ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15166/19 от 11.02.2020 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2020 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Грызлова С.В., при помощнике судьи ФИО5., в отсутствие сторон., рассмотрев
в открытом судебном заседании в помещении военного суда, гражданское дело
по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур о признании незаконным решения об отказе
в назначении страховой пенсии по старости и назначении указанного вида пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее по тексту - ОПФР по г. Байконур) об обязании назначить страховую пенсию по старости, в котором указал, что согласно решения пенсионного органа от 28 ноября 2019 года № ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине не предоставления
в установленный трехмесячный срок недостающего для назначения указанного вида пенсии документа, подтверждающего факт постоянного проживания в городе Байконур.

Считая, что ОПФР по г. Байконур, отказав ему в назначении страховой пенсии по старости, нарушило его права на социальное обеспечение, ссылаясь на нормы международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, действующего законодательства РФ, ФИО1 просил суд признать решение от 28 ноября 2019 года № ОПФР по г. Байконур
об отказе ему в назначении спорного вида пенсии незаконным и обязать ОПФР
по г. Байконур назначить ему, ФИО1 страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 20 июня 2019 года.

Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, месте
и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела
не просил, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик, в лице управляющего ОПФР по г. Байконур, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился,
об отложении рассмотрения дела не просил, своего представителя в суд не направил, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Представил суду письменное возражение на исковое заявление и просил в его удовлетворении отказать в полном объеме.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело
в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их в совокупности, суд считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что 20 июня 2019 года ФИО1 обратился с заявлением в ОПФР по г. Байконур о назначении страховой пенсии по старости.

Согласно решения ОПФР по г. Байконур от 28 ноября 2019 года
, истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что он не представил в пенсионный орган документ, подтверждающий факт постоянного проживания в городе Байконур. При этом из указанного выше решения следует, что все остальные документы, необходимые для назначения истцу спорного вида пенсии, в пенсионном деле имеются.

Из документов, исследуемых в судебном заседании усматривается, что гражданин Республики Казахстан ФИО1,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в городе Байконур, с 1998 года
и по настоящее время, имеет регистрацию по месту пребывания до 31 декабря
2020 года, проживает по договору найма жилого помещения на временное проживание, заключенного с ООО «ЖИЛСЕРВИС», по адресу: <адрес>

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде: документом удостоверяющим личность истца, копиями адресных справок, справкой ООО «ЖИЛСЕРВИС» от 13 декабря 2019 года № , иными материалами пенсионного дела.

С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03 октября
2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» (далее по тексту – ФЗ № 350).

Статьей 7 вышеназванного ФЗ № 350 внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ № 400).

Статьей 8 ФЗ № 400 (в новой редакции) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением № 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

С учетом Приложения № 6 к ФЗ № 400 возраст, по достижении которого
в 2019 году возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, составляет для мужчин 61 год (60 лет - возраст,
по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии
с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400 по состоянию на 31 декабря 2018 года + 12 месяцев).

Согласно ст. 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» жителем города Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года следует, что пенсионное обеспечение жителей города Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации.

При этом, согласно пункту «б» статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан
от 27 апреля 1996 года следует, что под понятие «житель города Байконур» подпадают, граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие
в городе Байконур.

При вынесении решения суд доводы ответчика, изложенные в адресованных суду возражениях о том, что ФИО1, являясь гражданином Республики Казахстан и имея регистрацию в городе Байконур по месту пребывания, а не по месту жительства, фактически не может считаться постоянно проживающим в городе Байконур, отвергает по следующим основаниям.

В суде из вышеуказанных доказательств бесспорно установлено, что ФИО1 с 1998 года проживает на территории города Байконур,
в настоящее время в жилом помещении по договору найма – квартире № , расположенной по адресу: <адрес>, и имеет регистрацию по месту пребывания по указанному адресу.

Из смысла ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями) следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).

Согласно ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года (с изменениями) следует, что застрахованными лицами,
на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии
с настоящим Федеральным законом, являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки ошибочному мнению ответчика, ФИО1, имея регистрацию по месту пребывания в городе Байконур, на момент отказа ему в назначении страховой пенсии по старости, постоянно проживал в городе Байконур с 1998 года.

