Финансирование Учебного центра из областного бюджета не осуществляется и не осуществлялось. Областное имущество в оперативное управление «безвозмездное пользование» Учебному центру при участии Департамента не предоставлялось.

Как следует из ч. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, при имеющихся обстоятельствах, а также при установлении материалами дела факта, что у Учебного центра «Лесотехшкола» отсутствует учредитель, с 01.01.2007 Учебный центр «Лесотехшкола», как федеральное учреждение, не является учреждением подведомственным исполнительному органу государственной власти Томской области - Департаменту труда и занятости населения Томской области, доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку директор Учебного центра «Лесотехшкола» не правомочен на внесение изменений в ЕГРЮЛ в части сведений об учредителях, поскольку не является учредителем указанного юридического лица.

Согласно ч. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, истец, заявляя требование о возложенное обязанности по ликвидации Учебного центра «Лесотехшкола» на Куроленко М.Н., в связи с тем, что Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской области ответчику Куроленко М.Н. переданы на хранение объекты недвижимости, находящиеся на балансе Учебного центра «Лесотехшкола» основывает их на неверном толковании норм материального права.

Как установлено материалами дела, а именно решением Ленинского районного суда г. Томска от 17.09.2020 по делу № 2а-1371/2020, 27.11.2019 между МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и Куроленко М.Н. заключен с договор хранения объектов, находящихся в собственности Российской Федерации. На хранение Куроленко М.Н. переданы объекты федерального имущества казны Российской Федерации: нежилое строение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>; жилое строение (общежитие), расположенное по адресу: <адрес обезличен>; нежилое строение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>; нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>. По условиям договора Куроленко М.Н. обязан принимать все меры для обеспечения сохранности переданного на хранение имущества, меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.), а также несет все расходы и издержки, связанные с исполнением данного договора, при этом поклажедатель не возмещает ему понесенные издержки и не обеспечивает его средствами, необходимыми для исполнения хранения.

Согласно пояснениям представителя ответчика Учебного центра «Лесотехшкола» в ходе рассмотрения настоящего дела, указанный договор расторгнут, в связи с чем, Куроленко М.Н. стороной указанного договора не является. Доказательств опровергающих, стороной истца представлено не было.

Вместе с тем наличие указанного обстоятельства, не является основанием для возложения обязанности по ликвидации Учебного центра «Лесотехшкола» на ответчика Куроленко М.Н., поскольку он не является учредителем указанного юридического лица.

Таким образом, какими-либо решениями, постановлениями, доказательствами не доказано совершение ответчиком действий, связанных с грубыми нарушениями законодательства, на что ссылается Истец, как основание для ликвидации.

В судебном заседании сами представители Истца затруднились пояснить, в чем выражаются умышленные, виновные действия ответчика, связанные с нарушением законодательства. Корреспонденцию ответчик по адресу в реестре получает, деятельность ведет, налоговую отчетность, как пояснили сами истцы, представляет своевременно и регулярно. Ситуация с учредителями находится за пределами возможностей ответчика, каким образом он может её разрешить, действуя разумно и добросовестно, никто из участвующих в деле лиц, пояснить не смог.

При указанных обстоятельствах, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области к Государственному образовательному учреждению начального и дополнительного профессионального образования учебный центр «Лесотехшкола», Куроленко М.Н. о ликвидации юридического лица, возложении обязанности по ликвидации юридического лица не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области к Государственному образовательному учреждению начального и дополнительного профессионального образования учебный центр «Лесотехшкола», Куроленко М.Н. о ликвидации юридического лица, возложении обязанности по ликвидации юридического лица отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Б. Ананичева

Мотивированный текст решения изготовлен 01.10.2021 года.

УИД 70RS0002-01-2021-002757-43