При вынесении решения суд также учитывает и тот факт, что
ОПФР по г. Байконур, отказывая последнему в назначении страховой пенсии
по старости основывалось только на том, что истцом не был представлен документ, подтверждающий факт постоянного проживания в городе Байконур и других препятствий для назначения страховой пенсии по старости ФИО1
не было.

Доводы ответчика, которые изложены в адресованных суду возражениях, касающиеся документа, подтверждающего факт постоянного проживания в городе Байконур, суд отвергает, поскольку из анализа вышеуказанного законодательства следует, что ФИО1 является жителем города Байконур. При этом
с учетом всех обстоятельств, суд приходит к выводу, что наличие у ФИО1 регистрации по месту пребывания в городе Байконур, а не регистрации по месту жительства, не может служить препятствием к назначению и выплате спорной пенсии, поскольку истец имеет право на пенсию являясь жителем города Байконур
с 1998 года и гражданином Республики Казахстан.

В связи с изложенным выше, суд при вынесении решения полагает необходимым указать, что регистрация, сама по себе носит административно-уведомительный характер, она не имеет предопределяющего значения и учитывается для определения места жительства истца наряду с другими доказательствами.

Кроме того, суд при вынесении решения обращает внимание
и на то обстоятельство, что регистрационный учет граждан Республики Казахстан, прибывших для проживания в город Байконур, производится в соответствии
с законодательством РФ органом регистрационного учета РФ – отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур».

Таким образом, с учетом того, что в судебном заседании бесспорно установлено, что на день обращения ФИО1 в ОПФР по г. Байконур
с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, каких-либо других препятствий для назначения истцу указанной пенсии, кроме не предоставления документа, подтверждающего факт постоянного проживания в городе Байконур,
не было, суд считает необходимым признать спорное решение пенсионного органа
от 28 ноября 2019 года № незаконным.

Также суд при вынесении решения учитывает, что право истца на получение пенсии было нарушено с принятием указанного выше решения об отказе
в назначении пенсии, а значит, обязывает ОПФР по г. Байконур назначить
ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии
с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон от 03 октября 2018 года
№ 350-ФЗ).

При этом, разрешая требование ФИО1 об обязании ответчика назначить истцу спорный вид пенсии начиная со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, то есть с 20 июня 2019 года, суд исходит
из следующего.

В силу ст. 22 ФЗ № 400 страховая пенсия назначается со дня обращения
за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права
на указанную пенсию. При этом, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из смысла и содержания приведенных норм следует, что назначение страховой пенсии обусловлено наличием права заявителя на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ № 350 гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 ФЗ № 400
и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия
по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями №№ 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Из указанной нормы следует, что лицам, которым в период с 01 января
2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного Приложением № 6 ФЗ № 350, соответственно право на получение страховой пенсии у ФИО1 возникло по достижении истцом
60 лет и 6 месяцев.

Таким образом, учитывая, что основание, дающее право на назначение страховой пенсии по старости имелись по состоянию на 17 июля 2019 года, то есть
по достижении истцом 60 лет и 6 месяцев (16 января 2019 года + 6 месяцев), размер страхового стажа истца составлял более 15 лет (стаж истца на день обращения 25 лет 1 месяц 6 дней), величина индивидуального пенсионного коэффициента у истца
не ниже 30 (на день обращения – 92,572), суд приходит к выводу об обязании ОПФР по г. Байконур назначить ФИО1 страховую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 17 июля 2019 года.

В связи с изложенным выше суд отказывает истцу в удовлетворении требования о назначении пенсии начиная с 20 июня 2019 года со дня обращения
в пенсионный орган.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд, разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные по делу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу искового заявления, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–198 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Исковое заявление ФИО1
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур о признании незаконным решения об отказе
в назначении страховой пенсии по старости и назначении указанного вида пенсии, – удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур от 28 ноября 2019 года
об отказе ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости, признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости
с 17 июля 2019 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур в пользу ФИО1 судебные расходы за уплаченную государственную пошлину по делу в размере 300 (триста) рублей.

В части удовлетворении требования ФИО1 о назначении пенсии начиная с 20 июня 2019 года, со дня обращения в пенсионный орган, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий по делу С.В. Грызлов

Верно

Судья С.В. Грызлов

Помощник судьи ФИО5

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>